1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет общие принципы и порядок реализации полномочий Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее - ТПП России) по проведению независимой экспертизы проектов правовых актов.
Под проектами правовых актов понимаются проекты международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также проекты правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, проекты законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Основные цели и принципы проведения экспертизы проектов правовых актов
2.1. При экспертизе проектов правовых актов проводится анализ предмета правового регулирования проекта правового акта, его места в системе российского законодательства и соответствия проекта правового акта действующему законодательству, возможных последствий принятия проекта правового акта с точки зрения соблюдения общественных интересов и интересов предпринимательского сообщества.
2.2. Экспертиза проектов правовых актов проводится исходя из следующих принципов:
- независимости;
- открытости и гласности;
- приоритета национальных общественных интересов над отраслевыми и корпоративными интересами;
- необходимости достижения баланса интересов общества (в том числе предпринимателей), личности и государства.
2.3. При проведении экспертизы проектов правовых актов должно обеспечиваться широкое привлечение территориальных торгово-промышленных палат, объединений предпринимателей и отдельных организаций - членов ТПП России.
2.4. Экспертиза проектов правовых актов должна носить комплексный характер и, как правило, включать в себя элементы юридической, социально-экономической, финансовой, экологической, криминологической экспертизы и иных видов экспертиз.
3. Порядок и сроки проведения экспертизы проектов правовых актов
3.1. Экспертиза проектов правовых актов проводится Департаментом по законодательству, иными подразделениями аппарата ТПП России. При необходимости к проведению экспертизы проектов правовых актов могут быть привлечены соисполнители: комитеты ТПП России, отдельные организации - члены ТПП России, союзы и ассоциации предпринимателей, специализированные научные и экспертные организации, а также отдельные эксперты. Методическое руководство и координация деятельности по экспертизе проектов правовых актов в ТПП России осуществляется Департаментом по законодательству.
3.2. Экспертиза проектов правовых актов может быть проведена как по инициативе Департамента по законодательству, так и в связи с поступившим письменным обращением в ТПП России о проведении такой экспертизы.
3.3. Экспертиза проектов правовых актов проводится на основе Методических рекомендаций по экспертизе проектов правовых актов в системе торгово-промышленных палат, в которых содержится описание основных этапов и методов проведения экспертизы.
3.4. Департамент по законодательству обеспечивает своевременную рассылку проектов правовых актов, имеющих особое значение для защиты законных интересов предпринимателей, в подразделения аппарата ТПП России, комитеты ТПП России, отраслевые союзы и ассоциации, территориальные торгово-промышленные палаты для представления замечаний и предложений по проекту правового акта.
3.5. Департамент по законодательству осуществляет сбор, анализ и обобщение замечаний и предложений, поступивших по проекту правового акта от подразделений аппарата ТПП России, комитетов ТПП России, отраслевых союзов и ассоциаций, территориальных торгово-промышленных палат.
В случае существенных разногласий между исполнителями и соисполнителями, невозможности формирования консолидированной позиции по проекту правового акта содержание таких разногласий и предложения по их устранению докладываются Департаментом по законодательству для принятия решения Вице-президенту ТПП России, курирующему правовые вопросы.
Ответственный исполнитель Департамента по законодательству обеспечивает оформление проекта заключения (замечаний и предложений) по проекту правового акта, согласно установленным требованиям.
3.6. Проект заключения (замечаний и предложений) по проекту правового акта визируется исполнителями Департамента по законодательству, других подразделений аппарата ТПП России, а также руководителем Департамента по законодательству. Оформленный проект заключения по проекту правового акта представляется на согласование Вице-президенту ТПП России, курирующему правовые вопросы.
Проект заключения (замечаний и предложений) в зависимости от степени значимости проекта правового акта для реализации уставных задач ТПП России может направляться на подпись Президенту ТПП России, Старшему вице-президенту ТПП России, Вице-президенту ТПП России, курирующему правовые вопросы, руководителю Департамента по законодательству.
3.7. Общий срок проведения экспертизы проекта правового акта, как правило, не должен превышать 14 дней. В исключительных случаях вице-президентом ТПП России, курирующим правовые вопросы, может быть установлен иной срок проведения экспертизы проекта правового акта.
3.8. Подготовленные в ТПП России заключения (замечания и предложения) по проектам правовых актов направляются в соответствующие органы государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.
4. Информационное обеспечение
4.1. Департамент по законодательству осуществляет постоянный мониторинг учета позиции ТПП России по проектам правовых актов, прошедшим экспертизу.
4.2. Результаты мониторинга докладываются руководству ТПП России в установленном порядке, отражаются в ежемесячных аналитических материалах, публикуемых Департаментом по законодательству на странице в информационной сети общего пользования ("Интернет").
5. Привлечение к проведению экспертизы проектов правовых актов иных организаций и экспертов
5.1. К проведению экспертизы проектов правовых актов на безвозмездной основе могут привлекаться специализированные научные и экспертные организации, отдельные эксперты (специалисты), в том числе состоящие в экспертных советах (рабочих группах) при комитетах и фракциях Государственной Думы, комитетах Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, при исполнительных органах государственной власти.
5.2. К проведению экспертизы проектов правовых актов на возмездной основе могут быть привлечены организации и специалисты в соответствии с договорами, заключаемыми в установленном порядке, в рамках утвержденной сметы расходов.
5.3. В целях осуществления взаимодействия по вопросам проведения экспертиз по проектам правовых актов с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Общественной палатой Российской Федерации, органами государственной власти, неправительственными организациями могут заключаться специальные соглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение устанавливает цели, принципы, порядок и сроки проведения в Торгово-промышленной палате РФ комплексного экспертного анализа проектов правовых актов (проектов международных договоров РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов РФ).
При экспертизе проектов правовых актов проводится анализ предмета правового регулирования проекта правового акта, его места в системе российского законодательства и соответствия проекта правового акта действующему законодательству, оцениваются возможные последствия принятия проекта правового акта с точки зрения соблюдения общественных интересов и интересов предпринимательского сообщества.
Экспертиза проектов правовых актов носит комплексный характер и, как правило, включает в себя элементы юридической, социально-экономической, финансовой, экологической, криминологической экспертизы и иных видов экспертиз.
Положение об экспертизе проектов правовых актов в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (утв. приказом Торгово-промышленной палаты РФ от 1 февраля 2006 г. N 8)
Текст положения официально опубликован не был