Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 29 декабря 2014 г. N 747-рп
Концепция
гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(далее - Концепция)
1. Общие положения
Концепция разработана в соответствии с федеральными законами от 14 января 1993 года N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", указами Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 года N 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи", от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 20 октября 2012 года N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания", постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года N 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", распоряжениями Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р "Об утверждении основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года", от 17 ноября 2008 года N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", от 6 октября 2011 года N 1757-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года", постановлениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 427-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы", от 9 октября 2013 года N 422-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы", от 9 октября 2013 года N 413-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 - 2020 годы", от 9 октября 2013 года N 428-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О государственной политике в сфере обеспечения межнационального согласия, гражданского единства, отдельных прав и законных интересов граждан, а также в вопросах обеспечения общественного порядка и профилактики экстремизма, незаконного оборота и потребления наркотических средств и психотропных веществ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2014 - 2020 годах", от 9 октября 2013 года N 412-п "Развитие гражданского общества Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014 - 2020 годы", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года", пунктом 15 перечня поручений Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по итогам обращения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к жителям, представителям общественности и депутатам Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 ноября 2014 года.
Целевыми группами системы гражданско-патриотического воспитания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее также - автономный округ, Югра, регион) являются:
дети, для которых актуально познание окружающего мира, природы, общества через игру, коллективные формы взаимодействия друг с другом и со взрослыми;
подростки, для которых актуальны образцы для подражания, способы поведения, дающие им признание в коллективе сверстников и среди взрослых, и образы героев;
молодёжь, определяющая свои перспективы и жизненные траектории;
взрослое население, определяющее собственную гражданскую позицию к системам управления и способное принимать управленческие решения, влияющие на общественную жизнь, выдвигать оптимизирующие и рационализаторские предложения по отношению к общественной жизни, готовое вступать во взаимодействие с органами власти;
лица с ограниченными возможностями здоровья, для которых актуально самовыражение через участие в проектных и коммуникационных площадках.
По данным всероссийского опроса ВЦИОМ*(1), на 2014 год 77 % опрошенной молодежи из Уральского федерального округа ощущают себя патриотами, 18 % не ощущают себя патриотами. При этом 46% из них считают, что непатриотичные поступки и заявления - это частное дело человека, общество не должно на них реагировать.
По данным всероссийского опроса о патриотизме, проведенного в феврале 2014 года "Левада-центром"*(2), большинство россиян считает, что в основе патриотизма лежит любовь к своей стране. Именно так 68 % россиян ответили на вопрос: "Что, по вашему мнению, значит быть патриотом?". По мнению 27% опрошенных, быть патриотом означает работу (действие) во благо страны; 22% респондентов отметили, что патриот должен стремиться к изменению положения дел в стране для того, чтобы обеспечить ей достойное будущее. В большинстве случаев молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет видят суть патриотизма в любви к стране и не связывают его с проявлением активной позиции: для 19 % патриотизм означает работу во благо страны, а для 18% - стремление к изменению положения дел в стране.
Для подавляющего большинства россиян (84 %) патриотизм означает "глубоко личное чувство"; при этом, по мнению опрошенных, каждый человек сам должен определять, что патриотично, а что нет.
Исходя из выше обозначенных данных, можно сделать вывод, что, несмотря на высокую долю граждан, считающих себя патриотами, их позиция по её содержанию является в большей степени пассивной, не задающей стратегии самоопределения и ответственной деятельности, что особо ярко выражается в социальной группе молодежи от 18 до 24 лет.
В свою очередь анализ данных, характеризующих результаты реализации программ гражданско-патриотического воспитания, общеобразовательных программ и программ дополнительного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, используя аналитический метод на основе экспертных суждений и привлекая социологические исследования в регионе, позволяет сделать следующие выводы относительно восприятия гражданами патриотизма и патриотических настроений:
1) большая часть граждан затрудняются с ответом на вопрос о том, является ли он (она) патриотом ("не знаю", "никогда не думал об этом", "мне эта тема не важна", "когда как" и т.п.);
2) понятие патриотизма в сознании граждан связано в первую очередь с героями войны, армейской службой. В подавляющем большинстве случаев граждане считают, что патриотами являются ветераны войны, солдаты, военнослужащие. Из представителей "мирной жизни" наибольшее упоминание в качестве "настоящих патриотов" заслужили пенсионеры, учителя, полиция;
3) для меньшей части граждан патриотизм является важной и необходимой характеристикой личности;
4) ещё меньшее количество граждан говорит, что руководствуются патриотическими чувствами, ценностями своей страны при принятии решений планирования жизни;
5) для части граждан не характерен патриотизм как мера ответственности за свою Родину. Ощущение причастности к происходящему в стране, регионе, городе проявляется крайне редко;
6) при реализации общеобразовательных программ и программ дополнительного образования, задавая вопрос о том, что должно произойти, чтобы большее количество детей, подростков и молодёжи стали патриотами, более половины отвечают, что "от нас должно что-то зависеть", "молодежь должна иметь возможность влиять на происходящее", "мнение и интересы молодежи должны учитываться".
2. Состояние системы гражданско-патриотического воспитания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и обоснование ее развития
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - один из самых полиэтнических субъектов Российской Федерации. На территории Югры проживают представители более 124 национальностей.
Согласно сведениям Управления Министерства юстиции России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в округе осуществляют деятельность 1921 общественное объединение, в том числе 76 общественных организаций, созданных по национальному признаку, из них к основным относятся татарские и русские - по 9, азербайджанские - 8, чеченские - 6, дагестанские - 6, украинские - 4, армянские и узбекские - по 3, киргизские - 2, кумыкская, осетинская, езидская - по 1.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - традиционное место проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС). По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в автономном округе из их числа проживает 31,5 тыс. чел. - это более 12% представителей коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации. Почти 70% коренного населения региона проживает в сельской местности, более 3 тыс. чел. ведут традиционный образ жизни.
Своими глазами увидеть уклад жизни потомков древних обских угров можно, побывав в этнотурах. Их организуют в национальных поселках Нижневартовского, Ханты-Мансийского, Сургутского, Березовского и Белоярского районов.
При этом, разворачивание производственных процессов и процессов освоения территорий и ресурсов тесно связано с жизнью коренных малочисленных народов Севера автономного округа, что обеспечивает позитивный залог оформления рационализаторской культуры Югры.
Прогноз развития межнациональных отношений в Югре благоприятный.
В Югре активно развивается молодежное добровольческое движение.
На территории автономного округа осуществляют свою деятельность 812 детских и молодежных объединений, в которых состоят 73 828 человека, что составляет 13 % от общего числа молодежи, проживающей в Югре. В том числе действуют 161 волонтерское объединение, количество участников которых составляет 14 348 человек. Основными участниками добровольческого движения в Югре являются школьники и студенты, из них школьников 9901 человек (69 % от общего количества членов общественных организаций), студентов - 2582 человек (18 % от общего количества членов общественных организаций), работающая молодежь - 1865 человек (13 % от общего количества членов общественных организаций). Большая работа ведется на базе клубов молодых семей, которые объединяют более тысячи семей на своих мероприятиях в течение года.
Образовательные потребности детей, подростков и молодежи реализуются в 176 организациях дополнительного образования с общей численностью обучающихся 130 282 человека, что обеспечивает условия для реализации Концепции.
Помимо системы, выстроенной в организациях дополнительного образования детей, значительную роль в воспитании и развитии детей имеет система дополнительного образования, организованная на базе общеобразовательных организаций. В 2014 году в школах округа действует 6 551 кружков. Данными формами внеурочной деятельности охвачено в 2014 году 64,5 % обучающихся, или 117 686 школьников.
На настоящий момент ведется работа по развитию региональной нормативно-правовой базы как инструмента формирования региональной политики в сфере экологического образования и воспитания. Внесены дополнения в Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года N 68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" с учетом региональных, национальных, этнокультурных и экологических особенностей.
Процент организаций дошкольного образования, которые выбрали приоритетным направлением экологическое образование воспитанников, равен 44%.
В основной образовательной программе школы в качестве системообразующих выступают курсы или предметы экологической направленности, на ступени начального образования - эколого-краеведческий курс "Мы - дети природы".
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра известен как место проведения крупных международных и всероссийских спортивных состязаний. По статистике Министерства спорта России, каждый 30-ый член российской сборной по олимпийским видам спорта - югорчанин, каждая 8-ая олимпийская медаль России на прошедшей сочинской олимпиаде завоевана представителями автономного округа, из них каждая 6 - золотая.
Кроме того, на территории автономного округа действует 5 федераций, 136 клубов и кружков по техническим видам спорта, в деятельность которых вовлечено 7865 человек. Ежегодно порядка 5000 человек становятся участниками мероприятий по техническим видам спорта окружного, регионального, всероссийского и международного уровней. Только по итогам 2014 года на различных соревнованиях всероссийского уровня представители Югры завоевали 12 золотых, 8 серебряных и 6 бронзовых медалей; международного уровня - 13 золотых, 12 серебряных и 4 бронзовых медали.
Особую роль в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре играет деятельность в сфере культуры. Культура является значимым социальным фактором развития автономного округа, средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания населения.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра обладает уникальными природными и культурно-историческими ресурсами для развития отдыха и туризма. На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находятся памятники истории и культуры: музеи, театры, археологические комплексы, а также современная инфраструктура для любителей культурно-познавательного, рекреационного и активного отдыха.
Развитие духовно-нравственного воспитания реализуется через предметную деятельность в общеобразовательных организациях.
Так, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N Пр-2009 с 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры был введен учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - курс ОРКСЭ), состоящий из 6 модулей: "Основы православной культуры", "Основы исламской культуры", "Основы буддийской культуры", "Основы иудейской культуры", "Основы мировых религиозных культур", "Основы светской этики".
В учебные планы образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включены предметы: "Окружающий мир", "Обществознание", "История", "ОБЖ", интегрированные и элективные курсы, образовательные модули, направленные на формирование правовой культуры обучающихся, включающие знания о правовых аспектах жизни, правах и обязанностях человека и гражданина.
В учебные программы образовательных организаций включены модули, направленные на воспроизводство самобытной культуры автономного округа. В автономном округе достаточно много объектов, символизирующих культуру и специфику социальной и экономической деятельности региона. Выстраивание специфической работы со знаково-символической системой, сформировавшейся в Югре, позволяет развить данное направление и обеспечить процесс воспроизводства необходимым материалом.
Во всех общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры созданы коллегиальные органы управления школой с участием представителей родительской общественности и местного сообщества, из них 97,5% - это управляющие советы.
В свою очередь процесс выстраивания инфраструктурного взаимодействия и непосредственная реализация запланированных мероприятий позволяет охватить порядка 900 000 детей, подростков и молодежи в год. Такой охват является достаточным для начала выстраивания работы с молодёжными сообществами, детско-юношескими объединениями и проектными группами, а также инициировать их появление.
Также одно из основных направлений социальной политики автономного округа - целенаправленная поддержка семей с детьми. Увеличивается количество социальных пособий и выплат, оказывается помощь в решении социальных задач, расширяется спектр мероприятий, направленных на поддержку семей и формирование традиционных семейных ценностей.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре создана уникальная, дружественная среда лицам с ограниченными возможностями здоровья. Безбарьерный доступ в Югре обеспечен в каждом 7-ом спортивном сооружении и каждом 3-ем учреждении культуры. В образовательных организациях созданы условия для инклюзивного образования. 3 специальных коррекционных школы Югры являются федеральными экспериментальными площадками по внедрению ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Цели, задачи, функции и принципы системы гражданско-патриотического воспитания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Работу по развитию системы гражданско-патриотического воспитания необходимо организовать в следующих направлениях: культурно-историческое, гражданское, экологическое, репродуктивное, духовно-нравственное, спортивно-патриотическое, добровольческое, поликультурное, рационализаторское и актуальных ориентиров.
3.1. Цели системы гражданско-патриотического воспитания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
3.1.1. Сформировать у граждан ценность причастности к культурным, историческим, социальным и экономическим процессам региона и страны, влияющим на повышение их престижа и развития.
3.1.2. Обеспечить централизованное управление системой гражданско-патриотического воспитания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
3.1.3. Обеспечить интерес граждан к гражданско-патриотическому воспитанию, а также формирование у нее основных качеств и компетентностей, позволяющих реализовать патриотические ценности и установки в повседневном поведении и в практической деятельности (ответственность, способность к планированию и проектированию, способность к аналитике и рефлексии, и т.д.).
3.1.4. Обеспечить сопровождение негосударственных частных объединений граждан, способных продуктивно влиять на процессы развития региона и страны, преследующих индивидуальные и групповые интересы в отношении структур власти.
3.2. Задачи системы гражданско-патриотического воспитания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
3.2.1. Обеспечить реализацию программ гражданско-патриотического воспитания в направлениях.
3.2.2. Интегрировать программы гражданско-патриотического воспитания и программы поддержки и развития инициатив детей, подростков и молодёжи в различных социальных сферах.
3.2.3. Обеспечить формирование современного и позитивного образа патриота как эффективного и ответственного деятеля.
3.2.4. Оформить понятную и открытую систему взаимодействия граждан с социальными и государственными институтами, направленную на повышение гражданской грамотности, инициативности и ответственности.
3.2.5. Организовать систематическую работу постоянных объединений граждан, включая детей подростков, молодежь, обеспечивающих трансляцию патриотических ценностей и установок своим участникам.
3.2.6. Организовать работу со сложившимися неформальными объединениями детей, подростков и молодёжи, ориентирующую и направляющую их деятельность на решение задач, связанных с популяризацией и распространением гражданско-патриотических ценностей и установок, с участием в приоритетных проектах и программах развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и России в целом.
3.2.7. Обеспечить реализацию мероприятий различного характера, позволяющих гражданам актуализировать и оформить свои гражданско-патриотические ценности и установки, сформировать или развить основные компетентности, обеспечивающие реализацию гражданско-патриотических ценностей и установок.
3.2.8. Организовать создание и популяризацию привлекательных содержательных образов, усиливающих ценность причастности к региону и стране, мотивирующих к реализации патриотических ценностей и установок.
3.2.9. Обеспечить высокий уровень подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров, ведущих работу по гражданско-патриотическому воспитанию населения.
3.2.10. Организовать методическое сопровождение кадров, ведущих работу по гражданско-патриотическому воспитанию населения.
3.2.11. Обеспечить материально-техническую базу для работы объединений, организации событий, проведения мероприятий гражданско-патриотической направленности.
3.2.12. Обеспечить поддержку, организационное и содержательно-методическое сопровождение органов общественного самоуправления, независимых общественных организаций и ассоциаций.
3.2.13. Оказать организационно-методическую поддержку становления молодых семей и развития устоявшихся семей.
3.3. Функции системы гражданско-патриотического воспитания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры:
3.3.1. Поддержка форм продуктивной активности за счёт включения граждан в экономические, социальные, творческие проекты различного масштаба, продвижение инициатив, работающих на развитие.
Направления проектов и инициатив, определяемые спецификой региона:
создание комфортной жизненной среды, развитие качества жизни, формирование запроса на сложные формы образования, культурного досуга;
формирование местных сообществ, решающих конкретные проблемы территорий (особенно важно для малых и удалённых поселений, включая экономически депрессивные поселения с редуцированной жизненной средой);
капитализация культурного наследия коренных малочисленных народов Севера;
социализация мигрантов.
3.3.2. Обеспечение самоопределения граждан по отношению к региону и его отдельным территориям за счёт работы с материалом региональной аналитики, понимания проблем, перспектив и тенденций развития, что позволяет возникнуть конкретным гражданским инициативам.
Актуальные для региона материалы, проблемы и перспективы развития:
рекультивация и восстановление природных ландшафтов, пострадавших в результате разведки, добычи и транспортировки углеводородного сырья;
развитие циклов глубокой переработки сырья, создание на его основе современных синтетических материалов с программируемыми свойствами, в том числе расходных материалов для 3D-принтеров;
создание нового поколения транспортных инфраструктур, в том числе освоение экологически чистых технологий;
развитие культурного и экологического туризма, создание спроса на местную экологически чистую промысловую продукцию (промысловые виды животных, дикоросы).
3.3.3. Работа с формами и символами, которые обеспечивают узнаваемость Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Российской Федерации, задают ключевые представления о регионе и России.
Элементы культуры и истории, обеспечивающие узнаваемость Югры, Российской Федерации:
культура коренных малочисленных народов Севера, их история и особенности уклада, позволяющего жить в местных ландшафтах, не создавая на них значительного антропогенного давления; культурные связи с другими народами финно-угорской группы;
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - первая территория восточнее Урала, включенная в состав России; формирование уклада и образа жизни на новой территории, выстраивание отношений с местным населением;
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - зона индустриального освоения с соответствующей романтикой, воплотившейся в пространственную организацию и особенности культурной среды индустриальных центров;
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра - один из наиболее значимых по своему экономическому потенциалу регионов России; возможность использования этого потенциала для формирования новых образов жизни и сообществ;
Российская Федерация - мировой лидер по добыче углеводорода;
Российская Федерация - один из мировых лидеров по количеству молодых специалистов, получивших высшее образование.
3.3.4. Поддержка инициативных групп граждан и институтов общественного самоуправления граждан за счёт включения в процессы взаимодействия с органами власти, выстраивания работы по формулированию организационных и нормативно-правовых предложений, имеющих развивающее значение для социума и структуры управления автономным округом.
Направления работы с гражданско-управленческой инициативой:
содействие в организации и поддержка уже учреждённых органов общественного самоуправления;
содействие в организации и поддержка уже учреждённых независимых общественных организаций и ассоциаций.
3.4. Принципы системы гражданско-патриотического воспитания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
В соответствии с обозначенными выше целями и задачами, система гражданско-патриотического воспитания граждан реализуется в деятельностном подходе (далее - деятельный патриотизм). Настоящий подход выражается в следующих принципах:
работа с самоопределением детей, подростков и молодёжи как граждан своей страны, представителя (носителя культуры) своей нации;
открытость, обеспечивающая включение граждан в региональные экономические, социальные, культурные процессы;
работа с инициативой и самостоятельностью граждан через организацию культурных событий, формирование культурных сред и наполнение их символическими объектами, создание художественных произведений;
целевое информационное обеспечение, освещающее события гражданско-патриотической направленности региона в информационных источниках, которыми пользуются граждане;
обратная связь субъектов организации гражданско-патриотического воспитания со своей целевой аудиторией;
рефлективность, подразумевающая сознательное отношение граждан к участию в событиях и мероприятиях системы гражданско-патриотического воспитания.
4. Плановые мероприятия и механизмы управления системы гражданско-патриотического воспитания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Решение задач Концепции гражданско-патриотического воспитания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обеспечивается в соответствии с государственными программами автономного округа, включающими в себя следующие мероприятия:
образовательные мероприятия для детей, подростков и молодёжи модульного и программного характера, в т.ч. организация проектных школ для детей, подростков и молодёжи, стратегических и проектных семинаров с лидерами молодёжных движений и детско-юношеских клубов;
мероприятия, включающие граждан в региональные экономические, социальные, культурные процессы, в т.ч. молодёжные форумы;
конкурсы проектов и инициатив детей, подростков и молодёжи;
события по развитию системы гражданско-патриотического воспитания округа;
мероприятия по дальнейшей разработке и организации проектов по гражданско-патриотическому воспитанию граждан;
система модулей (Кадровых школ) по повышению квалификации работников сферы дополнительного образования и молодёжной политики;
ежегодная конференция по реализации гражданско-патриотического воспитания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
дискуссионные площадки органов исполнительной власти автономного округа с органами общественного самоуправления, независимыми общественными организациями и ассоциациями.
Исходя из возрастных потребностей целевой аудитории определяются и выделяются стратегические действия, которые осуществляются в отношении каждой из целевых аудиторий и базовые формы работы с целевой аудиторией.
Стратегические действия:
дети - формирование компетенций познания мира и коллективного взаимодействия в освоении гражданско-патриотических ценностей;
подростки - организация пространства для продуктивного и социально значимого действия;
молодёжь - организация проектной деятельности;
взрослое население - организация деятельности по принятию управленческих решений взрослым населением через обеспечение и сопровождение работы с органами общественного самоуправления;
лица с ограниченными возможностями здоровья - создание дружественной среды для самореализации и социализации.
Базовые формы работы:
дети - организация клубных форматов деятельности. Клуб - форма организации, объединяющая детей на основе общности, сходства, близости интересов занятий. Клубы характерны своей устойчивостью, постоянным функционированием и наличием группового канала связи детей со взрослым сообществом и институтами;
подростки - организация работы с неформальными движениями. Неформальные движения - группы подростков, объединённые общими идеалами и интересами, отличными от традиционных и общепринятых. Для таких движений характерно создание собственных знаков и символов, образцов деятельности и формулирование авторских принципов жизни и деятельности;
молодёжь - организация работы с проектными инициативами и профессиональными пробами. Для проектных инициатив и профессиональных проб характерно наличие авторского действия молодого человека, его претензии на квалифицированную деятельность, качественный и полезный продукт этой деятельности;
взрослое население - независимые общественные организации и ассоциации. Для такого рода организаций и ассоциации характерно проявления самостоятельности взрослого населения в отношении формулирования и предложения в культурных формах конструктивных управленческих решений в отношении совершенствования жизни социума, вступление во взаимодействие с органами власти и создание на базе данного взаимодействия продуктивных коопераций, развивающих институт гражданского управления;
лица с ограниченными возможностями здоровья - создание равных условий гражданам с ограниченными возможностями здоровья в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности.
Возрастное различение целевой аудитории:
дети - до 14 лет;
подростки - от 14 до 17 лет;
молодёжь - от 18 до 30 лет;
взрослое население - от 30 лет и старше;
лица с ограниченными возможностями здоровья - без возрастных ограничений.
5. Показатели результативности системы гражданско-патриотического воспитания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Целевыми индикаторами, позволяющими оценить эффективность системы гражданско-патриотического воспитания, являются:
доля специалистов сферы дополнительного образования и молодёжной политики, повысивших квалификацию по направлению гражданско-патриотическое воспитание;
количество подготовленных организаторов и специалистов в области гражданско-патриотического воспитания;
доля военно-патриотических объединений округа;
доля добровольческих объединений округа;
доля транслируемых информационных материалов в средствах массовой информации по гражданско-патриотическому воспитанию;
охват детей, подростков и молодежи, вовлекаемых в проекты, клубы, объединения;
охват граждан, вовлекаемых в события и мероприятия системы гражданско-патриотического воспитания;
количество граждан, получивших поддержку проектов гражданско-патриотической направленности;
количество программ гражданско-патриотической направленности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;
снижение процента уклонения молодежи призывного возраста, подлежащей призыву в Вооруженные Силы РФ;
количество граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность;
количество детей, подростков и молодёжи, прошедших подготовку в военно-спортивных профильных лагерях;
количество детей, подростков и молодёжи с асоциальным поведением и находящихся в трудной жизненной ситуации, в отношении которых применяются формы гражданско-патриотического воспитания;
количество оборонно-спортивных профильных лагерей;
количество государственных социальных учреждений, являющихся постоянными потребителями услуг добровольческих организаций и объединений;
количество молодежных общественных организаций, детско-юношеских клубов, получающих методическую поддержку по организации гражданско-патриотической деятельности;
количество зарегистрированных общественных организаций, осуществляющих деятельность гражданско-патриотической направленности;
количество клубов, ассоциаций, ведущих работу, направленную на поддержку семей и формирование традиционных семейных ценностей;
количество историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев предприятий, учреждений;
количество проведенных научно-исследовательских работ по проблемам гражданско-патриотического воспитания, а также степень их внедрения в теорию и практику гражданско-патриотического воспитания;
количество изданных книг, методических материалов гражданско-патриотической направленности;
количество поддержанных общественных инициатив бизнес-сообществом Югры в формате социального партнерства;
количество поддержанных органами власти гражданских инициатив, направленных на улучшение качества жизни населения автономного округа;
численность занимающихся физической культурой и спортом в Югре в возрасте 30-59 лет;
доля занимающихся физической культурой и спортом в Югре от общего количества проживающего населения автономного округа.
6. Этапы реализации концепции гражданско-патриотического воспитания
I этап - формирование, 2015 - 2016 гг.
Основные задачи этапа:
приведение в соответствие с положениями Концепции нормативно-правовых актов автономного округа и муниципальных образований;
организация работы приоритетных направлений - запуск локальных проектов, программ, организация событийности;
разворачивание системы методических семинаров, кадровых программ и конкурсов;
анализ состояния системы гражданско-патриотического воспитания, методов и форм ее развития;
разворачивание системы открытых конкурсов программ и проектов развития системы гражданско-патриотического воспитания;
формирование сети экспериментальных площадок;
локальное перепрофилирование учреждений.
II этап - становление, 2017 - 2018 гг.
Основные задачи этапа:
перевод программных направлений в организованные системы детских клубов, молодежных движений, проектных сетей регионального уровня;
реализации кадровых программ и кадровой политики на территории автономного округа;
организация новых структур и систем гражданско-патриотического воспитания граждан.
III этап - развитие, 2019-2020 гг.
Основные задачи этапа:
системная организация деятельности по всем программным направлениям для каждой целевой аудитории (клубы, движения, сети);
организация новой системы субсидирования и финансирования согласно новому содержанию системы гражданско-патриотического воспитания;
оформление опыта развития системы гражданско-патриотического воспитания граждан, подростков и молодежи, проведение межрегиональных конференций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.