Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Краткая характеристика текущего состояния сферы физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 - 2020 годы" (далее также - государственная программа, автономный округ) является организационной основой государственной политики по созданию условий, направленных на улучшение здоровья населения, повышение уровня и качества жизни жителей автономного округа, улучшение подготовленности человеческого потенциала, улучшение воспитания подрастающего поколения, повышение конкурентоспособности спорта и престижа автономного округа на российской и международной арене.
Основу для разработки государственной программы составили следующие документы:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, которая определила цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта;
Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года N 1101-р, разработанная в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, спорта высших достижений, подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, состоявшегося 14 октября 2008 года;
Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 302;
Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года N 30;
Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства автономного округа 22 марта 2013 года N 101-рп.
Цель государственной политики в области физической культуры и спорта направлена на создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, обеспечения развития массового спорта и достижение спортсменами Югры высоких спортивных результатов на соревнованиях российского и международного уровня.
Характеристика текущего состояния социально-экономического развития автономного округа в области физической культуры и спорта представлена на основании аналитических данных, полученных в результате социологических исследований, статистических данных, сбора и анализа данных в динамике.
При разработке государственной программы учтены положения, направленные на улучшение здоровья населения автономного округа, повышение уровня и качества жизни жителей автономного округа, развитие человеческого потенциала, воспитание подрастающего поколения через систематические занятия физической культурой и спортом, развитие национальных видов спорта, культивируемых в автономном округе, повышение конкурентоспособности спорта и престижа автономного округа на российской и международной аренах.
В период подготовительной работы учитывались данные мониторинга общественного мнения жителей Югры о целях, мероприятиях и показателях формируемой государственной программы.
В настоящее время имеется ряд проблем, влияющих на развитие физической культуры и спорта в автономном округе, требующих неотложного решения, в том числе:
несоответствие уровня инфраструктуры для занятий физической культурой и массовым спортом задачам развития данной сферы в автономном округе;
недостаточное привлечение взрослого населения, детей и подростков к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
недостаточная пропаганда занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни.
В автономном округе функционируют 2 756 спортивных сооружений. Из них 491 приспособлено для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья или 17,8%.
Автономный округ характеризуется низким показателем обеспеченности единовременной пропускной способностью спортивных сооружений, он на 5,8% и на 5,6% меньше, чем по России и Уральскому федеральному округу, и составляет только 24,1% от норматива, установленного в Российской Федерации. Занимает последнее место среди субъектов Уральского федерального округа и отстает на 16,8% от показателя Курганской области, уступая 5,9% Ямало-Ненецкому автономному округу.
В 8 муниципальных образованиях автономного округа показатель единовременной пропускной способности ниже среднеокружного. Так, в г. Нижневартовске данный показатель равен 13,9%, в г. Нефтеюганске - 15,1%. В 14 муниципальных образованиях автономного округа данный показатель выше среднеокружного, до 49,4 и 48,6% в Белоярском и Кондинском районах.
Несмотря на важную социально-экономическую роль, которую могут и должны выполнять физическая культура и спорт, в настоящее время почти 70% жителей автономного округа не занимаются физической культурой и спортом. При этом необходимо сказать, что к числу систематически занимающихся относятся лица, посещающие занятия физической культурой и спортом не менее 3 раз в неделю, при объеме двигательной активности не менее 6 часов.
По состоянию на 1 января 2016 года количество лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составило 452 тысячи человек, что составляет 29,8% от общей численности населения в возрасте 3 - 79 лет. По данному показателю в разрезе субъектов Уральского федерального округа автономный округ находится на 6 месте, уступая от 1,0% до 9,3% Свердловской области и Ямало-Ненецкому автономному округу. В 9 муниципальных образованиях автономного округа данный показатель ниже среднеокружного, до 9,2% в г. Нефтеюганске.
В первую очередь, это связано с недостаточной обеспеченностью тренерским составом, особенно в детско-юношеских спортивных школах.
В настоящее время эта обеспеченность в процентах от норматива Российской Федерации составляет 47,5%, или 1 887 человек. Отсутствие социально-бытовых условий для молодых специалистов, особенно в сельской местности, впервые приступивших к работе, относительно невысокая заработная плата позволяют трудоустраивать ежегодно только 10% выпускников высших учебных заведений для работы по специальности. Молодые специалисты не всегда готовы к самостоятельной работе ввиду недостаточной подготовки в учебном заведении.
Во-вторых, недостаточно развит комплекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшая составляющая здорового образа жизни, включающий в себя:
определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
поддержку проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
оказание информационной поддержки населению в организации занятий физической культурой и спортом.
Если в 2014 - 2015 годах количество занимающихся спортивно-оздоровительной деятельностью в автономном округе ежегодно увеличивалось в среднем на 22 тысячи человек, то для выполнения целевых показателей государственной программы необходимо добиваться ежегодного прироста занимающихся не менее 42 - 43 тысяч человек за счет строительства новых спортивных объектов, создания сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе на плоскостных спортивных сооружениях, для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом, пропаганды здорового образа жизни, совершенствования ежегодного единого календарного плана межмуниципальных и окружных физкультурных и спортивных мероприятий. Составной частью единого календарного плана должна стать система спартакиад среди различных групп населения.
Обеспечение населения услугами физической культуры и спорта государственной программой предусмотрено не только за счет расширения инфраструктуры, но и повышения эффективности использования имеющихся и возводимых объектов спорта, включение объектов спорта во всероссийский реестр объектов спорта, проведение сертификации и стандартизации объектов спорта, оказываемых услуг, дополнения в оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа показателей, характеризующих развитие физической культуры и спорта.
В автономном округе создана и успешно работает система подготовки спортивного резерва, состоящая из сети муниципальных учреждений дополнительного образования детей: детско-юношеские спортивные школы и специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, с охватом занимающихся 46786 детей. Из 49 учреждений дополнительного образования детей 25 имеют статус специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва с общим охватом 28581 учащегося.
Главная роль в подготовке спортивного резерва в сборные команды России принадлежит государственным учреждениям автономного округа с общим количеством занимающихся 2112 человек, а именно:
бюджетное учреждение автономного округа "Центр спортивной подготовки сборных команд Югры";
бюджетное учреждение автономного округа "Центр адаптивного спорта";
автономное учреждение автономного округа "Конноспортивный клуб "Мустанг";
автономное учреждение автономного округа "Югорская шахматная академия";
бюджетное учреждение автономного округа "Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва";
автономное учреждение среднего профессионального образования автономного округа "Югорский колледж-интернат олимпийского резерва".
Данные спортивные организации активно взаимодействуют с учреждениями физкультурно-спортивной направленности муниципальных образований автономного округа. Программный метод позволит усилить ответственность бюджетных и автономных учреждений за конечный результат, то есть достижение определенных качественных показателей.
В спорте высших достижений югорские спортсмены занимают лидирующие позиции в ряде видов. В настоящее время более 250 спортсменов Югры являются членами основного и резервного состава сборной команды России. В течение 2015 года спортсменами Югры завоевано 2 226 медалей на официальных всероссийских и международных соревнованиях (2014 г. - 2317 медалей).
Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 14 февраля 2014 года N 83 "Об утверждении перечня базовых видов спорта на 2014 - 2018 годы" за автономным округом закреплены 16 базовых видов спорта:
зимние олимпийские: биатлон, лыжные гонки, сноуборд;
летние олимпийские: баскетбол, бокс, волейбол, водное поло, дзюдо, легкая атлетика, плавание, синхронное плавание, спортивная борьба, тхэквондо, тяжелая атлетика;
зимние паралимпийские: спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (следж-хоккей).
Неолимпийские виды спорта: шахматы.
Следует констатировать, что на сегодняшний день спортивная подготовка осуществляется преимущественно в образовательных учреждениях, а отрасль физической культуры и спорта своей системы учреждений при этом не имеет, что противоречит действующему законодательству, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочиями по подготовке спортивного резерва муниципальные образования не наделены.
В настоящее время обеспечение ведущих спортивных школ автономного округа уступает основным конкурентам в субъектах Российской Федерации.
Наметилось ухудшение спортивных результатов на крупных всероссийских и международных соревнованиях, в том числе: Спартакиада учащихся России зимняя 2013 года - 13 место; 2015 года - 24 место.
Выполнение мероприятий государственной программы позволит обеспечить реализацию целей государственной политики в сфере физической культуры и спорта на долгосрочный период, будет способствовать повышению экономической рентабельности этой сферы, раскрытию ее социального потенциала.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.