Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
главы администрации Владимирской области
от 2 февраля 1999 г. N 52
Концепция
обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях
Владимирской области
1. Введение
Региональная концепция обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях Владимирской области разработана на основе государственной политики, базирующейся на Конституции Российской Федерации, Основах законодательства РФ об охране труда, Кодексе законов о труде Российской Федерации, конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, а также на основе постановлений Правительства РФ и главы областной администрации, других нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда.
Целью разработки концепции является определение основных направлений региональной политики в области охраны труда, обеспечивающей гарантии прав трудящихся на охрану труда и безопасные условия труда, единый порядок регулирования отношений по вопросам охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.
Необходимость разработки концепции обосновывается анализом состояния условий и охраны труда на предприятиях области, свидетельствующим о том, что на промышленных предприятиях, в строительстве, связи, на транспорте, в сельскохозяйственном производстве свыше 60 тысяч человек (из них 50% - женщины) работают в неблагоприятных условиях труда с их негативными последствиями для здоровья работающих. Ежегодно по вине производства гибнет 50-80 человек, 2500-3500 работников травмируются и до 130 из них становятся инвалидами труда.
Почти каждый третий работающий подвергается воздействию вредных производственных факторов, в несколько раз превышающих санитарно-гигиенические нормы, и, как следствие, ежегодно регистрируется до 75 профессиональных заболеваний.
Уровень обеспечения безопасности и охраны здоровья работающего населения, социально-экономическое развитие области, качество жизни и благополучие трудящихся тесно взаимосвязаны друг с другом. Охрана труда и здоровья работающих является важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития области, которое должно дать возможность работающему населению вести здоровую и продуктивную жизнь, как на протяжении активной трудовой деятельности, так и после нее.
Поэтому региональная политика в области охраны труда направлена на реализацию основного права работающего: ни одному работнику не должен быть нанесен ущерб его здоровью или его функциональным возможностям. В основу региональной политики закладываются четыре основных положения:
1. Деятельность, при которой работающий подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна для общества в целом.
2. Каждый работающий, осознавая тот факт, что любая производственная деятельность связана с определенным риском для здоровья, добровольно соглашается на наличие в его работе риска, не превышающего чрезмерного уровня.
3. Должны быть приняты все возможные меры для защиты каждого работающего от чрезмерного риска.
4. В случае причинения вреда здоровью работника при исполнении служебных обязанностей обеспечивается возмещение ущерба здоровью пострадавшего.
Система регулирования степени риска должна обеспечивать устойчивое развитие и эксплуатацию производственных объектов с точки зрения обеспечения безопасности труда и сохранения здоровья работника
2. Основные направления региональной политики в области охраны труда
Признавая приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности, главной задачей региональной политики является предупреждение несчастных случаев и сохранение здоровья в процессе работы, сведение к минимуму причин опасностей, свойственных производственной среде, гарантии возмещения вреда, причиненного здоровью.
Региональная стратегия базируется на шести основных принципах обеспечиния безопасности труда и сохранения здоровья работающих:
1. Создание на рабочих местах условий для безопасного труда, защита здоровья от вредностей на работе (принцип защиты и профилактики).
2. Снижение последствий профвредностей, несчастных случаев, травм, связанных с работой (принцип лечения и реабилитации).
3. Обеспечение общим лечением и профилактическим медицинским обслуживанием работающих (принцип общего первичного медицинского обслуживания).
4. Ответственность работодателя за проведение в жизнь законодательства по охране труда и соблюдение норм и правил по безопасности и гигиене труда, а также за проведение мероприятий по сохранению здоровья трудящимся (принцип ответственности).
5. Обязанность работника соблюдать установленные правила безопасности и надлежащим образом использовать все оснащение, представляемое работодателем для его защиты от неблагоприятного воздействия производственных факторов (принцип самозащиты).
6. Обязательность государственного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обеспечение возмещения вреда, причиненного здоровью при исполнении служебных обязанностей (принцип экономического регулирования).
Приоритетность решения задач по улучшению условий и охраны труда отдана следующим направлениям:
- совершенствование системы государственного управления охраной труда во Владимирской области;
- правовое и нормативное обеспечение безопасных условий труда и сохранения здоровья работающих;
- организационно-техническое обеспечение охраны труда;
- нормализация санитарно-гигиенических условий труда и организация лечебно-профилактического обслуживания работающих;
- обучение безопасности труда и подготовка специалистов по охране труда;
- информационно-аналитическое, научное и финансово-экономическое обеспечение охраны труда.
3. Система государственного управления охраной труда
во Владимирской области
Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной (региональной) политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам сохранение здоровья и безопасные условия труда. Во Владимирской области в соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране труда" и постановлением главы администрации области от 23 июля 1998 года N 499 государственное управление охраной труда возлагается на управление по труду администрации области.
В целом координация вопросов по охране труда осуществляется на областном уровне - заместителем главы администрации области по социальным вопросам, на городском и районном - заместителем главы администрации.
4. Правовое и нормативное обеспечение охраны труда
Одним из важнейших элементов региональной политики по обеспечению безопасной для здоровья работы является создание развитой нормативно-правовой базы. Исходя из этого требования работу по правовому и нормативному обеспечению охраны труда предусматривается проводить в двух направлениях: первое - разработка предложений по совершенствованию правовой и нормативной базы на федеральном уровне и второе - подготовка предложений для Законодательного Собрания и администрации области по разработке региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих условия и охрану труда работающих на предприятиях области.
В частности, предусматривается внести предложения (для федерального уровня) о дополнениях и изменениях к "Кодексу законов о труде", "Основам законодательства Российской Федерации об охране труда", "Положению о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве" и другие. На областном уровне - разработка Закона "Об охране труда во Владимирской области", Положений "О порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций Владимирской области", "О порядке выдачи разрешений на обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий Владимирской области", "О службе охраны труда на предприятиях", "О системе обучения безопасности труда и повышения квалификации в области охраны труда", "О выдаче заключения о соответствии вида деятельности условиям безопасности труда при лицензировании отдельных видов деятельности" и другие.
5. Организационно-техническое обеспечение охраны труда
Территориальная политика обеспечения безопасности производственных процессов, оборудования, зданий и сооружений осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Выпуск безопасного производственного оборудования и создание безопасных технологических процессов, исключающих или значительно снижающих уровень воздействия опасных и вредных производственных факторов.
2. Проведение реконструкции, технического перевооружения и обновления основных фондов, внедрение безопасного производственного оборудования и технологических процессов.
3. Приведение эксплуатируемого оборудования, зданий, сооружений и действующих технологических процессов в соответствие с требованиями стандартов Системы стандартов безопасности труда и другими нормативными актами по безопасности труда.
4. Поддержание в технически исправном состоянии производственного оборудования, зданий и сооружений, элементов контроля и управления технологических процессов.
5. Вывод из эксплуатации производственного оборудования, зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы, находящихся в аварийном состоянии и не отвечающих требованиям нормативных актов по охране и гигиене труда.
6. Безопасная утилизация, переработка и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов.
Основные направления реализуются в соответствии с принципами территориальной политики на уровне предприятий, организаций и на уровне области.
Механизм основных направлений заключается в осуществлении организационно-технических мероприятий, включающих:
1. На областном уровне:
- проведение эффективной экономической и налоговой политики, стимулирующей проведение реконструкции, технического перевооружения и обновление основных фондов и средств предприятий;
- создание доступного для предприятий рынка экспертных и диагностических услуг, в том числе услуг по разработке эффективных средств защиты, приборов безопасности и контроля;
- создание производственных мощностей по утилизации, переработке и обезвреживанию отходов производства;
- выдачу, в установленном порядке, органами управления охраной труда, органами надзора и контроля заключений о соответствии вида деятельности условиям безопасности труда при лицензировании отдельных видов деятельности или лицензий на производство работ, при проведении которых возникают опасные и вредные факторы;
- создание единой системы проведения экспертиз и согласований проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) промышленных объектов, технологических процессов;
- создание системы вывода из эксплуатации предприятий или их структурных подразделений при возникновении опасности для жизни и здоровья работающих.
2. На уровне предприятия:
- планирование и освоение средств на проведение реконструкции, технического перевооружения и обновления основных средств и на проведение технического обслуживания (испытаний и освидетельствований);
- проведение диагностики, экспертиз состояния зданий и сооружений, отработавших нормативный срок службы на предмет возможности дальнейшей безаварийной эксплуатации;
- осуществление комплексной приемки вновь вводимых в эксплуатацию объектов и организация входного контроля приобретенного производственного оборудования;
- организация обучения и аттестации руководителей и специалистов предприятий, а также всех участвующих в процессе проектирования, надзора и контроля производственного оборудования, технологических процессов, зданий и сооружений;
- проведение аттестации постоянных рабочих мест и сертификации производства.
6. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда
На основе анализа особенностей производственно обусловленной и профессиональной заболеваемости во Владимирской области концепция предусматривает принятие мер, направленных на предупреждение и ограничение профессиональных рисков, вызываемых загрязнением воздуха химическими веществами, шумом и вибрацией, а также на защиту от этих рисков.
Для обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий труда предусматривается:
- повышение требований к проведению санитарно-гигиенической экспертизы при лицензировании видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств и работ;
- проведение аттестации постоянных рабочих мест и сертификации производства на соответствие их санитарно-гигиеническим требованиям и нормам;
- создание областного реестра потенциально-опасных производств, вредных и опасных профессий, постоянных рабочих мест по классам производственного риска для здоровья работающих.
7. Организация лечебно-профилактического обслуживания работающих
Лечебно-профилактические мероприятия должны быть направлены прежде всего на сохранение здоровья работающих и предупреждение у них производственно обусловленной и профессиональной патологии.
Учитывая особенности промышленного и сельскохозяйственного производства в области, планируется четко определить обязанности работодателей и права рабочих, а также ответственность медицинского персонала за сохранение здоровья работающих.
При этом в качестве основных направлений предусматривается:
1. Проведение систематической работы по пропаганде здорового образа жизни.
2. Сохранение и развитие сети санаториев-профилакториев и организация лечебно-профилактических процедур для работающих.
3. Активизация и улучшение диспансерного наблюдения за лицами, работающими во вредных и неблагоприятных условиях т руда.
4. Введение единой системы извещения, расследования, учета и анализа профессиональных заболеваний и отравлений.
5. Обеспечение динамического наблюдения за выявленными профбольными с выполнением оздоровительных мероприятий.
8. Система индивидуальных и коллективных средств защиты работающих
В плане улучшения условий и охраны труда предусматривается комплекс мер по обеспечению и применению средств индивидуальной защиты (СИЗ) путем:
- проведения анализа состояния обеспеченности работающих средствами индивидуальной защиты и выявления недостающих видов;
- изучения новых разработок СИЗ, а также проведения сертификации состояния и надежности их;
- подготовки рекомендаций по подбору и применению оптимальных видов средств на основе научных исследований;
- разработки и реализации целевых программ по обеспечению предприятий повышенного риска новейшими системами защиты, с учетом конкретных особенностей применяемых технологий на предприятиях области;
- организации выставок-конференций, ярмарок выставок по средствам индивидуальной защиты, популяризации и пропаганде положительного опыта по обеспечению и применению СИЗ.
9. Обучение безопасности труда и подготовка специалистов
по охране труда
Территориальная политика в области безопасности труда и подготовки специалистов по охране труда заключается в реализации требований Основ законодательства РФ об охране труда и включает в себя следующие основные направления:
- изучение основ и обучение требованиям безопасности труда и другим видам деятельности во внешкольных и общеобразовательных заведениях;
- организация учебного процесса по изучению вопросов безопасности труда в профессионально-технических, среднеспециальных и высших учебных заведениях;
- обучение безопасности труда, включая специальное обучение и проверку знаний работников, участвующих в производственном процессе;
- обучение и проверка знаний руководителей и специалистов предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности;
- подготовка и повышение квалификации преподавательского состава, участвующего в учебном процессе по изучению вопросов безопасности труда.
Обучение по безопасности труда носит непрерывный, многоуровневый характер и проводится на предприятиях всех форм собственности и в частном предпринимательстве, во внешкольных, общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, высших и средних специальных учебных заведениях, научных и учебноконсультационных центрах.
Для создания единой системы обучения безопасности труда и подготовки специалистов по охране труда должна быть разработана территориальная целевая программа организации обучения, аттестации и подготовки кадров по охране труда.
10. Информационно-аналитическое обеспечение в области охраны труда
Для обеспечения процесса принятия управленческих решений и законодательных инициатив, формирования общественного сознания важности и приоритетности деятельности по обеспечению требуемых условий и охраны труда в области вводится система мониторинга условий и охраны труда.
Создание региональной автоматизированной информационно-аналитической системы (мониторинга) предусматривается на базе создаваемого областного центра охраны труда, который в перспективе должен взять на себя функции:
1. Формирование комплекса информационных обязательств абонентов системы на всех уровнях управления.
2. Разработка предложений по дополнению и расширению показателей государственной и региональной статистической отчетности по вопросам охраны труда и заболеваемости работающих.
3. Создание информационных банков данных по производственному травматизму и профессиональной заболеваемости и связанной с ними инвалидностью, областного реестра потенциально опасных химических веществ, используемых на предприятиях и в организациях области и др.
Весь блок показателей должен обеспечить анализ и оценку состояния в сфере охраны труда по уровням управления для принятия администрацией области соответствующих решений по вопросам улучшения условий и охраны труда работающих, по профилактике профессиональных травм и заболеваний.
Одновременно центр охраны труда обеспечивает предприятия, организации, учреждения необходимыми нормативными и законодательными документами по вопросам охраны труда и здоровья работающих.
11. Научное обеспечение охраны труда
Научное обеспечение территориальной политики в области охраны труда заключается в использовании и координации научного потенциала области в решении задач создания безопасных и безвредных условий труда, в разработке единых методических подходов к проведению научных исследований.
К перспективным научным разработкам следует отнести:
- разработку системы мониторинга и компьютерных программ условий и охраны труда;
- проведение исследований по созданию гигиенических и эргономических требований к новой технике и производственным технологиям, по разработке и унификации нормативно-методических документов по санитарному надзору, с учетом тяжести и напряженности труда, по разработке методов ранней диагностики лечения и реабилитации профессиональных заболеваний;
- обобщение и анализ материалов по условиям труда на предприятиях области с высокой профессиональной заболеваемостью и высоким травматизмом, с разработкой рекомендаций по аттестации рабочих мест и системы профилактических мероприятий;
- разработку методики оценки экономических последствий воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье работающих;
- изучение состояния индивидуальной защиты (изучение потребности в СИЗ) на предприятиях области с повышенным риском развития профзаболеваний и обоснование физиолого-гигиенических требований к вновь разрабатываемым средствам индивидуальной защиты;
12. Организационные вопросы по реализации региональной политики
1. Создание межведомственных комиссий по охране труда (городского и районного уровня), координационных советов и организация их работы.
2. Содействовать образованию подразделений по труду в составе органов исполнительной власти на городском и районном уровнях.
3. Создание областного Центра по охране труда и обеспечение его функционирования.
4. Реализация мероприятий региональной программы обеспечения безопасных условий труда и сохранения здоровья работающих на 1999-2000 гг.
5. Подготовка и утверждение положения "О системе управления охраной труда и состоянием здоровья работающих во Владимирской области";
6. Приведение в соответствие с Основами законодательства об охране труда территориальной нормативно-правовой базы по охране труда.
7. Усовершенствование региональной статистической отчетности по вопросам оценки безопасности производств и оборудования, условий и охраны труда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.