Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 31 октября 2014 г. N 405-п в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 1. Характеристика текущего состояния сферы физической культуры
и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2014-2020 годы" (далее - государственная программа) является организационной основой государственной политики по созданию условий, направленных на улучшение здоровья населения, повышение уровня и качества жизни жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономного округа), улучшение подготовленности человеческого потенциала, улучшение воспитания подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности спорта и престижа автономного округа на российской и международной арене.
Основу для разработки государственной программы составили следующие документы:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, которая определила цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, разработанная в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 года;
Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 года N 402-р;
Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации" на 2006-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7;
Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства автономного округа 22 марта 2013 года N 101-рп.
Цель государственной политики в области физической культуры и спорта направлена на создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, обеспечения развития массового спорта и достижение спортсменами Югры высоких спортивных результатов на соревнованиях российского и международного уровня.
Характеристика текущего состояния социально-экономического развития автономного округа в области физической культуры и спорта представлена на основании аналитических данных, полученных в результате социологических исследований, статистических данных, сбора и анализа данных в динамике.
При разработке государственной программы учтены положения, направленные на улучшение здоровья населения автономного округа, повышение уровня и качества жизни жителей автономного округа, развитие человеческого потенциала, воспитания подрастающего поколения через систематические занятия физической культурой и спортом, развитие национальных видов спорта, культивируемых в автономном округе, повышение конкурентоспособности спорта и престижа автономного округа на российской и международной аренах.
В период подготовительной работы учитывались данные мониторинга общественного мнения жителей Югры о целях, мероприятиях и показателях формируемой государственной программы.
В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта в автономном округе, требующих неотложного решения, в том числе:
несоответствие уровня инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом задачам развития данной сферы в автономном округе;
недостаточное привлечение взрослого населения, детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
недостаточная пропаганда занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.
В автономном округе функционируют 2 304 спортивных сооружения. Из их общего числа 345 приспособлены для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья или 15,0 %.
Имеется насущная потребность в оснащении учреждений спорта современным противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения, средствами защиты от несанкционированных проникновений, террористических актов и других посягательств на жизнь и здоровье участников тренировочного процесса. Ряд учреждений спорта требует капитальных вложений для приведения материально-технической базы в соответствие с лицензионными требованиями для включения во Всероссийский Реестр объектов спорта.
Автономный округ характеризуется низким показателем обеспеченности единовременной пропускной способностью спортивных сооружений, он на 4,9 % и на 5,6 % меньше чем по России и Уральскому федеральному округу и составляет только 20,3% от норматива, установленного в Российской Федерации. В Российской Федерации данный показатель равен 25,1 %. Показатель Уральского федерального округа составляет 25,9 %, автономный округ занимает последнее место среди субъектов Уральского федерального округа и отстает более чем на 10 % от показателей Курганской и Тюменской областей, уступая более 4 % Ямало-Ненецкому автономному округу и Челябинской области.
В 7 муниципальных образованиях автономного округа показатель единовременной пропускной способности ниже среднеокружного. Так в г. Нефтеюганске данный показатель равен 12,2 %, в г. Нижневартовске - 13,0 %. В 15 муниципальных образованиях автономного округа данный показатель выше среднеокружного, от 21,2 % в г. Радужный до 39,7 % в Березовском районе.
Строительство спортивных объектов в автономном округе должно осуществляться как по индивидуально разработанным проектам, так и по типовым, обеспечивать комплексную безопасность, энергоэффективность, доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Быть малобюджетными и быстровозводимыми. Особое внимание следует уделять строительству объектов для приоритетных и базовых видов спорта, определенных для автономного округа. Определенную долю в строительстве должны составлять объекты, возводимые на условиях государственно-частного партнерства.
Строительство спортивных объектов на территории автономного округа осуществляется с участием средств бюджета автономного округа, средств федерального бюджета, средств бюджетов муниципальных образований автономного округа (включающих привлеченные средства от хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории автономного округа), внебюджетных источников.
Несмотря на важную социально-экономическую роль, которую могут и должны выполнять физическая культура и спорт, в настоящее время почти 80 % жителей автономного округа не занимаются систематически физической культурой и спортом. При этом необходимо сказать, что к числу систематически занимающихся относятся лица, занимающиеся не менее трех раз в неделю, при объеме двигательной активности не менее 6 часов.
По состоянию на 1 января 2013 года количество лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составило 21,9 % от общей численности населения. По данному показателю в разрезе субъектов Уральского федерального округа автономный округ находится на 5 месте, уступая от 0,6 % до 8,8 % Челябинской области и Ямало-Ненецкому автономному округу. В 11 муниципальных образованиях автономного округа данный показатель ниже среднеокружного, от 0,04 % в г. Нягани до 7,3 % в г. Нефтеюганске.
В первую очередь, это связано с недостаточной обеспеченностью тренерским составом, особенно в детско-юношеских спортивных школах. В настоящее время эта обеспеченность в процентах от норматива Российской Федерации составляет 41,4 % или 1699 человек. Отсутствие социально-бытовых условий для молодых специалистов, особенно в сельской местности, впервые приступивших к работе, относительно невысокая заработная плата позволяют трудоустраивать ежегодно только 10 % выпускников высших учебных заведений для работы по специальности. Молодые специалисты не всегда готовы к самостоятельной работе ввиду недостаточной подготовки в учебном заведении.
Во-вторых, недостаточно развит комплекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейших составляющих здорового образа жизни, включающий в себя:
определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
поддержку проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом.
Если в 2011-2012 годах количество занимающихся спортивно-оздоровительной деятельностью в автономном округе ежегодно увеличивалось в среднем на 22 тысячи человек, то для выполнения целевых показателей государственной программы необходимо добиваться ежегодного прироста занимающихся не менее 42-43 тысяч человек за счет строительства новых спортивных объектов, создания сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе на плоскостных спортивных сооружениях, для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, совершенствования ежегодного единого календарного плана межмуниципальных и окружных физкультурных и спортивных мероприятий. Составной частью единого календарного плана должна стать система спартакиад среди различных групп населения.
Обеспечение населения услугами физической культуры и спорта государственной программой предусмотрено не только за счет расширения инфраструктуры, но и повышения эффективности использования имеющихся и возводимых объектов спорта, включение объектов спорта во всероссийский реестр объектов спорта, проведение сертификации и стандартизации объектов спорта, оказываемых услуг, дополнения в оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа показателей, характеризующих развитие физической культуры и спорта.
В автономном округе создана и успешно работает система подготовки спортивного резерва, состоящая из сети муниципальных учреждений дополнительного образования детей: детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, с охватом занимающихся 49 499 детей.
Из 55 учреждений дополнительного образования детей 31 имеет статус специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва с общим охватом 29 679 учащихся.
Главная роль в подготовке спортивного резерва в сборные команды России принадлежит государственным учреждениям автономного Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с общим количеством занимающихся 2112 человек, а именно:
бюджетное учреждение автономного округа "Центр спортивной подготовки сборных команд Югры";
бюджетное учреждение автономного округа "Центр адаптивного спорта";
автономное учреждение автономного округа "Конноспортивный клуб "Мустанг";
автономное учреждение автономного округа "Югорская шахматная академия";
бюджетное учреждение автономного округа "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва";
автономное учреждение среднего профессионального образования автономного округа "Югорский колледж-интернат олимпийского резерва";
автономное учреждение автономного округа "Центр спортивной подготовки по теннису".
Данные спортивные организации активно взаимодействуют с учреждениями физкультурно-спортивной направленности муниципальных образований автономного округа. Программный метод позволит усилить ответственность бюджетных и автономных учреждений за конечный результат, то есть достижение определённых качественных показателей.
В спорте высших достижений югорские спортсмены занимают лидирующие позиции в ряде видов. В настоящее время более 197 спортсменов Югры являются членами основного и резервного состава сборной команды России. В течение 2012 года спортсменами Югры завоевано 2531 медаль на официальных всероссийских и международных соревнованиях.
Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 14 февраля 2014 года N 83 "Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2014 - 2018 годы" за Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой закреплены 16 базовых видов спорта:
зимние олимпийские: биатлон, лыжные гонки, сноуборд;
летние олимпийские: баскетбол, бокс, волейбол, дзюдо, легкая атлетика, плавание, синхронное плавание, спортивная борьба, теннис, тхэквондо, тяжелая атлетика;
зимние паралимпийские: спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (следж - хоккей).
Неолимпийские виды спорта: шахматы.
Следует констатировать, что на сегодняшний день спортивная подготовка осуществляется преимущественно в образовательных учреждениях, а отрасль физической культуры и спорта своей системы учреждений при этом не имеет, что противоречит действующему законодательству, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочиями по подготовке спортивного резерва муниципальные образования не наделены.
В настоящее время обеспечение ведущих спортивных школ автономного округа уступает основным конкурентам в субъектах Российской Федерации.
Наметилось ухудшение спортивных результатов на крупных всероссийских и международных соревнованиях, в том числе: Спартакиада учащихся России летняя 2009 года - 29 место; 2011 года - 36 место, Спартакиада учащихся России зимняя 2009 года - 14 место; 2011 года - 15 место; количество участников летних Олимпийских игр от Югры в 2004 году - 10 человек, в 2008 году - 4 человека, в 2012 году - 4 человека.
Выполнение мероприятий государственной программы позволит обеспечить реализацию целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта на долгосрочный период, будет способствовать повышению экономической рентабельности этой сферы, раскрытию ее социального потенциала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.