Минобрнауки России направляет Методические рекомендации по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ (далее - Методические рекомендации).
В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
Предлагаемые Методические рекомендации рассмотрены Минфином России, прошли апробацию в пилотных регионах и рекомендуются к использованию при разработке региональных систем нормативного финансирования в образовании.
Министр |
А.А. Фурсенко |
Методические рекомендации
по определению нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ
(приложение к письму Министерства образования и науки РФ
от 29 июня 2006 г. N АФ-157/02)
Вводный раздел
Определение нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования в общем образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие прежде всего от числа обучающихся.
В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании.
Методические рекомендации предлагают расчет показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).
Расчет норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) не производится при планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным законодательным актом*(1).
При разработке Методических рекомендаций учтены следующие нормативные правовые и организационно-методические документы:
- Закон РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 16.03.2006 N 42-ФЗ);
- Бюджетный кодекс РФ (в редакции Федерального закона от 26.12.2005 N 189-ФЗ);
- Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ);
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 15.02.2006 N 24-ФЗ);
- постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении"*(2) (в редакции постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 854*(3));
- приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования "*(4);
- письмо Министерства образования Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18.09.2003 N 20-51-2839/20-01 и от 07.10.2003 N 10-02-08 "О реализации Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 123-ФЗ" (Методические рекомендации по предоставлению субвенций местным бюджетам на финансирование общеобразовательных учреждений в части реализации ими государственного стандарта общего образования)*(5).
1. Порядок расчета норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования
1.1. В расходы на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) в соответствии с законодательством Российской Федерации включаются текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату), а также расходы муниципальных общеобразовательных учреждений на частичное обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом: расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы (кроме коммунальных расходов).
О материальных затратах, непосредственно связанных с общеобразовательным процессом, см. письмо Федерального агентства по образованию от 5 октября 2006 г. N 10-58-6940/10-05
1.2. Норматив расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося определяется на основе:
- стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги;
- нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;
. нормативного соотношения тарифного фонда и фонда надбавок и доплат;
- расходов на обеспечение образовательного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, хозяйственные расходы);
- коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги;
- норм регионального законодательства дополнительно к нормам федерального законодательства.
1.3. Расчет стандартной (базовой) стоимости педагогической услуги осуществляется на обучающегося по основным общеобразовательным программам, по ступеням общего образования*(6) (в соответствии с количеством часов в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации (далее - БУП), а также с учетом коэффициентов удорожания стоимости педагогической услуги, исходя из следующих показателей:
- количество обучающихся в классе - 25 человек в городских общеобразовательных учреждениях и 14 - в сельских общеобразовательных учреждениях;
- количество часов по общеобразовательной программе при 6-дневной рабочей неделе;
- ставка заработной платы по региональной тарифной системе в соответствии со средневзвешенным разрядом педагогических работников по данному муниципальному образованию**(7)
1.4. Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала устанавливается в размере 25% от общего фонда оплаты труда (далее - ФОТ) учреждения. Для предотвращения возможных социальных рисков на адаптационный период устанавливается доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в размере 30% от ФОТ учреждения.
1.5. Надтарифный ФОТ (фонд надбавок и доплат) составляет 25% ФОТ по каждому общеобразовательному учреждению.
1.6. Нормативы расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования в расчете на одного обучающегося для каждого муниципального образования исчисляются по формуле:
sn sn
R = З + Р , где
i i учебн.
sn - расходы по заработной плате в i-ом муниципальном
З образовании на реализацию государственного
i образовательного стандарта общего образования в
расчете на одного обучающегося по видам классов (s) и
по ступеням общего образования (п);
Р - расходы на обеспечение образовательного процесса в
учебн. расчете на одного обучающегося.
sn
З определяется по формуле:
i
a
---
sn d x b х 1,262 х 1,02 х 1,33 х 12
З = --------------------------------- х 1,43 х w х с х R, где
i m
а - количество часов по БУП;
d - число часов за ставку заработной платы. Для первой
ступени общего образования - 20 часов, для второй и
третьей ступеней общего образования - 18 часов;
b - ставка заработной платы, соответствующая
средневзвешенному разряду по ETC*(8) по i-му
муниципальному образованию;
1,262 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда, связанного с
повышением стажа (общего или педагогического),
квалификационной категории и т.п.;
1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на величину доплат и
надбавок;
12 - количество месяцев в году;
m - нормативная наполняемость классов;
1,33 - коэффициент увеличения ФОТ на
административно-управленческий персонал,
учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал (на
период адаптации применяется коэффициент 1,43);
w - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги
в зависимости от различных факторов, представленных в
таблице 1 (приложение 1);
с - коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги
по видам классов, представленные в таблице 2
(приложение 1);
R - региональный коэффициент удорожания, отражающий
введенные регионом дополнительные ставки заработной
платы и региональные надбавки/доплаты.
1.7. Расходы на обеспечение образовательного процесса Р_учебн. определяются на каждого обучающегося по ступеням общего образования, в процентном отношении к общему размеру норматива расходов, в соответствии со сложившимися расходами при ежегодном постепенном увеличении доли этих расходов.
1.8. При определении значения коэффициентов рекомендуется учитывать следующее:
- месторасположение общеобразовательного учреждения (городские и сельские районы);
- количество классов в общеобразовательном учреждении;
- реализация программ дополнительного образования;
- предоставление образования детям с ограниченными возможностями здоровья;
- реализация основных общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности (углубленное изучение отдельных предметов).
Коэффициенты удорожания стоимости педагогической услуги учитывают:
- разную стоимость услуги на разных ступенях общего образования (разная стоимость обучения связана с разным количеством часов по БУП) общеобразовательных учреждений Российской Федерации (таблица 3 приложения 1);
- повышенную стоимость от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и программ дополнительного образования (таблица 1 приложения 1);
- повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся специальных (коррекционных) классов, гимназических (лицейских) классов (таблица 2 приложения 1).
Пример расчета норматива по ступеням общего образования для городских общеобразовательных учреждений приведен в приложении 2.
1.9. Региональные коэффициенты могут вводиться для недопущения снижения финансирования образовательных учреждений и ухудшения условий предоставления образовательной услуги.
2. Порядок расчета объема субвенций
2.1. Размер субвенций муниципальным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ в образовательных учреждениях муниципальных образований определяется исходя из численности учащихся, расчетных нормативов по ступеням общего образования и с учетом коэффициентов удорожания.
2.2. При расчете субвенции используется прогнозируемая на соответствующий финансовый год среднегодовая численность обучающихся по ступеням общего образования и видам классов.
2.3. Расчет осуществляется по следующей формуле:
3 o o 3 g g 3 k k
S = Сумма(R x H ) + Сумма(R x H ) + Сумма(R x H ) , где
i n=1 i i n n=1 i i n n=1 i i n
S - объем субвенции для i-го муниципального бюджета на
i реализацию основных общеобразовательных программ;
o g k - нормативы расходов на реализацию основных
R , R , R общеобразовательных программ в расчете на одного
i i i обучающегося соответственно в обычных, гимназических
(лицейских), специальных (коррекционных) классах;
o g k - прогнозируемая на соответствующий финансовый год
Н , Н , Н среднегодовая численность обучающихся соответственно
i i i в обычных, гимназических (лицейских), специальных
(коррекционных) классах в общеобразовательных
учреждениях на территории 1-го муниципального
образования;
n - ступени общего образования.
3. Методы обязательной адаптации при переходе к формированию бюджетов на нормативной основе
3.1. Расчет субвенций осуществляется не на среднегодовую численность, а на численность "условных обучающихся". Расчет числа "условных обучающихся" осуществляется по формуле:
нормативная наполняемость
Усл. обучающиеся = факт, число обучающихся х --------------------------.
фактическая наполняемость
"Условный обучающийся" позволяет учитывать не только фактическое число обучающихся в муниципальном образовании, но и особенности муниципального образования, в первую очередь меньшую, чем нормативная, наполняемость классов. В связи с возможной различной наполняемостью по ступеням общего образования в рамках одного муниципального образования расчет числа "условных обучающихся" рекомендуется производить по каждой ступени.
3.2. Осуществляется выравнивание ("сглаживание") рассчитанных объемов субвенций по каждому муниципальному образованию в пределах допустимых отклонений от расходов, определенных традиционным путем (базы расходов или фактических расходов предыдущего года).
Процесс "сглаживания" объема субвенций предполагает:
- сравнение расчетного ФОТ с проектным ФОТ по всем муниципальным образованиям;
- выявление отклонений, анализ причин;
- определение диапазона отклонений расчетного ФОТ от проектного для "мягкого" перехода от финансирования сети общеобразовательных учреждений к финансированию образовательной услуги.
Выравнивание ("сглаживание") объемов субвенций по каждому муниципальному образованию может осуществляться определением величины отклонения по каждому муниципальному образованию и поиском диапазона допустимых отклонений.
_____________________________
*(1) В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, ст. 16 (21).
*(2) См. Официальные документы в образовании. - 2001. - N 11. - С. 16-31.
*(3) См. Официальные документы в образовании. - 2006. - N 1. - С. 49-52.
*(4) См. Официальные документы в образовании. - 2004. - N 16. - С. 2-38.
*(5) См. Официальные документы в образовании. - 2004. - N 4. - С. 51-56.
*(6) 1-я ступень общего образования - 1-4-е классы, начальное общее образование; 2-я ступень общего образования - 5-9-е классы, основное общее образование; 3-я ступень общего образования - 10-11-е классы, среднее (полное) общее образование.
*(7) До введения региональных тарифных систем основой могут быть ставки ETC. При введении региональных систем оплаты труда расчет может осуществляться на основе региональных систем оплаты труда и учитывать ставки заработной платы по среднему разряду оплаты труда, установленные региональным законодательством.
*(8) При введении региональных тарифных систем ETC заменяется на РТС (региональная тарифная система).
Приложение 1
к Методическим рекомендациям
Расчетные коэффициенты
Таблица 1
Коэффициенты удорожания в зависимости от различных факторов
|
Удорожание в зависимости от различных факторов |
|||
От деления классов на группы |
От наличия групп продленного дня |
От наличия программ дополнительного образования |
Общее удорожание по ступеням |
|
К1 |
К2 |
К3 |
К1 х К2 х К3 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Начальное общее образование |
1,04 |
1,4 |
1,03 |
1,50 |
Основное общее образование |
1,12 |
1 |
1,03 |
1,15 |
Среднее (полное) общее образование |
1,22 |
1 |
1,03 |
1,26 |
(25 час. + 1 час)
Начальное общее образование: 1,04 = -----------------
25 час
(34 час. + 4 час.)
Основное общее образование: 1,12 = ------------------
34 час.
(36 час. + 8 час.)
Среднее (полное) общее образование: 1,22 = -------------------
36 час.
Таблица 2
Коэффициенты удорожания по видам классов
Общеобразовательные |
1 |
Гимназические (лицейские) |
1,15 |
Специальные (коррекционные) |
1,2 |
Таблица 3
Коэффициенты удорожания по ступеням общего образования
|
Часы по БУП |
Коэффициенты удорожания |
Начальное общее образование |
25 |
1 |
Основное общее образование |
34 |
1,36 |
Среднее (полное) общее образование |
36 |
1,44 |
Начальное общее образование: 1 = (25 час.)
(34 час.)
Основное общее образование: 1,36 = ---------
25 час.
(36 час.)
Среднее (полное) общее образование: 1,44 = -----------
25 час
Приложение 2
к Методическим рекомендациям
Пример расчета норматива по типам классов и ступеням для городских общеобразовательных школ
Общеобразовательные классы
| |
1-я ступень общего образования |
{[(25 час./20 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,5 |
2-я ступень общего образования |
{[(34 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,15 |
3-я ступень общего образования |
{[(36 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,26 |
Гимназические (лицейские) классы
| |
1-я ступень общего образования |
{[(25 час./20 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 1,15 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,5 |
2-я ступень общего образования |
{[(34 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 1,15 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,15 |
3-я ступень общего образования |
{[(36 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 1,15 х 12 мес.] /25 чел.} х 1,43 х 1,26 |
Специальные (коррекционные) классы
| |
1-я ступень общего образования |
{[(25 час./20 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 1,2 х 12 мес.] /9 чел.} х 1,43 х 1,5 |
2-я ступень общего образования |
{[(34 час./18 час.) х 2020 руб. х 1,262 х 1,33 х 1,02 х 1,2 х 12 мес.] /9 чел.} х 1,43 х 1,15 |
Заместитель директора |
Г.А. Мамед-заде |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, является одним из этапов реализации нормативного подушевого финансирования в общем образовании. Применение нормативов бюджетного финансирования создает возможность объективного и прозрачного способа распределения финансовых ресурсов по общеобразовательным учреждениям. При формализованном способе (по формуле) распределения бюджетных средств общеобразовательные учреждения ставятся в равные финансовые условия, зависящие прежде всего от числа обучающихся.
В Методических рекомендациях представлена модель расчета базовых нормативов бюджетного финансирования основных общеобразовательных программ, реализуемых в общеобразовательных учреждениях, - подушевой норматив в образовании. Методические рекомендации предлагают расчет показателей подушевого финансирования основных общеобразовательных программ трех ступеней общего образования. Учет различий в стоимости указанных программ осуществляется при помощи коэффициентов удорожания (поправочных коэффициентов).
Расчет норматива расходов на реализацию государственного образовательного стандарта общего образования (основных общеобразовательных программ) не производится при планировании расходов и финансировании малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых, если иное не предусмотрено местным законодательным актом.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2006 г. N АФ-157/02 "О методических рекомендациях"
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Официальные документы в образовании", ноябрь 2006 г., N 31, в журнале "Администратор образования", январь 2007 г., N 2