Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федеральной
службы по тарифам
от 4 сентября 2007 г. N 223-э/2
Методические указания
по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям
I. Общие положения
1. Настоящие методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее Методические указания) разработаны во исполнение Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 2, ст. 175; 2002, N 21, ст. 2001; 2006, N 50, ст. 5354; 2007, N 23, ст. 2798).
2. Методические указания определяют принципы регулирования и расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - тарифы), а также особенности их применения на территории Российской Федерации.
3. Тарифы применяются при расчетах за услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (далее - транспортировка газа).
4. Услуги по транспортировке газа оказываются организациями, в собственности которых или на иных законных основаниях находятся газораспределительные сети (далее - ГРО), всем потребителям услуг по транспортировке газа (далее - потребитель услуг), получившим доступ к газораспределительным сетям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. N 1370 "Об утверждении Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 48, ст. 5937, 2000, N 33, ст. 3390).
II. Основные положения формирования тарифов
5. Расчет тарифов предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования (ГРО) получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом для:
а) возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с транспортировкой газа;
б) обеспечения получения обоснованной нормы прибыли на капитал, используемый в регулируемом виде деятельности (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в транспортировке газа, учитывается размер чистой прибыли в регулируемом виде деятельности, необходимый для покрытия согласованных расходов субъектов регулирования (ГРО);
в) учета в структуре тарифов всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Регулирование тарифов основывается на раздельном учете расходов по регулируемому виду деятельности в соответствии с нормативными актами в сфере бухгалтерского учета.
7. В целях настоящих Методических указаний также применяются следующие правила учета доходов и расходов субъекта регулирования (ГРО):
а) доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления регулируемого вида деятельности (в случае возможности такого выделения), учитываются в расчете тарифов полностью;
б) доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО), возникающие вследствие осуществления других видов деятельности (в случае возможности такого выделения), в расчете тарифов не учитываются;
в) иные доходы и расходы субъекта регулирования (ГРО) учитываются в расчете тарифов пропорционально доле выручки по регулируемому виду деятельности в общей сумме выручки субъекта регулирования (ГРО);
г) аналогичные изложенным выше в данном пункте подходы используется при формировании чистой прибыли с учетом положений п. 5;
д) в случае оказания субъектом регулирования (ГРО) услуг сторонним организациям по техническому обслуживанию и эксплуатации газораспределительных сетей, отнесение расходов по обычным видам деятельности, аналогичных осуществляемым в рамках указанных сервисных договоров, на регулируемый вид деятельности осуществляется исходя из общей суммы указанных расходов, за исключением расходов, которые организация не несет при эксплуатации газораспределительных сетей, принадлежащих сторонним организациям (амортизация, страхование, аренда и тому подобное), пересчитанной на коэффициент отношения протяженности газораспределительных сетей, принадлежащих субъекту регулирования (ГРО) на праве собственности или на иных законных основаниях, к общей протяженности обслуживаемых субъектом регулирования (ГРО) газораспределительных сетей.
8. В случае если субъект регулирования (ГРО) осуществляет транспортировку газа, используемого впоследствии на собственные и технологические нужды, указанный объем газа не учитывается в расчете тарифов (кроме объема газа, используемого на альтернативные коммерческие цели - в случае реализации продукции, полученной вследствие его использования в качестве топлива и (или) сырья).
9. Фактические и плановые расходы субъекта регулирования (ГРО) подлежат анализу с учетом действующих нормативов, их экономической обоснованности, а также фактических индексов-дефляторов по прошлым периодам и прогнозных на период регулирования.
При расчете тарифов применяются:
- цены (тарифы), регулируемые государством;
- цены (тарифы, стоимость услуг), установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведенных субъектом регулирования конкурсов (тендеров);
- прогнозные рыночные цены (тарифы, стоимость услуг), определяемые на основании прогнозного уровня инфляции на расчетный период действия тарифов;
- действующие нормативы численности, использования материалов и проведения различных видов эксплуатационных работ, при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок.
10. Полученная субъектом регулирования (ГРО) экономия расходов по регулируемому виду деятельности в результате внедрения передовых методов организации труда, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также других мероприятий по сокращению расходов в случае представления в ФСТ России обоснования по проведенным мероприятиям не учитывается при расчете тарифов в течение 3 лет.
11. При проведении расчета тарифов учитывается незапланированный убыток прошлых лет (незапланированная прибыль, кроме прибыли, возникшей в связи с проведением мероприятий по сокращению расходов), полученный субъектом регулирования (ГРО) от регулируемого вида деятельности. При этом возможно покрытие незапланированного убытка прошлых лет по согласованному с ФСТ России графику в течение нескольких лет.
12. На услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ГРО до сетей конечного потребителя (здесь и далее под ним понимаются юридические и физические лица, использующие газ в качестве топлива и (или) сырья) устанавливается тариф на транспортировку до конечных потребителей (далее - тариф на транспортировку). Тариф на транспортировку устанавливается дифференцированно по группам конечных потребителей.
Для проведения дифференциации тарифа на транспортировку конечные потребители разделяются на группы конечных потребителей в зависимости от объемов потребления газа. Классификация групп потребителей и объемные диапазоны их формирования приведены в приложении 1 настоящих Методических указаний.
В целях настоящих Методических указаний в группу "население" включаются физические лица, использующие газ в качестве топлива для личных нужд, а также жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья и иные подобные конечные потребители (далее - население). При этом объемы потребления указанными конечными потребителями принимаются за вычетом объемов газа, используемых для централизованного отопления и для коммерческих целей, которые учитываются при проведении дифференциации тарифа на транспортировку для прочих групп конечных потребителей.
13. Отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, осуществляется исходя из:
- годового договорного объема транспортировки газа данному конечному потребителю по всем договорам транспортировки (в случае их отсутствия по всем договорам поставки) через газораспределительные сети данной ГРО с учетом заключенных до начала периода поставки газа дополнительных соглашений;
- фактического объема поставки газа через газораспределительные сети данной ГРО в предыдущем году (в случае, если договора транспортировки (поставки) заключены не на полный год), либо в пересчете на год в случае отсутствия данных по потреблению за полный год.
Конечные потребители, получившие после 1 октября 2006 года в собственность или на иных законных основаниях газоиспользующее оборудование (кроме вновь вводимого в эксплуатацию), или образовавшиеся после 1 октября 2006 года в результате слияния нескольких конечных потребителей, разносятся по группам потребителей исходя из объемов потребления газа конечными потребителями, ранее потреблявшими газ на указанном газоиспользующем оборудовании, либо в случае невозможности использования указанного подхода исходя из годового объема потребления газа отдельно по точкам подключения к газораспределительным сетям.
В случае появления новых точек подключения конечных потребителей (кроме населения) к газораспределительным сетям после 1 октября 2007 года, за исключением случаев, когда через новые точки подключения обеспечивается газоснабжение действующего газоиспользующего оборудования, отнесение конечных потребителей к группам в части указанных точек подключения производится исходя из годового объема потребления газа отдельно по указанным точкам подключения.
В целях осуществления поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования отнесение всех конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, может производиться исходя из годового объема потребления газа отдельно по точкам подключения к газораспределительным сетям.
При этом допускается поэтапное доведение уровня тарифа на транспортировку для конечных потребителей, которые после изменения принципов отнесения к группам относятся (полностью или частично) к группе с более высоким коэффициентом сложности обслуживания системы газораспределения, до уровня тарифов, установленных для указанной группы при условии сохранения заданного размера выручки по регулируемому виду деятельности.
14. Для ГРО, в отношении которых в результате анализа расчетных и обосновывающих материалов, представленных ими для пересмотра тарифов, регулирующим органом делается вывод о достаточности объема выручки по регулируемому виду деятельности при действующем уровне тарифов, средний тариф подлежит дифференциации по коэффициентам удельной сложности обслуживания системы газораспределения, указанным в приложении 1 настоящих Методических указаний на соответствующий период регулирования. При этом уровень среднего тарифа для дифференциации принимается исходя из условия сохранения объема тарифной выручки данной ГРО.
15. В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1667, 2004, N 35, ст. 3607, 2005, N 52 (1 ч.), ст. 5595, 2006, N 6, ст. 636), постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. N 335 "О порядке установления специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями для финансирования программ газификации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 19, ст. 1942, 2005, N 7, ст. 560) в тарифы на транспортировку могут включаться специальные надбавки для финансирования программ газификации и расходы на уплату дополнительно возникающих от ее применения налоговых платежей.
16. На транспортировку газа, проходящего по газораспределительным сетям данной ГРО и предназначенного для газоснабжения конечных потребителей, не входящих в зону обслуживания данной ГРО (далее - транспортировка газа в транзитном потоке), устанавливается отдельный тариф Ттр. (далее - транзитный тариф).
17. В случае если ГРО осуществляет транспортировку газа на территории нескольких субъектов Российской Федерации, допускается установление дифференцированных по различным субъектам Российской Федерации тарифов, исходя из определяемых раздельно по каждому субъекту Российской Федерации показателей ГРО по регулируемому виду деятельности.
18. В случае введения в эксплуатацию новых газораспределительных сетей при их технологической обособленности от действующей инфраструктуры тарифы на транспортировку могут устанавливаться дифференцированно для действующей инфраструктуры и вводимых в эксплуатацию газораспределительных сетей исходя из экономически обоснованного уровня.
19. Тарифы на транспортировку по новым газораспределительным сетям могут рассчитываться исходя из условий обеспечения согласованного с ФСТ России срока окупаемости инвестиционного проекта строительства газораспределительных сетей и уровня доходности на вложенный капитал. При расчете тарифов на транспортировку с учетом изложенных условий учитываются в том числе прогнозный уровень загрузки газораспределительных сетей, степень технологического обособления новых объектов от действующей инфраструктуры, а также подтвержденный платежеспособный спрос. При этом после окончания срока окупаемости инвестиционного проекта расчет тарифов производится в общем порядке.
20. Тарифы, рассчитываемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, устанавливаются в рублях и копейках за транспортировку 1000 м3 газа без учета налога на добавленную стоимость.
III. Порядок представления материалов для рассмотрения ФСТ России вопросов об утверждении (пересмотре) тарифов
21. Для утверждения (пересмотра) тарифов субъект регулирования (ГРО) вместе с заявлением об установлении (пересмотре) тарифов представляет в ФСТ России следующие материалы:
- расчет тарифов с обосновывающими материалами по формам приложений NN 2 - 4 (представляется в том числе в электроном виде);
- бухгалтерский баланс (с приложениями) субъекта регулирования (ГРО) на последнюю отчетную дату;
- постатейное обоснование изменения размера затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство по регулируемому виду деятельности;
- обоснование необходимой прибыли по регулируемому виду деятельности;
- планы капитальных вложений субъекта регулирования (ГРО) на соответствующий год по регулируемому виду деятельности в целях учета в структуре тарифов затрат на привлечение заимствований и других источников финансирования инвестиций согласно этим планам, а также отчеты по использованию инвестиционных средств за предыдущие периоды;
- сравнительные данные по статьям затрат по регулируемому виду деятельности и размеру балансовой прибыли за предыдущие 3 года.
Представляемые расчетные и обосновывающие материалы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером субъекта регулирования (ГРО).
22. Пересмотр тарифов может проводиться по инициативе субъекта регулирования (ГРО) или ФСТ России. При пересмотре тарифов по инициативе ФСТ России субъект регулирования (ГРО) обязан представить в месячный срок с момента запроса ФСТ России требуемые документы.
23. Тарифы утверждаются на год.
Тарифы могут быть пересмотрены в течение года в связи с обращением субъекта регулирования (ГРО) или по инициативе ФСТ России в случае возникновения причин, повлекших за собой убыточность регулируемого вида деятельности (получение незапланированной прибыли) для субъекта регулирования (ГРО), или иных обоснованных причин.
Тарифы могут быть пересмотрены в течение года в связи с принятием соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения об определении размера специальной надбавки к тарифу для финансирования программ газификации или изменении размера действующей.
В случае если установление (пересмотр) тарифов не совпадает с началом календарного года, допускается их установление до конца календарного года.
IV. Принципы расчета тарифов
24. Средний тариф на транспортировку для конечных потребителей (Т_тр.ср.к.п.) рассчитывается по следующей формуле:
(P - С + Н + ЧП) х (V + V )
об. пр. пр. Сумма тр.
Т = ---------------------------------------- (1)
тр.ср.к.п. 2
V
Сумма
где: P - сумма расходов субъекта регулирования (ГРО) на
об. транспортировку газа по газораспределительным сетям,
входящих в структуру себестоимости;
С - сальдо прочих доходов и расходов субъекта регулирования
пр (ГРО), связанных с деятельностью по транспортировке газа;
Н - сумма налога на прибыль субъекта регулирования (ГРО) в
пр. части прибыли, получаемой от деятельности по
транспортировке газа;
ЧП - сумма чистой прибыли субъекта регулирования (ГРО),
необходимой для покрытия всех согласованных с ФСТ России
расходов из чистой прибыли по регулируемому виду
деятельности;
V - суммарный объем транспортировки газа через
Сумма газораспределительные сети данной ГРО;
V - объем транспортировки газа в транзитном потоке через
тр. газораспределительные сети данной ГРО.
25. Суммарный объем транспортировки определяется по следующей формуле:
V = V + V (2)
Сумма тр. к.п.
где V - объем поставки газа конечным потребителям, присоединенным к
к.п. газораспределительным сетям данной ГРО через указанные
газораспределительные сети.
Объемы транспортировки газа для расчета тарифов (здесь и далее) принимаются на уровне прогнозных на период регулирования с учетом договорных объемов транспортировки газа по распределительным газопроводам (в расчете на год), прогноза газопотребления конечных потребителей, газоснабжение которых осуществляется через газораспределительные сети данной ГРО, а также статистики объемов транспортировки газа за предыдущие 3 года.
Объемы, поставляемые газораспределительным организациям на технологические нужды и используемые ими при ликвидации аварийных ситуаций, при определении суммарного объема транспортировки не учитываются, и при поставке газа на указанные цели тарифы не применяются.
Объем транспортируемого газа принимается в расчете тарифов (и в целях расчета стоимости транспортировки) исходя из следующих его стандартных параметров:
температура t = 20°С;
давление р = 760 мм.рт.ст.;
влажность = 0%.
Тарифы рассчитываются (применяются) независимо от прогнозной (фактической) объемной теплоты сгорания транспортируемого газа.
26. При определении прогнозного объема транспортировки газа в транзитном потоке (V_тр.) (и в целях расчета стоимости транспортировки) учитываются следующие принципы:
а) в случае если газ при его транспортировке конечному потребителю проходит по более чем одному транзитному участку распределительного газопровода и один из них находится в собственности или на иных законных основаниях у ГРО, чьи газораспределительные сети непосредственно примыкают к сетям данного конечного потребителя, то данный объем транзитной транспортировки газа не учитывается в общем объеме транспортировки газа в транзитном потоке по указанной ГРО;
б) в случае если газ при его транспортировке конечному потребителю проходит по нескольким транзитным участкам распределительных газопроводов, находящимся в собственности или на иных законных основаниях у одной ГРО, то указанный объем газа при расчете суммарного объема газа, транспортирующегося в транзитном потоке (определении стоимости транспортировки), по газораспределительным сетям данной ГРО учитывается только 1 раз;
в) в случае если протяженность газораспределительных сетей одной ГРО, по которым осуществляется транспортировка газа в транзитном потоке, составляет свыше 80% от общей протяженности газораспределительных сетей, по которым осуществляется транспортировка газа до сетей конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн. м3 - свыше 50% от общей протяженности газораспределительных сетей, по которым осуществляется транспортировка газа до сетей конечного потребителя), то объем поставки газа этому потребителю учитывается в расчете объема поставки газа конечным потребителям через газораспределительные сети данной ГРО;
г) в случае если суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя, составляет менее 20% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн. м3 - менее 50% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя), то объем поставки газа этому потребителю учитывается в расчете объема транспортировки газа в транзитном потоке по данной ГРО;
д) в случае если протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя (кроме населения и конечных потребителей с годовым объемом потребления газа свыше 500 млн.м3, транспортировка газа которым осуществляется по тупиковым газопроводам), составляет менее 100 метров и при этом отношение протяженности транспортировки газа по сетям данной ГРО к протяженности транспортировки газа по сетям конечного потребителя до газоиспользующего оборудования (средневзвешенной протяженности в случае транспортировки газа к нескольким точкам потребления газа) составляет менее 5%, то объем поставки газа этому потребителю учитывается в расчете объема транспортировки газа в транзитном потоке по данной ГРО.
27. Необходимый для покрытия согласованных расходов субъекта регулирования (ГРО) размер чистой прибыли по регулируемому виду деятельности рассчитывается исходя из суммы следующих показателей (до разработки методики определения размера стоимости основных средств, иных материальных и финансовых активов, используемых в регулируемом виде деятельности):
- средств, необходимых для обслуживания привлеченного заемного капитала в части, относимой на регулируемый вид деятельности, для выплаты дивидендов с учетом внутренних документов организации, определяющих принципы дивидендной политики, согласованных с ФСТ России;
- потребность в капитальных вложениях за минусом амортизационных отчислений и полученных целевых инвестиционных кредитов по регулируемому виду деятельности;
- средств на создание резервного фонда в части, относимой на регулируемый вид деятельности, в соответствии с действующим законодательством;
- средств, направляемых на погашение убытков прошлых лет, полученных по регулируемому виду деятельности.
Одним из факторов, учитываемых при расчете средств, необходимых для обслуживания заемных средств, и в целом размера чистой прибыли субъекта регулирования (ГРО) является обеспечение нормативных значений коэффициентов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности.
28. Сумма налога на прибыль (Н_пр.) рассчитывается исходя из условия обеспечения субъекту регулирования (ГРО) получения необходимого объема чистой прибыли по регулируемому виду деятельности:
(ЧП + Р - Р' - С + С' ) х К
об. об. пр. пр. пр.
Н = ------------------------------------ (3)
пр. (1 - К )
пр.
где:
Р' ,С' - сумма расходов, входящих в состав себестоимости, а также
об. пр. сальдо прочих доходов и расходов субъекта регулирования (ГРО)
соответственно, отнесенных на регулируемый вид деятельности,
учитываемых в целях налогообложения;
К - ставка начисления налога на прибыль.
пр.
29. В случае если субъект регулирования (ГРО) не осуществляет транспортировку газа в транзитном потоке, формула (1) принимает следующий вид:
Р - С + Н + ЧП
об. пр. пр.
Т = -------------------- (4)
тр.ср.к.п. V
к.п.
30. Дифференцированный по группам конечных потребителей тариф на транспортировку (T_тр.i) рассчитывается по следующей формуле:
Т = Т х К (5)
тр.i тр.баз. i
где:
Т - базовый тариф на транспортировку;
тр.баз.
K - коэффициент удельной сложности обслуживания системы
i газораспределения, установленный для i-той группы конечных
потребителей (приложение 1).
31. Базовый тариф на транспортировку рассчитывается по следующей формуле:
Т х V
тр.ср.к.п. к.п.
Т = ------------------ (6)
тр.баз. m
Сумма(V х K )
i=1 i i
где:
V - объем поставки газа i-той группе конечных потребителей через
i газораспределительные сети данной ГРО;
m - количество групп конечных потребителей, для которых проводится
дифференциация тарифа на транспортировку.
32. В общей сумме расходов на транспортировку газа могут учитываться расходы на оплату оказываемых другой ГРО (в случае заключения между газораспределительными организациями соответствующих договоров) услуг по транспортировке газа (впоследствии поступающего в газораспределительные сети данной ГРО) в транзитном потоке.
В случае если свыше 90% объема транспортировки газа данной ГРО конечным потребителям поступает в транзитном потоке расходы на оплату оказываемых другой ГРО услуг по транспортировке газа (впоследствии поступающего в газораспределительные сети данной ГРО) в транзитном потоке не учитываются при дифференциации тарифов по группам конечных потребителей в соответствии с формулами 5, 6. При этом полный уровень дифференцированных по группам конечных потребителей тарифов определяется по следующей формуле:
P
тр.пот.
T' = T + ------- (7)
тр.i тр.i V
к.п.
где Р - расходы на оплату оказываемых другой ГРО услуг по
тр.пот. транспортировке газа (впоследствии поступающего в
газораспределительные сети данной ГРО) в транзитном
потоке.
33. Транзитный тариф (Т_тр.) определяется как отношение экономически обоснованных расходов по эксплуатации газораспределительных сетей, по которым транспортируется газ в транзитном потоке, и объема транспортировки газа в транзитном потоке. В случае наличия нескольких транзитных трубопроводов транзитный тариф может устанавливаться дифференцировано. В случае невозможности определения указанных экономически обоснованных расходов транзитный тариф определяется по следующей формуле:
(Р - С + Н + ЧП) х V
об. пр. пр. тр.
Т = ----------------------------- (8)
тр. 2
V
Сумма
При этом минимальный транзитный тариф Т_тр. устанавливается на уровне, равном 2% от среднего тарифа на транспортировку с проведением соответствующего пересчета среднего тарифа для конечных потребителей.
V. Особенности определения тарифа на транспортировку для группы конечных потребителей - "население"
34. В целях ликвидации перекрестного субсидирования населения прочими конечными потребителями для определения тарифов на транспортировку для группы конечных потребителей - "население" могут устанавливаться большие, чем предусмотренные в приложении 1 настоящих Методических указаний, коэффициенты удельной сложности обслуживания системы газораспределения.
35. При определении тарифов на транспортировку для группы конечных потребителей - "население", в случае, когда в предыдущий период регулирования коэффициенты удельной сложности обслуживания системы газораспределения для указанной группы были установлены большие, чем предусмотренные в приложении 1 настоящих Методических указаний, минимально допустимое значение коэффициента в расчетном периоде принимается в диапазоне, приводящем к увеличению тарифов для группы конечных потребителей - "население" в диапазоне между средним ростом тарифов на услуги данной ГРО и прогнозным уровнем инфляции. При этом в случае если прогнозный уровень инфляции превышает средний рост тарифов на услуги данной ГРО, то минимально допустимый уровень роста тарифов на транспортировку для группы конечных потребителей - "население" определяется в соответствии с прогнозным уровнем инфляции.
36. Предельный размер тарифа на транспортировку для группы конечных потребителей - "население" определяется по следующей формуле:
V
нас.
L х 0,9 + (L х 4,5 + L х 0,5) х -----
нд вд м V
к.п.
(Р - С + Н + ЧП - Т х V ) х ---------------------------------------
об. пр. пр. тр. тр. L + L х 4,5 + L х 0,5
нд вд м
Т = ----------------------------------------------------------------------------- (9)
нас.пред. V
нас.
где:
L - протяженность газопроводов низкого давления (уличных,
нд внутриквартальных и вводов без учета сетей, относящихся к
ВДГО);
L - протяженность газопроводов высокого и среднего давления;
вд
L - протяженность межпоселковых газопроводов;
м
0,9 - коэффициент, характеризующий долю газа, реализуемого
населению, в объеме газа, подаваемого по сетям низкого
давления;
4,5; 0,5 - коэффициенты, характеризующие трудоемкость обслуживания
соответственно уличных газопроводов высокого (среднего)
давления и межпоселковых газопроводов. За единицу принята
трудоемкость обслуживания газопроводов низкого давления.
Коэффициенты, используемые в формуле 9, определены статистическими методами. При необходимости данные среднестатистические коэффициенты могут быть скорректированы ФСТ России применительно к местным условиям.
При определении протяженности газораспределительных сетей не учитываются участки, по которым осуществляется транзитная транспортировка газа. В случае, если по одному и тому же участку газопровода осуществляется и транспортировка газа непосредственно до конечных потребителей и транзитная транспортировка газа, то протяженность этого участка учитывается пропорционально отношению объема транспортировки газа непосредственно до конечных потребителей к общему объему транспортировки газа по указанному участку газопровода.
VI. Особенности расчета тарифов
37. ГРО, для которых не пересматривались тарифы на транспортировку в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяют с 1 января 2004 года тарифы на транспортировку газа до конечных потребителей, равные сумме действующих ставок за пользование газораспределительными сетями и за услуги по транспортировке газа с учетом их дифференциации по группам конечных потребителей, утвержденных до 1 января 2004 года.
38. ГРО, получившие в собственность или на иных законных основаниях дополнительные газораспределительные сети, по которым осуществляется газоснабжение конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн. м3 в год (или к сетям которых присоединяются новые конечные потребители с годовым объемом потребления свыше 100 млн. м3 в год), либо осуществляется транспортировка газа в транзитном потоке объемом свыше 100 млн. м3 в год, в месячный срок с момента совершения сделки представляют в ФСТ России предложения по пересмотру всех действующих тарифов.
39. Если конечный потребитель, присоединенный к газораспределительным сетям ГРО, увеличивает в соответствии и с условиями договоров транспортировки (поставки) потребление газа более чем на 100 млн. м3 в год по сравнению с прошлым периодом, данная ГРО в месячный срок с момента заключения (изменения) договора поставки (транспортировки) газа представляет в ФСТ России предложения по пересмотру всех действующих тарифов.
40. В случае начала оказания ГРО услуг поставщику газа по транспортировке газа для последующей его поставки населению ГРО за 45 дней до начала момента оказания услуг представляет в ФСТ России предложения по установлению тарифов на транспортировку газа для последующей поставки населению. До момента установления тарифов по указанной группе конечных потребителей ГРО применяется тариф на транспортировку, установленный на тот момент для группы конечных потребителей, которой присвоен максимальный коэффициент удельной сложности обслуживания системы газоснабжения.
41. Расчет стоимости услуг за транспортировку газа может производиться исходя из как фактического, так и договорного объема транспортировки, указанного в договоре транспортировки. Также возможно одновременное сочетание указанных методов расчета стоимости услуг. В целях предотвращения возникновения возможных конфликтных ситуаций между потребителем услуг и ГРО в договоре транспортировки (здесь и далее - в случае, если ГРО является поставщиком газа конечным потребителям, то в договоре поставки) рекомендуется указывать конкретный метод расчета стоимости услуг за транспортировку газа. При этом если иное не указано в договоре транспортировки, расчет стоимости услуг за транспортировку газа производится исходя из ее договорного объема. Расчет стоимости услуг на транспортировку, исходя из договорного объема транспортировки газа всем или некоторым конечным потребителям, подключенным к газораспределительным сетям данной ГРО, возможен в случае выделения в договоре транспортировки объемов транспортировки газа по указанным конечным потребителям (в противном случае расчет стоимости услуг за транспортировку газа производится исходя из фактического объема транспортировки газа).
42. В случае если расчет стоимости услуг за транспортировку газа производится исходя из договорного объема транспортировки газа, в целях предотвращения возникновения возможных конфликтных ситуаций между потребителем услуг и ГРО, рекомендуется в договоре транспортировки указывать правила определения ежемесячного договорного объема транспортировки газа (в том числе при заключении дополнительных соглашений к договору об уменьшении или увеличении объемов транспортировки газа по газораспределительным сетям в течение периода оказания услуг), исходя из которого рассчитывается стоимость услуг за транспортировку. При этом если иное не указано в договоре транспортировки, потребитель услуг рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа по месяцам в течение действия договора транспортировки исходя из среднемесячного договорного объема транспортировки газа с учетом дополнительных соглашений, заключенных до начала оказания услуг, а в случае заключения дополнительных соглашений к договору об уменьшении или увеличении объемов транспортировки газа в течение периода оказания услуг используются правила определения договорного объема транспортировки газа, указанные в п.п. 43 - 44 настоящих Методических указаний.
43. В случае заключения после начала оказания услуг дополнительных соглашений к договору транспортировки об уменьшении или увеличении объемов транспортировки газа по газораспределительным сетям производится перерасчет ежемесячного объема газа исходя из которого производится расчет стоимости услуг за транспортировку газа, исходя из скорректированного дополнительным соглашением объема транспортировки газа начиная с месяца, в котором было заключено дополнительное соглашение по следующей формуле:
(V - V )
д1 д2
V' = V - ---------- (10)
дi дi m - n
где:
V - среднемесячный договорной объем, исходя из которого производился
дi расчет стоимости услуг за транспортировку газа до заключения
дополнительного соглашения к договору;
V - первоначальный договорной объем транспортировки газа на полный год
д1 или срок действия договора;
V - договорной объем транспортировки газа на полный год или срок
д2 действия договора с учетом заключенного дополнительного
соглашения;
n - число полных месяцев осуществления услуг по транспортировке газа
по договору до момента дополнительного соглашения к нему;
m - число месяцев - 12, или число полных месяцев осуществления услуг
по транспортировке газа по договору.
44. В случае заключения после начала оказания услуг дополнительных соглашений к договору транспортировки об уменьшении объемов транспортировки газа по газораспределительным сетям по данному договору, связанном с появлением у данной ГРО нового потребителя услуг по транспортировке газа (нового поставщика газа, либо договорные обязательства по оплате его транспортировки перешли от поставщика газа к конечному потребителю или наоборот) - по газораспределительным сетям ГРО транспортируется тот же объем газа, но уже по нескольким договорам, производится перерасчет ежемесячного объема газа исходя из которого производится расчет стоимости услуг за транспортировку газа исходя из скорректированного дополнительным соглашением объема транспортировки газа на период действия дополнительного соглашения по следующей формуле:
(V - V )
д1 д2
V' = V - ---------- (11)
дi дi r
где:
r - число месяцев действия дополнительного соглашения.
45. По окончании года или срока действия договора транспортировки в случае, если фактический объем транспортировки газа оказался отличным от договорного (если расчет стоимости услуг за транспортировку газа производится исходя из договорного объема транспортировки газа), то объем газа исходя из которого рассчитывается стоимость услуг за транспортировку газа в последний месяц года или действия договора, рассчитывается по следующей формуле:
V' = V + (V - V ) (12)
m m ф д
где:
V - договорной объем транспортировки газа, рассчитываемый в последний
m месяц года или срока действия договора транспортировки по правилам,
указанным в договоре транспортировки или в настоящих Методических
указаниях.
V - фактический объем транспортировки газа за год или за срок действия
ф договора;
V - договорной объем транспортировки газа за год или за срок действия
д договора.
В случае если V'_m имеет отрицательное значение, то ГРО возвращает Потребителю услуг средства, ранее уплаченные за не предоставленные в течение года или срока действия договора услуги.
46. В случае если фактический объем транспортировки газа конечному потребителю в течение года по всем договорам транспортировки (поставки) через газораспределительные сети данной ГРО выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, кроме случая, когда это происходит вследствие несанкционированного перебора газа потребителем, указанный конечный потребитель относится к другой группе (отнесение к группе с более высоким порядковым номером возможно только по итогам года, а с меньшим порядковым номером - в месяц превышения верхней границы объемного диапазона группы, к которой первоначально был отнесен конечный потребитель). Тариф на транспортировку, применяемый к объему транспортировки газа, адресуемого данному конечному потребителю в месяце проведения его отнесения к другой объемной группе рассчитывается по следующей формуле:
2 i=к-1 2 1
Т х V + Сумма V х (T - T )
к тр.к.п. к 1 i тр.к.п. тр.к.п.
T = --------------------------------------------- (13)
тр.к.п.расч. V
к
где:
2
Т - тариф на транспортировку, установленный соответствующим
тр.к.п. решением ФСТ России для объемной группы, к которой был отнесен
конечный потребитель после уточнения его объемных показателей;
1
Т - тариф на транспортировку, установленный соответствующим
тр.к.п. решением ФСТ России для объемной группы, к которой конечный
потребитель был отнесен первоначально;
к - порядковый номер месяца, в котором конечный потребитель был
отнесен к другой объемной группе;
V - объем транспортировки газа по газораспределительным сетям
i данной ГРО для поставки конечному потребителю, который был
отнесен к другой объемной группе в соответствующем месяце.
В случае, если значение Т_тр.к.п.расч., рассчитываемого по формуле (13), оказывается отрицательным, то тариф на транспортировку в этом месяце не применяется, а тариф на транспортировку, применяемый к объему транспортировки газа, адресуемого данному конечному потребителю, в следующем месяце рассчитывается по следующей формуле:
2 к
Т х V + V х T
к+1 тр.к.п. к+1 к тр.к.п.рассч.
Т = ------------------------------------ (14)
тр.к.п.рассч. V
к+1
В случае, если значение Т_тр.к.п.расч., рассчитываемого по формуле (14), вновь оказывается отрицательным, то тариф на транспортировку в этом месяце не применяется, а расчет по формуле (14) повторяется каждый месяц до получения положительного значения тарифа на транспортировку.
47. Потребитель услуг за транспортировку газа в транзитном потоке рассчитывает их стоимость исходя из установленного транзитного тарифа и фактических объемов транспортировки газа при наличии на транзитном газопроводе приборов учета расхода газа. До момента установления для ГРО транзитного тарифа расчет стоимости указанных услуг за транспортировку осуществляется по ранее установленному для данной ГРО тарифу на транспортировку для группы конечных потребителей, с минимальным коэффициентом удельной сложности обслуживания системы газоснабжения, пересчитанному на отношение фактической протяженности транспортировки газа в транзитном потоке к 100 километрам.
48. В случае если протяженность транспортировки газа в транзитном потоке по газораспределительным сетям одной ГРО составляет свыше 80% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя (а для конечных потребителей с годовым объемом потребления свыше 100 млн. м3 - свыше 50% от общей протяженности транспортировки до сетей конечного потребителя), то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее тарифу на транспортировку (в этом случае применяется тариф на транспортировку, установленный для той группы, в объемный диапазон которой попадает прогнозный годовой объем транспортировки газа в транзитном потоке для поставки конечным потребителям, маршрут транспортировки газа до которых попадает под указанное условие). При этом общая стоимость оказанных услуг определяется исходя из фактического объема транзитной транспортировки газа.
49. В случае если суммарная протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя, составляет менее 20% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя (а для конечных потребителей, с годовым объемом потребления свыше 100 млн. м3 - менее 50% от общей протяженности транспортировки по газораспределительным сетям до сетей указанного конечного потребителя), то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа в транзитном потоке по установленному для нее транзитному тарифу.
50. В случае если протяженность транспортировки газа по газораспределительным сетям ГРО, чьи газопроводы непосредственно примыкают к сетям конечного потребителя (кроме населения и конечных потребителей с годовым объемом потребления газа свыше 500 млн. м3, транспортировка газа которым осуществляется по тупиковым газопроводам), составляет менее 100 метров и при этом отношение протяженности транспортировки газа по сетям данной ГРО к протяженности транспортировки газа по сетям конечного потребителя до газоиспользующего оборудования (средневзвешенной протяженности в случае транспортировки газа к нескольким точкам потребления газа) составляет менее 5%, то данная ГРО рассчитывает стоимость услуг за транспортировку газа данному конечному потребителю по установленному для нее транзитному тарифу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.