В связи с запросами, поступающими в Минобрнауки России из регионов по исполнению постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г. N 752 "О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей" (прилагается), Министерство сообщает.
В настоящее время необходимо привести уставы образовательных учреждений дополнительного образования детей в соответствие с вышеуказанным постановлением и, прежде всего, с пунктом 1, что будет соответствовать пунктам 3 и 5 статьи 13 Закона Российской Федерации "Об образовании" и Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Уставы таких видов образовательных учреждений дополнительного образования детей, как "Клуб", "Детская студия", "Детский парк", "Музей", "Детский оздоровительно-образовательный лагерь" необходимо привести в соответствие с пунктом 1 новой редакции Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, сохранив при этом контингент обучающихся, педагогический состав и объем выполняемой работы. Рекомендуем переименовать в установленном порядке виды образовательных учреждений дополнительного образования детей:
"Клуб" - в "Центр". В частности, "Детско-юношеский клуб физической подготовки" преобразовать в "Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр" или в "Детско-юношескую спортивную школу".
"Детская студия" может быть преобразована в "Детскую школу искусств", либо в "Центр эстетического воспитания детей".
"Детский парк" - в "Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр".
"Музей" - в "Центр", например, в "Центр творческого развития и гуманитарного образования".
"Детский оздоровительно-образовательный лагерь" - в "Детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр".
Сохранение и развитие сети образовательных учреждений дополнительного образования детей является важнейшей задачей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации всех уровней. Этому вопросу была посвящена коллегия Минобрнауки России "О ходе реализации Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей" (октябрь 2004 года), где была одобрена Концепция модернизации дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2010 года. Во исполнение решения коллегии разработана Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей до 2010 года. Данная программа позволит различным ведомствам и организациям на федеральном, региональном и муниципальном уровнях обеспечить координацию деятельности в решении проблем воспитания, обучения и развития детей. Разработан и направлен на согласование в Минэкономики России проект ведомственной целевой программы "Повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей и совершенствование их социально-адаптирующих функций (2007-2009 годы)".
В целях выявления и распространения передового педагогического опыта, инновационной деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей, повышения профессионального мастерства и престижа труда педагогических работников на федеральном уровне проводятся системообразующие мероприятия:
Всероссийский конкурс учреждений дополнительного образования детей;
Всероссийский конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям";
Всероссийский конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей;
Всероссийский Календарь массовых мероприятий с обучающимися.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" с 2006 года предусмотрена государственная поддержка способной и талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет по направлениям: школьные олимпиады, социально-значимая и общественная деятельность, научно-техническое творчество и учебно-исследовательская деятельность, профессиональное мастерство, художественное творчество и спортивные достижения. В 2006 году более 2 тыс. премий были вручены воспитанникам учреждений дополнительного образования детей.
Одной из актуальных проблем в работе с педагогическими кадрами учреждений дополнительного образования детей является установление тождественности должностей "Педагог дополнительного образования" и "Руководитель кружка". Как известно, "Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, должность "руководитель кружка" в отличие от должности "педагога дополнительного образования" не предусмотрена. Тождество указанных должностей на федеральном уровне не может быть установлено в связи с тем, что Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской студии)", используемое в других организациях и учреждениях.
Вопрос установления тождественности должности "руководитель кружка" внешкольного образовательного учреждения должности "педагог дополнительного образования" учреждения дополнительного образования детей может быть решен в судебном порядке на муниципальном и региональном уровне, как это предусмотрено в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июня 2004 г. N 197-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Путинцевой Елены Леонидовны и Федоровой Елены Сергеевны на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом следует отметить, что отказ Конституционного Суда Российской Федерации в приеме жалобы этих граждан к непосредственному рассмотрению связан с тем, что подобные жалобы подведомственны к рассмотрению судами общей юрисдикции, поэтому Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше Определении указал, что применительно к данному случаю тождественность выполняемых функций, условий и характера педагогической деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции.
Кроме того, в связи с вопросами, возникшими у судов при применении Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2002 г. и установившего основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения правильного применения положений названного Закона при разрешении споров, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии, дал судам в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" следующие разъяснения:
"В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)".
Кроме того, законодательными актами определен перечень учреждений дополнительного образования детей, работа в которых учитывается при оформлении досрочного назначения трудовой пенсии по старости. "Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, установлен закрытый перечень учреждений дополнительного образования детей. Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 12 было рекомендовано привести наименования образовательных учреждений дополнительного образования детей в соответствие с Перечнем видов образовательных учреждений дополнительного образования детей. В настоящее время необходимо привести нормативные документы муниципальных и государственных учреждений дополнительного образования детей в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации с учетом вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 752, которым утвержден перечень видов учреждений дополнительного образования детей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства РФ N 752, следует читать как "7 декабря 2006 г."
В запросах Министерству часто встречается вопрос о предоставлении платных образовательных услуг учреждениями дополнительного образования детей. В последние годы в Министерство участились жалобы от родителей, детей и педагогов о неправомерном введении обязательной платы за оказание образовательных услуг в образовательных учреждениях дополнительного образования детей. Судебными решениями данные действия признавались неправомерными. В соответствии с Законом "Об образовании" (п. 1, ст. 45) "Государственное и муниципальное образовательное учреждение вправе оказывать _ платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами_". Однако "платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета" (п. 3, ст. 45). В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233 с последующими изменениями (далее - Положение) реализация дополнительных образовательных программ является основной образовательной деятельностью для данного типа учреждения. Согласно пункту 47 Положения "Учреждение может оказывать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами", но это не может быть отнесено к реализации основных дополнительных образовательных программ, реализуемых данным типом учреждения. В Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг" также указано, что "платные образовательные услуги не могут быть оказаны муниципальными образовательными учреждениями взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ), финансируемой за счет средств муниципального бюджета". Более того, на основании пункта 19 Правил потребитель может затребовать составление сметы на оказание платных образовательных услуг, предусмотренных договором. В этом случае смета становится частью договора. Составление такой сметы по требованию потребителя обязательно.
В соответствии с разграничениями полномочий государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления (N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в некоторых регионах России были необоснованно ликвидированы или реорганизованы отдельные учреждения дополнительного образования детей, что нарушает права ребенка, его родителей (замещающих лиц), педагогов. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 31 Закона "Об образовании" создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, согласно пункту 7 статьи 29, отнесена к компетенции субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 Закона "Об образовании" федеральные органы исполнительной власти вправе принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные настоящим Законом к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местных органов управления образованием, касающиеся обеспечения "защиты прав и свобод граждан".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 5 Закона "Об образовании" следует читать "пунктом 5 статьи 30 Закона "Об образовании"
Главам администраций субъектов Российской Федерации было направлено соответствующее письмо Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко о необходимости сохранения и развития учреждений дополнительного образования детей (N АФ-705 от 19 августа 2004 г.). Аналогичное письмо в отношении учреждений дополнительного образования детей сферы культуры направлено в адрес руководителей субъектов Российской Федерации (N АФ-135/06 от 6 июня 2006 г./ N 3171-01-49/05-АБ от 18 мая 2006 г.). В целях сохранения структуры системы дополнительного образования детей Федеральным законом N 199-ФЗ от 29 декабря 2004 г. в Федеральный закон N 184-ФЗ внесены дополнения о предоставлении дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения (подпункт 14.1), что позволяет сохранить государственные учреждения дополнительного образования детей регионального уровня. Кроме того, в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" имущество, относящееся к объектам социальной инфраструктуры, а также предназначенное для целей образования, воспитания, развития, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.
Одним из актуальных вопросов в организации работы учреждений дополнительного образования детей является оплата труда педагогов дополнительного образования при переходе на подушевое финансирование. В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в установлении заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования. Вместе с тем, Минобрнауки России разработало и направило руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации модель расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей (письмо от 19 октября 2006 г. N 06-1616). В соответствии с п. 26. Типового положения об учреждении дополнительного образования детей содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Департаментом молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России в субъекты Российской Федерации направлено письмо "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей" (от 11 декабря 2006 г. N 06-1844).
Продолжительность рабочего времени педагога дополнительного образования. В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" "Для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю". По вопросу, касающемуся режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений, применяется приказ Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений". В соответствии с указанным приказом нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает в себя учебные занятия и короткие перерывы. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут. Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов между ними, предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учетом требований СанПиНа. В Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей предел педагогической нагрузки не установлен. В соответствии с п.п. 9, 10 ст. 32 Закона "Об образовании" установление штатного расписания, распределение должностных обязанностей, а также установление заработанной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования относится к компетенции образовательного учреждения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п.п. 9, 10 ч. 2 ст. 32 Закона "Об образовании"
Телефон для справок: 629 66 65 - Березина В.А., отдел воспитания, охраны здоровья, психолого-педагогической поддержки и дополнительного образования детей.
Директор Департамента |
А.А. Левитская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены отдельные вопросы деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей.
В рамках проведенного разграничения полномочий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления сохранена возможность предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения. При этом согласно действующему законодательству создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, а создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъектов РФ - к компетенции субъектов РФ. Имущество, относящееся к объектам социальной инфраструктуры, а также предназначенное для целей образования, воспитания, развития, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.
В связи с установлением постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2006 г. N 752 исчерпывающего перечня видов учреждений дополнительного образования детей необходимо переименовать такие виды образовательных учреждений дополнительного образования детей, как "Клуб", "Детская студия", "Детский парк", "Музей", "Детский оздоровительно-образовательный лагерь", сохранив при этом контингент обучающихся, педагогический состав и объем выполняемой работы. Даны рекомендации по переименованию названных учреждений.
Учреждения дополнительного образования детей вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами, по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами. Однако платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. Потребитель может потребовать составления сметы на оказание платных образовательных услуг, предусмотренных договором.
Также разъяснены вопросы оплаты труда педагогов дополнительного образования при переходе на подушевое финансирование, продолжительности рабочего времени педагогов дополнительного образования, их пенсионного обеспечения.
Приведен перечень мероприятий, реализуемых Министерством в целях сохранения и развития сети образовательных учреждений дополнительного образования детей.
Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ от 26 марта 2007 г. N 06-636 "Об образовательных учреждениях дополнительного образования детей"
Текст письма опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", май 2007 г., N 14, в журнале "Администратор образования", август 2007 г., N 15, в журнале "Вестник образования России", сентябрь, N 18