Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Петушинского района
Владимирской области
от 6 октября 2015 г. N 1549
Муниципальная программа
"Развитие системы образования муниципального образования "Петушинский район" на 2014 - 2020 годы"
13 ноября 2015 г., 14 марта, 8 апреля 2016 г.
Постановлениями администрации Петушинского района Владимирской области от 13 ноября 2015 г. N 1730, от 14 марта 2016 г. N 387 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт муниципальной программы "Развитие системы образования муниципального образования "Петушинский район" на 2014 - 2020 годы"
Наименование программы Петушинского района |
"Развитие системы образования муниципального образования "Петушинский район" на 2014 - 2020 годы" |
Основание для разработки программы (наименование, номер и дата нормативного акта) |
Распоряжение администрации Петушинского района от 07.10.2014 N 74-р "О разработке муниципальной программы "Развитие системы образования муниципального образования "Петушинский район" на 2014 - 2020 гг."; Постановление Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 59 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы"; |
Основной исполнитель программы |
Муниципальное учреждение "Управление образования администрации Петушинского района" |
Соисполнители программы |
Образовательные учреждения |
Участники программы |
Муниципальное учреждение "Управление образования администрации Петушинского района"; Образовательные учреждения |
Цель программы |
Обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики. |
Задачи программы |
1. Создание в системе дошкольного образования детей равных возможностей для получения качественного образования в районе. 2. Обеспечение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям развития экономики района, современным потребностям общества и каждого гражданина. 3. Создание условий для устойчивого развития системы воспитания и дополнительного образования детей, обеспечение её современного качества, доступности и эффективности. 4. Обеспечение эффективной системы защиты прав и интересов, социализации и самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 5. Формирование устойчивой кадровой политики в сфере образования, способствующей инновационному развитию района системы образования. 6. Создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; 7. Обеспечение эффективной реализации Программы "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
1. Доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе). 2. Удельный вес численности населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет. 3. Отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена. 4. Удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся. 5. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в муниципальных учреждениях всех типов. 6. Удельный вес численности школьников, обучающихся в системе дополнительного образования; 7. Удельный вес числа детей и подростков, участвующих в деятельности детских общественных объединений по интересам; 8. Количество школ, имеющих оборудованные: - медицинские кабинеты, - спортивные залы, - спортивные площадки; - кабинеты ОБЖ; - компьютерные классы; - доступ в Интернет; 9. Удельный вес численности школьников, охваченных: - горячим питанием, - оздоровлением, в т. ч. летним отдыхом (лагерь дневного пребывания, муниципальный загородный оздоровительный лагерь "Дружный"); 10. Количество школьников -участников массовых мероприятий, в т.ч. спортивных (олимпиады, конкурсы, конференции, выставки, соревнования и т.д.); 11. Количество школьников, обеспеченных бесплатными учебниками и учебными пособиями; 12. Количество учреждений, имеющих: - лицензии на образовательную деятельность; - кнопку экстренного вызова полиции (КЭВП); - ограждения. 13. Удельный вес работников учреждений образования, прошедших курсовую подготовку; 14. Обеспеченность учащихся транспортом при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА) |
Этапы и сроки реализации программы |
Срок реализации Программы - 2014 - 2020 годы: 1 этап - 2014 - 2015 годы; 2 этап - 2016 - 2018 годы; 3 этап - 2019 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию программы, в том числе по годам и источникам |
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию программы - 4835449,2 тыс. рублей, в том числе из федерального бюджета -11768,2 тыс. руб., из областного бюджета -2897121,9 тыс. рублей, за счет муниципального бюджета -1926559,1 тыс. рублей; Объем средств по годам реализации программы (за счет всех источников): 2014 -646999,4 тыс. рублей; 2015 -736076,8 тыс. рублей; 2016 -655357,5 тыс. рублей; 2017 -691385,7 тыс. рублей; 2018 -701876,6 тыс. рублей; 2019 -701876,6 тыс. рублей; 2020 -701876,6 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
В системе дошкольного образования: - будет создана инфраструктура поддержки раннего развития детей (1,5 года - 3 года); - будут ликвидированы очереди на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные организации; В системе общего образования: - 99,8% численности населения района в возрасте 7-18 лет будет охвачено общим образованием; - 100% обучающимся будет предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями; - отношение среднего балла ЕГЭ в 10% школ с лучшими результатами к среднему баллу ЕГЭ в 10% школ с худшими результатами составит 1,7 (2018); - повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг до 80%; - Увеличение удельного веса школьников, обучающихся в системе дополнительного образования; - Увеличение удельного веса детей и подростков, участвующих в деятельности детских общественных объединений по интересам; - Увеличение количества школ, имеющих оборудованные: - медицинские кабинеты, - спортивные залы, - спортивные площадки; - кабинеты ОБЖ; - компьютерные классы; - доступ в Интернет; - Увеличение удельного веса численности школьников, охваченных: - горячим питанием, - оздоровлением, в т. ч. летним отдыхом (лагеря дневного пребывания, муниципальный загородный оздоровительный лагерь "Дружный"; - Увеличение количества школьников -участников массовых мероприятий в т.ч. спортивных (олимпиады, конкурсы, конференции, выставки, соревнования и т.д.); - Увеличение количества школьников, обеспеченных бесплатными учебниками и учебными пособиями; -100% обеспеченность учащихся транспортом при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА) В системе воспитания и дополнительного образования детей - увеличится доля детей, обучающихся по программам дополнительного образования детей в системе образования района до 85%; - увеличится доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, успешно социализированных, до 85%. В обеспечении защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - снижение доли детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов; - сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, право на обеспечение жилыми помещениями которых возникло и не реализовано на конец соответствующего года. В развитии кадрового потенциала - увеличится доля учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций до 18,8%; - средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе; - средняя заработная плата педагогов дошкольных образовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы в сфере общего образования в регионе; - средняя заработная плата работников дополнительного образования детей к 2018 году составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе; По всем образовательным организациям - Положительная динамика количества образовательных учреждений, не допускающих нарушений лицензионных нормативов и требований; - Отсутствие образовательных учреждений, не прошедших аккредитацию в установленные сроки; - Повышение удельного веса образовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении образованием; - Увеличение количества учреждений, имеющих: - кнопку экстренного вызова полиции (КЭВП); - ограждения; - Отсутствие работников учреждений образования, не прошедших плановую курсовую подготовку. |
I. Общая характеристика сферы реализации программы
Программа "Развитие системы образования муниципального образования "Петушинский район" на 2014 - 2020 годы" (далее - программа) -система мероприятий, (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам), и инструментов политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых функций системы образования района, достижение приоритетов и целей муниципальной политики в сфере образования района.
Программа сформирована во взаимосвязи с Государственной программой Владимирской области "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 59.
Программа является организационной основой политики района в сфере образования.
1.1. Характеристика текущего состояния сферы образования района
Главной целью стратегии социального и экономического развития района на период до 2020 года является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая обеспечивала бы высокий жизненный уровень и качество жизни населения для реализации геополитической задачи закрепления населения в районе, на основе формирования и развития высоко конкурентной экономики.
Для реализации стратегических целей развития экономики района потребуется человеческий потенциал высокого качества, с мотивацией на достижение результатов, с высокой "личной капитализацией".
Региональные тенденции в области демографии, процессы внутренней миграции от периферии к центру, а также возрастающая тенденция к внешней миграции наглядно демонстрируют динамику дефицита трудового капитала Петушинского района. Эти процессы указывают на назревшую необходимость изменения подхода к системе образования не только как к социальной системе, но и как к важному участнику социально-экономического развития территории. При этом ключевыми характеристиками эффективности ее работы становятся показатели качества образовательной деятельности и качество всей системы образования в целом.
Таким образом, ключевая проблема, на решение которой будет направлена Программа, заключается в разрыве между необходимостью развития человеческого потенциала как фактора инновационного социально ориентированного развития района, с одной стороны, и наличным состоянием системы образования, направленным на решение ведомственных задач, с другой стороны.
В системе образования района 49 образовательных учреждений (1 негосударственное и 48 муниципальных) различных типов и видов с контингентом обучающихся и воспитанников 9,9 тыс. человек.
В системе дошкольного образования
Система дошкольного образования рассматривается как важнейший фактор улучшения демографической ситуации, обеспечивающей прирост населения, укрепление и сохранение здоровья детей, преемственность ступеней образования.
Основные направления модернизации системы дошкольного образования:
- создание нормативной правовой базы по вопросам дошкольного образования;
- организация взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам развития дошкольного образования, сохранения дошкольной образовательной сети, повышения качества предоставляемых образовательных услуг и развития вариативных форм дошкольного образования, в т.ч. не связанных с оказанием образовательных услуг;
- обеспечение социальной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста, в т. ч. детей-инвалидов.
В целях обеспечения населения Петушинского района местами в детских садах и в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в районе принято постановление администрации Петушинского района от 21.02.2013 N 425 "Об утверждении плана мероприятий ( "дорожной карты") Петушинского района "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки" в редакции постановления администрации Петушинского района от 29.09.2014 N 1898 "О внесении изменений в постановление администрации Петушинского района от 21.02.2013 N 425".
Результатом работы по реализации программных документов в 2013 году стало увеличение на 11% фактического количества мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В целом по району созданная сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, обеспечивает дошкольным образованием 3,1 тыс. человек (2012 г.- 2,8 тыс. чел, рост 0,7%).
В целом по району 50 дошкольников детей-инвалидов получают необходимую помощь в группах общего развития.
Положительная динамика отмечается в обеспечении детей-инвалидов дошкольными услугами. Охват детей-инвалидов дошкольным образованием в группах полного дня, составил 20 чел. (40%, 2013 г.- 33,3%, рост 6,7%).
В районе определен детский сад, в котором работает консультационный пункт по оказанию методической, консультативной и педагогической помощи родителям, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья детей.
Своевременно принятые меры по обеспечению доступности дошкольных образовательных услуг позволили достичь позитивных изменений в решении социально значимой проблемы:
- все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены дошкольными образовательными услугами, а доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и услугу по их содержанию в общей численности детей от 3 до 7 лет, составила 71,0%;
- повысился уровень удовлетворения потребности населения региона в услугах дошкольного образования, что составляет 91%;
- доля детей в возрасте от 1 года до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, достигла 67,2%;
- доля детей в возрасте 1-6 лет, состоящих на учете для определения в ДОУ, в общей численности детей данного возраста составляет 1% (2012 г.-1%).
Вместе с тем в системе дошкольного образования остаются проблемы, требующие комплексного решения:
- наличие очередности на зачисление детей в возрасте от 1 года до 3 лет в организации дошкольного образования, нарушающей гарантии прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование;
- низкие темпы обновления состава педагогических кадров и содержания дошкольного образования;
- медленно формируются компетенции педагогов в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Решение большинства вышеуказанных проблем возможно за счет выполнения основных мероприятий настоящей Программы.
В системе общего образования
Развитие системы общего образования района осуществляется в соответствии с основными направлениями политики через реализацию мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", Комплексов мер по модернизации региональной системы общего образования в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", через участие в других федеральных и областных проектах.
В районе 21 муниципальное и 1 негосударственное общеобразовательное учреждение. 8 из них (36%) расположены в сельской местности, в которых обучается 906 школьников, что составляет 13,6% от общего количества обучающихся.
Число обучающихся в общеобразовательных учреждениях района на начало 2014/2015 учебного года составило 6651 человек, что несколько больше, чем в предыдущем учебном году (6516 человека).
В сложившихся условиях необходимо обеспечить высокое качество образования, безопасность и комфортность условий обучения, которые будут являться фактором повышения качества жизни жителей Петушинского района.
В целях обеспечения качества и безопасности образовательного процесса потребуется проведение капитального ремонта ветхих, аварийных общеобразовательных организаций.
Тенденция увеличения количества школьников в городах и уменьшение в селах будет сохраняться. В связи с чем, потребуется строительство новой школы в городе Покров.
Важным направлением развития системы общего образования является комплексное обеспечение безопасности обучающихся. Необходимо продолжить работу по снижению риска и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций, созданию системы профилактики, жизнеобеспечения и защиты человека в каждой общеобразовательной организации. Это позволит в дальнейшем сократить непредвиденные затраты и расходы из местного бюджета на восстановление нанесенного ущерба.
В целях обеспечения доступности общего образования для детей, проживающих в отдаленных территориях района, создана достаточная сеть школьных и муниципальных маршрутов, на которых эксплуатируется 3 школьных автобуса и 3 автобуса муниципального перевозчика, численность подвозимых детей составляет 507 человек.
Главным вопросом на повестке дня остается безопасность перевозок школьников. Поэтому актуальным является приобретение новых автобусов, соответствующих требованиям ГОСТ, и поэтапная замена автотранспорта муниципального перевозчика на школьные автобусы, также оснащение школьных автобусов тахографами.
С 1 сентября 2014/2015 учебного года 100% обучающихся начальной школы классов общеобразовательных учреждений перешли на федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС), реализация которых обеспечивается современным уровнем материально-технического оснащения образовательного процесса. Организационной основой этой деятельности является реализация с 2006 года мероприятий в рамках приоритетного национального проекта "Образование", с 2011 года в рамках ежегодного Комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования. Ежегодное увеличение количества школьников, обучающихся по ФГОС, требует дальнейшей планомерной работы, направленной на формирование в школах современной учебно-материальной базы.
Внедрение новых информационных технологий в систему общего образования района реализовывалось в рамках мероприятий приоритетного национального проекта "Образование".
Развитие данного направления позволило реализовать в системе общего образования района модели дистанционного обучения, в том числе детей -инвалидов, обучающихся на дому, электронного управления учебно-воспитательным процессом, достигнуть высокого уровня оснащенности школ компьютерным и интерактивным оборудованием, обеспечить доступ к сети Интернет всем общеобразовательным учреждениям.
Препятствующим фактором дальнейшего развития процессов информатизации общего образования является высокая стоимость и низкая скорость доступа к сети Интернет.
Во исполнение требований законодательства в части освоения новых ФГОС требуется качественное обновление и расширение деятельности Центра дистанционного образования детей-инвалидов.
Одним из направлений модернизации общего образования является оценка его качества. В рамках формирования новой модели общероссийской системы оценки качества осуществляется работа по внедрению в районе независимых форм государственной итоговой аттестации выпускников основной и средней школы в форме ЕГЭ и ГИА-9.
Факторами, сдерживающими дальнейшее развитие районной системы оценки качества образования, являются невысокие результаты по ряду предметов обучающихся. Выделяется сегмент школ (как сельских, так и городских), демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. С 2014 года прогнозируется рост численности детей мигрантов с ближнего зарубежья, не владеющих русским языком на достаточном уровне для освоения программ общего образования.
Не только в сельской местности, но и в большинстве городских школ обучающиеся не имеют возможности выбора программы профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями. 49% старшеклассников обучается в профильных классах.
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования осуществляется массовыми школами общего типа. Всего в общеобразовательных учреждениях организовано интегрированное обучение 65 детей-инвалидов и 53 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Дальнейшее расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях сдерживается следующими факторами:
- архитектурная недоступность школ (пандусы, подъемники, расширенные входные проемы, оборудованные туалетные помещения и др.).
- отсутствие необходимых учебных материалов и крайняя дороговизна оборудования.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 -2017 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761, потребует дополнительных муниципальных мер по обеспечению доступа отдельных категорий детей к качественному образованию, созданию в общеобразовательных организациях условий для охраны и укрепления здоровья детей, индивидуализации образовательного процесса и оказания услуг медико-психологической помощи.
Необходимо создать в каждой школе среду, обеспечивающую дальнейшее совершенствование медицинского обслуживания, организацию школьного питания, занятий физической культурой и спортом.
В районе действует система поиска и отбора талантливых детей, сформированная через организацию олимпиад и конкурсов различной направленности.
Препятствующими факторами дальнейшего совершенствования и развития системы выявления, поддержки и последовательного сопровождения одаренных детей в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы являются:
- зависимость развития системы поддержки одаренных детей от уровня финансирования;
- отсутствие межведомственного взаимодействия и координации действий разных ведомств (спорта, культуры и др.);
- недостаточность нормативного оформления и закрепления экономических механизмов обеспечения работы с одаренными детьми.
Через профессиональную и общественную оценку деятельности педагогов и общеобразовательных организаций в районе формируется система стимулирования качества работы, однако лучшие образцы педагогической практики в профессиональном сообществе продвигаются достаточно медленными темпами.
Внедрение и дальнейшее совершенствование механизмов бюджетного финансирования обусловлено необходимостью обеспечения прозрачности и открытости процедуры распределения бюджетных финансовых средств и повышение экономической самостоятельности общеобразовательных организаций.
В системе воспитания и дополнительного образования детей
В системе образования района функционирует 2 образовательных учреждения дополнительного образования детей, на базе которых обучаются 1752 человека по программам дополнительного образования, что составляет 27% от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях района.
В районе сохраняется приоритет бесплатности и равного доступа дополнительного образования детей. Этому способствует кооперация ресурсов учреждений дополнительного образования детей с общеобразовательными учреждениями.
В системе дополнительного образования детей есть Интернет, 1 учреждение имеет собственный сайт в сети Интернет.
Учреждения дополнительного образования не обеспечивают доступ детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, нет подготовленных специалистов, не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в образовательные учреждения, отсутствует специальный инвентарь и оборудование.
Учебно-воспитательный процесс в системе дополнительного образования детей осуществляют 35 педагогических работника, из них 13 - внешние совместители. На 1 января 2014 года в учреждениях дополнительного образования детей имеются 1 педагогическая вакансия. 18 педагогов имеют высшее профессиональное образования, 13 - среднее профессиональное, 3 - начальное профессиональное, 7 педагогов - пенсионного возраста. Проблемы с обеспечением системы дополнительного образования детей квалифицированными педагогическими кадрами связаны с низким уровнем оплаты труда педагогов, который в среднем по району составляет на 1 ставку 7816,2 тысячи рублей.
Вместе с тем анализ организации воспитательной деятельности, говорит о необходимости повышения профессиональной компетентности специалистов, педагогических работников и снижения уровня их сменяемости.
Требует решения проблема недостаточной оснащенности воспитательного процесса современным оборудованием.
В обеспечении защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проводимая в районе политика семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, позволила 240 детям обеспечить их основное право -жить и воспитываться в семье.
В районе реализуются различные формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетной из которых остается усыновление (удочерение). Всего 76 детей воспитываются в семьях усыновителей. В территории продолжает сокращаться численность детей, переданных на усыновление в семьи иностранных граждан (2011 г.- 5, 2012 г. - 3, 2013 - 2). При этом число детей, переданных на усыновление в семьи российских граждан, стабилен: 2011 - 3; 2012 - 6; 2013 - 2.
64,4% детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается в семьях опекунов (в 2011 г. - 54,8% составляли бабушки, 2010 г. - 55,2%, 2009 г. - 56.1%).
В районе обозначился ряд позитивных тенденций в сфере выявления детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройства на различные формы семейного воспитания:
отмечается стабильность численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2011 г. - 230; 2012 г. - 238; 2013 - 240);
на 34,1% уменьшилось число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года (2011 - 41, 2012 - 43, 2013 - 35);
сокращается число детей, родители которых отказались взять их учреждений здравоохранения: 2011 - 29,2%; 2012 - 13,9%; 2013 - 10,2%.
Вместе с тем, в районе сохраняется ряд проблем, не позволяющих в полном объеме обеспечить реализацию права детей на воспитание в семье:
- увеличивается количество случаев жестокого обращения с детьми (2011 - нет; 2012 - нет; 2013 - 3 случая)
- 40,8% (по области - 80%) выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей, составляют дети, лишившиеся родительского попечения по "социальным" причинам, причем до 35,2 (по области 52,4) из них старше 7 лет;
Основной причиной роста доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается семейное неблагополучие.
С 01.01.2012 года установлена индексация выплат на опекаемых и вознаграждения приемным родителям на 6,5%. Выплаты включают: единовременное пособие усыновителям - 12418 руб.; выплату на содержание одного ребенка, находящегося под опекой, в приемной семье -6856 руб.; вознаграждения приемному родителю - 10582 руб. При этом вознаграждение опекунов при возмездной форме опеки увеличивается на 15% от ставки при приеме в семью детей-инвалидов, а также каждого следующего ребенка, начиная с 6-го.
Кроме того, в связи с развитием семейных форм устройства детей обостряется проблема как подготовки замещающих родителей к приему детей в семью, так и сопровождение созданных замещающих семей, разрешение кризисных ситуаций, возникающих в замещающих семьях. Проблема является актуальной, т.к. в 2011 - нет; 2012 - 1; 2013 - 3 (опека) отмечаются случаи отмены опекунства и расторжения договоров с приемными семьями.
В связи с этим первостепенное значение приобретает качество подготовки кандидатов в приемные родители. Организована и ведется работа по отбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать замещающими родителями: МУ "Управление образования администрации Петушинского района" заключило договор с государственным бюджетным учреждением Владимирской области "Центр усыновления и опеки" на прохождение кандидатами в приемные родители и усыновители обучения по программе "Школа приемного родителя".
С 01.09.2012 года введено обязательное обучение. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.2012 N 623 утверждены требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. В среднем за год в районе около 10 кандидатов проходят подготовку.
В связи с ежегодным ростом количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях, продолжают формироваться службы сопровождения семейных форм устройства детей - сирот на базе ГКОУ ВО "Покровский детский дом".
Для решения проблемы качественной подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни необходимо:
- активизировать деятельность по устройству на воспитание этой категории детей в семьи граждан;
- обеспечить своевременное психолого-педагогическое сопровождение семей, взявших на воспитание детей;
- усилить реабилитационную работу с детьми;
- обеспечить постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, начинающих самостоятельную жизнь.
II. Приоритеты, цели и задачи
Приоритеты районной политики в сфере образования
Приоритеты развития сферы образования на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р);
Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 07.02.2008 N Пр-212);
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537);
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р);
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р);
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в района образования и науки";
Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 N 792-р);
Государственная программа Владимирской области "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утверждена постановлением Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 59);
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61);
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 N 1507-р);
Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года (утверждена Указом Губернатора района от 02.06.2009 N 10).
Основными приоритетами развития района в сфере образования на среднесрочную перспективу должны стать:
ликвидация очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации и обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 1 до 7 лет;
обеспечение равного доступа к качественному дошкольному образованию граждан независимо от места проживания и состояния здоровья;
расширение услуг дошкольного образования для семей, воспитывающих детей раннего возраста (от рождения до 3-х лет) на дому;
модернизация содержания дошкольного образования;
повышение качества дошкольного образования для обеспечения равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе;
сохранение и укрепление здоровья детей, развитие системы физического воспитания;
развитие инклюзивного дошкольного образования;
организация психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития;
формирование районной сети общего образования, оптимальной для доступности услуг и эффективного использования ресурсов общего образования;
создание районной информационной системы в сфере общего образования для обеспечения гражданам доступности государственных и муниципальных услуг и сервисов, предоставляемых общеобразовательными организациями, развитие информационной образовательной среды на основе требований ФГОС;
обеспечение одинаково высокого качества общего образования детям независимо от места жительства и социально-экономического статуса их семей, создание открытой системы информирования граждан о качестве общего образования района;
внедрение новых финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов, стимулирующих повышение качества услуг и эффективности деятельности негосударственных и муниципальных общеобразовательных организаций;
формирование механизмов обеспечения доступности качественных образовательных услуг общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья, организацию их психолого-педагогического сопровождения;
внедрение современных моделей и технологий охраны и укрепления здоровья обучающихся, формирование культуры здоровья;
выявление, поддержка и сопровождение талантливых школьников;
развитие системы дистанционного образования;
обеспечение тесной взаимосвязи между рынком труда и рынком образовательных услуг;
модернизация учебно-материальной базы в соответствии с требованиями современных технологий производства;
модернизация ресурсного обеспечения системы воспитания и дополнительного образования детей;
поддержка и распространение лучших педагогических практик, моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования;
формирование эффективных механизмов создания и продвижения инновационных разработок, обеспечивающих опережающее развитие сферы образования;
обновление состава и компетенций педагогических кадров. Создание механизмов стимулирования и мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию: прежде всего через внедрение новых систем оплаты труда, систем повышения профессиональной квалификации; расширение возможностей кадрового роста, повышения престижа профессиональной деятельности в сфере образования;
развитие системы общественно-государственного управления образованием.
Цели и задачи программы
Целью Программы является: обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами инновационного социально-экономического развития района.
Задачи программы:
Первая задача: создание в системе дошкольного образования детей равных возможностей для получения качественного образования в районе.
Вторая задача: обеспечение доступности качественного общего образования, соответствующего требованиям развития экономики района, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Третья задача: создание условий для устойчивого развития системы воспитания и дополнительного образования детей, обеспечение её современного качества, доступности и эффективности.
Четвертая задача: обеспечение эффективной системы защиты прав и интересов, социализации и самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пятая задача: формирование устойчивой кадровой политики в сфере образования, способствующей инновационному развитию районной системы образования. Она предусматривает стимулирование качественного труда педагогических работников, улучшение и обновление состава и компетенций педагогических кадров и его продуктивности.
Шестая задача: участие в современной системе оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.
Седьмая задача: обеспечение эффективной реализации муниципальной Программы "Развитие системы образования муниципального образования "Петушинский район" на 2014 - 2020 гг.
III. Целевые показатели (индикаторы)
Реализация Программы обеспечит всем жителям района независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья доступность качественного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития района.
Предварительная оценка ожидаемой результативности производится по целевым индикаторам, позволяющим оценить ход реализации Программы.
Результат реализации Программы, ее социальная эффективность и результативность представляются, в том числе, следующими значениями:
В системе дошкольного образования
- всем семьям, нуждающимся в поддержке и воспитании детей раннего возраста, будут предоставлены консультационные услуги,
- будет сформирована инфраструктура поддержки раннего развития детей (1,5 года-3лет),
- будут ликвидированы очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации от 3 до 7 лет,
- будет обеспечено финансирование мероприятий, обеспечивающих открытие дополнительных групп в функционирующих дошкольных организациях;
- будут созданы условия, обеспечивающие безопасность и комфорт детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях,
- в 100% образовательных организаций будут действовать коллегиальные органы управления с участием общественности (родители, работодатели), наделенные полномочиями по принятию решений по стратегическим вопросам образовательной и финансово-хозяйственной деятельности,
- 100% образовательных организаций будут обеспечивать доступность информации о своей деятельности на официальных сайтах;
В системе общего образования
- все обучающиеся будут обеспечены современными условиями обучения и воспитания;
- 100% общеобразовательных организаций, в том числе в сельских населенных пунктах, будут использовать дистанционное образование как модель учебного процесса;
- не менее 18% детей-инвалидов включены в дистанционное образование с целью их эффективной социализации;
- отношение среднего балла ЕГЭ в 10% школ с лучшими результатами к среднему баллу ЕГЭ в 10% школ с худшими результатами составит 1,7 единицы;
- все старшеклассники получат возможность выбора профиля обучения и освоения образовательной программы, в том числе с использованием форм сетевого и дистанционного образования;
- в 100% общеобразовательных организаций будут действовать коллегиальные органы управления с участием общественности (родители, работодатели), наделенные полномочиями по принятию решений по стратегическим вопросам образовательной и финансово-хозяйственной деятельности;
- 100% общеобразовательных организаций будут обеспечивать доступность информации о своей деятельности на официальных сайтах;
- в 20% общеобразовательных организаций будет обеспечен безбарьерный доступ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В системе воспитания и дополнительного образования детей
- увеличится количество мест в учреждениях дополнительного образования детей, охват несовершеннолетних дополнительным образованием составит 75%;
- всем обучающимся будут обеспечены современные условия обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования;
- повысится эффективность воспитательной деятельности в образовательных учреждениях;
- повысится удовлетворенность населения качеством услуг дополнительного образования детей;
- 100% учреждений дополнительного образования будут обеспечивать доступность информации о своей деятельности на официальных сайтах;
Результаты для педагогов
Увеличится доля учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций до 18,8%.
Молодые специалисты по приему на работу в учреждения образования получат единовременную выплату, в течение первого года работы будут получать поддержку более опытных педагогов. Молодые педагоги в возрасте до 35 лет будут иметь возможность оплаты компенсации за найм жилья.
Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования, организаций дополнительного образования детей составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе, а педагогических работников дошкольных образовательных организаций -не менее 100% от средней заработной платы в общем образовании региона.
Будет осуществлена разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками образовательных организаций.
Всем педагогам будут обеспечены возможности непрерывного профессионального развития. Удельный вес педагогических и руководящих работников учреждений образования, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических и руководящих работников учреждений образования, увеличится до 85%.
В профессиональном сообществе будут действовать эффективные институты самоуправления, расширятся возможности участия работников в управлении образовательными организациями.
Будет сформирован кадровый резерв руководителей системы образования, механизмы его регулярного обновления.
Будут созданы условия для привлечения талантливых педагогов в систему образования, развития лидеров модернизации образования на уровне всей системы и отдельных учреждений образования.
Повысится привлекательность педагогической профессии.
Целевые показатели (индикаторы) программы.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы и их значениях приведены в Приложении N 1 к муниципальной программе.
Сроки и этапы реализации программы
Реализация Программы будет осуществляться в 3 этапа:
1 этап - 2014 - 2015 годы;
2 этап - 2016 - 2018 годы;
3 этап - 2019 - 2020 годы.
На 1 этапе основные мероприятия Программы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам.
Будет завершено формирование и внедрение финансово-экономических механизмов обеспечения обязательств района в сфере образования.
Будет обеспечен вывод инфраструктуры школьного образования на базовый уровень условий образовательного процесса, отвечающих современным требованиям.
Будут реализованы адресные меры ликвидации зон низкого качества образования.
Будет осуществлен переход на эффективный контракт с педагогами общего и дошкольного образования.
Будут внедрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и основного общего образования. При этом федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования не будет содержать требования к результатам освоения образовательных программ дошкольного образования. Для них будут разработаны основы мониторинга системы дошкольного образования, включая мониторинг дошкольного образовательного учреждения как части данной системы, определены ориентиры и средства построения индивидуальной образовательной траектории ребенка дошкольного возраста.
Будет реализовано внедрение новых моделей управления и оценки качества в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий.
Наряду с этим на 1 этапе Программы будет осуществлена поддержка инновационных сетей, включающих исследователей и коллективы инновационных школ, в разработке новых образовательных программ и технологий общего образования.
Особое внимание будет уделено вопросам повышения качества управления образовательными организациями. Именно уровень управления организацией становится самым критичным для успехов, планируемых на первом и последующих этапах преобразований. Поэтому должна быть практически выстроена система переподготовки и укрепления управленческих кадров организаций образования.
Будет решена задача обеспечения информационной прозрачности системы образования для общества.
Это позволит стабилизировать ситуацию в системе образования и создать условия для ее устойчивого развития в соответствии с изменяющейся социальной, культурной и технологической средой.
Второй этап Программы будет ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества образования. Переход на эффективный контракт с педагогическими работниками, модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации обеспечат на этом этапе качественное обновление педагогического корпуса.
Будут сформированы основные компоненты целостной системы оценки качества образования, которая станет основой саморегуляции системы образования.
На третьем этапе реализации Программы акцент будет сделан на развитие сферы непрерывного образования, развитие образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ.
IV. Характеристика основных мероприятий муниципальной программы
Программа состоит из основных мероприятий, которые отражают актуальные и перспективные направления в сфере образования (Приложение N 2 к муниципальной программе).
Основными направлениями реализации Программы являются:
- обеспечение безопасности учреждений образования;
- обеспечение жизнедеятельности учреждений образования;
- обеспечение оздоровления детей школьного возраста;
- организация питания детей дошкольного и школьного возраста;
- улучшение материально-технического оснащения учреждений образования;
- открытость и доступность образовательных учреждений;
- создание системы выявления и поддержки одаренных детей;
- повышение квалификации работников образования;
- модернизация системы школьного и дошкольного образования;
- обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования;
- развитие модели дистанционного обучения, в том числе обучение детей-инвалидов;
- реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на получение общедоступного и качественного образования;
- выплата заработной платы сотрудникам образовательных учреждений и компенсаций отдельным категориям граждан
Постановлением администрации Петушинского района Владимирской области от 13 ноября 2015 г. N 1730 в раздел V настоящее приложение внесены изменения
V. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Программа будет реализована через систему планирования, которая включает в себя планы, критерии оценки промежуточных и итоговых результатов, мониторинг состояния качества образования.
Руководителем и координатором реализации Программы является муниципальное учреждение "Управление образования администрации Петушинского района".
Мероприятия Программы конкретизируются в годовых планах работы управления образования.
Ресурсное обеспечение муниципальной программы представлено в Приложении N 3 к муниципальной программе.
Соответствующая государственная программа Владимирской области утверждена постановлением Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 59 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы
VI. Прогноз конечных результатов реализации муниципальной программы
В системе дошкольного образования:
- будет создана инфраструктура поддержки раннего развития детей (1,5 года - 3 года);
- будут ликвидированы очереди на зачисление детей в возрасте от трех до семи лет в дошкольные образовательные организации;
В системе общего образования:
- 99,8% численности населения района в возрасте 7-18 лет будет охвачено общим образованием;
- 100% обучающимся будет предоставлена возможность обучаться в соответствии с современными требованиями;
- отношение среднего балла ЕГЭ в 10% школ с лучшими результатами к среднему баллу ЕГЭ в 10% школ с худшими результатами составит 1,7 (2018);
- повысится удовлетворенность населения качеством образовательных услуг до 80%;
- Увеличение удельного веса школьников, обучающихся в системе дополнительного образования;
- Увеличение удельного веса детей и подростков, участвующих в деятельности детских общественных объединений по интересам;
- Увеличение количества школ, имеющих оборудованные:
- медицинские кабинеты,
- спортивные залы,
- спортивные площадки;
- кабинеты ОБЖ;
- компьютерные классы;
- доступ в Интернет;
- Увеличение удельного веса численности школьников, охваченных:
- горячим питанием,
- оздоровлением, в т. ч. летним отдыхом (лагеря дневного пребывания, муниципальный загородный оздоровительный лагерь "Дружный";
- увеличение количества школьников -участников массовых мероприятий в т.ч. спортивных (олимпиады, конкурсы, конференции, выставки, соревнования и т.д.);
- увеличение количества школьников, обеспеченных бесплатными учебниками и учебными пособиями;
- 100% обеспеченность учащихся транспортом при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственной итоговой аттестации (ГИА)
В системе воспитания и дополнительного образования детей
- увеличится доля детей, обучающихся по программам дополнительного образования детей в системе образования района до 85%;
- увеличится доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, успешно социализированных, до 85%.
В обеспечении защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- снижение доли детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов;
- сокращение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, право на обеспечение жилыми помещениями которых возникло и не реализовано на конец соответствующего года.
В развитии кадрового потенциала
- увеличится доля учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций до 18,8%;
- средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе;
- средняя заработная плата педагогов дошкольных образовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы в сфере общего образования в регионе;
- средняя заработная плата работников дополнительного образования детей к 2018 году составит не менее 100% от средней заработной платы в регионе;
По всем образовательным организациям
- положительная динамика количества образовательных учреждений, не допускающих нарушений лицензионных нормативов и требований;
- отсутствие образовательных учреждений, не прошедших аккредитацию в установленные сроки;
- повышение удельного веса образовательных учреждений, имеющих институты общественного участия в управлении образованием;
- увеличение количества учреждений, имеющих:
- кнопку экстренного вызова полиции (КЭВП);
- ограждения;
- отсутствие работников учреждений образования, не прошедших плановую курсовую подготовку.
VII. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий
В разделе приводится прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными образовательными учреждениями на очередной финансовый год и плановый период (Приложение N 4 к муниципальной программе).
VIII. Анализ рисков реализации муниципальной программы
К основным рискам реализации Программы относятся:
- финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий Программы, в том числе - со стороны муниципалитета, образовательных организаций;
- нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, внесение существенных изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", влияющих на мероприятия Программы;
- организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга реализации Программы, отставание от сроков реализации мероприятий;
- социальные риски, связанные с сопротивлением населения, профессиональной общественности и политических партий и движений целям и реализации Программы;
- риски, связанные с региональными особенностями, - недостаточное софинансирование со стороны Владимирской области необходимых для достижения поставленных целей Программы мероприятий.
Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей Программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей Программы, через институционализацию механизмов софинансирования.
Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации Программы, несогласованности действий основного исполнителя и участников Программы, низкому качеству реализации программных мероприятий на территориальном уровне и уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет организации единого координационного органа по реализации Программы и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации Программы, а также за счет корректировки Программы на основе анализа данных мониторинга. Важным средством снижения риска является проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования, а также опережающая разработка инструментов мониторинга до начала реализации Программы.
Социальные риски могут реализоваться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанным с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках Программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий Программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названного риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации Программы. Важно также демонстрировать достижения реализации Программы и формировать группы лидеров.
Риски, связанные с региональными особенностями. Существующие различия муниципальных образований обуславливают разный уровень их финансовых и управленческих возможностей по реализации мероприятий Программы. Ситуация может быть усугублена проблемами, связанными с недостаточной межуровневой координацией органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, недостаточным пониманием задач государственной политики. Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств местного бюджета и необходимого дополнительного финансирования из областного и федерального бюджетов, а также привлечения внебюджетных источников. Устранение риска недостаточной межуровневой координации органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, возможно через информационное обеспечение, операционное сопровождение реализации Программы, включающее мониторинг реализации Программы и оперативное консультирование всех ее исполнителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.