Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 18 декабря 2015 г. N 472-п в настоящее приложение внесены изменения
Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 1 июня 2012 г. N 195-п
Концепция
развития внутреннего и въездного туризма
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
7 февраля 2014 г., 18 декабря 2015 г.
1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Концепции
приоритетным задачам социально-экономического развития Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Настоящая Концепция разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года N 644, на основании положений, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25 мая 2009 года.
Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм признан одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп, приоритеты туристско-рекреационного комплекса (совокупности взаимосвязанных отраслей, обеспечивающих осуществление туристской деятельности) направлены на создание конкурентоспособных региональных турпродуктов и продвижение их на российский и международный рынки; развитие инфраструктуры туристской отрасли в автономном округе с учетом обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного наследия; развитие системы повышения квалификации, переподготовки и подготовки кадров для предприятий туризма автономного округа, а также повышение эффективности системы их регулирования и саморегулирования.
Въездной туризм является важнейшей экспортно-ориентированной отраслью и наиболее выгодным потребительским сегментом, представляющим важное экономическое значение. Но, поскольку туристская инфраструктура и отрасль Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ) на текущий момент недостаточно развиты для приема иностранных туристов, и требуются значительные инвестиции в модернизацию материальной базы развитие въездного туризма является долгосрочной задачей. Внутренний туризм рассматривается как импортозамещающая отрасль и, в контексте среднесрочной перспективы, как важная статья доходов.
Необходимость разработки Концепции обусловлена изменениями, происходящими на внешнем и внутреннем рынках туризма, влиянием туризма в экономике и социальной сфере автономного округа, развитием межрегионального и международного сотрудничества, потребностью внедрения современных технологий организации туристского процесса.
Развитие туристско-рекреационного комплекса требует создания современного, совершенного механизма управления туристскими ресурсами и туристской отраслью Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Вместе с тем, механизм управления должен обеспечивать эффективное развитие туризма как межотраслевого комплекса, объединяющего и генерирующего развитие нескольких отраслей экономики автономного округа.
Концепция развития туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре предусматривает установление основных направлений развития туристской отрасли определение и способы создания конкурентоспособных региональных турпродуктов и продвижения их на российский и международный рынки, развитие инфраструктуры туристской отрасли в автономном округе с учетом обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного наследия, развитие системы повышения квалификации, переподготовки и подготовки кадров для предприятий туризма региона, а также повышения эффективности системы их регулирования и саморегулирования.
Богатый туристско-рекреационный, историко-культурный, этнографический, социально-экономический потенциал автономного округа и наличие туристской инфраструктуры определяет роль туристской отрасли в экономике автономного округа в качестве одного из экономических секторов, успешное развитие которых окажет стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, общественное питание, а также выступит катализатором социально-экономического развития муниципальных образований автономного округа.
При реализации настоящей Концепции планируется внедрение системы туристско-рекреационного зонирования территории автономного округа для формирования турпродукта и создания инфраструктуры, введение системы аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц и иные средства размещения, горнолыжных трасс, пляжей, применение механизмов стимулирования и снижения себестоимости турпродукта при повышении его качества, проведение активной маркетинговой политики по продвижению турпродукта на российский и международный туристские рынки.
Абзац десятый утратил силу.
См. текст абзаца десятого раздела 1
Устойчивость развития достигается путем создания правовых, экономических механизмов, позволяющих рационально использовать имеющиеся ресурсы, сохранять историко-культурное и природное наследие, а также использовать программно-целевой метод управления с применением механизмов государственно-частного партнерства, позволяющего решить весь комплекс поставленных задач по развитию конкурентоспособного рынка туристских услуг на основе межведомственной координации деятельности органов исполнительной власти всех уровней, туристского бизнеса и других заинтересованных сторон.
2. Характеристика и прогноз развития туризма
в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра обладает богатым туристско-рекреационным потенциалом: особо охраняемыми природными территориями, памятниками истории и культуры, культурно-историческими ресурсами, самобытным культурным наследием коренных малочисленных народов Севера и современной инфраструктурой. Наличие указанных ресурсов в автономном округе создает предпосылки для развития культурно-познавательного, этнографического (включая событийную составляющую), экологического, религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности, событийного, спортивного, водного, активного (горнолыжный, пешеходный, горный), охотничьего, рыболовного, лечебно-оздоровительного, сельского, делового (конгрессно-выставочный, индивидуальный, инсентив-туры) и автотуризма, а также позволяет выделить три туристско-рекреационные зоны.
Восточная зона включает Сургутский, Нефтеюганский, Нижневартовский районы, города: Сургут, Нижневартовск, Когалым, Лангепас, Мегион, Радужный, Покачи, Нефтеюганск и Пыть-Ях. Ее особенностями является промышленный характер (здесь находится основная часть эксплуатируемых нефтяных месторождений), однообразие ландшафтов, наличие развитой транспортной инфраструктуры: все крупные города зоны связаны автомобильными дорогами с твердым покрытием, которые сообщаются с центром округа. Экологически чистые территории находятся в самой восточной части Нижневартовского и южной (левобережной) части Сургутского районов. Здесь имеется развитая сеть средств размещения, объектов досуга и развлечений, пунктов общественного питания, музеев, спортивных сооружений, несколько источников минеральных вод. Существуют естественные предпосылки для развития этнографического, культурно-познавательного, водного (речного) туризма, индустриального туризма с посещением памятных мест из истории развития нефтегазоносного комплекса автономного округа.
Западная зона включает территорию от рек Оби и Иртыша до Северного Урала: Ханты-Мансийский район (левобережная часть), Советский и Октябрьский районы (левобережная часть), Кондинский район, города: Ханты-Мансийск, Урай, Югорск, Нягань. Основной транспортной магистралью является автодорога Ханты-Мансийск-Нягань-Югорск-Междуреченск. Зона относится к наиболее экологически чистым территориям Югры. Здесь наибольшее число природоохранных территорий (10 из 24), часть из них доступна для автомобильного или водного транспорта.
Мощным импульсом развития туризма является строительство автомобильной дороги Пермь-Серов-Ханты-Мансийск-Сургут- Нижневартовск-Томск. После завершения строительства посещение достопримечательностей автономного округа станет доступным не только для жителей Тюменской области, но и Пермского края, Свердловской и Томской областей.
Западная зона перспективна для развития экологического, этнографического, событийного, спортивного и культурно-познавательного туризма, а также имеются возможности для развития лечебно-оздоровительного туризма.
Северная зона включает территории Березовского, Белоярского, Ханты-Мансийского (правобережная часть), Октябрьского (правобережная часть) районов и город Белоярский. Северная зона относится к самым экологически чистым территориям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, хотя число официальных природоохранных территорий здесь невелико. Западную часть северной зоны занимают горы Приполярного Урала с самой высокой на Урале горой Народная (1895 м). Здесь же расположен поселок городского типа Березово, который имеет более чем четырехвековую историю, связанную с именами А.Д. Меншикова и семьей Долгоруких.
Препятствием для развития туризма в этой части автономного округа является недостаточно развитая сеть автомобильных дорог и относительная малонаселенность (около 180 тыс. жителей). Северная зона перспективна для развития экстремального, экологического, этнографического и культурно-познавательного туризма. Имеются возможности для развития водного, самодеятельного и активного туризма. Развитие въездного туризма потребует создания здесь современной инфраструктуры, обслуживающей туристов: в селах и поселках мини-гостиниц с полным набором удобств, предприятий быстрого питания, новых автозаправок, станций техобслуживания; вне населенных пунктов - охотничьих домиков, летних кемпингов, бань, саун и др.
В качестве одного из основных механизмов реализации Концепции следует рассматривать государственно-частное партнерство как наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти и частного бизнеса с целью создания объектов туристской инфраструктуры, наиболее перспективных с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма, с использованием кластерного подхода.
Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы необходимые и достаточные условия для скорейшего развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.
Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационных кластеров и формирования сети автотуристских кластеров могут стать точками роста развития, активизировав вокруг себя развитие малого и среднего бизнеса. Элементы указанной сети планируется располагать на наиболее популярных маршрутах и федеральных и региональных трассах, а также вблизи мест, представляющих значительный туристский интерес (например, исторических и культурных центров, заповедников и других туристско-ориентированных мест и объектов показа).
Успешные технологии, примененные в нескольких пилотных туристско-рекреационных кластерах, предполагается распространить на все перспективные с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма территории автономного округа.
Особый интерес для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представляет развитие делового туризма, на который приходится около 55 % общего объема туристского потока. Данные статистики свидетельствуют об увеличении количества туристов с деловыми целями на 12% в 2014 году (249,3 тыс. чел.), увеличению на 28% в 2013 году (285,4 тыс. чел.) в сравнении с показателями 2012 года (222,7 тыс. чел.).
Развитие событийного и делового туризма является важным фактором роста городов автономного округа. В первую очередь это касается города Ханты-Мансийска, в котором уже созданы необходимые условия для проведения международных и общероссийских деловых, научных, культурных и спортивных мероприятий и накоплен немалый опыт в их организации и проведении. Например, чемпионаты мира и России по биатлону, Международный фестиваль кинематографических дебютов "Дух огня", Международная экологическая акция "Спасти и сохранить", Кубок мира и этап кубка России по шахматам, Всемирная Шахматная Олимпиада, Всемирный конгресс финно-угорских народов, фестиваль искусств, труда и спорта "Самотлорские ночи". Конгрессно-выставочный туризм сегодня развивается в форме деловых поездок в автономный округ. В перспективе, на этой основе при создании инфраструктуры для размещения предпринимателей, проведения международных конгрессов, конференций, семинаров, тематических выставок будет развиваться туризм с временем пребывания в автономном округе от одного до трех дней, более насыщенный по культурной части программы посещения. Можно назвать это стратегией трансформации коротких утилитарных бизнес-визитов в познавательный, нередко семейный и более длительный по дням посещения туризм. Существенную роль в такой трансформации сыграет система льгот на проживание в коллективных средствах размещения и экскурсионное обслуживание, которая поощрит предпринимателей проводить выходные дни с семьями в округе. Возможности расширения деловых контактов будут дополнены отдыхом и знакомством с жизнью коренного населения, приобретением предметов народных промыслов в качестве сувениров, участие в мастер-классах по их изготовлению, приготовление блюд северной кухни и др.
Общее экономическое развитие, строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, привлечение на региональный рынок иностранных компаний, оптимизация событийного ряда с точки зрения увеличения туристских прибытий будут определять рост делового туризма в городах и районах автономного округа.
В прогнозный период предстоит разнообразить событийный календарь автономного округа, расширить сложившийся перечень и создать новые для въездного туризма события в городах и районах автономного округа. Формирование событийных туров, в основу которых будет входить посещение национальных праздников народов, проживающих в автономном округе.
Большинство проводимых в настоящее время крупных мероприятий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре являются в большей или меньшей степени дотационными, но для каждого мероприятия должен разрабатываться бизнес-план, предполагающий постепенный перевод его на самоокупаемость с последующим выходом на определенный уровень рентабельности. Исключение могут составлять социально приоритетные мероприятия, ознакомительные туры и мероприятия по привлечению инвесторов.
Водный (речной) туризм всегда был востребован как среди иностранных, так и среди российских туристов. Развитие водного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре рассматривается как одно из перспективных направлений внутреннего и въездного туризма. Речную сеть автономного округа формируют крупнейшие судоходные водные артерии (реки Обь и Иртыш), пересекающие 6 субъектов Российской Федерации, что позволяет разрабатывать и продвигать не только межмуниципальные, но и межрегиональные речные маршруты.
Период организации речных круизов в автономном округе составляет около 6 месяцев (конец весны, лето, начало осени). На сегодняшний день туроператорами по внутреннему и въездному туризму автономного округа предлагаются различные по продолжительности круизные программы: от экскурсионных (средняя продолжительность 4-6 часов) до многодневных туров (средняя продолжительность 6-7 дней).
Особой популярностью у туристов пользуются речные круизы к месту слияния двух великих сибирских рек Обь и Иртыш. Эта территория первого казачьего поселения, для народов ханты и манси это место считается священным. Круизные программы, предлагаемые туроператорами автономного округа, основаны на легендах и исторических событиях автономного округа.
Данные статистики свидетельствуют об устойчивом спросе на речные прогулки, так за 2012, 2013 и 2014 год количество туристов составляет около 2,0 тыс. чел.
В настоящее время существует ряд проблем, препятствующих развитию данного вида туризма в автономном округе: слабо развитая, а в ряде муниципальных образований отсутствующая инженерная инфраструктура, достаточно устаревшие судоходные транспортные средства, находящиеся в эксплуатации с 80-90 х годов, отсутствие развитой туристской инфраструктуры (не оборудованы зоны "зеленых" стоянок, мест отдыха).
Для автономного округа важна интеграция в систему российского рынка туристских услуг посредством объединения усилий внутри Уральского федерального округа. Межрегиональные туры по рекам Обь-Иртышского бассейна необходимы для создания и продвижения единого турпродукта Уральского федерального округа на российский и международный туристские рынки.
Основные туристско-рекреационные зоны развития экологического туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре представлены Западной и Северной зоной.
В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре расположены два государственных заповедника: "Юганский" и "Малая Сосьва", четыре природных парка: "Сибирские Увалы", "Кондинские озера", "Самаровский чугас", "Нумто", три заказника федерального значения: Верхне-Кондинский, Васпухольский, Елизаровский и четыре - окружного значения: Сорумский, Унторский, "Вогулка", Березовский.
Природными парками накоплен определенный опыт организации экологического и научного туризма, оборудованы экологические тропы, маршруты, экологические программы и туры, эколого-этнографические экспедиции, позволяющие достаточно полно изучить экосистему автономного округа и познакомиться с достопримечательностями историко-культурного наследия.
Туристские компании автономного округа при разработке экскурсионных маршрутов включают самые интересные и познавательные природные объекты автономного округа.
Статистические данные показывают уменьшение общего количества туристов и экскурсантов, посетивших природные парки, в 2014 году на 23% (29,7 тыс. чел.), в 2013 году на 5,6% (36,4 тыс. чел.), в сравнении с показателями 2012 года (38,5 тыс. чел.).
Создание и улучшение условий развития экологического туризма в перспективных территориях автономного округа (в том числе обустройство инфраструктуры и создание новых привлекательных маршрутов) может обеспечить дополнительный приток туристов свыше 30000 человек в год. Для развития экотуризма и соответствующей инфраструктур необходимо создать юридические и экономические условия туристским компаниям в природных парках и других особо охраняемых природных территориях в Березовском, Советском, Кондинском, Белоярском, Ханты-Мансийском и Нижневартовском районах.
Историко-культурный потенциал Ханты-Мансийского автономного округа - Югры является важным конкурентным преимуществом туристской отрасли. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 % внутреннего потока туристов.
По статистическим данным, наблюдается увеличение количества туристов в 2014 году на 49 % (94,8 тыс. чел.), в 2013 году увеличение на 40,5% (89,5 тыс. чел.) в сравнении с показателями 2012 года (63,7 тыс. чел.).
На территории автономного округа находится 5360 объектов культурного наследия, спецификой которых является абсолютное преобладание археологических и этнокультурных: памятники истории и культуры, археологические комплексы "Барсова гора" и "Соровские озера", археологические памятники "Древний Эмдер" и "Местонахождение Луговское", городище Шеркалы, этнографический музей под открытым небом "Торум Маа". Археологическое наследие выполняет важную социальную функцию: археологические материалы экспонируются в 21 музейном комплексе автономного округа, ежегодно функционируют до 5 археологических детских полевых лагерей.
Многие исследованные археологические объекты автономного округа, в основе которых археологический памятник или целый комплекс, возможны к показу туристам - это природно-археологический памятник "Местонахождение Луговское" (Ханты-Мансийский район), археологический памятник "Древний Эмдер" (Октябрьский район), археологические комплексы "Барсова Гора" (Сургутский район) и "Соровские Озёра" (Нефтеюганский район), что, в целом, привлечет большое количество как российских, так и иностранных туристов, при условии их реконструкции и обустройства.
Музейные экспозиции Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в состоянии обеспечить полноценную привлекательную экскурсионную программу для гостей и жителей автономного округа.
Всего на территории автономного округа действуют 34 музея и их филиалов, в том числе 4 государственных: Государственный художественный музей, Музей геологии, нефти и газа, Музей Природы и Человека и этнографический музей под открытым небом "Торум Маа".
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение трех тысячелетий проживают коренные малочисленные народы Севера (ханты, манси и ненцы) и представители 123 национальностей, в том числе славянской, тюркской, финно-угорской групп. Самобытная культура, традиционные промыслы и ремесла формируют перспективы развития этнографического туризма в автономном округе.
По итогам финального интернет-голосования проекта "7 чудес финно-угорского мира", который проходил среди таких стран, как Россия, Эстония, Финляндия, Венгрия и др., где проживают финно-угорские и самодийские народы, звание "чудо финно-угорского мира" присуждено 6 объектам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (из 28 претендентов): "Урочище Барсова гора", Сборнику "Кань кунш олан" (в переводе "Земля Кошачьего локотка"), археолого-этнографическому комплексу Казымский (Юильский) острог, "Медвежий праздник", празднику "Вороний день", детской творческой студии "Лылынг союм" (в переводе "Живой ручеек").
Важным направлением сохранения и популяризации быта, культуры и традиций народов, проживающих в автономном округе может стать создание в местах их компактного поселения этнодеревень по типу соответствующих объектов показа, распространенных за рубежом. У туроператоров автономного округа уже накоплен положительный опыт организации этнотуров и экскурсионных программ, в частности, в национальные поселки Варьеган Нижневартовского района, Кышик Ханты-Мансийского района, деревню Русскинские Сургутского района.
В реестре автономного округа состоят 97 национальных общин коренных малочисленных народов Севера, 15 из которых на сегодняшний день взаимодействуют с туроператорами автономного округа в формировании нового туристского продукта этнографической направленности.
Наблюдается увеличение числа туристов, посетивших этностойбища автономного округа, 2014 году на 23,08% (16 тыс. чел.), в 2013 году на 15,38% (15 тыс. чел.) по сравнению с 2012 годом (13 тыс. чел.).
Абзац тридцать шестой утратил силу.
См. текст абзаца тридцать шестого раздела 2
Создание туристских этнокомплексов не требует значительных капитальных вложений, но является достаточно сложной задачей с точки зрения их кадрового, научно-методического обеспечения, контроля качества и управления персоналом. Такие проекты реализуются при активной финансовой поддержке государственных, международных или благотворительных организаций, хотя по мере возрастания туристских потоков имеют реальную перспективу выхода на уровень рентабельности. Несмотря на небольшую численность и незначительный удельный вес в составе населения (2 %), коренные малочисленные народы Севера широко расселены по территории автономного округа и в отдельных сельских районах составляют значительную часть местного населения. Наибольшее число их представителей проживают в Березовском, Белоярском, Нижневартовском, Кондинском, Сургутском и Ханты-Мансийском районах. В одном из них и целесообразна реализация пилотного проекта: создание этнографической деревни с одновременной поддержкой на условиях микрокредитования (субсидирования) соответствующих проектов по созданию гостевых домов, предприятий общественного питания с блюдами национальной кухни, предприятий народных художественных промыслов и ремесел и т. д.
Помимо этого, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре существует большой потенциал для развития активного туризма (горнолыжный, горный, пешеходный). Благодаря холмистому рельефу территории, большую популярность приобретают экстремальные виды туризма: сплав по могучим сибирским рекам, сноуборд, горные лыжи, кайтинг.
В автономном округе действуют 4 горнолыжных комплекса: "Хвойный Урман" и "Кедровый" (город Ханты-Мансийск), "Трехгорье" (город Нижневартовск), "Каменный Мыс" (город Сургут), лыжно-санный комплекс (город Радужный), горнолыжная база "Карпоспат" (город Нягань) и "Северное сияние" (город Пыть-Ях).
Так, количество туристов, посетивших данные комплексы в 2014 году - 104992 человека, в 2013 году - 100929 человек, в 2012 году - 94328 человек. В 2014 году наблюдается увеличение количества туристов на 11%, в 2013 году увеличение на 7%, по сравнению с 2012 годом. Активный (горнолыжный, горный, пешеходный) туризм уже имеет развитие в автономном округе. Главная тенденция состоит в их дополнении новыми для автономного округа формами туров: экспедиции по крайним точкам границ автономного округа "Ожерелье Югры", "Экспедиция на Приполярный Урал", межрегиональные маршруты "Пробег на снегоходах, оленьих и собачьих упряжках по древним кочевым путям северных народов". Для развития активного туризма в автономном округе есть уникальные ресурсы, на которых создается конкурентное преимущество данных туров, которые сегодня пользуются устойчивым спросом и будут развиваться в будущем. Перспективными территориями для данного вида туризма являются Березовский, Ханты-Мансийский, Кондинский, Нижневартовский, Белоярский, Сургутский, Октябрьский районы.
Наличие природно-климатических и туристско-рекреационных ресурсов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре создает предпосылки для развития лечебно-оздоровительного туризма. По результатам изучения информации о полезных ископаемых автономного округа (бальнеоресурсы, подземные минеральные лечебные воды, лечебные грязи), которые можно использовать в качестве уникального туристского ресурса автономного округа, выявлено, что на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры имеется 7 пунктов бальнеологического использования подземных минеральных лечебных вод, которые содержатся в апт-альб-сеноманском и неокомском водоносных комплексах, это города: Сургут (санаторий-профилакторий "Кедровый лог" ОАО "Сургутнефтегаз", 2 скважины), Когалым (муниципальное лечебно-профилактическое учреждение "Когалымская городская больница"), Нижневартовск (ООО "Санаторий "Нефтяник Самотлора"), Югорск (санаторий-профилакторий ООО "Газпром трансгаз Югорск"), Урай (бюджетное учреждение автономного округа "Урайская окружная больница медицинской реабилитации", скважина законсервирована), Ханты-Мансийск (веллнесс-отель "Югорская долина", бюджетное учреждение автономного округа "Окружной клинический лечебно-реабилитационный центр").
В 160 озерах автономного округа, из более 400 обследованных, выявлены сапропелевые залежи.
Озера достаточно равномерно распределены по 7 районам автономного округа: Ханты-Мансийском, Кондинском, Нефтеюганском, Нижневартовском, Октябрьском, Советском и Сургутском. В 24 озерах лечебные свойства грязей подтверждены лабораторными исследованиями и бальнеологическими заключениями. Остальные 136 озер являются потенциальными источниками лечебных грязей.
Лечебные свойства выявленных в автономном округе лечебных сапропелевых грязей сопоставимы с лечебными сапропелями курортов "Талая" (Магаданская обл.), "Самоцвет" (Свердловская обл.), "Кисегач" (Челябинская обл.), "Тараскуль" (Тюменская обл.).
По статистическим данным число туристов, посетивших автономный округ с лечебно-оздоровительными целями, за 2012, 2013, 2014 годы составляет по 15,5 тыс.чел.
Таким образом, результаты выполненных работ позволяют рационально планировать развитие лечебно-оздоровительного туризма на территории автономного округа, с использованием программно-целевых методов и применения механизмов государственно-частного партнерства с учетом эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений. Развитие этого вида туризма является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни населения. В перспективе город Ханты-Мансийск и Ханты-Мансийский район предлагается рассматривать как один из центров оздоровления в Уральском федеральном округе.
С 2014 года на базе отеля Cronwell Resort Югорская Долина жителям и гостям автономного округа оказываются услуги по санаторно-курортному лечению. На основании лицензии на право пользования недрами применяются такие природные лечебные ресурсы, как йодобромные, хлоридно-натриевые, борные минеральные воды для наружного применения.
Медицинская специализация (профиль) организации в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность санатория - это терапия, неврология, гастроэнтерология.
В настоящее время особое внимание уделяется развитию религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности на территории автономного округа. Данный вид туризма предполагает посещение религиозных центров, в которых туристы смогут увидеть религиозные объекты: действующие культовые памятники, музеи; посетить богослужения, религиозные мероприятия. В целях соблюдения толерантности, уважительного отношения к чувствам верующих необходимо разработать правила поведения туристов в указанных местах. Религиозный туризм является составной частью всей туристской индустрии.
В 2013 году в городе Ханты-Мансийске на слиянии двух рек Оби и Иртыша была построена первая в России плавучая часовня-маяк, освященная Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Данный проект получил общероссийское признание, завоевав первое место в фестивале-конкурсе "Диво России", в котором принимали участие 43 проекта из регионов Российской Федерации.
В 2012 году на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры насчитывалось 100 действующих храмов, молитвенных домов и часовен. В 2013 году их количество увеличилось на 52 % и составило 152.
По статистическим данным наблюдалось увеличение количества туристов в 2014 году на 12,25% (22 тыс. чел.) в 2013 году на 1,02% (19,8 тыс. чел.) по сравнению с 2012 годом (19,6 тыс. чел.).
Российские и иностранные туристы хотят увидеть энергетическое сердце России. Ойл-туры на нефтяные месторождения, расположенные в Нефтеюганском, Нижневартовском, Сургутском районах, требуют решения вопросов безопасности туристов.
Сельский туризм имеет значительный потенциал для развития в автономном округе. Его экономическая роль в сохранении занятости и обеспечении дополнительным доходом сельских жителей может быть очень велика. В настоящее время на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 15 предприятий занимаются развитием сельского туризма.
Одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма в автономном округе является создание цивилизованных условий для автопутешествий, который взаимосвязан со всеми охарактеризованными выше видами туризма и при обустройстве придорожной инфраструктуры (мини-отели, кемпинги, стоянки, пункты общественного питания) позволит ему развиться.
В качестве способа снижения стоимости турпродукта, туроператорами для организованных семейных, молодежных и детских групп предоставляются скидки на проживание в гостиницах автономного округа с возможностью размещения 1-2 чел. бесплатно. При организации экскурсионных программ, туров и межмуниципальных поездок для социально-льготных категорий населения обязательным является страхование туристов и обеспечение их безопасности.
Ежегодно проводятся творческие семейные конкурсы "Лучший рассказ о путешествиях по Югре" и "Каникулы в Югре", социальные туры и благотворительные акции для ветеранов, пожилых людей и других социально-льготных категорий населения, а также зимняя и летняя туристские кампании: "Время снега", "Проведите лето в Югре".
По статистическим данным, количество человек, участвующих в таких акциях и кампаниях, ежегодно растет: в 2014 году на 6,7% (281,7 тыс. чел.), в 2013 году на 2,6% (264,0 тыс. чел.) в сравнении с данными 2012 года (257,3 тыс. чел.).
Предприятия туриндустрии разрабатывают и реализуют различные экскурсионные программы и туры выходного дня для социально-льготных категорий населения с использованием механизма гибкой системы ценообразования. Ежегодно обновляется реестр туристских программ и экскурсионных маршрутов: 2014 год - 262 программы, 2013 год - 195 программ, 2012 год - 193 программы. Для стабилизации цен на туристские услуги введены карты со скидками на посещение мероприятий.
Негосударственное регулирование в сфере туризма осуществляют созданные в 2011 году некоммерческие организации: Ассоциация экскурсоводов Югры, саморегулируемая организация "НП Союз турпредприятий Югры", деятельность которых направлена на создание условий, благоприятных для развития бизнеса, разработку единых подходов и стандартов в обслуживании туристов. Одним из результатов работы в прогнозный период должно быть распространение на территории автономного округа единых стандартов туристского, гостиничного и экскурсионного сервиса.
Результатами работы в 2011-2014 годах является выработка рекомендаций субъектам туриндустрии автономного округа в применении единых стандартов туристского, гостиничного и экскурсионного сервиса, в том числе подготовка единых стандартов, предъявляемых к информации по развитию приоритетных туристских направлений в автономном округе.
При этом развитие туризма должно осуществляться при условии сохранения окружающей среды, что предусматривает такое управление ресурсами, при котором экономические, социальные и эстетические нужды могли бы быть удовлетворены, в то время как культурная целостность, биоразнообразие и системы жизнеобеспечения поддерживаются и сохраняются. Природные ресурсы используются таким образом, чтобы сохранить культурную уникальность, многообразие животного и растительного мира.
Таким образом, сегодня в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре существуют факторы, благоприятствующие развитию туризма в автономном округе в ближайшей перспективе:
наличие туристской инфраструктуры и достаточно значимого туристского потенциала;
рост доходов населения автономного округа и, как следствие, увеличение внутрирегионального спроса на услуги баз отдыха, санаторно-курортного обслуживания и пр., что во многом связано с ростом благосостояния населения;
экономический рост автономного округа, вызванный благоприятной конъюнктурой внешних рынков (в первую очередь, нефтяных) и способствующий увеличению потока деловых туристов в автономный округ;
рост интереса как российских, так и иностранных туристов к экзотическим территориям, к которым, в известной степени, может быть причислен и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
Указанные предпосылки позволяют рассматривать Ханты-Мансийский автономный округ - Югру как туристский регион, имеющий определенную перспективу, во-первых, на региональном уровне, во-вторых, на внутреннем российском рынке, в-третьих, на международном туристском рынке.
Строительство и реконструкция важнейших туристических объектов нового уровня: мотелей, мини-гостиниц, гостиниц в сельской местности - станет основой для существенного количественного увеличения потока въездных туристов. Дополнительным импульсом для развития туризма станет формирование региональных туристских маршрутов, где турпродукт автономного округа будет интегрирован с турпродуктами соседних регионов Урала и Сибири.
Основными факторами, сдерживающими рост внутреннего и въездного туристских потоков, являются:
слабо развитая, а в ряде районов отсутствующая, инженерная инфраструктура (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани и т.д.), что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;
низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточность, а в ряде районов отсутствие, средств размещения и объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры);
ограниченное количество мероприятий, направленных на продвижение туристского продукта автономного округа на внутреннем и международном рынках, как привлекательного направления для туристов, обусловленное низким уровнем бюджетного финансирования;
невысокое качество обслуживания вследствие недостатка профессиональных кадров. Проблема кадрового дефицита выдвинется в прогнозный период в важнейшую, от которой напрямую будет зависеть развитие сферы туризма.
В настоящее время вопросами подготовки профессиональных кадров среднего звена для туротрасли занимаются бюджетное учреждение профессионального образования "Нижневартовский социально-гуманитарный колледж" (город Нижневартовск), автономное учреждение среднего профессионального образования "Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж" (город Ханты-Мансийск) и бюджетное учреждение профессионального образования "Советский политехнический колледж" (город Советский).
абзац семьдесят третий утратил силу.
См. текст абзаца семьдесят третьего раздела 3
Подготовка и переподготовка специалистов для туристской отрасли осуществляется на базе Югорского государственного университета (город Ханты-Мансийск), Нижневартовского государственного гуманитарного университета (город Нижневартовск), Сургутского государственного университета и Сургутского государственного педагогического университета (город Сургут).
Количество выпускников по учебным годам: в 2014 году увеличилось на 1,75 % (174 чел.) в сравнении с 2013 годом (169 чел.), что в свою очередь, меньше на 1,7 % по отношению к 2012 году (171 чел.)
недостаточная государственная поддержка сферы туризма в автономном округе, что в ближайшие годы может привести к:
дальнейшему снижению конкурентоспособности регионального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках (в том числе по причине износа объектов туристской инфраструктуры и продолжающегося снижения качества предоставляемых туристских услуг);
уменьшению внутренних и въездных туристских потоков, что повлечет за собой сокращение налоговых и иных поступлений в бюджетную систему;
снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, уменьшению доходов населения и повышению социальной напряженности.
Таким образом, для устранения негативных факторов, влияющих на рост внутреннего и въездного туристских потоков, необходимо решить ряд первоочередных задач:
дальнейшее стимулирование малого и среднего предпринимательства, формирование туристских кластеров - точек роста туризма в регионах;
проведение информационно-пропагандистских кампаний, создания сетей информационных центров и пунктов, проведения межрегиональных, общероссийских и международных выставок, форумов, пресс-туров и иных мероприятий, направленных на создание положительного имиджа автономного округа как привлекательного направления для туристов;
проведение комплексной работы по созданию и развитию сети туристских информационных центров с целью оказания информационной поддержки жителям и гостям автономного округа, распространения рекламно-информационной продукции о возможностях туристского отдыха;
внедрению единой унифицированной системы туристской навигации с целью формирование комфортной туристской среды;
преодоление такого фактора как невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров и отставания в технологическом обеспечении туристских услуг.
Решение поставленных задач позволит повысить популярность отдыха в автономном округе не только среди граждан автономного округа, России, но и иностранных граждан.
3. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Сами по себе уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в автономном округе.
Эффективное и рациональное использование указанных ресурсов при одновременном развитии туристско-рекреационных комплексов и региональной инфраструктуры, широкая информационная поддержка въездного и внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов в совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности туристского рынка в средне- и долгосрочной перспективе.
При этом процесс формирования и развития туризма в качестве значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной поддержки и активного координирующего участия со стороны государства, являющегося катализатором формирования государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти, туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности автономного округа, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств и концентрации мероприятий по развитию туризма (этнотуризма) в одной государственной программе Концепцией предусмотрена корректировка государственной программы "Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2016-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 427-п, в части включения в неё основных мероприятий в сфере этнографического туризма из государственной программы "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 3 октября 2013 года N 398-п.
С принятием целевой программы "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" в 2011 - 2013 годах и реализацией мероприятий, направленных на развитие этнографического туризма в автономном округе, наблюдается положительная динамика внутреннего туристского потока в 2011 году.
Абзац шестой утратил силу.
См. текст абзаца шестого раздела 3
В Концепции предлагается разработать и принять ведомственную целевую программу (далее - Программа), обеспечивающую комплексный подход к решению первоочередных задач в сфере туризма, усовершенствовать региональное законодательство, определяющее правила туристской деятельности на территории автономного округа, в частности, принять окружной закон "О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", снять излишние административные барьеры и создать условия для формирования инвестиционной активности. При этом, создание и развитие современных туристских комплексов через механизмы реализации Программы будут способствовать решению ряда важнейших задач по устранению существующих различий на уровне инфраструктурного развития муниципальных образований автономного округа, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики.
Развитие туризма в автономном округе рассматривается и как одно из направлений активизации социально-экономического развития муниципального сектора. На определенном этапе в сферу обслуживания туристов включаются новые отрасли хозяйства - обеспечение туристов продуктами питания, транспортными услугами, сувенирной продукцией и т.д. Это позволяет создавать новые рабочие места, получать прибыль и косвенно влиять на развитие смежных отраслей производства.
В исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа закреплены полномочия, а также введены штатные единицы, осуществляющие функции в сфере туризма.
В настоящий момент органы местного самоуправления всех уровней имеют возможность более эффективно осуществлять мероприятия по поддержке и развитию туризма и создавать соответствующие органы муниципального управления сферой туризма.
Развитие туризма на местном уровне позволит решить рекреационные потребности населения (социальный фактор), благосостояние населения (экономический фактор), региональной и муниципальной политики в отношении туризма (административный фактор), рекреационный потенциал (ресурсный фактор). Таким образом, туристско-рекреационная сфера способна стать одним из приоритетных направлений развития муниципальных образований и повысить уровень и качество жизни местного населения.
Решение кадрового дефицита в сфере туризма возможно при взаимодействии высших профессиональных учебных заведений автономного округа с ведущими высшими профессиональными учебными заведениями Российской Федерации по программам подготовки и переподготовки кадров для сферы услуг.
Целесообразность такого подхода обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:
масштаб и государственная значимость проблемы развития туристской отрасли, затрагивающей, в том числе национальные и международные интересы;
широкая сфера приложения и влияния целевых результатов программы, их высокая социально-экономическая значимость;
значительная ресурсоемкость мероприятий программы, необходимость концентрации бюджетных средств;
межотраслевой и межрегиональный характер мероприятий, определяющий потребность в организации эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений;
необходимость комплексной увязки и централизованной координации усилий по срокам и ресурсам для обеспечения согласованности и исключения дублирования с проводимыми в рамках других программ и ведомственной деятельности мероприятиями;
необходимость нормативного правового обеспечения планируемых к реализации мероприятий, а также организации эффективной системы управления, мониторинга и контроля их выполнения со стороны государства.
В свою очередь развитие туристско-рекреационного комплекса позволяет:
увеличить местные доходы;
создать новые рабочие места;
развить все отрасли, связанные с производством туристских услуг;
развить социальную и производственную инфраструктуры в туристских центрах;
активизировать деятельность народных промыслов и развитие культуры;
обеспечить рост уровня жизни местного населения;
увеличить валютные поступления.
Таким образом, разработка и реализация программы является наиболее эффективным способом развития туристско-рекреационного комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, создания конкурентоспособного рынка туристских услуг, повышения уровня и качества жизни граждан, решения значимых задач социально-экономического развития региона.
4. Основные этапы реализации Концепции
Концепция предполагает достижение основных показателей развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (сформулированы в разделе 5 настоящей Концепции) к 2020 году.
Концепция предусматривает выделение следующих этапов выполнения работ:
I этап (2012 -2013 годы) - подготовительный, предусматривающий проведение работ по изучению и оценке туристского потенциала муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с точки зрения перспектив развития различных видов туризма и выработку подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих специфику географического положения и климатических условий региона, а также различия в уровне финансовой обеспеченности муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Помимо этого, задачей I этапа Концепции является совершенствование нормативной правовой базы в сфере туризма, а именно: принятие
закона автономного округа от 28 сентября 2012 года N 102-оз "О туризме в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
постановления Правительства автономного округа от 13 декабря 2013 года N 545-п "О Реестре туристских ресурсов и организаций туристской индустрии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
приказа Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа от 20 февраля 2013 года N 2-нп "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи;
соглашения о взаимодействии между Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики автономного округа и Некоммерческим Партнерством "Союз турпредприятий Югры" от 19 ноября 2013 года;
государственной программы автономного округа "Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 3 октября 2013 года N 398-п;
государственной программы автономного округа "Развитие культуры и туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 года N 427-п;
муниципальных программ, предусматривающих мероприятия, направленные на развитие туризма, а также финансовую поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в целях развития внутреннего и въездного туризма.
II этап (2013 -2015 годы) - пилотное внедрение, предусматривающее проведение работ по созданию отдельных, наиболее важных и значимых объектов современных туристских комплексов в нескольких отдельно взятых муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, перечень которых будет определен в рамках Программы, за счет реализации адресных инвестиционных проектов, направленных, в том числе, на развитие коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктуры муниципальных образований. Будет проведена апробация на практике разработанных на I этапе механизмов создания площадок с целью привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства;
III этап (2015 - 2020 годы) - анализ результатов реализации пилотных инвестиционных проектов по созданию туристских кластеров, разработка системы мер по решению проблем, препятствующих реализации кластерного подхода, обеспечение распространения опыта успешной реализации кластерного подхода при создании объектов туристской инфраструктуры.
5. Прогнозируемые результаты и показатели
эффективности Концепции
Выбор цели и задач Концепции основывается на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которыми определена необходимость перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны, на Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.
Такой переход требует создания условий для улучшения качества жизни граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг на международном рынке.
Исходя из этого, целью Концепции является повышение конкурентоспособности туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение цели Концепции будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
развитие туристско-рекреационного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
повышение качества туристских услуг;
проведение маркетинговой политики в сфере туризма и продвижением туристского продукта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на международном и российском туристских рынках;
контроль соблюдения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на всех этапах реализации мероприятий, в том числе обязательности прохождения в необходимых случаях государственной экологической экспертизы, обеспечит высокую экологическую эффективность реализации туристических услуг в целом.
В сформулированных задачах выделяются следующие основные функциональные направления:
1. Комплексное развитие туристской и обеспечивающей инфраструктур, в том числе в туристско-рекреационных и автотуристских кластерах.
2. Брендинг и маркетинг территории автономного округа и продвижение туристского продукта автономного округа на международном и российском туристских рынках.
3. Повышение качества туристских услуг.
На I этапе реализации Концепции изучена возможность организации государственно-частного партнерства по этим направлениям.
Оценка достижения цели Концепции по годам ее реализации осуществляется посредством определения степени и полноты решения поставленных задач, а также с использованием следующих целевых индикаторов:
внутренний туристский поток, в том числе по целям поездки;
численность граждан России, проживающих в коллективных средствах размещения;
численность иностранных граждан, въезжающих в автономный округ с туристскими целями и проживающих в коллективных средствах размещения.
Для оценки степени решения задач Концепции предлагается использовать следующую систему показателей, установленных формами государственного федерального статистического наблюдения:
Абзацы девятнадцатый - двадцать пятый утратили силу.
объем платных туристских услуг, оказанных населению в действующих ценах;
объем платных туристских услуг, оказанных населению в процентах в сопоставимых ценах;
объем платных услуг гостиниц и коллективных средств размещения в действующих ценах.
объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению в процентах в сопоставимых ценах.
На всех этапах реализации Концепции с целью изучения и анализа туристского спроса, потребительского поведения, возможностей и предпочтений в сфере туризма необходимо проводить социологические исследования, учитывать общественное мнение потребителей туристских услуг и уровень удовлетворенности граждан автономного округа качеством предоставления туристских услуг.
Начиная с I этапа реализации Концепции, по итогам 2012 года (далее ежегодно) саморегулируемая организация "НП "Союз турпредприятий Югры" и общественная организация "Ассоциация экскурсоводов" готовят доклад о состоянии туризма в автономном округе Губернатору автономного округа. Доклад будет содержать информацию о состоянии туристской отрасли, совершенствовании методов и механизмов управления отраслью, о развитии приоритетных направлений туризма, о выявленных проблемах и предложениях по их решению, а также оценку деятельности исполнительного органа государственной власти автономного округа, осуществляющего функции по реализации государственной политики в сфере туризма.
Значения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Концепции приведены в таблице 1.
Абзац тридцать первый утратил силу.
План мероприятий по реализации концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре приведен в таблице 2.
Таблица 1
к Концепции развития внутреннего
и въездного туризма
в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре
Целевые индикаторы и показатели
эффективности реализации Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Индикаторы и показатели |
Ед. изм. |
Базовый период (2012) |
Отчетный период (2014) |
Прогноз (2020) |
Изменения |
|
к базовому периоду (%) |
к отчетному периоду (%) |
|||||
Внутренний туристский поток, в том числе: |
тыс. чел. |
448,4 |
462,2 |
515 |
114,85 |
11,42 |
Численность граждан России, размещенных в коллективных средствах размещения |
тыс. чел. |
433 |
452,88 |
505,22 |
171,6 |
111,56 |
Численность иностранных граждан, въезжающих в автономный округ с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения, в том числе: |
тыс. чел. |
15,4 |
9,32 |
9,78 |
63,50 |
104,94 |
СНГ |
тыс. чел. |
7,9 |
3,73 |
3,91 |
49,49 |
104,83 |
вне СНГ |
тыс. чел. |
7,5 |
5,59 |
5,87 |
78,27 |
105,01 |
Объем платных туристских услуг, оказанных населению в действующих ценах |
млн. руб. |
755,15 |
1498,85 |
2519,45 |
в 3,3 р. |
168,00 |
Объем платных туристских услуг, оказанных населению в процентах в сопоставимых ценах |
% |
87,5 |
93,2 |
103 |
115,57 |
114,07 |
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в действующих ценах |
млн. руб. |
1771,97 |
2033,83 |
3337,86 |
188,37 |
164,12 |
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, оказанных населению в процентах в сопоставимых ценах |
% |
104,5 |
99,7 |
103 |
112,93 |
111,38 |
Таблица 2
к Концепции развития внутреннего
и въездного туризма
в Ханты-Мансийском
автономном округе - Югре
План
мероприятий по реализации Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
<< Назад |
||
Содержание Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 1 июня 2012 г. N 195-п "О Концепции развития внутреннего и... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.