30 апреля 2010 г.
Концепция модернизации российского образования определяет целью территориальных систем профессионального образования создание эффективной модели развития учреждений, осуществляющих подготовку кадров.
В связи с этим резко возрастает роль ведущего в регионе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Владимирский государственный университет", стратегия развития которого в рамках реализации инновационной образовательной программы университета должна быть тесно увязана с планами социально-экономического развития Владимирской области.
В целях формирования единого образовательного пространства Владимирской области в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" и дальнейшего развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Владимирский государственный университет" постановляю:
1. Принять к сведению стратегию развития Владимирского государственного университета до 2015 года (прилагается).
2. Органам и структурным подразделениям администрации области оказывать содействие в реализации мероприятий, предусмотренных стратегией развития Владимирского государственного университета до 2015 года.
3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Губернатора области С.А.Мартынова.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора области |
В.В.Веретенников |
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Владимирский государственный университет
Стратегия развития Владимирского государственного университета
до 2015 года
(Утв. постановлением Губернатора Владимирской области
от 13 декабря 2007 г. N 925)
30 апреля 2010 г.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30 апреля 2010 г. N 527 в раздел "Введение" настоящей Стратегии внесены изменения
Введение
Система высшего образования, являясь составной частью современного общества, продолжает динамично изменяться. Среди основных внутрироссийских факторов, оказывающих влияние на эти процессы, следует отметить в образовательной деятельности: введение дистанционных форм обучения, бакалавриата и магистратуры; формирование индивидуальной стратегии обучения студентов старших курсов и т.п., в научной деятельности: выполнение поисковых работ в рамках грантов, свободная публикация монографий, участие ученых университета в различных проектах за пределами вуза и т.п. Изменились условия в сфере зарабатывания денег (внебюджетные формы обучения, аренда имущества университета, новые виды услуг и т.д.). Кроме того, под воздействием изменений в международных отношениях ожидается рост конкурентной борьбы за ресурсы всех видов (людские, информационные, финансовые и т.д.) в связи с вступлением России в ВТО и реализацией принципов Болонской конвенции на территории страны.
К сожалению, происходящие в последние годы процессы в университете носили локальный, случайный и несистемный характер. Накопившиеся проблемы требуют осмысления, разработки комплекса мер по их разрешению и определения приоритетов развития университета в перспективе.
Системные решения предполагают совершенствование элементов стратегического управления, основанных на активном использовании возможностей, предоставляемых внешней средой, и эффективного управления имеющимся потенциалом университета.
Стратегия развития университета в общем виде представляет собой модель достижения конкретных целей, которые определяются работниками Владимирского государственного университета с учетом стратегических целей региона. Стратегия основывается на следующих директивных документах федерального и регионального уровня:
- Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ (Пр. 843 от 21.05.2006 г.);
- Перечень критических технологий РФ (Пр. 842 от 21.05.2006 г.);
- Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 года (утв. 15.02.2006 г.);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (утв. 23.12.2005 г.);
- Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы" (утв. 17.10.2006 г.);
- Концепция стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года (отчет о НИР, НП ИНСЭР, 2007);
- Концепция развития сети образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации (Приложение к приказу N 921 от 25.05.2007);
Университет сегодня
Образование - особая сфера жизнедеятельности общества и государства, в которой совершаются передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и самого характера мышления, миропонимания, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания.
Сфера образования, с одной стороны, наиболее остро испытывает воздействие всех изменений, происходящих в обществе, с другой - наиболее интенсивно влияет на их будущее, определяет направления его развития.
Владимирский государственный университет (ВлГУ) - широкопрофильный классический университет, осуществляющий многоуровневую подготовку (бакалавры, специалисты, магистры), а также выполняющий научные исследования (как по региональным, так и федеральным программам) и большое число прикладных исследований по заказам предприятий.
ВлГУ - это ведущий региональный вуз, являющийся системообразующим в сфере высшего образования Владимирской области. Университет занимает лидирующее место по количеству подготовленных специалистов для большинства сфер жизнедеятельности региона, имеет в своем составе развитую инфраструктуру, обеспечивает высокий профессиональный уровень и оказывает серьезное влияние на формирование гражданских и нравственных качеств личности студентов в условиях интеграции университета в общероссийское и региональное образовательное и информационное пространство.
Сегодня на 10 факультетах университета обучается около 17 тысяч студентов по различным формам обучения. Ведется подготовка по 85 образовательным программам, 17 направлениям подготовки бакалавров и магистров; 68 специальностям и направлениям. Число научно-педагогических сотрудников составляет более 800 человек, из них докторов наук и профессоров более 90, кандидатов наук и доцентов более 400.
Совершенствуются экономические и творческие связи университета с промышленными предприятиями и организациями региона путем подготовки специалистов и выполнения научно-исследовательских работ. С этой целью на предприятиях созданы филиалы кафедр, научно-образовательные центры, корпоративные институты. Практически все выпускники к моменту окончания университета имеют предложения работодателей о трудоустройстве по специальности.
Со времени своего создания университет подготовил более 60 тысяч специалистов, многие из которых в настоящее время успешно трудятся в Различных отраслях экономики, промышленности и социальной сфере.
Укрепляются международные связи университета. С более 40 университетами мира заключены договора о партнерстве, ведется обмен преподавателями и студентами. Университет один из первых в России включился в международные научно-технические программы, имеет большое число финансируемых контрактов и грантов.
ВУЗ располагает крупной материально-технической и социальной базой. В университете создано более 30 учебно-образовательных центров с уникальными приборами, оборудованием и программным обеспечением. Парк вычислительной техники составляет более 1500 современных компьютеров и серверов. Руководством университета принимаются меры по решению социальных вопросов студентов и персонала. Большинство иногородних студентов обеспечено общежитиями. К услугам студентов санаторий-профилакторий, 2 спортивных корпуса, спортивно-оздоровительный лагерь, культурный центр, комбинат питания.
Концептуальные основы развития университета
Образ будущего университета (Видение)
В условиях динамично изменяющихся условий Владимирский государственный университет должен сохранить и усилить роль ведущего регионального классического университета на основе внедрения инноваций, как в образовательную деятельность, так и в научно-технологическое обеспечение.
В качестве основного сценария стратегического развития ВлГУ принят инновационный сценарий. Инновационный путь развития определяет новые подходы к образованию, становятся востребованными специалисты, владеющие, кроме специальных знаний, знаниями иностранных языков, компьютерной грамотностью, навыками предпринимательства, общей и технологической культурой, социальными нормами.
Университету предстоит стать ядром развития области в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих фундаментальными знаниями и имеющих навыки в практической и инновационно-технологической деятельности.
Видение
ВлГУ - это образовательный кластер, обеспечивающий социально-экономическое развитие Владимирской области и ориентированный на мировой уровень.
Миссия
Удовлетворение потребностей общества и личности в формировании гармонично развитых специалистов и новых знаний через непрерывное качественное образование и научные исследования.
Подготовка высокого уровня специалистов основывается на:
· широком проведении в университете фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям науки, техники и технологий;
· развитой материально-технической, информационной и полиграфической базе университета;
· применении современных методов и форм организации образовательного процесса;
· комплексном подходе к формированию личности специалиста;
· эффективном экономическом управлении университетом.
Стратегические цели
1. Обеспечить рейтинг вуза не ниже 20-го места среди университетов России, при этом добиться того, чтобы рейтинг каждой специальности был не ниже первой трети списка.
2. Стать генератором инновационных идей в регионе, организовав технопарк, центр трансфера технологий и бизнес-инкубаторы совместно с Администрацией Владимирской области.
3. Продолжить развитие инфраструктуры и строительство университетского комплекса, максимально эффективно использовать отведенные университету земельные участки.
4. Реализовать систему гарантии качества образования, обеспечивая подготовку кадров по широкой номенклатуре специальностей классического университета с учетом потребности региона.
5. Обеспечить подготовку не менее 70% специалистов высокой квалификации, востребованных на региональном рынке труда.
Стратегия
Сформировать к 2015 году на базе университета региональный научно-образовательный комплекс с репутацией генератора инновационных идей, осуществляющего непрерывное и качественное воспитание и подготовку кадров высшей квалификации по широкой номенклатуре классического университета, обеспечивая при этом рейтинг вуза не ниже 20-го места среди университетов страны.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30 апреля 2010 г. N 527 в раздел "Паспорт Стратегии" настоящей Стратегии внесены изменения
Паспорт Cтратегии
1. Наименование стратегии |
Стратегия развития Владимирского государственного университета на период до 2015 года |
2. Разработчик стратегии | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Владимирский государственный университет" |
3. Системная социально-экономическая проблема, решаемая стратегией |
Основная системная проблема заключается в том, что высшее образование, являясь составной частью современного общества, продолжает динамично изменяться. Среди основных внутрироссийских факторов, оказывающих влияние на эти процессы, следует отметить в образовательной деятельности: введение дистанционных форм обучения, бакалавриата и магистратуры; формирование индивидуальной стратегии обучения студентов старших курсов и т.п., в научной деятельности: выполнение поисковых работ в рамках грантов, свободная публикация монографий, участие ученых университета в различных проектах за пределами вуза и т.п. Изменились условия в сфере зарабатывания денег (внебюджетные формы обучения, аренда имущества университета, новые виды услуг и т.д.). Кроме того, под воздействием изменений в международных отношениях ожидается рост конкурентной борьбы за ресурсы всех видов (людские, информационные, финансовые и т.д.) в связи с вступлением России в ВТО и реализацией принципов Болонской конвенции на территории страны. К сожалению, происходящие в последние годы процессы в университете носили локальный, случайный и несистемный характер. Накопившиеся проблемы требуют осмысления, разработки комплекса мер по их разрешению и определения приоритетов развития университета в перспективе. |
4. Ожидаемые результаты реализации стратегии, целевые индикаторы |
В условиях динамично изменяющихся условий Владимирский государственный университет должен сохранить и усилить роль ведущего регионального классического университета на основе внедрения инноваций, как в образовательную деятельность, так и в научно-технологическое обеспечение. В качестве основного сценария стратегического развития ВлГУ принят инновационный сценарий. Инновационный путь развития определяет новые подходы к образованию, становятся востребованными специалисты, владеющие, кроме специальных знаний, знаниями иностранных языков, компьютерной грамотностью, навыками предпринимательства, общей и технологической культурой, социальными нормами. Университету предстоит стать ядром развития области в подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих фундаментальными знаниями и имеющих навыки в практической и инновационно-технологической деятельности. Интегральными целевыми индикаторами реализации Стратегии являются: 1. Обеспечение рейтинга вуза по утвержденным министерством интегральным показателям не ниже 20-го места среди университетов России, при этом необходимо добиться того, чтобы рейтинг каждой специальности был не ниже первой трети списка. 2. Обеспечение подготовки не менее 70% специалистов высокой квалификации, востребованных на региональном рынке труда. 3. Устойчивый рост объема научных исследований с темпом не менее 15% в год, при этом усиливается приток молодых кадров в научную сферу: удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет возрастет до 35% к 2015 г. 4. Доведение показателя реализации инновационных образовательных программ университета по направлениям подготовки до уровня в среднем не ниже 80%. 5. Обеспечение устойчивого роста основных показателей инновационной активности в учебно-научном и научно-техническом секторах до показателей, приведенных в табл. 1 |
5. Задачи стратегии | 1. Обеспечение высокого качества образовательной и научной деятельности, которое обеспечивается их интеграцией и взаимообогащением, а также созданием системы управления качеством образования в университете. 2. Увеличение востребованности обществом и региональной экономикой выпускаемых специалистов и результатов научной деятельности, что требует стратегического партнерства университета с администрацией Владимирской области, тесного взаимодействия с работодателями, формирования регионального образовательного кластера. 3. Создание благоприятных условий для эффективной и плодотворной деятельности научно-педагогического коллектива, поддержка научных и научно-педагогических школ. 4. Направление инвестиций в кадровое развитие, обеспечение конкурентоспособного уровня оплаты труда, создание благоприятных социальных условий для работников университета и обучающихся. Поддержка базовых направлений традиционной отечественной системы воспитания (интеллектуальное, духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое и физическое воспитание). 5. Улучшение и модернизация материально-технической базы образовательной и научной деятельности, капитальное строительство и рациональное использование земель и недвижимости (помещений/построек), совершенствование развития инфраструктуры университета в целях усиления его деятельности по профильным функциям в условиях реформирования системы образования и всей экономической жизни страны. Создание высокотехнологичной инновационной инфраструктуры университета. 6. Формирование адекватной системы управления, в том числе и на основе новых информационных подходов. Повышение профессионализма университетского менеджмента всех уровней. 7. Формирование на базе ВлГУ, как ведущем вузе региона, университетского комплекса, включающего различные институты и научные центры. |
6. Сроки и этапы реализации стратегии |
2007-2015 гг. Первый этап: 2007-2008 годы; второй этап: 2009-2015 годы. |
7. Перечень основных мероприятий |
- Анализ потребности в специалистах для региона с целью оптимизации набора на существующие и новые специальности, расходов на учебно-материальную базу и структуру профессорско-преподавательского состава. - Создание системы контроля и управления качеством образования. Разработка механизмов кадрового обеспечения образовательного процесса. - Внедрение инновационных подходов к обучению. - Использование компьютерных (мультимедийных) и дистанционных систем обучения и контроля знаний. - Расширение участия университета в образовательных программах и проектах регионального, федерального и международного уровня. - Внедрение системного подхода к формированию образовательных программ, наиболее полно отвечающих потребностям региона. - Переход на двухуровневую систему образования. - Создание системы анализа востребованности образовательных программ и выпускников университета, установление долгосрочных партнерских отношений с государственными и частными работодателями, создание кафедр на их территориях. - Модернизация и расширение материально-технической базы образовательного процесса. Расширение и развитие собственной полиграфической базы. - Расширение системы повышения квалификации и переподготовки кадров для региона. - Развитие системы мобильности студентов и преподавателей в свете болонских соглашений. Расширение программ магистерской подготовки. - Поддержка существующих и формирование новых научных школ и научно-педагогических коллективов, деятельность которых направлена на развитие фундаментальных научных исследований. - Совершенствование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру. Поддержка гуманитарного сектора университетской науки. Расширение спектра заявок на финансирование исследований в рамках федеральных и региональных конкурсов и программ. - Расширение спектра прикладных проектов, создание образцов новой техники, материалов, организация их производства, интеграция университетской науки в экономическое и социальное пространство региона и Российской Федерации. - Развитие сложившихся форм научного сотрудничества с административно-управленческими структурами области и регионов Российской Федерации. - Формирование научных (научно-образовательных) центров и НИИ по прикладным вопросам приоритетных направлений. - Развитие системы управления научными исследованиями; оптимизация структуры научных коллективов и научных подразделений. - Совершенствование структуры НИРС и СКБ. Создание условий для реализации научного потенциала студентов, обеспечение условий для подготовки наиболее талантливых студентов к преподавательской и научной деятельности, создание системы морального и материального поощрения одаренных студентов. - Создание условий для нормативного обеспечения и правовой защиты научных разработок, защиты интеллектуальной собственности и авторских прав сотрудников. - Развитие международных научно-образовательных партнерских отношений для выполнения совместных проектов и подготовки научных кадров. - Утверждение генерального плана строительства университетского комплекса. - Разработка инвестиционной программы строительства учебно-образовательных, спортивных и научных комплексов на территории университета. - Разработка проектов и проведение реконструкций учебных корпусов N 2, 3 и 4. - Строительство новых учебных корпусов и инновационных центров, оптимизация структур факультетов, кафедр под приоритеты развития вуза и стратегий развития Минобрнауки России. - Развитие сети филиалов и представительств вуза в регионе, корпоративных институтов на базе ведущих предприятий региона. |
Таблица 1
Численные значения конкретных показателей по годам
Показатель | Единица измерения |
Годы | ||||||||
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Показатель 1. Количество усовершенствованных образовательных программ с применением современных, в т.ч. информационных, образовательных технологий, на основе модульной организации образовательного процесса |
ед. |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
Показатель 2. Общее количество усовершенствованных рабочих программ дисциплин специальностей и направлений подготовки, охваченных инновационной образовательной программой |
ед. |
30 |
60 |
70 |
90 |
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
Показатель 3. Процент выпускников инновационной образовательной программы, распределяемых по договорам с организациями, предприятиями |
% в год |
64 |
70 |
80 |
95 |
96 |
96 |
96 |
96 |
96 |
Показатель 4. Количество студентов, участвующих в реализации инновационных образовательных проектов |
чел. |
890 |
1 547 |
1950 |
2 500 |
3 000 |
3 500 |
4 000 |
4500 |
5 000 |
Показатель 5. Количество аспирантов привлекаемых к выполнению мероприятий инновационных образовательных проектов |
чел. |
55 |
103 |
127 |
150 |
198 |
245 |
303 |
356 |
407 |
Показатель 6. Количество предприятий и организаций, совместно с ВлГУ реализующих инновационные образовательно-научные проекты |
ед. |
17 |
33 |
36 |
40 |
52 |
69 |
81 |
94 |
110 |
Показатель 7. Объем НИР по направлениям инновационного образовательного проекта |
млн. руб. |
40,00 |
60,00 |
73,00 |
85,00 |
110,00 |
135,00 |
150,00 |
175,00 |
197,00 |
Показатель 8. Количество научно-технических конференций и семинаров |
ед. |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
6 |
Стратегические приоритеты
К приоритетам развития университета следует отнести:
- Обеспечение высокого качества образовательной и научной деятельности, которое обеспечивается их интеграцией и взаимообогащением, а также созданием системы управления качеством образования в университете.
- Увеличение востребованности обществом и региональной экономикой выпускаемых специалистов и результатов научной деятельности, что требует стратегического партнерства университета с администрацией Владимирской области, тесного взаимодействия с работодателями, формирования регионального образовательного кластера.
- Создание благоприятных условий для эффективной и плодотворной деятельности научно-педагогического коллектива, поддержка научных и научно-педагогических школ.
- Направление инвестиций в кадровое развитие, обеспечение конкурентоспособного уровня оплаты труда, создание благоприятных социальных условий для работников университета и обучающихся. Поддержка базовых направлений традиционной отечественной системы воспитания (интеллектуальное, духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое и физическое воспитание).
- Улучшение и модернизация материально-технической базы образовательной и научной деятельности, капитальное строительство и рациональное использование земель и недвижимости (помещений/построек), совершенствование развития инфраструктуры университета в целях усиления его деятельности по профильным функциям в условиях реформирования системы образования и всей экономической жизни страны. Создание высокотехнологичной инновационной инфраструктуры университета.
Формирование адекватной системы управления, в том числе и на основе новых информационных подходов. Повышение профессионализма университетского менеджмента всех уровней.
Формирование на базе ВлГУ, как ведущем вузе региона, университетского комплекса, включающего различные институты и научные центры.
Реализация приоритетов развития достигается соблюдением ряда принципов:
- Инновационный подход ко всем видам деятельности внутри университета, поддержка внутреннего предпринимательства.
- Проектно-ориентированный подход, обеспечивающий концентрацию необходимых ресурсов для достижения стратегических целей.
- Интеграция и кооперация с другими научными и образовательными организациями Владимирской области, страны и мира.
- Сочетание фундаментальности образования с гибкой его адаптацией к динамично меняющимся потребностям внешней среды.
- Стратегическое управление университетом, базирующееся на диверсификации видов деятельности и на многоканальности источников развития университета.
- Воспитание в среде сотрудников и студентов духа корпоративности и гордости за принадлежность к ВлГУ.
- Академическая автономия, демократичность, открытость управленческих процедур, прозрачность финансового менеджмента.
- Централизация базовых функций управления и материальных ресурсов для решения стратегических задач, приоритет перспективных целей над текущим потреблением.
Приоритеты управления
В процессе реализации стратегии университета формируется адекватная система управления, при этом решаются следующие задачи:
- Оптимизация, разграничение функций и ответственности управленческих звеньев системы.
- Широкое использование проектных форм организации работ наряду со стабильными структурами. Реализация концепции предпринимательского университета, основанной на внутривузовской автономии, распространении и утверждении в коллективе предпринимательских убеждений и ценностей, сформированной на распределенной инфраструктуре университета и сильном центральном административном ядре.
- Повышение профессионализма университетского менеджмента всех уровней.
- Дальнейшая демократизация основ управления, повышение роли Ученого совета университета в определении приоритетных направлений науки и образования, а также централизованных инвестиций. Поддержка автономии факультетов при повышении уровня их ответственности за принимаемые решения и результаты работы.
- Обеспечение организационно-экономической целостности и единства университета.
- Создание устойчивой многоканальной системы финансирования, диверсификация внебюджетных источников развития и повышение эффективности их использования. Совершенствование механизма определения приоритетов в распределении и использовании финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов для решения стратегических задач университета.
- Формирование сбалансированной системы показателей, характеризующих эффективность деятельности, основанной на каскадировании стратегических целей развития университета по уровням иерархии управления и определении для каждой цели соответствующих показателей и критериев оценки степени успешности достижения этих целей.
- Создание системы мотивации деятельности, в том числе дифференцированной системы оплаты труда преподавателей и сотрудников и материальной поддержки студентов и аспирантов, обеспечивающей, с одной стороны, достижение запланированных высоких результатов, а с другой - достойные условия труда и его оплаты.
- Совершенствование систем информатизации управления деятельностью университета и всех его подразделений.
Приоритеты образовательной деятельности
К стратегическим целям в образовательной сфере относятся:
- Сохранение высокого уровня профессионального образования выпускников университета.
- Усиление позиций и повышение статуса университета в сфере образовательной деятельности на региональном, окружном, федеральном и международном уровне. Создание системы непрерывного профессионального образования специалистов в течение всего периода их трудовой деятельности.
- Развитие материально-технической базы для обеспечения эффективной образовательной деятельности.
Поставленные цели достигаются путем решения следующих задач:
- Анализ потребности в специалистах для региона с целью оптимизации набора на существующие и новые специальности, расходов на учебно-материальную базу и структуру профессорско-преподавательского состава.
- Создание системы контроля и управления качеством образования. Разработка механизмов кадрового обеспечения образовательного процесса.
- Внедрение инновационных подходов к обучению.
- Развитие фундаментального университетского образования, укрепление связей с институтами РАН.
- Использование компьютерных (мультимедийных) и дистанционных систем обучения и контроля знаний.
- Расширение участия университета в образовательных программах и проектах регионального, федерального и международного уровня.
- Внедрение системного подхода к формированию образовательных программ, наиболее полно отвечающих потребностям региона.
- Переход на двухуровневую систему образования по ряду направлений.
- Создание единой системы управления сферами дополнительного, довузовского и послевузовского профессионального образования.
- Создание системы анализа востребованности образовательных программ и выпускников университета, установление долгосрочных партнерских отношений с государственными и частными работодателями, создание кафедр на их территориях.
- Интенсивное развитие информационного обеспечения образовательной деятельности.
- Модернизация и расширение материально-технической базы образовательного процесса. Расширение и развитие собственной полиграфической базы.
- Расширение системы повышения квалификации и переподготовки кадров для региона.
- Развитие системы мобильности студентов и преподавателей в свете болонских соглашений. Расширение программ магистерской подготовки.
- Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки специалистов для нужд региона.
Приоритеты научной и инновационно-технологической деятельности
К стратегическим целям в научной и инновационной деятельности относятся:
- Максимальное использование научно-исследовательского потенциала университета в обеспечении образовательного процесса и развитии научной деятельности.
- Фундаментализация научных исследований. Расширение спектра прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки и техники и критическим технологиям.
- Модернизация материальной базы научно-исследовательского комплекса. Повышение уровня конкурентоспособности и востребованности результатов научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета в регионе, Российской Федерации и международном научном сообществе.
- Формирование триады - от генерации знаний через создание новых технологий к их коммерциализации.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
- Поддержка существующих и формирование новых научных школ и научно-педагогических коллективов, деятельность которых направлена на развитие фундаментальных научных исследований.
- Совершенствование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру. Создание условий для укрепления и развития фундаментальных научных исследований с использованием передовых технологий. Поддержка гуманитарного сектора университетской науки. Расширение спектра заявок на финансирование исследований в рамках федеральных и региональных конкурсов и программ.
- Расширение спектра прикладных проектов, создание образцов новой техники, материалов, организация их производства, интеграция университетской науки в экономическое и социальное пространство региона и Российской Федерации.
- Разработка концепции и механизмов инновационной политики университета в сфере научной деятельности для полноправного выхода на рынок инвестиций производственного сектора экономики региона и Российской Федерации. Поддержание и развитие новых форм сотрудничества с научно-исследовательскими, промышленными, проектными и иными организациями и предприятиями в целях совместного решения научно-технических задач и внедрения научных разработок в реальный сектор экономики региона.
- Развитие сложившихся форм научного сотрудничества с административно-управленческими структурами области и регионов Российской Федерации.
- Формирование научных (научно-образовательных) центров и НИИ по прикладным вопросам приоритетных направлений.
- Развитие системы управления научными исследованиями; оптимизация структуры научных коллективов и научных подразделений.
- Совершенствование структуры НИРС и СКБ. Создание условий для реализации научного потенциала студентов, обеспечение условий для подготовки наиболее талантливых студентов к преподавательской и научной деятельности, создание системы морального и материального поощрения одаренных студентов.
- Создание условий для нормативного обеспечения и правовой защиты научных разработок, защиты интеллектуальной собственности и авторских прав сотрудников.
- Развитие международных научно-образовательных партнерских отношений для выполнения совместных проектов и подготовки научных кадров.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30 апреля 2010 г. N 527 в раздел "Приоритеты развития инфраструктуры университета" настоящей Стратегии внесены изменения
Приоритеты развития инфраструктуры университета
Основная цель связана с приоритетами капитального строительства университета и эффективного использования земельного и имущественного комплекса, с расширением инфраструктуры подразделений, представительств и филиалов, с расширением инновационного пояса вокруг университета.
Отмеченные целевые установки реализуются при решении следующих задач:
- Утверждение генерального плана строительства университетского комплекса.
- Разработка инвестиционной программы строительства учебно-образовательных, спортивных и научных комплексов на территории университета.
- Разработка проектов и проведение реконструкций учебных корпусов N 2, 3 и 4.
- Строительство новых учебных корпусов и инновационных центров, оптимизация структур факультетов, кафедр под приоритеты развития вуза и стратегий развития Минобрнауки России.
- Развитие сети филиалов и представительств вуза в регионе, корпоративных институтов на базе ведущих предприятий региона.
- Развитие университетских комплексов по приоритетным направлениям развития науки и технологий (в области экологии, биотехнологий и медицинской техники, информационно-телекоммуникационных систем, технологий создания и обработки полимеров и эластомеров, гуманитарных и социальных наук для нужд туристической зоны "Золотое кольцо России").
- Разработка инвестиционной программы по строительству на территории университета.
- Развитие инновационно-технологической инфраструктуры на территории университета или региона (сеть инновационно-технологических центров, сеть (пояс, Лига) инновационных малых и средних предприятий - партнеров ВлГУ), организация технопарка, студенческих бизнес-инкубаторов, центров трасферта технологий.
- Развитие университетских комплексов.
Приоритеты социальной политики и воспитательной работы
Социальная политика направлена на создание условий для решения бытовых, финансовых и досуговых проблем студентов и преподавательского состава. Система воспитательной работы в университете ориентирована на обеспечение единства деятельности коллектива преподавателей и студентов с целью подготовки высококвалифицированных специалистов на основе оптимального выбора содержания, форм и методов воспитательного воздействия.
В основу воспитательной системы университета положены базовые направления традиционной отечественной системы воспитания. Это интеллектуальное, духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.
Отмеченные целевые установки реализуются при решении следующих задач:
- Формирование сознания общественного долга, гражданской ответственности и общественно-политической активности. Воспитание позитивного отношения к труду, уважения к людям труда, выработка основных трудовых умений и навыков.
- Создание культурно-оздоровительного комплекса как центра притяжения молодежи региона. Развитие профилактория, научномедицинского и культурного центров, базы спортивно-оздоровительного лагеря "Политехник", реконструкция и капитальный ремонт студенческих общежитий.
- Воспитание устойчивых нравственно-эстетических качеств, развитие художественных и творческих способностей, интеллектуальной активности, научной эрудиции и познавательных интересов.
- Формирование программы поддержки молодых ученых и преподавателей вуза. Развитие профессиональных способностей, умений и мастерства, выработка стремления к самообразованию и повышению профессионализма, развитие инициативы и творческого поиска.
- Обеспечение единства общенаучной, гуманитарной, экономической и профессиональной подготовки.
Воспитательная система строится на следующих принципах: целенаправленность воспитания, систематичность и последовательность в воспитании, гуманизация воспитания, личностный подход к воспитанию, общественная направленность воспитания, связь воспитания с жизнью.
Эффективность воспитательной работы рассматривается в двух аспектах: по критериям сформированности основных качеств личности и по критериям эффективности воспитательной работы деканатов, кафедр и других подразделений университета.
Основные задачи стратегии развития университета на 2007-2008 годы
Мотивация
1. Данный этап развития университета в своих основных позициях должен быть реализован к 50-летию университета в 2008 году.
2. Реализация программы развития университета должна быть выстроена в условиях реформирования всей системы образования в рамках проводимой Минобрнаукой политики преобразований, принимая во внимание региональные интересы и с учетом настроения научно-педагогической общественности. Принципиальная новая политика в сфере образования, требующая в том числе и существенных инфраструктурных преобразований для организации сотрудничества государства и бизнеса.
3. Рынком для продукции и услуг, производимых в университете, является сфера/пояс активно работающих предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в области высоких технологий, а также совместные интегрированные структуры с крупными предприятиями бизнес-сообщества. Университет, для которого главное - это учебно-научная сфера, не может самостоятельно выйти на рынок высокотехнологичной продукции без такого "интерфейса".
4. Регламент практической деятельности должен использовать опыт развития ведущих вузов и спроецировать приоритеты федеральных ведомств на наш регион и наш университет.
5. Механизмы управления процессами развития университета должны строиться по аналогии с реализуемыми в настоящее время приоритетными национальными проектами - введение проектного управления с персональной ответственностью руководителей всех уровней, соответствующим материально-финансовым обеспечением и контролем за выполнением установленных количественных и качественных показателей.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 30 апреля 2010 г. N 527 в раздел "Основные мероприятия" настоящей Стратегии внесены изменения
Основные мероприятия
Системообразующие блоки развития университета (по приведенным выше приоритетам, а также приоритетам Минобрнауки России):
Первое (задача 1 - развитие инноваций и инновационных образовательных программ) |
Цель: Развитие инноваций в научно-образовательном секторе на базе фундаментальных знаний. Механизм: Усиление позиций и повышение статуса университета в сфере образовательной деятельности на региональном, окружном, федеральном и международном уровне. Создание системы непрерывного профессионального образования специалистов в течение всего периода их трудовой деятельности. Внедрение новых инновационных технологий обучения на основе мультимедийных курсов и дистанционных форм обучения. Опыт такой успешной работы в ВлГУ имеется: на базе ВлГУ создан Центр дистанционного обучения, внедряются формы мультимедийных курсов, расширяется сеть переподготовки и повышения квалификации. Ведется работа по унификации и укрупнению учебных программ и планов на младших курсах для реализации образовательного процесса широкого профиля с последующей специализацией/гибким перепрофилированием на старших курсах и формированием индивидуальной траектории обучения. Разрабатывается система подготовки специалистов на всех уровнях профессионального образования (НПО, СПО, ВПО), в том числе и международного, востребованных/компетентных на современном рынке труда на основе эффективного взаимодействия и сотрудничества работодателей со сферой образования в рамках соответствующих интегрированных образовательных научно-производственных структур при условии развития системы обеспечения качества образования (как ведомственной, так и общественной). |
Второе (задача 2 - развитие научных исследований, использование научно-исследо- вательского потенциала для обеспечения образовательного процесса и коммерциализации знаний) |
Цель: Максимальное использование научно- исследовательского потенциала университета в обеспечении образовательного процесса и развитии научной деятельности. Фундаментализация научных исследований. Расширение спектра прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки и техники и критическим технологиям. Формирование триады - от генерации знаний через создание новых технологий к их коммерциализации. Механизм: Поддержка существующих и формирование новых научных школ и коллективов. Совершенствование системы подготовки научных кадров. Расширение спектра фундаментальных и прикладных исследований. Совершенствование структуры НИРС. Создание инновационных структур. Опыт такой деятельности в ВлГУ имеется, объем научных исследований увеличивается ежегодно примерно на 40 % и достиг в 2006 году 72 млн. рублей. Имеется более 20 научно-образовательных центров, начата работа по созданию инновационных структур. |
Третье (задача 3 - развитие инфраструктуры университета) |
Цель: Разработка приоритетов капитального строительства и развитие материально-технической базы (МТБ) для рационального/оптимального использования земель и недвижимости (помещений/построек), развитие инфраструктуры университета в целях усиления его деятельности по профильным функциям в условиях реформирования системы образования, развитие представительств и филиалов, расширение инновационного пояса вокруг университета. Механизм: Проведение полной инвентаризации объектов недвижимости, закрепленных за университетом; оценка эффективности их использования по профильным и непрофильным функциям в аспекте привлечения внебюджетных средств, создание корпоративных институтов на передовых предприятиях региона, разработка инвестиционной программы строительства. Опыт такой работы в ВлГУ имеется в рамках соответствующих проектов федерального и регионального уровней, ведется строительство новых и модернизация существующих корпусов, создана сеть филиалов и представительств, корпоративный институт на базе ООО "Автоприбор". |
Четвертое (задача 4 - эффективное управление) |
Цель: Решение комплексных задач развития университета в условиях реализации взаимодействия и сотрудничества федеральных и региональных структур, поиск нетрадиционных решений в рамках существующего/модернизируемого законодательства. Механизм: Повышение профессионализма университетского менеджмента всех уровней. Введение проектного управления университетом как механизма повышения эффективности управления в системе образования с персонифицированной жесткой системой ответственности руководителей и служб разного уровня за конкретно порученное дело и за умение/требование находить конструктивные решения сложных проблем в аспекте решения задач развития университета в рамках реализуемых в стране финансово-экономических механизмов. Совершенствование систем информатизации управления деятельностью университета и всех его подразделений. Опыт такой деятельности основывается на реализуемой в университете прозрачной системе управления, в том числе в финансово-экономическом аспекте, реализации системы электронного документооборота и контроля за исполнением решений. |
Пятое (задача 5 - социальная политика и воспитательная работа) |
Цель: Обеспечение единства деятельности коллектива преподавателей и студентов с целью подготовки высококвалифицированных специалистов на основе оптимального выбора содержания, форм и методов воспитательного воздействия. Механизм: Формирование сознания общественного долга, гражданской ответственности и общественно- политической активности. Развитие профессиональных способностей, умений и мастерства, выработка стремления к самообразованию и повышению профессионализма, развитие инициативы и творческого поиска. Создание центра - культурно-оздоровительного комплекса как центра притяжения молодежи региона. Развитие профилактория, научно-медицинского центра, базы спортивно-оздоровительного лагеря "Политехник", реконструкция и капитальный ремонт студенческих общежитий. Опыт такой деятельности основывается на реализуемой в университете системе воспитательной работы и студенческого самоуправления. |
Первоочередные задачи/мероприятия, стоящие перед университетом,
которые необходимо решить в 2007-2008 годах, и механизмы их реализации
Проблема | Мероприятия для решения проблемы |
Ожидаемые результаты | Механизм финансиро- вания |
Сроки испол- нения |
При- меча- ние |
|
Ситуация в 2006 г. |
Результат в 2008 г. |
|||||
1 2 3 4 5 6 | 7 | |||||
Задача 1: Развитие инноваций и инновационных образовательных программ | ||||||
1.1. Обновление и совершенствова- ние содержания профессионально- го образования |
1. Разработка новых бакалаврских и магистерских учебных планов в рамках ГОСов 3-го поколения. Новые учебные планы, постепенный переход на двухуровневую систему подготовки, перестройка работы кафедр, ориентированная на двухуровневую систему 2. Оптимизация и унификация учебных планов внутри каждой укрупненной группы специальностей. 3. Развитие фундаментального университетского образования, укрепление связей с институтами РАН |
10 учебных планов бакалавров 7 учебных планов магистров |
45 учебных планов бакалавров 17 учебных планов магистров Укрупнение потоков на младших курсах, сокращение учебной нагрузки, повышение качества учебного материала Укрепление связей по фундаменталь- ным исследо- ваниям, педа- гогической практике с ведущими госуниверси- тетами и институтами РАН, внедре- ние их в уче- бный процесс существующих и новых образователь- ных программ |
За счет бюджетных средств ВлГУ За счет бюджетных средств ВлГУ За счет бюджетных средств ВлГУ |
2007 - 2008 гг. Текущая деяте- льность Текущая деяте- льность |
|
1.2. Создание системы контроля и управления качеством образования |
1. Разработка новой системы рейтинг-контроля знаний студентов, обеспечивающей реализацию механизмов непрерывной стимуляции обучаемых к освоению образовательных программ 2. Обеспечение доступности к результатам учебы студентов их самих, преподавателей, руководителей вуза и родителей 3. Подготовка и проведение международной сертификации университета/факультета/от- дельной образовательной программы |
Бальная система рейтинг-конт- роля знаний студентов существует Информацион- ная система электронный деканат Подготовка к получению международно- го сертификата |
Новая накопительная система рейтинг-конт- роля знаний студентов в соответствии с механизмами Болонского процесса Создание системы информацион- ного сопровождения учебного процесса Получение ме- ждународного сертификата |
Бюджетные и внебюджет- ные средства вуза Внебюджет- ные средства вуза |
2008 г. 2007 - 2008 гг. 2008 гг. |
|
1.3. Создание системы кадрового обеспечения образовательного процесса |
1. Реализация программы "Преподаватель высшей школы" 2. Разработка системы мотивации, в т.ч. и финансовой, выпускников вуза к преподавательской деятельности 3. Проведение конкурсов профессионального мастерства среди молодых преподавателей |
Дополнитель- ная квалификация "Преподава- тель высшей школы" реализуется только для небольшого ряда специальнос- тей |
Создание условий для получения до- полнительной квалификации "Преподава- тель высшей школы" для всех выпускников, остающихся в университете Реализация творческого подхода к обучению студентов, самосовершен- ствование и повышение квалификации преподавате- лей Профессиона- льный рост преподавате- лей, использование активных методов обучения |
Внебюджет- ные средства вуза |
2007- 2008 гг. 2008 гг. |
Полу- чение допо- лни- тель- ного дип- лома |
1.4. Внедрение инновационных подходов к обучению |
1. Разработка и внедрение мультимедийных курсов лекций на всех факультетах (разработка контента, оснащение аудиторий проекторами и экранами). Повышение качества обучения, упрощение проведения занятий, доступ студентов к материалам лекций и иллюстрациям 2. Создание центра электронного обучения 3. Развитие существующих и открытие новых учебно-научных центров ВлГУ как точек локализации инноваций в образовании 4. Расширение сети учебных компьютерных классов на факультетах как основы новой технологии построения образовательного процесса 5. Обеспечение доступа к образовательным ресурсам в локальной сети вуза 6. Развитие электронной библиотеки как базы системы распределённого доступа факультетов/кафедр/филиалов/ представительств к информационным ресурсам вуза 7. Обеспечение доступа студентов и преподавателей университета к информационным (в т.ч. англоязычным) ресурсам ведущих мировых библиотек |
28 мультимедий- ных курсов 8 оснащенных аудиторий 26 НОЦ при ВлГУ 37 компьютерных классов на факультетах 1039 компьютеров вуза подключено к сети |
120 мультимедий- ных курсов 39 оснащенных аудиторий Система поддержки разработки мультимедий- ных курсов преподавате- лями вуза 35 НОЦ при ВлГУ, значительное оснащение существующих НОЦ Модернизация существующих классов и создание не менее 20 новых Оснащение всех учебных аудиторий и общежитий локальной сетью Создание Центра образователь- ных электронных ресурсов по всем дисцип- линам/специ- альностям/ направлениям подготовки. Интеграция ЦДО, ЦЭО и ЭБ Расширение магистрально- го канала Internet до 4 Мбит/сек. Свободный доступ к образователь- ным ресурсам |
За счет внебюджет- ных средств вуза и факульте- тов За счет средств проекта ИОП За счет средств бюджета и внебюджета вуза За счет средств бюджета и внебюджета вуза |
2007- 2008 гг. 2007 г. 2007- 2008 гг. 2007- 2008 гг. текущая деяте- льность 2007- 2008 гг. |
50-80 % дис- цип- лин учеб- ного плана Меж- кафе- дра- льные факу- льте- тские и об- щеву- зов- ские клас- сы Еди- ный обра- зова- тель- ный ре- сурс |
1.5. Использование компьютерных (мультимедийных) и дистанционных систем обучения и контроля знаний |
1. Развитие ЦДО, разработка и внедрение дистанционных подходов обучения для студентов очной и заочной форм, для представительств и филиалов 2. Расширение практики Интернет-экзамена, активизация применения для контроля знаний систем компьютерного тестирования 3. Развитие сети представительств университета на базе технологий электронного обучения. Обеспечение доступности образования |
Количество представи- тельств 10 Филиалов 2 |
Повышение качества обучения, обеспечение большего покрытия территории области образователь- ными программами вуза, расширение доступности образования Новые, разработанные методики Интернет- экзамена, внедрение систем для контроля знаний и систем компьютерного тестирования Количество представи- тельств 14 Филиалов 2 |
За счет внебюджет- ных средств вуза и факульте- тов, за счет ЦДО Внебюджет- ные средства вуза |
Текущая деяте- льность |
Соз- дание более 300 дис- таци- онных кур- сов до конца 2008 г. |
1.6. Расширение участия университета в образовательных программах и проектах регионального, федерального и международного уровня |
1. Развитие связей университета с вузами России, взаимообмен учебно-методическими разработками и учебной литературой 2. Приглашение ведущих учёных из вузов России/зарубежных для чтения лекций и проведения мастер-классов 3. Развитие связей с зарубежными вузами |
Совершенство- вание учебно-мето- дической деятельности, обновление образователь- ных программ Повышение качества образования Реализация программ обмена/стажи- ровок студен- тов и препо- давателей |
На паритетной основе Внебюджет, гранты РФФИ, РГНФ |
2007- 2008 гг. |
||
1.7. Создание открытого института образования лиц с ограниченными возможностями |
1. Развитие Центра профессионального образования инвалидов 2. Формирование спецпрограммы подготовки специалистов из контингента инвалидов-колясочников 3. Расширение участия вуза в международных программах реабилитации инвалидов |
Реализация программ профессиона- льного образования Реализация программ гу- манитарного/ экономическо- го образова- ния на основе технологий дистанционно- го обучения |
Бюджетные и внебюджет- ные средства вуза, средства фондов и спонсоров |
2007- 2008 гг. |
Соз- дание Рос- сий- ского Цен- тра под- гото- вки сур- до- пере- вод- чиков Член- ство ВЛГУ в Евро- пейс- ких и Меж- дуна- род- ных орга- низа- циях и фонда по обра- зова- нию инва- лидов |
|
1.8. Обеспечение конкурсного набора в ВлГУ на фоне демографической ситуации в России |
1. Организация приёма в вуз в условиях введения ЕГЭ 2. Повышение роли факультета довузовской подготовки 3. Формирование гибкой ценовой политики для обучения на основе контрактной подготовки 4. Развитие практики целевого приёма в вуз |
Создан факультет довузовской подготовки |
Обеспечение конкуренто- способности вуза в регионе Повышение привлекатель- ности ВлГУ как источника высшего образования и центра интел- лектуального развития личности Оптимизация соотношения числа студен- тов бюджетной и внебюджет- ной формы обучения Финансовые обязательства заказчика. Обязательства выпускника перед предприятием |
Внебюджет- ные средства |
2007- 2008 гг. |
По дого- ворам с ад- мини- стра- цией обла- сти и орга- нами мест- ного само- упра- вле- ния |
1.9. Создание университетского комплекса дополнительного, довузовского, высшего и послевузовского профессионально- го образования |
1. Развитие института повышения квалификации университета, расширение программ для сотрудников университета и программ переподготовки кадров для региона 2. Создание колледжа ВлГУ (факультета СПО) 3. С учетом "Концепции развития сети образовательных учреждений, подведомственных Рособразованию" подготовка к выполнению пилотного проекта по интеграции образовательных учреждений НПО, СПО и ВПО 4. Развитие системы мобильности студентов и преподавателей в свете Болонских соглашений. Расширение программ магистерской подготовки |
Создан институт повышения квалификации |
Разработка новых программ, организация курсов пере- подготовки, в т.ч. с ис- пользованием технологий ДО Обеспечение набора на 1-й курс Возможный вариант - включение в состав униве- рситета Авиа- механического колледжа и СПТУ N7, как самостоятель- ных структурных подразделений Реализация образователь- ных программ в кредит-часах. Формирование системы зачета креди- тов для лиц, переводящих- ся из других вузов (в рамках ГОС 3-го поколения) |
Внебюджет- ные средства |
Текущая деяте- льность 2008 г. |
Прив- дече- ние стед- ств биз- нес- обще- ства |
1.10. Создание системы анализа востребованности образовательных программ и выпускников университета, установление долгосрочных партнерских отношений с государственными и частными работодателями, создание кафедр на их территориях, обеспечение возможности формирования индивидуальной образовательной траектории в интересах бизнес-сообщест- ва |
1. Развитие Центра содействия трудоустройству выпускников 2. Создание на базе Регионального центра содействия трудоустройству при ВлГУ - Регионального центра прогнозирования востребованности выпускников учреждений высшего профессионального образования 3. Организация и проведение регионального научно-практического совещания по современному состоянию и прогнозированию трудоустройства молодых специалистов 4. Совместно с государственной службой занятости населения администрации Владимирской области формирование системы переподготовки безработных граждан в интересах региона 5. Привлечение в вуз кадровых агентств успешных бизнес-структур 6. Создание совместных структур по подготовке кадров с крупными предприятиями региона 7. Обеспечение финансирования специальной подготовки студентов старших курсов под условия конкретного предприятия 8. Формирование программ практик, ориентированных на закрепление выпускников (на конкурсной основе) на предприятии 9. Внедрение системного подхода к формированию образовательных программ, наиболее полно отвечающих потребностям региона |
Анализ потребности в специалистах в текущее время и на перспективу. Этот анализ послужит основой для оптимизации открытия новых и сокращения существующих специальнос- тей, расходов на учебно-мате- риальную базу и структуру профессорско- преподавате- льского состава. |
Реклама выпускников ВлГУ на федеральном и региональном уровнях Центр открыт в июне 2007 г. Первые результаты анализа будут готовы к февралю 2008 года Выработка единых подходов к определению востребован- ности специалистов по новым открываемым и уже существу- ющим специа- льностям и направлениям Снижение уровня безработицы в регионе. Обеспечение новыми кадра- ми вновь создающихся предприятий Распределение специалистов на 3/4 курсах Коррекция образователь- ных программ Создание кафедр, филиалов кафедр, образователь- ных центров, корпоративных институтов Привлечение средств работодателей к подготовке высококвали- фицированных специалистов Повышение качества учебного процесса. Обеспечение дипломного проектирова- ния под конк- ретные задачи предприятий. Разработка программы кадрового обеспечения предприятий региона. |
2007- 2008 гг. 2007 - 2008 гг. Февраль 2008 |
Сни- жение (для биз- неса) стои- мости вхож- дения в до- лжно- сть моло- дых спе- циа- лис- тов ВлГУ сов- мест- но с Адми- нист- раци- ей обла- сти (по сог- ласо- ва- нию) |
|
1.11. Развитие инфраструктуры и управления образовательной деятельностью |
1. Интенсивное развитие информационного обеспечения управления образовательной деятельностью 2. Модернизация и расширение материально-технической базы учебного процесса 3. Расширение и развитие собственной полиграфической базы |
Создание ин- формационных систем управления, обеспечения и сопровождения учебного процесса Ремонт помещений, замена мебе- ли, оснащение лабораторным и лекционным оборудованием Ремонт помещений, оснащение полиграфичес- ким оборудованием |
Частично за счет внебюджет- ных средств вуза За счет бюджетных и внебюджет- ных средств вуза За счет бюджетных и внебюд- жетных средств вуза |
Текущая деяте- льность Текущая деяте- льность Текущая деяте- льность |
||
Задача 2: Развитие и использование научных исследований для обеспечения образовательного процесса и коммерциализации знаний |
||||||
2.1. Поддержка существующих и формирование новых научных школ и научных коллективов |
1. Формирование и поддержка научных школ и научных коллективов под приоритетные направления науки и техники - точек роста научно-образовательной деятельности университета, внедрение новейших разработок в образовательные программы 2. Формирование и поддержка коллективов, деятельность которых направлена на фундаментальные исследования 3. Поддержка гуманитарного сектора университетской науки |
6 ведущих научных школ, утвержденных решением Совета вуза и зарегистриро- ванных в Министерстве образования и науки 8 проектов РФФИ 2 проекта РГНФ 12 монографий 0 проектов РГНФ |
10 ведущих научных школ, утвержденных решением Совета вуза и зарегистриро- ванных в Министерстве образования и науки 14 проектов РФФИ 5 проектов РГНФ 22 монографии 2 проекта РГНФ |
За счет средств по проекту ИОП За счет средств по проектам Возможно финансиро- вание за счет внутренних НИР |
2007- 2008 гг. |
|
2.2. Совершенствова- ние системы подготовки научных кадров через аспирантуру и докторантуру |
1. Усиление роли и ответственности научных руководителей для обеспечения защиты в срок аспирантской подготовки. 2. Целенаправленная работа со студентами старших курсов по отбору и подготовке к поступлению в аспирантуру для увеличения количества аспирантов 3. Формирование планов и поддержка защиты докторских диссертаций 4. Разработка программы поддержки молодых ученых 5. Расширение сети диссертационных советов, в том числе региональных и межрегиональных |
Процент защиты в срок аспирантской подготовки 25-28% Набор в аспирантуру 103 человека в год Число защиты докторских диссертаций в год - 8 Программы нет 6 диссертацион- ных советов |
Достижение процента защиты в срок аспирантской подготовки не ниже 30% Обеспечение набора в аспирантуру не менее 140 человек в год Обеспечение защиты докто- рских диссер- таций не ме- нее 10 в год Разработка программы. Закрепление молодых сотрудников в университете Увеличение числа диссер- тационных советов до 8, в том числе и за счет ре- гиональных и межрегиональ- ных, особенно по гуманитар- ному, естественно- научному и экономическо- му профилю |
Стимулиро- вание руководи- телей и соискате- лей в виде премий |
текущая деяте- льность |
|
2.3. Расширение участия ученых университета в Федеральных и региональных целевых научно-техничес- ких программах, грантах и конкурсах |
1. Подготовка проектов и участие в конкурсах по ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" 2. Подготовка проектов и участие в конкурсах по ФЦП "Национальная технологическая база" 3. Подготовка проектов и участие в конкурсах по отраслевой целевой программе "Развитие научного потенциала высшей школы" 4. Подготовка проектов и участие в конкурсах на гранты РФФИ и РГНФ 5. Участие в конкурсах по грантам молодых ученых и ведущих научных школ |
Поданы 9 проектов Профинансиро- вано 2 проекта Стартовала с 2007 г. Профинансиро- вано 11 проектов 8 проектов РФФИ 2 проекта РГНФ Подано 8 заявок Профинансиро- вано 3 проекта |
Подготовка не менее 15 про- ектов в год Число победителей - не менее 3 проектов Подготовка ежегодно не менее 6 проектов Подготовка не менее 20 проектов в год 14 проектов РФФИ 5 проектов РГНФ Подготовка более 20 проектов, возможное число победителей - не менее 5 |
Финансиро- вание проектов- победите- лей за счет средств бюджета вуза и фондов |
2007- 2008 гг. |
|
2.4. Увеличение объемов научных исследований и разработок по прикладным х/д НИР и ОКР для нужд предприятий и организаций региона и РФ |
1. Увеличение объема х/д НИОКР 2. Формирование коллективов и выполнение НИР для нужд и по заказу университета (внутренние НИР) |
Объем финансируемых НИОКР 71 млн. рублей (из них около 41 млн. рублей - х/д НИОКР) Не выполнялись |
Доведение общего объема финансируемых НИОКР до 85 млн. рублей в 2007 г. (из них около 45 млн.рублей - х/д НИОКР), в 2008 г. - об- щий объем до 100 млн.руб- лей (из них - около 55 млн. рублей х/д НИОКР) Выполнение заказов для нужд университета (строители, архитекторы, социологи, экономисты, информацион- ные техноло- гии и т.д.) |
Внебюджет- ные средства Объем не менее 1 млн. рублей в год за счет прибыли универси- тета |
текущая деяте- льность |
|
2.5. Инновационная политика |
1. Расширение спектра прикладных исследований с ориентацией на разработку опытных образцов и технологий, готовых для коммерциализации 2. Совершенствование структуры инновационного научно-образовательного и инновационно-технологических центров университета, расширение спектра малых высокотехнологичных предприятий на базе университета 3. Создание молодежного бизнес-инкубатора на базе университета. Обучение молодых предпринимателей основам бизнеса, формирование малых предприятий на основе разработок университета 4. Рассмотрение вопроса о принятии решения по созданию Центра трансфера технологий и Технопарка совместно с обладминистрацией 5. Организация и проведение молодежного (студенты, аспиранты, молодые преподаватели) конкурса инновационных проектов и научно-технических разработок с целью участия в программах "Молодежный Старт" и поддержки создания проектов для ЦТТ, бизнес-икубаторов, технопарков |
Создан инновационный научно-обра- зовательный центр. |
Увеличение доли в прикладных исследованиях законченных разработок, ориентирован- ных на коммерциали- зацию до 30% Создание новых иннова- ционных стру- ктур на базе университета, увеличение числа малых высокотехно- логичных предприятий на базе университета Молодежный бизнес- инкубатор создан в сентбре 2007 г. Создание инновационных структур на базе разработок ВлГУ и других организаций Выявление наиболее интересных проектов, поддержка молодых пред- принимателей в технилоги- ческом секторе экономики |
Внебюджет- ные средства Внебюджет- ные средства Внебюджет- ные средства Внебюджет- ные средства |
текущая деяте- льность |
|
2.6. Региональное взаимодействие |
1. Участие в организации и проведении областных научно-технических конкурсов, целевых программ и проектов 2. Представление университета во всех научно-технических мероприятиях, проводимых администрациями области и города 3. Расширение взаимодействия ВлГУ и предприятий региона в выполнении х/д НИОКР, курсовых и дипломных проектов по заданию предприятий |
Объем НИОКР с предприятиями и организациями региона - более 25 млн. рублей |
Более глубо- кое взаимо- действие с научно- технической общественно- стью региона Участие в выставках, конференциях, форумах Довести объем НИОКР с предприятиями региона до 40 млн. рублей |
2007- 2008 гг. |
||
2.7. Развитие сети научно-образова- тельных центров - точек роста по приоритетным направлениям развития науки и техники |
1. Стимулирование существующих НОЦ - как точек роста научного потенциала вуза и внедрения новейших достижений науки и техники в образовательные программы 2. Развитие существующих и создание новых представительств и центров компетенций крупных отечественных и мировых компаний. ВУЗ - как ведущий научно-образовательный центр, получение и внедрение передовых технологий, дополнительное (косвенное) финансирование вуза 3. Преобразование крупных НОЦ в научно-исследовательские институты |
При ВлГУ существуют 3 лаборатории и центра ведущих мировых и российских компаний |
Развитие ведущих НОЦ, развитие научного потенциала вуза Довести до 6 лабораторий и центров ведущих мировых и российских компаний Создание не менее 3 крупных научных подразделений (НИИ) |
Предостав- ление помещений, приобрете- ние оборудова- ния Предостав- ление помещений, приобрете- ние оборудова- ния Предостав- ление помещений, приобрете- ние оборудова- ния |
текущая деяте- льность |
|
2.8. Развитие системы управления научными исследованиями, оптимизация структур научных подразделений |
1. Преобразование структуры научно-исследовательского сектора ВлГУ 2. Формирование планов и организация участия вуза в различных научно-технических конференциях и выставках |
На базе ВлГУ ежегодно проводится более 10 международных и всероссийских конференций |
Создание на базе НИС - научно-иссле- довательского управления, включающего отделы учета и сопровожде- ния научных проектов вуза, отдела информатиза- ции НИД, отдела международных проектов и программ, патентного отдела, отде- ла, аспиран- туры, группы подготовки заявок по проектам Формирование планов НТК и выставок, ин- формировании и учет участия в НТХ |
Финансиро- вание организа- ции НТК за счет средств бюджета и внебюджета ВлГУ |
||
2.9. Совершенствова- ние структуры НИРС и СКБ |
1. Организация ежегодных студенческих конференций и выставок в университете 2. Организация участия студентов во всероссийских конкурсах студенческих проектов и работ 3. Развитие существующих и создание новых студенческих научных групп и СКБ |
Приобщение студентов к научной деятельности, обмен достигнутыми результатами, выявление талантливых студентов Представление научных достижений студентов вне границ ВлГУ, стимулирова- ние научной деятельности для молодых ученых, сравнение разработок ВлГУ с други- ми вузами Формирование отдельных групп студентов, работающих над одним проектом, формирование будущих научных коллективов, выполнение НИОКР молодежными коллективами |
Премирова- ние победите- лей и организа- торов за счет универси- тета Премирова- ние победите- лей и их научных руководи- телей Премирова- ние организа- торов |
|||
2.10. Создание условий, нормативное обеспечение и стимулирование патентной работы и защиты интеллектуальной собственности |
1. Создание условий, нормативное обеспечение и стимулирование патентной работы и защиты интеллектуальной собственности |
Стимулирова- ние работ по патентной работе, формирование базы данных по интеллек- туальной собственности ВлГУ |
За счет внебюджет- ных средств |
|||
2.11. Развитие международной научной деятельности |
1. Развитие регионального Центра контактных точек по участию в 7-й рамочной научной программе ЕС 2. Подготовка проектов и участие в конкурсах по 7-й рамочной научной программе ЕС 3. Развитие партнерских отношений с ведущими зарубежными вузами и организациями по научным исследованиям, подготовка и заключение финансируемых проектов 4. Организация на базе ВлГУ крупных международных научно-технических конференций 5. Научные издания |
Центр создан в июне 2006 года Один периодический журнал включен в список ВАК |
Усиление роли контактов с научными гру- ппами вузов РФ и ЕС, обеспечение информацией о коллективах ВлГУ и информацией о проектах и коллективах организаций РФ и ЕС, желающих работать по различным направлениям науки Участие в подготовке и конкурсе не менее чем 5 проектов в 7-й рамочной программе, получение фи- нансирования на научные исследования и развитие инфраструк- туры Продолжение партнерских отношений с более 30 уни- верситетами мира, обмен научными сотрудниками, формирование совместных финансируемых проектов На базе периодических международных НТК, проводи- мых ВлГУ, создание условий по организации существенно ведущих мировых НТК с приглашением ведущих мировых специалистов и включением данных НТК в список цитируемых Расширение спектра изданий периодических журналов, включенных в ВАК |
За счет внебюджет- ных средств За счет проектов Паритетное финансиро- вание сторон За счет грантов на конферен- ции За счет средств универси- тета |
||
Задача 3: Развитие инфраструктуры университета | ||||||
3.1. Строительство и реконструкция зданий университетского комплекса |
1. Утверждение генерального плана строительства университетского комплекса на территории университета 2. Разработка инвестиционной программы строительства учебных, спортивных и научных комплексов на территории университета 3. Завершение строительства спортивного комплекса 4. Завершение строительства учебного корпуса на ул. Студенческой 5. Реконструкция и ремонт учебных корпусов (N3, N2 и N4) 6. Ремонт общежитий университета |
Утвержденный план, возможность продолжения застройки территории Привлечение инвестиций в строительство учебных и спортивных сооружений, застройка территории Привлечение инвестиций. Закрепление за универси- тетом статуса спортивно- оздоровитель- ного центра молодежи региона Учебный корпус под строительный факультет и факультет жизнеобеспе- чения Увеличение числа учебных аудиторий и учебных площадей Улучшение бытовых условий проживания студентов. Повышение привлекатель- ности ВлГУ для абитуриентов из других регионов. |
За счет средств универси- тета За счет инвесторов За счет бюджетных средств ВлГУ За счет внебюджет- ных средств За счет бюджетных и внебюджет- ных средств ВлГУ |
2008 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. 2007- 2009 гг. Текущая деяте- льность |
||
3.2. Оптимизация структур факультетов и кафедр |
Формирование оптимальной инфраструктуры вуза по приоритетам развития |
2007- 2008 гг. |
||||
3.3.Развитие сети филиалов и представительств , корпоративных институтов |
1. Открытие новых представительств в городах региона 2. Развитие филиала в г. Гусь-Хрустальном 3. Развитие корпоративного института на базе ООО "Автоприбор" |
Представите- льства в г.Петушки, г.Меленки и др. Филиал с полным циклом обучения |
Паритетное финансиро- вание |
2007- 2008 гг. |
Сов- мест- но с НИИ стек- ла |
|
Задача 4: Эффективное управление | ||||||
Формирование эффективной системы управления вузом |
1. Оптимизация и разграничение функций и ответственности управленческих звеньев системы 2. Развитие внутривузовской автономии факультетов при повышении уровня их ответственности за принимаемые решения при сильном центральном административном ядре 3. Внедрение проектных форм организации работ 4. Повышение роли Ученого совета университета в определении приоритетных направлений развития университета 5. Cоздание устойчивой системы финансирования за счет бюджетных и внебюджетных средств и повышение эффективности их планирования и использования. Совершенствование механизмов определения приоритетов в распределении и использовании финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов для решения стратегических задач университета 6. Формирование сбалансированной системы показателей эффективности работы преподавателей, кафедр и факультетов 7. Создание системы мотивации и дифференцируемой системы оплаты труда 8. Совершенствование систем информатизации управления деятельностью университета и всех его подразделений |
Разработка системы управления вузом и структурными подразделени- ями в оптимизирова- нном виде Разработка системы адми- нистративно- финансовой самостоятель- ности факультетов Формирование проектных команд для выполнения программ развития вуза Утверждение плана работы Совета, где рассматриваю- тся все основные приоритеты развития университета Разработка финансовой политики вуза Совершенство- вание Положения об итогах деятельности преподавате- лей, кафедр и факультетов Система опла- ты труда, стимулирующая активность преподавате- лей, сотруд- ников и адми- нистрации. Дальнейшее внедрение ин- формационных систем управления деятельностью вуза |
За счет внебюджет- ных средств |
2007 г. 2007- 2008 гг. текущая деяте- льность |
||
Задача 5: Социальная политика и воспитательная работа | ||||||
5.1. Гражданско-пат- риотическое и духовно-нравст- венное воспитание молодежи |
1. Проведение мероприятий по развитию исторических традиций Владимирского края, празднование Дней воинской славы России; проведение мероприятий, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны; благоустройство воинских мемориалов и захоронений. 2. Организация выставок и музея участников ВОВ, дня славянской письменности и культуры |
Гражданско- патриотичес- кое и духовно- нравственное воспитание молодежи |
2007 г. - |
|||
5.2. Пропаганда семейных ценностей среди молодежи, укрепление молодой семьи |
1.Разработка и внедрение просветительских и информационных проектов по подготовке молодежи к семейной жизни. Пропаганда семейных ценностей |
Укрепление семейных ценностей среди молодежи, укрепление молодой семьи |
||||
5.3. Профилактика негативных явлений в молодежной среде, пропаганда здорового образа жизни |
1. Мероприятия по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения. 2. Мероприятия по развитию массового молодежного туризма, отдыха и оздоровления. 3. Проведение спартакиады университета по различным видам спорта. 4.Пропаганда видов спорта и спортивных достижений университета. 5. Проведение акции за здоровый образ жизни. |
Здоровый образ жизни в среде молодежи |
2007 г. | |||
5.4. Развитие студенческого самоуправления |
Внедрение в управленческий механизм университета реальной процедуры реализации студенческого самоуправления |
Повышение активности студентов и улучшение условий их нахождения в университете. Привлечение активной молодежи в университет. Создание общества выпускников университета. |
текущая деяте- льность |
|||
5.5. Воспитание устойчивых нравственно- эстетических качеств, художественных и творческих способностей. Правовое просвещение молодежи |
1. Проведение мероприятий: День знаний, Посвящение в студенты, День рождения университета, День факультета, фестиваль-конкурс художественной самодеятельности "Студенческая весна", "Студенческая осень", КВН, фестиваль национальных культур, Татьянин день, конкурс патриотической песни и др. Правовые лектории, конкурсы, соц.проект и другие мероприятия, направленные на повышение правовой культуры молодежи. Проведение семинара "Культура межнационального общения молодежи", "Православная церковь и культура" |
Нравственно- эстетически воспитанные наши студен- ты, имеющие художествен- ные и творческие потенциалы, просвещенная в правовом поле молодежь |
2007 г. | |||
5.6. Повышение гражданской активности и развитие добровольчества в студенческой среде |
1. Проведение трудовых десантов и акций 2. Развитие работы студенческих трудовых отрядов 3. Создание проекта по формированию молодежных отрядов, экологических молодежных дружин, социальных отрядов |
Гражданская активность в студенческой среде |
текущая деяте- льность |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Владимирской области от 13 декабря 2007 г. N 925 "О стратегии развития Владимирского государственного университета до 2015 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Владимирские ведомости" от 26 декабря 2007 г. N 254 (3094)
Постановлением администрации Владимирской области от 28 декабря 2016 г. N 1192 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Владимирской области от 24 июня 2011 г. N 649
Постановление Губернатора Владимирской области от 30 апреля 2010 г. N 527