Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к разделу 3 Методических рекомендаций
по экспертизе проектов правовых актов в системе
торгово-промышленных палат
В качестве основы для формирования схемы проведения экономической экспертизы проектов правовых актов и определения требований к результатам такой экспертизы предлагаются следующие вопросы.
1. Определение актуальности предлагаемого проекта правового акта:
- что является объектом регулирования проекта (какова цель данного проекта)?
- кто представил проект, как он обоснован?
- какими законодательными и нормативными актами регулируется объект регулирования проекта в настоящее время (правовая обстановка в данном вопросе на настоящий момент)? Какие недостатки в правовом регулировании данного вопроса?
- какие проблемы в экономике, науке, технике, правосудии, социальные проблемы связаны с объектом регулирования проекта?
- области социально-экономической жизни, организации и предприятия (физические лица), интересы которых затрагивает объект регулирования проекта (количество заинтересованных лиц и т.д., что характеризует значимость объекта регулирования)?
- что будет, если проблемы, являющиеся объектом регулирования предлагаемого проекта, не будут урегулированы (например, проблема предположительно обострится; останется без изменений; исчезнет со временем или перейдет в сферу саморегулирования общественных сил без государственного воздействия, с какими последствиями разрешится данный вопрос)?
2. Оценка возможностей альтернативных путей решения проблемы, затрагиваемой в проекте:
- основные причины, обусловившие возникновение проблемы?
- на какие факторы, обусловившие возникновение проблемы, можно оказать влияние?
- посредством каких других средств можно данную проблему решить полностью либо с приемлемыми ограничениями? (например, посредством мероприятий по действенному применению и осуществлению уже имеющихся предписаний; просветительской работы; согласования, инвестиций, стимулирующих программ; оказания заинтересованным лицам помощи; решения проблемы судами).
- какие инструменты больше всего подходят для решения данной проблемы, учитывая:
а) затраты и дополнительную нагрузку для граждан, предпринимателей и экономики;
б) их действенность (например, "направленность" решения, степень и вероятность достижения целей);
в) расходы для государственного и муниципальных бюджетов, бюджетов хозяйствующих субъектов;
г) влияние на действующие нормы и планируемые к реализации программы;
д) побочные действия;
е) степень понимания со стороны субъектов воздействия (как со стороны субъектов, так и исполнителей), их готовность к принятию предлагаемого пути решения данной проблемы?
- при каком подходе можно было бы избежать введения новых регулирующих норм?
3. Оценка необходимости и целесообразности принятия мер, входящих в компетенцию Российской Федерации (субъекта РФ, органа местного самоуправления), для решения данной проблемы:
- может ли данная проблема полностью либо частично быть решена субъектами Российской Федерации (т.е. находится в их компетенции), органами местного самоуправления или заинтересованными государственными органами, организациями средствами и полномочиями, которыми они располагают?
- почему и в каком объеме в решении данной проблемы должны быть задействованы компетенции именно Российской Федерации (субъекта РФ, органа местного самоуправления)?
4. Оценка целесообразности и необходимости разработки проекта правового акта соответствующего уровня для решения данной проблемы:
- подлежит ли данная проблема обязательному урегулированию федеральным законом, учитывая разделение полномочий, закрепленное в Конституции Российской Федерации?
- можно ли урегулировать данную проблему принятием Постановления Правительства РФ или другого нормативного акта или акта соответствующего органа исполнительной власти Российской Федерации, субъекта РФ, органа местного самоуправления?
5. Оценка необходимости и актуальности разработки проекта правового акта именно сейчас:
- почему данная проблема должна быть урегулирована в разрабатываемом акте именно сейчас? Какие вопросы необходимо дополнительно изучить в связи с поднятой в проекте проблемой?
- если известно, что в обозримом будущем возникнет потребность в сравнимых изменениях и регулированиях (например, для которых предусмотрено "эшелонированное" вступление в силу), то не целесообразно ли подождать и объединить все эти проблемы в рамках одной нормотворческой процедуры?
6. Оценка соответствия предлагаемых в проекте правового акта норм и значимости проблемы:
- содержит ли проект программные предложения или описание планируемых целей, без которых можно обойтись?
- можно ли ограничить масштабы регулирования в рассматриваемом проекте (дифференциацию и детальность) посредством общего изложения (типизации, толкования неопределенных правовых понятий, общих оговорок)?
- можно ли предоставить право детализации норм регулирования, предусмотренных проектом, соответствующим органам, уполномоченным на издание правовых актов. Нельзя ли их включить в другие правовые акты?
- в какой степени данная проблема уже законодательно урегулирована иным образом, например, посредством действующего международного договора или иным актом более высокого уровня (во избежание параллельного регулирования)?
- существуют ли технические правила, касающиеся проблемы, которую предлагается урегулировать проектом?
- какие уже существующие меры регулирования затрагиваются планируемым правовым актом? Могут ли они стать лишними?
7. Оценка возможности ограничения срока действия предлагаемого правового регулирования проблемы:
- насколько необходимость в правовом решении данной проблемы ограничивается какими-либо предвидимыми сроками?
- насколько допустимо проведение "испытательного правового регулирования" проблемы на ограниченный срок?
8. Оценка степени принятия и понимания предлагаемых путей решения проблемы гражданами Российской Федерации, представителями предпринимательского сообщества:
- будет ли новой правовой акт понят и принят гражданами Российской Федерации, представителями предпринимательского сообщества?
- почему нельзя отказаться от предусмотренных в проекте правового акта ограничений свобод или обязанностей граждан Российской Федерации по участию в определенных действиях, вытекающих из данной проблемы? Например, от запретов, разрешительного порядка, обязанностей по уведомлению; обязанности гражданина являться в соответствующие органы лично; подачи заявлений и ходатайств, обязанностей по представлению сведений и справок; наказаний и штрафов; иного обременения;
- можно ли уменьшить обременение, предлагаемое в проекте правового акта? Например, разрешительный порядок с сохранением права на предоставление разрешения или запрещения определенного действия за государственной властью заменить на обязанность по уведомлению государственной власти соответствующим лицом;
- насколько можно согласовать условия для осуществления определенных прав или официальные разрешительные нормы с подобными условиями и процедурами в других отраслях права, одновременно максимально уменьшая их затратность и сроки проведения?
- Понимают ли заинтересованные лица предусмотренное в проекте регулирование относительно терминологии, стилистики предписаний, систематики, логики и абстракции?
9. Оценка практической применимости предлагаемых норм правового регулирования:
- достаточно ли урегулировать данную проблему в гражданско-правовом порядке, чтобы избежать принятия мер административного решения проблемы?
- почему невозможно отказаться от дополнительного ведомственного контроля и индивидуальных актов административных органов (или применения мер судебной защиты)?
- насколько разработанные в проекте правового акта нормы являются нормами прямого действия? Следует ли ожидать, что их применение повлечет за собой лишь ограниченную потребность в индивидуальных актах по реализации данных норм?
- могут ли соответствующие административно-правовые требования и запреты осуществляться с помощью имеющихся средств?
- нельзя ли отказаться от специальных норм, регулирующих процессуальные вопросы и вопросы правовой защиты? Почему общие нормы, регламентирующие эти вопросы, не являются достаточными для решения данной проблемы?
Почему нельзя отказаться от:
а) урегулирования подведомственности и организационных вопросов;
б) создания новых ведомств или совещательных органов;
в) оговорок относительно участия заинтересованных лиц в решении данной проблемы;
г) обязанностей по предоставлению отчетов, ведомственной статистики;
д) административно-технических установок (например, формуляров)?
- на какие федеральные министерства и ведомства или иные органы исполнительной власти (органы местного самоуправления) будет возложено исполнение принятого правового акта?
- конфликта каких интересов следует ожидать среди исполнителей?
- предоставляется ли исполнителям свобода действий, необходимая для исполнения?
- каково отношение исполнителей/исполнительных органов к предлагаемым проектом методам регулирования проблемы и действиям по их исполнению?
- были ли планируемые меры регулирования заранее опробованы при участии исполнителей ("командно-штабные учения" и т.п.)? Если не было, то почему? А если было, то с какими результатами?
10. Оценка соразмерности затрат и ожидаемых результатов от реализации принятого правового акта:
- каков размер расходов, ожидаемый для адресатов или иных заинтересованных лиц (при необходимости оценить либо, по крайней мере, грубо описать вид и объем)?
- является ли обременение дополнительными расходами, предлагаемое в проекте, приемлемым для адресатов, в частности для малых и средних предприятий?
- каковы размеры дополнительных расходов для бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований? Какие существуют возможности для покрытия возможных дополнительных расходов?
- было ли при разработке проекта правового акта оценено соотношение между расходами и пользой от реализации акта? Если не было, то почему? А если было, то с какими результатами закончилось?
- каким образом будут выявляться действенность, возможные побочные явления и затраты по реализации предлагаемых норм регулирования после вступления в силу разрабатываемого правового акта?
11. Оценка влияния норм проекта правового акта на конкурентоспособность отечественной экономики (отрасли, региона):
- каким образом принятие проекта правового акта повлияет на конкурентоспособность экономической системы страны в целом, отдельного региона, отрасли, предприятия (усилит/ослабит конкурентные преимущества, создаст/локализует угрозы экономической безопасности)?
<< Назад |
||
Содержание Методические рекомендации по экспертизе проектов правовых актов в системе торгово-промышленных палат (приложение 2 к приказу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.