Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Службы по контролю
и надзору в сфере охраны окружающей среды,
объектов животного мира и лесных отношений
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 24 декабря 2011 г. N 7-нп
Административный регламент исполнения государственной функции
по осуществлению регионального государственного экологического надзора
при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением
деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному
государственному экологическому надзору
5 апреля 2013 г., 26 марта 2014 г., 24 апреля 2015 г.
См. справку об административных регламентах исполнения государственных функций и административных регламентах предоставления государственных услуг органами исполнительной власти ХМАО - Югры
I. Общие положения
1.1. Наименование государственной функции:
осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 26 марта 2014 г. N 21-нп в подраздел 1.2 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования названного приказа
1.2. Государственную функцию исполняет орган исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющий государственный надзор в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор) - Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Природнадзор Югры).
Непосредственное исполнение государственной функции возлагается на территориальные управления, отделы (структурные подразделения) Природнадзора Югры, адреса которых указаны в приложении 2 к Административному регламенту.
При осуществлении регионального государственного экологического надзора Природнадзор Югры взаимодействует с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ), органами местного самоуправления автономного округа.
1.3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции:
1) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации 07.01.2002, N 1, ст.1);
2) Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.06.2006, N 23, ст.2381);
3) Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-I "О недрах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.03.1995, N 10, ст.823);
4) Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.12.2008, N 52 (ч. I), ст.6249);
5) Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 08.05.2006, N 19, ст.2060);
6) Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Собрание законодательства Российской Федерации, 14.01.2002, N 2, ст.133);
7) Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.05.1999, N 18, ст. 2222);
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2013 г. N 17-нп в пункт 8 подраздела 1.3 раздела I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
8) Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.06.1998, N 26, ст.3009);
9) Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 20.03.1995, N 12, ст.1024);
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 26 марта 2014 г. N 21-нп пункт 10 подраздела 1.3 раздела I настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования названного приказа
10) Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 17.06.2013, N 24, ст. 2999);
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2015 г. N 28-нп в пункт 11 подраздела 1.3 раздела I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
11) Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 N 293 "Об утверждении положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" (Собрание законодательства Российской Федерации, 08.02.2010, N 6, ст. 651);
12) Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) (Собрание законодательства Российской Федерации, 02.02.2009, N 5, ст. 625);
13) Утратил силу;
См. текст пункта 13 подраздела 1.3
14) Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Российская газета, N 85, 14.05.2009);
15) Утратил силу;
См. текст пункта 15 подраздела 1.3
16) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.04.1996 N 15-оз "О недропользовании" (Новости Югры, 15.01.2005, N 3);
17) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2010 N 102-оз "Об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 01.06.2010-15.06.2010, N 6 (часть I), ст. 461);
18) Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18.04.2007 N 31-оз "О регулировании отдельных вопросов в области охраны окружающей среды в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 30.04.2007, N 4, ст.425);
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2013 г. N 17-нп пункт 19 подраздела 1.3 раздела I настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
19) Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п "О Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" ("Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", 31.08.2012, N 8 (ч. II, т. 1), ст. 976);
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 26 марта 2014 г. N 21-нп пункт 20 подраздела 1.3 раздела I настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования названного приказа
20) Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.03.2014 N 86-п "О перечне объектов, подлежащих региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 15.03.2014, N 3 (ч.I)
21) Утратил силу;
См. текст пункта 21 подраздела 1.3
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2015 г. N 28-нп пункт 22 подраздела 1.3 раздела I настоящего приложения изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
22) Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.11.2010 N 300-п "О перечне должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; в области охраны атмосферного воздуха; в области использования и охраны водных объектов; в области обращения с отходами; в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения); федеральный государственный надзор в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; федеральный государственный пожарный надзор в лесах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 15.11.2010 - 30.11.2010, N 11 (часть II), ст. 1030);
23) Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.01.2011 N 23-п "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг", (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 31.01.2011, N 1, ст. 60);
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2015 г. N 28-нп подраздел 1.3 раздела I настоящего приложения дополнен подпунктом 23.1, вступающим в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
23.1) Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.11.2013 N 457-п "Об осуществлении регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, а также в области использования и охраны водных объектов при осуществлении регионального государственного экологического надзора" (Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа -Югры, 15.11.2013, N 11 (часть I), ст. 1348);
24) настоящий Административный регламент.
1.4. Региональный государственный экологический надзор включает в себя:
1) региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
2) региональный государственный надзор в области обращения с отходами;
3) региональный государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 26 марта 2014 г. N 21-нп в пункт 4 подраздела 4 раздела I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования названного приказа
4) региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов;
5) региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2013 г. N 17-нп в подраздел 1.5 раздела I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
1.5. Перечень должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (далее - государственные инспектора), установлен постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Государственным инспекторам выдаются служебные удостоверения, нагрудные знаки и форма установленного образца.
Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.6. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении регионального государственного надзора
1.6.1. При осуществлении регионального государственного надзора государственные инспектора имеют право:
а) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
б) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю;
в) выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
г) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
д) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
е) предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
ж) привлекать в установленном порядке аккредитованных экспертов, экспертные организации, для проведения соответствующих анализов, проб, осмотров и подготовки заключений, связанных с предметом проводимой проверки.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2015 г. N 28-нп в пункт 1.6.2 подраздела 1.6 раздела I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
1.6.2. Государственные инспектора при осуществлении мероприятий по надзору в области использования и охраны водных объектов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, помимо прав, определенных пунктом 1.6.1 Административного регламента, имеют право:
- проводить отбор проб сточных вод и воды водных объектов для проведения исследования (испытания) таких вод;
- выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по охране водных объектов, а также об организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них;
- осматривать в установленном порядке и при необходимости задерживать суда и другие плавучие средства, допустившие загрязнение с судов нефтью, вредными веществами, сточными водами или мусором либо не принявшие необходимых мер по предотвращению такого загрязнения водных объектов;
- уведомлять в письменной форме стороны, заключившие договор водопользования, о результатах проверок, выявленных нарушениях условий использования водных объектов;
- проверять соблюдение обязательных требований к использованию и охране водных объектов, земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2015 г. N 28-нп в пункт 1.6.3 подраздела 1.6 раздела I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
1.6.3. Государственные инспектора при осуществлении мероприятий по надзору в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, также имеют право:
- проверять соблюдение установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, работу установок очистки газа, средств контроля за такими выбросами, а также реализацию мероприятий по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, уровней физических воздействий на атмосферный воздух, которые включены в план мероприятий по охране окружающей среды, разработанный в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды;
- определять размеры вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;
- абзац четвертый утратил силу;
- вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности.
1.6.4. При осуществлении регионального государственного надзора государственные инспектора обязаны:
а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований экологического законодательства;
б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводится проверка (далее также - природопользователи);
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2015 г. N 28-нп в подпункт "в" пункта 1.6..4 подраздела 1.6 раздела I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
в) проводить проверку на основании и в соответствии с распоряжением руководителя Природнадзора Югры, заместителей руководителя о ее проведении в соответствии с ее назначением (далее - распоряжение);
г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии заверенных распоряжений и в случае, предусмотренном подпунктами "а", "б" подраздела 3.3.2 Административного регламента, копии документа о согласовании проведения проверки;
д) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю природопользователя присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
е) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю природопользователя, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
ж) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя природопользователя с результатами проведения проверки;
з) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
и) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании природопользователями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
к) соблюдать сроки проведения проверки, установленные пунктом 2.2. настоящего Административного регламента;
л) не требовать от природопользователя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
м) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя природопользователя ознакомить их с положениями настоящего Административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
н) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
1.6.5. При проведении проверок государственные инспектора не вправе:
а) проверять выполнение обязательных требований, если такое требования не относятся к полномочиям Природнадзора Югры, от имени которых действуют эти должностные лица;
б) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя природопользователя, за исключением проведения такой проверки в случае причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
г) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;
д) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
е) превышать сроки проведения проверки, установленные пунктом 2.2 Административного регламента;
ж) осуществлять выдачу природопользователям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по надзору.
1.7. Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору:
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2015 г. N 28-нп в пункт 1.7.1 подраздела 1.7 раздела I настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
1.7.1. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель природопользователя при проведении проверки имеют право:
а) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) получать от Природнадзора Югры, государственных инспекторов Природнадзора Югры информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ);
в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями государственных инспекторов Природнадзора Югры;
г) обжаловать действия (бездействие) государственных инспекторов Природнадзора Югры, повлекшие за собой нарушение прав природопользователей при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) представлять дополнительно в орган государственного надзора документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов, относительно выявленных в ходе документарной проверки ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в имеющихся у органа государственного надзора документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного надзора.
e) в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного контроля (надзора) в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом природопользователь вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля;
ж) на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного надзора:
- вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа государственного надзора, признанных в установленном законодательством Российской Федерации порядке неправомерными, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством;
з) вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
и) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре к участию в проверке.
При определении размера вреда, неправомерными действиями (бездействием) Природнадзора Югры, их должностными лицами, также учитываются расходы природопользователей, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты их деятельности, и затраты природопользователей, права и (или) законные интересы которых нарушены, осуществили или должны осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи;
Вред, причиненный правомерными действиями должностных лиц органа государственного надзора, возмещению не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
1.7.2. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся природопользователями, обязаны:
а) обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований;
б) предоставить должностным лицам Природнадзора Югры, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые природопользователями при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым природопользователям оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам;
г) природопользователи, в отношении которых установлен режим постоянного государственного надзора, обязаны предоставлять уполномоченным должностным лицам Природнадзора Югры беспрепятственный доступ к объектам повышенной опасности, документам и средствам контроля безопасности таких объектов;
д) в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса при проведении документарной проверки природопользователь обязан направить в Природнадзор Югры указанные в запросе документы;
е) утратил силу.
1.8. Описание результата исполнения государственной функции
1.8.1. Конечным результатом исполнения государственной функции при проведении проверок является:
- составление акта проверки соблюдения требований экологического законодательства;
- выдача лицам, в отношении которых осуществлялись проверки, предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- составление протокола об административных правонарушениях, связанных с нарушением обязательных требований законодательства, рассмотрение дела об административных правонарушениях и принятия мер по предотвращению таких нарушений;
- направление в уполномоченные органы материалов, связанных с нарушениями требований законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
- предъявление в установленном законодательством Российской Федерации порядке иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде её компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
2.1. Порядок информирования об исполнении государственной функции
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2013 г. N 17-нп в подраздел 2.1.1 раздела II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
2.1.1. Информация о порядке исполнения государственной функции предоставляется по адресу: 628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область), г. Ханты-Мансийск, ул. Светлая, д. 69, каб. 203, тел. (3467) 315-498, факс: (3467) 315-505, адрес электронной почты: prirodnadzorugra@ admhmao.ru.
Адреса местонахождения, справочные телефоны, адреса электронной почты, структурных подразделений Природнадзора Югры приводятся в приложении 2 к Административному регламенту.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2013 г. N 17-нп в подраздел 2.1.2 раздела II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
2.1.2. График работы Природнадзора Югры и ее территориальных отделов:
Понедельник 09.00 - 18.15
Вторник 09.00 - 18.15
Среда 09.00 - 18.15
Четверг 09.00 - 18.15
Пятница 09.00 - 17.00
Суббота, воскресенье, праздничные дни - выходные дни. В предпраздничные дни время работы на один час короче.
Перерыв на обед: 13.00 - 14.00.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2013 г. N 17-нп в подраздел 2.1.3 раздела II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
2.1.3. Информация о региональном государственном экологическом надзоре размещена на официальном сайте Природнадзора Югры www.prirodnadzor.admhmao.ru, а также в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", на портале государственных и муниципальных услуг (функций) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и на стендах в местах исполнения государственной функции.
2.1.4. Информация по вопросам исполнения государственной функции предоставляется государственными инспекторами Природнадзора Югры, к полномочиям которых относится информирование о порядке исполнения государственной функции: в ходе личных и телефонных обращений, а также в ходе письменных обращений, обращений посредством официальных сайтов, электронной почты, адреса которых указаны в пунктах 2.1.1, 2.1.3 Административного регламента (далее - индивидуальное консультирование).
2.1.5. Информация по вопросам исполнения государственной функции предоставляется Природнадзором Югры на безвозмездной основе.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2013 г. N 17-нп в подраздел 2.1.6 раздела II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
2.1.6. Государственные инспектора Природнадзора Югры, к полномочиям которых относится информирование о порядке исполнения государственной функции, должны принимать все необходимые меры для дачи полного и оперативного ответа на поставленные вопросы.
При индивидуальном консультировании государственный инспектор Природнадзора Югры, к полномочиям которого относится информирование о порядке исполнения государственной функции, дает ответ самостоятельно.
Если государственный инспектор Природнадзора Югры не может ответить на вопрос самостоятельно, то он может предложить заинтересованному лицу обратиться в Природнадзор Югры письменно или в форме электронного документа, либо назначить другое удобное для заинтересованного лица время для получения информации.
Индивидуальное консультирование посредством официального сайта Природнадзора Югры www.prirodnadzoг.admhmao.ru и электронной почты, адреса которых указаны в пунктах 2.1.1, 2.1.3 Административного регламента, предоставляется в режиме вопросов-ответов каждому заинтересованному лицу, задавшему вопрос, не позднее 10 рабочих дней, следующих за днем получения вопроса.
Время ожидания при индивидуальном консультировании в ходе личного обращения не может превышать 30 минут.
Индивидуальное консультирование при консультировании по телефону осуществляется не более 10 минут.
2.1.7. При ответе на телефонные звонки государственный инспектор органа Природнадзора Югры, к полномочиям которого относится информирование о порядке исполнения государственной функции, сняв трубку, должен назвать фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и наименование структурного подразделения Природнадзора Югры.
Во время индивидуального консультирования по телефону государственный инспектор Природнадзора Югры, к полномочиям которого относится информирование о порядке исполнения государственной функции, должен избегать "параллельных" разговоров с окружающими людьми и не может прерывать разговор по причине поступления другого телефонного звонка.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2013 г. N 17-нп в подраздел 2.1.8 раздела II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
2.1.8. На официальном сайте Природнадзора Югры www.prirodnadzor.admhmao.ru, указанном в пункте 2.1.3. Административного регламента размещается следующая информация:
а) о порядке исполнения государственной функции;
б) о местах нахождения и графиках работы Природнадзора Югры и его структурных подразделений;
в) о днях и часах приема государственных инспекторов Природнадзора Югры, ответственных за информирование об исполнении государственной функции, а также государственных инспекторов Природнадзора Югры, ответственных за исполнение государственной функции;
г) адреса электронной почты Природнадзора Югры;
д) номера телефонов государственных инспекторов Природнадзора Югры, к полномочиям которых относится информирование о порядке исполнения государственной функции, а также государственных инспекторов Природнадзора Югры, к полномочиям которых относится исполнение государственной функции.
2.1.9. Плата с природопользователей за проведение мероприятий в рамках исполнения государственной функции не взимается.
2.2. Сроки исполнения государственной функции
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2015 г. N 28-нп в пункт 2.2.1 подраздела 2.2 раздела II настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
2.2.1. Срок проведения документарных или выездных проверок не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Природнадзора Югры, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) Природнадзора Югры, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий более чем на пятьдесят часов, микропредприятий не более чем на 15 часов.
Срок проведения документарных или выездных проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных
процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе
особенности выполнения административных процедур (действий)
в электронной форме
3.1. Мероприятия по исполнению государственной функции проводится на основании распоряжения о проведении плановой (внеплановой) проверки.
3.1.1. В распоряжении указываются:
а) полное наименование контролирующего органа;
б) фамилии, имена, отчества должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки аккредитованных экспертов, представителей экспертных и общественных организаций;
в) наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (для индивидуальных предпринимателей), проверка которого проводится;
г) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
д) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке требования законодательства в области охраны окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
е) сроки проведения и перечень мероприятий по исполнению государственной функции, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
ж) административный регламент, в соответствии с которым исполняется государственная функция;
з) перечень документов, представление природопользователем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
и) даты начала и окончания проведения проверки.
3.1.2. Заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки под роспись вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю природопользователя одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
3.1.3. Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
а) организация плановой проверки (документарной, выездной);
б) организация внеплановой проверки (документарной, выездной);
в) проведение плановой (внеплановой) проверки (документарной, выездной);
г) оформление результатов плановой (внеплановой) проверки (документарной, выездной);
д) принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки (документарной, выездной).
Блок-схема исполнения государственной функции приводится в приложении 1 к настоящему Административному регламенту.
3.2. Организация плановой проверки (документарной, выездной)
3.2.1. Предметом плановой проверки является соблюдение природопользователями в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подлежащей региональному экологическому надзору.
3.2.2. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Юридическим фактом, являющимся основанием для организации плановой проверки, является ее включение в ежегодный план проведения проверок.
3.2.3. Основанием для включения проверки в ежегодный план проведения проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления природопользователем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
3.2.4. Должностными лицами, ответственным и за формирование плана проведения проверок являются руководители территориальных отделов Природнадзора Югры.
Формирование плана проведения служебных проверок осуществляется в срок до 1 августа года, предшествующего году проведения проверок.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2015 г. N 28-нп в пункт 3.2.5 подраздела 3.2 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
3.2.5. Утвержденный руководителем Природнадзора план проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Природнадзора Югры www.prirodnadzor.admhmao.ru.
В срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, Природнадзор Югры направляет проект ежегодного плана проведения плановых проверок в органы прокуратуры автономного округа.
Природнадзор Югры рассматривает предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляет в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденный ежегодный план проведения плановых проверок.
3.2.6. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном настоящим Административным регламентом.
3.2.7. В соответствии с ежегодным планом проверок, руководитель (заместитель руководителя) Природнадзора Югры не менее чем за 15 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки, дает письменное поручение об организации плановой проверки лицу, ответственному за проведение плановой проверки.
3.2.8. Лицо, ответственное за проведение плановой проверки, готовит распоряжения в двух экземплярах и передает их руководителю (заместителю руководителя) Природнадзора Югры на подпись.
3.2.9. После подписания руководителем (заместителем руководителя) Природнадзора Югры распоряжения лицо, ответственное за делопроизводство, регистрирует распоряжения и передает его лицу, ответственному за проведение плановой проверки.
3.2.10 Лицо, ответственное за проведение плановой проверки, уведомляет природопользователя о проведении проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
3.2.11. Результатом выполнения административной процедуры по организации плановой проверки является издание распоряжения о проведении проверки и уведомление природопользователя о проведении проверки.
3.3. Организация внеплановой проверки (документарной, выездной)
3.3.1. Предметом внеплановой проверки является соблюдение природопользователем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, подлежащей региональному экологическому надзору, выполнение предписаний Природнадзора Югры.
3.3.2. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
1) истечение срока исполнения природопользователем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в Природнадзор Югры обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
г) распоряжения руководителя Природнадзора Югры, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Природнадзор Югры, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о таких фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном статьями 11 и 12 Федерального закона N 294-ФЗ.
3.3.3. Подготовка проекта распоряжения на проведение внеплановой проверки.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2013 г. N 17-нп в пункт 3.3.3.1 подраздела 3.3.3 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
3.3.3.1. При наступлении обстоятельств, указанных в пункте 3.3.2. настоящего Административного регламента, руководитель (заместитель руководителя) Природнадзора Югры дает письменное поручение об организации внеплановой проверки.
3.3.3.2. Лицо, ответственное за проведение внеплановой проверки, в тот же день готовит проект распоряжения в двух экземплярах и передает его руководителю (заместителю руководителя) Природнадзора Югры на подпись.
3.3.3.3. После подписания руководителем (заместителем руководителя) Природнадзора Югры проекта распоряжения, лицо, ответственное за делопроизводство, регистрирует проект распоряжения и передает его лицу, ответственному за проведение проверки.
3.3.4. Уведомление природопользователя о проведении внеплановой выездной проверки.
3.3.4.1. Лицо, ответственное за проведение внеплановой выездной проверки, уведомляет природопользователя, посредством направления копии распоряжения о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, по факсу или фактической передачей по принадлежности не менее чем за 24 часа до начала проведения внеплановой выездной проверки.
3.3.5. Природнадзор Югры осуществляет согласование проведения внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, в случае если внеплановая проверка проводится на основании поступления в Природнадзор Югры обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
3.3.6. В день подписания распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки природопользователя в целях согласования ее проведения лицо, ответственное за организацию проведения проверки, представляет либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности природопользователя заявление о согласовании проведения внеплановой проверки.
3.3.7. К заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки прилагаются следующие документы:
1) копия распоряжения руководителя (заместителя руководителя) Природнадзора Югры о проведении проверки;
2) документы, подтверждающие наличие оснований для проведения указанной проверки:
- копии обращений заинтересованных лиц;
- копии информации от органов государственной власти или органов местного самоуправления:
- сведения из средств массовой информации (копия публикации печатного издания, интернет-источников и другие документы);
- копии иных имеющихся документов, послуживших основанием для проведения проверки.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2013 г. N 17-нп в подраздел 3.3.8 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
3.3.8. Результатом выполнения административной процедуры по организации внеплановой проверки является распоряжение о проведении внеплановой проверки, согласование проведения внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры (в случаях, определенных пунктом 3.3.5 Административного регламента), уведомление природопользователя о проведении проверки (за исключение случая, когда в результате деятельности природопользователя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера).
3.4. Проведение документарной проверки
3.4.1. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах природопользователя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, исполнением предписаний Природнадзора Югры.
3.4.2. В случае организации плановой или внеплановой документарной проверки (далее - документарная проверка) такая проверка проводится по месту нахождения Природнадзора Югры.
3.4.3. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Природнадзора Югры в первую очередь рассматриваются документы природопользователя, имеющиеся в распоряжении Природнадзора Югры: акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах, осуществленных в отношении проверяемого природопользователя государственного контроля.
3.4.4. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Природнадзора Югры, вызывает обоснованные сомнения, либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и условий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области охраны окружающей среды, должностным лицом Природнадзора Югры, проводящим проверку, подготавливается в порядке делопроизводства в адрес природопользователя мотивированный запрос с требованием представить иные, необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки, документы.
3.4.5. Запрос после подписания руководителем (заместителем руководителя) Природнадзора Югры регистрируется и направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении природопользователю не позднее следующего рабочего дня после его подписания. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения о проведении документарной проверки.
3.4.6. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса природопользователь обязан направить в Природнадзор Югры указанные в запросе документы.
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.
Природопользователь вправе представить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
3.4.7. Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Природнадзор Югры, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
3.4.8. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных природопользователем документах, либо несоответствие сведений, имеющихся у Природнадзора
Югры, сведениям, содержащимся в этих документах и (или) полученных в ходе осуществления контроля, должностное лицо Природнадзора Югры, проводящее проверку, в соответствии с правилами делопроизводства, подготавливает в адрес природопользователя информационное письмо с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Информационное письмо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении природопользователю не позднее следующего дня после подписания.
3.4.9. В случае представления природопользователем дополнительно в Природнадзор Югры документов, подтверждающих достоверность ранее представленных документов, с пояснениями относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, должностное лицо Природнадзора Югры, проводящее проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом природопользователя, его уполномоченным представителем документы и пояснения, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
3.4.10. При проведении документарной проверки Природнадзор Югры не вправе требовать у природопользователя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены Природнадзором Югры от иных органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
3.5. Проведение выездной проверки
3.5.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения выездной проверки, является получение лицом, ответственным за проведение проверки, распоряжение о проведении выездной (плановой или внеплановой) проверки, а в случаях проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с пунктом 3.3.6. настоящего Административного регламента - решения органов прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
3.5.2. Лица, ответственные за проведение проверки, выезжают по месту нахождения природопользователя и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.
3.5.3. Лица, ответственные за проведение проверки, предъявляют служебные удостоверения, обязательно знакомят руководителя или иное должностное лицо юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением руководителя (заместителя руководителя) Природнадзора Югры о проведении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
3.5.4. Представители природопользователя обязаны:
- предоставить лицу, ответственному за проведение выездной проверки, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки;
- обеспечить доступ лиц, проводящих выездную проверку, на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, сооружения, помещения, в которых находится предмет проверки.
3.5.5. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют действия:
- по рассмотрению документов природопользователя;
- по обследованию объектов при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, пользователем которых является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.
3.6. Оформление результатов проведения проверок соблюдения природопользователем требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
3.6.1. По результатам проведения проверки, непосредственно после ее завершения, ответственные за проверку должностные лица Природнадзора Югры оформляют акт проверки в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки установлена Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
3.6.2. В акте проверки указываются:
а) дата, время и место составления акта проверки;
б) наименование Природнадзора Югры;
в) дата и номер распоряжения о проведении проверки;
г) фамилии, имена, отчества и должности должностных лиц Природнадзора Югры, проводивших проверку;
д) наименование (для юридических лиц) или фамилия, имя и отчество (для индивидуальных предпринимателей), а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя природопользователя, присутствовавших при проведении проверки;
е) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
ж) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
з) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица или индивидуального предпринимателя указанного журнала;
и) подписи должностных лиц Природнадзора Югры, проводивших проверку.
3.6.3. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения руководителя, работников юридического лица, индивидуального предпринимателя, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
3.6.4. Один экземпляр акта проверки вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.
В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении, либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, такой акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле о проведении проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3.6.5. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю под расписку, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле о проведении проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3.6.6. В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
3.6.7. Результаты выездной проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3.6.8. В случае выявления при проведении проверки природопользователя нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды, должностные лица Природнадзора Югры в пределах полномочий:
а) фиксируют все случаи выявленных нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в акте проверки;
б) выдают природопользователю предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с указанием сроков их устранения.
3.6.9. Должностные лица Природнадзора, при выявлении признаков нарушений требований законодательства в области охраны окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, ответственность за которые предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.06.2010 N 102-оз "Об административных правонарушениях", составляют протоколы об административных правонарушениях и обеспечивают рассмотрение дел об административных правонарушениях в установленном порядке за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, и применяют административное наказание.
3.6.10. В случае выявления при проведении проверок нарушений законодательства в области охраны окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры содержащих признаки уголовно-наказуемого деяния, результаты проведения проверок в течение трех рабочих дней направляются Природнадзором Югры в правоохранительные органы.
3.6.11. Акт проверки и прилагаемые к нему документы формируют дело о проведении проверки соблюдения требований установленных нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Дело о проведении проверки и прилагаемые к нему документы подлежат хранению в порядке, установленном Природнадзором Югры.
3.7. Принятие мер в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки
3.7.1. В отношении фактов выявленных в ходе проведения проверки нарушений принимаются следующие меры:
1) возбуждение дела об административном правонарушении при наличии оснований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) направление материалов в следственные органы при наличии оснований, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК Российской Федерации);
3) подготовка и направление материалов в соответствующие контрольно-надзорные органы в случае выявления нарушений природопользователем обязательных требований нормативных правовых актов Российской Федерации, надзор за соблюдением которых не входит в компетенцию Природнадзора Югры;
4) подготовка иска о возмещении ущерба (вреда).
3.7.2. Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении является выявление в ходе проверки достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, отнесенного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к компетенции Природнадзора Югры.
Дело об административном правонарушении возбуждается в порядке и сроки, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, должностным лицом Природнадзора Югры.
3.7.3. Основанием для направления материалов в следственные органы для их рассмотрения и принятия решения о возбуждении уголовного дела в порядке, предусмотренном статьями 246, 247 УК Российской Федерации, является выявление в ходе проверки достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Направление таких материалов осуществляется в порядке и с соблюдением требований УК Российской Федерации.
3.7.4. Основанием для направления материалов в соответствующие контрольно-надзорные органы является выявление в ходе проверки нарушений природопользователем обязательных требований нормативных правовых актов Российской Федерации, надзор за соблюдением которых не входит в компетенцию Природнадзора Югры.
Направление материалов, указывающих на нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований нормативных правовых актов Российской Федерации, надзор за соблюдением которых не входит в компетенцию Природнадзора Югры, в соответствующие контрольно-надзорные органы осуществляется непосредственно после выявления таких нарушений.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2015 г. N 28-нп в пункт 3.7.5 подраздела 3.7 раздела III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
3.7.5. Основанием для проведения расчета величины денежных средств, характеризующих размеры вреда (ущерба) и убытков, и предъявления иска о возмещении вреда окружающей среде является факт совершения экологического правонарушения, которое зафиксировано в акте по результатам проверки.
Согласно пункту 3 статьи 77 Федерального закона 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается по одному из трех способов:
1) в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами исчисления размера вреда;
2) в соответствии с утвержденными в установленном порядке методиками исчисления размера вреда;
3) исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
При расчете величины ущерба учитываются продолжительность негативного воздействия на окружающую среду, соответствующие коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости, а также изменение уровня цен.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2013 г. N 17-нп раздел III настоящего приложения дополнен пунктом 3.8, вступающим в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
3.8. Условия, порядок и срок приостановления исполнения государственной функции
Приостановление исполнения государственной функции законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не предусмотрено
IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
4.1. В целях соблюдения исполнения инспекторским составом положений Федерального закона N 294-ФЗ, положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и автономного округа в целях предупреждения, пресечения и устранения допущенных нарушений в Природнадзоре Югры проводится внутриведомственный контроль.
4.2. Государственные инспектора Природнадзора Югры, ответственные за исполнение государственной функции, несут персональную ответственность за соблюдение порядка исполнения государственной функции, за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции. Персональная ответственность государственных инспекторов Природнадзора Югры, ответственных за исполнение государственной функции, закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства.
4.3. Формами внутриведомственного контроля являются текущий контроль и проверка деятельности территориальных отделов Природнадзора Югры и (или) отдельных гражданских служащих.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2015 г. N 28-нп в подраздел 4.4 раздела IV настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
4.4. Текущий контроль соблюдения последовательности действий, определенных Административным регламентом, осуществляется в форме регулярного мониторинга соблюдения положений Административного регламента и нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции.
Текущий контроль за соблюдением и исполнением положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также принятием решений сотрудниками Природнадзора Югры осуществляется руководителем, его заместителями, начальником Управления по надзору в сфере охраны окружающей среды, заместителем начальника управления - начальником отдела надзора в сфере охраны окружающей среды, начальниками территориальных структурных подразделений Природнадзора Югры.
Порядок проведения текущего контроля устанавливается приказом руководителя Природнадзора Югры. Начальник территориального управления и отдела Природнадзора Югры несет персональную ответственность за проведение текущего контроля.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2013 г. N 17-нп в подраздел 4.5 раздела IV настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
4.5. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение плановых проверок (осуществляется на основании годовых планов работы Природнадзора Югры) и внеплановых проверок, в том числе проверок по конкретным обращениям заинтересованных лиц (осуществляется на основании решения руководителя, заместителя руководителя Природнадзора Югры).
При проверке рассматриваются все вопросы, связанные с исполнением государственной функции (комплексная проверка), либо отдельные вопросы (тематическая проверка).
В случае проведения внеплановой проверки по обращению заявителя, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения обратившемуся заявителю направляется информация о результатах проверки, проведенной по обращению, и мерах, принятых в отношении виновных лиц.
Результаты проверки оформляются в виде акта, в котором отмечаются выявленные недостатки и указываются предложения по их устранению.
Контроль за исполнением административных процедур по предоставлению государственной услуги со стороны граждан, их объединений и организаций осуществляется в форме их обращений.
4.6. Проверки проводятся на основании приказа руководителя Природнадзора Югры. Приказ о проведении проверки определяет предмет проверки, срок проведения проверки, состав проверяющей группы с указанием ее руководителя.
4.7. В состав проверяющей группы могут включаться представители структурных отделов Природнадзора Югры по вопросам осуществления государственного надзора, отдела правовой и кадровой работы, представители иных структурных подразделений.
4.8. В ходе проверки выявляются фактические и возможные отклонения деятельности проверяемого подразделения от требований действующего законодательства.
4.9. Камеральные проверки (проверка отчетов, анализ программы обследования, проверка документов без выезда и т.д.) осуществляются в рамках выполнения функциональных обязанностей государственных инспекторов Природнадзора Югры.
4.10. Государственные инспектора Природнадзора Югры, в случае ненадлежащего исполнения (неисполнения) своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по надзору, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.11. В Природнадзоре Югры ведется учет случаев ненадлежащего исполнения государственными инспекторами Природнадзора Югры служебных обязанностей, проводятся служебные расследования и принимаются меры в отношении государственных инспекторов Природнадзора Югры, превысивших свои полномочия.
4.12. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными инспекторами Природнадзора Югры по их вине, возложенных на них должностных обязанностей по проведению мероприятий по контролю при исполнении государственной функции, в отношении указанных лиц, применяются дисциплинарные взыскания в соответствии со статьей 57 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
4.13. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации государственных инспекторов Природнадзора Югры, в установленные законодательством сроки, Природнадзор Югры сообщает в письменной форме природопользователю, права и (или) законные интересы которых нарушены.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий
(бездействия) органа, исполняющего государственную функцию,
а также его должностных лиц
5.1. Природопользователи, в отношении которых осуществляются мероприятия по надзору имеют право на обжалование решений, принятых в ходе исполнения государственной функции, действий (бездействий) должностных лиц Природнадзора Югры, участвующих в исполнении государственной функции в досудебном (внесудебном) порядке путем обращения в Природнадзор Югры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.2. Действия (бездействия) государственных инспекторов Природнадзора Югры могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу органа исполнительной власти автономного округа в сфере охраны окружающей среды - руководителю Природнадзора Югры, находящегося по адресу, указанному в пункте 2.1.1 Административного регламента;
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2013 г. N 17-нп в подраздел 5.3 раздела V настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
5.3. Действия (бездействие) руководителя Природнадзора Югры могут быть обжалованы первому заместителю Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в ведении которого находится Природнадзор Югры.
5.4. Обжалование действий (бездействия) и решений государственных инспекторов Природнадзора Югры осуществляется путем направления жалобы (претензии) почтовым отправлением, в форме электронных сообщений или при личном приеме заявителя вышестоящим государственным инспектором Природнадзора Югры, находящегося по адресу, указанному в пункте 2.1.1 Административного регламента.
5.5. Заявитель в своей жалобе (претензии) в обязательном порядке указывает:
а) наименование органа исполнительной власти автономного округа в сфере охраны окружающей среды - Природнадзор Югры, его территориального отдела, либо фамилию, имя, отчество соответствующего государственного инспектора Природнадзора Югры, либо должность соответствующего лица;
б) свою фамилию, имя и отчество (последнее при наличии) либо наименование (для юридического лица);
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского АО - Югры от 5 апреля 2013 г. N 17-нп в подпункт "в" подраздела 5.5 раздела V настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
в) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения, либо адрес электронный почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа;
г) суть жалобы (претензии);
д) личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель излагает в жалобе (претензии) иные сведения, которые считает необходимым сообщить, а также прилагает к такому обращению необходимые документы и материалы.
5.6. Природопользователи имеют право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Приказом Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 апреля 2015 г. N 28-нп в подраздел 5.7 раздела V настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного приказа
5.7. Письменное обращение, поступившее в Природнадзор Югры или ее территориальный отдел, рассматривается в течение 30 календарных дней со дня регистрации жалобы (претензии), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В исключительных случаях руководитель Природнадзора Югры, заместитель руководителя Природнадзора Югры, вправе продлить срок рассмотрения жалобы (претензии) не более чем на 30 календарных дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего жалобу (претензию).
5.8. Природнадзор Югры:
- обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы (претензии), в случае необходимости с участием заявителя, направившего жалобу (претензию);
- при необходимости запрашивает документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
- по результатам рассмотрения обращения принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и законных интересов заявителя, направляют ответ по существу поставленных в жалобе (претензии) вопросов.
5.9. По результатам рассмотрения в установленном порядке жалобы (претензии) руководителем Природнадзора Югры принимается решение об удовлетворении жалобы (претензии) заявителя либо об отказе в удовлетворении жалобы (претензии).
5.10. Ответ на жалобу (претензию) подписывается руководителем Природнадзора Югры или уполномоченным заместителем руководителя Природнадзора Югры и направляется по указанному в обращении почтовому (электронному) адресу. Заявителю сообщается о принятом решении и действиях, проведенных в соответствии с принятым решением.
5.11. Письменная жалоба (претензия), содержащая вопросы, решение которых не входит в компетенцию Природнадзора Югры, направляется в течение 7 дней со дня ее регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в жалобе (претензии) вопросов, с одновременным письменным уведомлением заявителя, направившего жалобу (претензию), о переадресации жалобы (претензии), за исключением случая, если текст письменной жалобы (претензии) не поддается прочтению.
5.12. В случае если в жалобе (претензии) не указана фамилия заявителя (представителя заявителя), направившего жалобу (претензию), и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу (претензию) не дается.
5.13. Если в жалобе (претензии) содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, руководитель Природнадзора Югры вправе оставить жалобу (претензию) без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю либо представителю заявителя, направившему жалобу (претензию), о недопустимости злоупотребления правом.
5.14. В случае, если текст жалобы (претензии) не поддается прочтению, ответ на нее не дается и она не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение 7 дней со дня регистрации жалобы (претензии) сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
5.15. В случае если ответ по существу жалобы (претензии) не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральными законами тайну, заявителю, направившему жалобу (претензию), письменно сообщается о невозможности дать ответ по ее существу в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
5.16. Если в результате рассмотрения жалоба (претензия) признана обоснованной, то соответствующим должностным лицом принимается решение о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, должностного лица, ответственного за действие (бездействие) и решение, осуществляемые (принятые) в ходе исполнения государственной функции и повлекшие за собой жалобу (претензию).
5.17. При личном приеме ответ может быть дан в устной форме в ходе личного приема.
5.17.1. Личный прием заявителей проводится по адресам, указанным в приложении 2 к Административному регламенту в соответствии с графиком работы, указанном в пункте 2.1.2 Административного регламента.
5.17.2. Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема заявителя. Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению.
5.18. В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить жалобу (претензию) в Природнадзор Югры или соответствующему должностному лицу.
5.19. Результатом досудебного (внесудебного) обжалования является объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы заявителя, достижение по взаимному согласию договоренности (в случае устного обращения) или подготовка мотивированного ответа (в случае письменного обращения и обращения, поступившего в форме электронного документа).
5.20. В случае, если гражданин полагает, что в ходе исполнения государственной функции, его права и свободы были нарушены действиями (бездействиями) должностных лиц или решениями Природнадзора Югры или ее территориальных отделов, то в соответствии с законодательством Российской Федерации он вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.