Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Федеральной
аэронавигационной службы
от 13 октября 2008 г. N 176
Методические рекомендации
по определению размера финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с возможным проведением поисково-спасательных работ
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны на основе Воздушного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.2006 N 173 "О Федеральной аэронавигационной службе", постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 N 530 "Об утверждении Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации", Административного регламента Федеральной аэронавигационной службы по оказанию государственных услуг по авиационно-космическому поиску и спасанию в Российской Федерации, утвержденного приказом Росаэронавигации от 14.12.2006 N 98, других нормативных актов, а также с учетом положений Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию*(1).
1.2. Методические рекомендации касаются состава и порядка определения размера финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с возможным проведением поисково-спасательных работ.
Финансовые затраты авиационных предприятий, связанные с возможным проведением поисково-спасательных работ, рекомендуется определять с учетом затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств. Таким образом, настоящие Методические рекомендации применяются в совокупности с Методическими рекомендациями по определению размера финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств.
1.3. Методические рекомендации разработаны с целью научно-методического обеспечения финансирования поисково-спасательного обеспечения полетов воздушных судов и предназначены для определения размера финансовых затрат на оказание государственных услуг по поиску и спасанию и оптимизации указанных расходов.
Методические рекомендации не предназначены для контроля за использованием бюджетных ассигнований.
Методические рекомендации могут использоваться в рамках формирования Главным распорядителем бюджетных средств государственного (муниципального) задания в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг.
1.4. Методические рекомендации предназначены для использования авиационными предприятиями и организациями, привлекаемыми Росаэронавигацией в установленном порядке для осуществления функций поисково-спасательного обеспечения полетов воздушных судов.
1.5. Размер финансовых затрат, определенный в соответствии с Методическими рекомендациями, варьируется в зависимости от разных факторов. Такими факторами являются:
организационно-правовая форма предприятия (организации), для которого определяются затраты.
В частности, авиационные предприятия и организации, привлекаемые на договорной основе, могут быть коммерческими организациями, соответственно, их деятельность предполагает не только компенсацию произведенных затрат на оказание услуг, но и извлечение прибыли, необходимой, в том числе, для развития предприятия;
уровень цен на товары (работы, услуги), приобретаемые авиационным предприятием (организацией) в регионе своего расположения.
Региональный коэффициент к размеру финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств, объясняется не только уровнем цен на приобретаемые предприятиями (организациями) товары (работы, услуги), но и региональными надбавками (льготами) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, доплатами по районным коэффициентам, а также структурой рынков в регионе (например, монопольное положение поставщиков часто вызывает более высокие затраты, избежать которых невозможно);
специфические факторы для конкретного предприятия (организации).
Фактическое материально-техническое оснащение конкретного авиационного предприятия или организации, план его (ее) развития, особенности установленной на предприятии (в организации) системы оплаты труда и премирования сотрудников влияют на уровень затрат данного предприятия (организации).
1.6. Методические рекомендации подлежат корректировке в случае изменения, дополнения действующих нормативных документов, устанавливающих требования к статьям затрат авиационных предприятий (к оплате труда, нормам питания, уровню подготовки спасателей, оснащенности предприятий и др.) и/или к порядку их финансирования, а также в случае принятия новых нормативных документов, устанавливающих такие требования.
В частности, в соответствии с пунктом 3 статьи 88 Воздушного кодекса Российской Федерации расходы авиационных предприятий и организаций государственной и экспериментальной авиации на поддержание готовности поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ и участие в их обеспечении возмещаются за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Вместе с тем в настоящее время такой порядок не установлен.
II. Определение перечня финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с возможным проведением поисково-спасательных работ
2.1. Возможность проведения поисково-спасательных работ предполагает поддержание готовности поисково-спасательных сил и средств. Таким образом, функции авиационных предприятий, связанные с возможным проведением поисково-спасательных работ, в основном состоят в поддержании готовности поисково-спасательных сил и средств.
Перечень финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств, формируется в соответствии с разделом II Методических рекомендаций по определению размера финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств. Ниже приводятся принципы для определения перечня затрат, связанных не столько с возможным, сколько с фактическим проведением поисково-спасательных работ.
2.2. Перечень финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, может определяться на основе одного из следующих подходов.
Подход 1 - учет по полным затратам: финансовые затраты авиационных предприятий, связанные с проведением поисково-спасательных работ, включают как прямые затраты на проведение таких работ, так и косвенные затраты в соответствующей части.
Согласно данному подходу в состав затрат, связанных с проведением поисково-спасательных работ, могут включаться:
оплата горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ);
услуги по топливообеспечению;
затраты на ремонт авиатехники;
затраты на техническое обслуживание авиатехники;
приобретение предметов снабжения и средств жизнеобеспечения пострадавших;
фонд оплаты труда (далее - ФОТ) и начисления на ФОТ летного состава и спасателей;
ФОТ и начисления на ФОТ технического состава;
командировочные расходы;
страхование личного состава;
приобретение снаряжения и экипировки спасателей;
аэропортовые услуги;
аренда имущества;
накладные расходы (в том числе затраты на содержание имущества общехозяйственного назначения).
При этом затраты, которые не могут быть непосредственно отнесены к проведению конкретной поисково-спасательной операции, т.е. косвенные расходы, распределяются на отдельную поисково-спасательную операцию на основе экономически обоснованных показателей (например, пропорционально численности задействованного летного состава или часам налета авиационной техники). Во избежание манипулирования размером затрат на проведение поисково-спасательных работ для распределения косвенных расходов авиационным предприятием используется только один экономически обоснованный показатель.
Подход 2 - учет по прямым затратам: финансовые затраты авиационных предприятий, связанные с проведением поисково-спасательных работ, включают только прямые затраты на проведение соответствующей операции.
При этом прямыми признаются затраты, которые можно непосредственно отнести к конкретной поисково-спасательной операции.
Согласно этому подходу в состав затрат, связанных с проведением поисково-спасательных работ, могут включаться:
оплата ГСМ (фактический расход на проведение поисково-спасательной операции);
приобретение предметов снабжения и средств жизнеобеспечения спасателей и пострадавших (восполнение фактически израсходованных в ходе поисково-спасательной операции запасов);
ФОТ и начисления на ФОТ летного состава и спасателей, участвовавших в проведении поисково-спасательной операции;
ФОТ и начисления на ФОТ технического состава, участвовавшего в проведении поисково-спасательной операции;
командировочные расходы, если командировка вызвана исключительно необходимостью участвовать в поисково-спасательной операции.
К прямым затратам на проведение поисково-спасательных работ рекомендуется также отнести амортизацию основных средств, используемых при проведении поисково-спасательных операций, в том числе авиационной техники, однако амортизация не входит в состав финансовых затрат.
При определении затрат авиационных предприятий на проведение поисково-спасательных работ исходя из прямых затрат на соответствующие мероприятия косвенные затраты авиационных предприятий финансируются в составе затрат на поддержание готовности поисково-спасательных сил и средств.
2.3. При использовании подхода к определению финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, основанного на учете по полным затратам, особое внимание должно уделяться учету и распределению по объектам калькуляции (в том числе по отдельным поисково-спасательным операциям) косвенных расходов таким образом, чтобы исключить повторное включение одних и тех же сумм расходов в калькуляцию стоимости услуг, оказываемых авиационным предприятием. В частности, при использовании учета по полным затратам существует риск, что одни и те же суммы расходов (например, на страхование, обучение и повышение квалификации персонала, на аренду имущества, на аэропортовые услуги) могут быть включены как в стоимость дежурства поисково-спасательных сил, так и в стоимость проведения поисково-спасательных работ. Это в свою очередь может повлечь необоснованное увеличение расходов на осуществление функций поисково-спасательного обеспечения полетов воздушных судов в связи с повторной компенсацией авиационным предприятиям одних и тех же сумм затрат.
Таким образом, в рамках настоящих Методических рекомендаций предлагается использование подхода, основанного на учете по прямым затратам, с выделением косвенных расходов в состав финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств.
Подход, основанный на учете по полным затратам, рекомендуется к применению в отношении авиационных предприятий, которым в установленном порядке не компенсируются затраты на поддержание готовности поисково-спасательных сил и средств.
2.4. Следует отметить, что перечень затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, существенно зависит от характера и условий проведения конкретной поисково-спасательной операции. Вместе с тем произвести четкую типологию поисково-спасательных операций с целью определения перечня расходов для каждого выделенного типа не представляется возможным, поскольку поисково-спасательные операции не развиваются по схеме, а различные действия в рамках поисково-спасательной операции в зависимости от обстоятельств могут осуществляться одновременно или в различной последовательности*(2).
2.5. Как указывается в пункте 4.2.1 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию, поиск - наиболее дорогостоящая, связанная с опасностью и сложная функция системы поиска и спасания, во многих случаях поиск является также единственным возможным способом обнаружения оставшихся в живых и оказания им помощи.
Поскольку поиск требует больших затрат, целесообразно достижение максимальной эффективности поиска. Под максимальной эффективностью поиска понимается обеспечение максимальной вероятности обнаружения оставшихся в живых (если такая возможность полностью не исключается), которая обеспечивается оптимальным распределением поискового усилия*(3).
В соответствии с пунктом 4.6.1 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию поисковое усилие - это площадь, которую поисковое средство может действенно обследовать в пределах выделенного для него подрайона поиска. Поисковое усилие (Z) определяется по формуле:
Z = V x T x W, где
V - поисковая скорость, т.е. скорость, с которой поисковое средство движется над земной поверхностью в ходе поиска;
Т - возможная продолжительность поиска, т.е. располагаемое продуктивное время поиска на месте проведения операции. Эта величина обычно принимается равной 85% возможной продолжительности пребывания на месте проведения операции, при этом 15% отводится для обследования обнаруженных объектов и выполнения разворотов в конце поисковых участков;
W - ширина обзора, т.е. показатель эффективности обнаружения с помощью определенного типа сенсора конкретного объекта в конкретных условиях внешней среды*(4).
2.6. Ширина обзора уменьшается по мере ухудшения условий поиска. Условия поиска рекомендуется определять совокупностью составляющих:
тип объекта поиска (в том числе размер, цвет и форма объекта поиска, его отражательная способность);
метеорологические условия (особенно при визуальном поиске)*(5);
характер местности*(6);
относительная высота, с которой ведется наблюдение;
время суток, положение солнца (при поиске в светлое время суток) и др.
Указанные составляющие, а также такие факторы как поисковая скорость и возможная продолжительность поиска (пункт 2.5 настоящих Методических рекомендаций) находятся в зависимости между собой (например, чем ниже скорость полета, тем лучше условия для визуального поиска, с другой стороны - чем выше скорость полета, тем больший район может быть обследован одним поисковым средством) и оказывают влияние на выбор поисковых средств (самолет*(7); вертолет*(8); водные поисково-спасательные средства*(9); наземная поисково-спасательная команда*(10); одно или несколько поисково-спасательных средств*(11)) и в соответствующей степени определяют состав затрат на проведение поисково-спасательной операции.
2.7. Участие самолетов-ретрансляторов в поисково-спасательной операции повышает безопасность, улучшает связь и может уменьшить время, затрачиваемое другими поисково-спасательными средствами на выполнение операции*(12). Такими образом, участие самолетов-ретрансляторов, несмотря на дополнительные затраты (в том числе ГСМ и оплата труда персонала), может способствовать оптимизации расходов на проведение поисково-спасательных работ.
2.8. Если в процессе проведения поисково-спасательных работ установлено местонахождение объекта поиска и обнаружены оставшиеся в живых в результате происшествия, может потребоваться доставить им предметы снабжения и средства жизнеобеспечения.
В соответствии с подпунктом 13.10.35 Административного регламента Федеральной аэронавигационной службы по оказанию государственных услуг по авиационно-космическому поиску и спасанию в Российской Федерации, утвержденного приказом Росаэронавигации от 14.12.2006 N 98, в случае невозможности десантирования спасательных парашютно-десантных групп, эвакуации потерпевших бедствие посадочным способом или с режима висения, им сбрасываются укладки с аварийно-спасательным снаряжением и специальными грузами для обеспечения их жизнедеятельности.
Тип и количество предметов снабжения и средств жизнеобеспечения оставшихся в живых рекомендуется определять обстоятельствами на месте происшествия (в частности, зависят от количества оставшихся в живых и их потребностей).
Ориентировочный перечень предметов снабжения и средств жизнеобеспечения может содержать следующие позиции*(13):
запас продовольствия и воды;
средства сигнализации; медицинские средства;
средства укрытия;
приспособления для разжигания огня и освещения;
другие предметы (например, предметы для приготовления и потребления пищи).
2.9. В соответствии с пунктом 27 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 N 530, поисково-спасательная операция считается оконченной с окончанием эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в населенный пункт) или с момента установления факта гибели экипажа и пассажиров воздушного судна.
Таким образом, затраты авиационных предприятий, связанные с проведением поисково-спасательных работ, включают в себя затраты на эвакуацию пострадавших.
2.10. Ниже приводятся укрупненные группы затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, в рамках подхода, основанного на учете по прямым затратам.
Финансовые затраты: | ||
1. |
Прямые затраты труда |
- летного состава; - спасателей; - технического состава |
2. |
Прямые затраты материалов |
- ГСМ для авиатехники; - ГСМ для транспортных средств доставки наземных поисково-спасательных команд и/ или эвакуации пострадавших; - предметы снабжения и средства жизнеобеспечения спасателей; - предметы снабжения и средства жизнеобеспечения пострадавших |
3. |
Прочие прямые финансовые затраты |
(если применимо) |
Прочие затраты: | ||
1. |
Амортизация основных средств |
- амортизация авиатехники; - амортизация транспортных средств доставки наземных поисково-спасательных команд и/ или эвакуации пострадавших; - амортизация прочих основных средств, используемых при проведении поисково-спасательной операции (если применимо) |
III. Порядок определения размера денежных средств, возмещаемых авиационным предприятиям при проведении поисково-спасательных работ
Порядок определения затрат по укрупненным группам прямых затрат
3.1. Прямые затраты труда
При определении размера затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, в составе прямых затрат труда рекомендуется определять ФОТ и начисления на ФОТ летного состава, спасателей, технического состава, участвующего в проведении конкретных поисково-спасательных операций.
3.2. Заработная плата работников авиационных предприятий устанавливается предприятиями самостоятельно. При установлении заработной платы работников предприятие руководствуется положениями действующего законодательства в данной сфере (Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей"), а также принятыми на предприятии положениями об оплате труда работников, коллективными договорами.
Заработная плата работников авиационных предприятий может формироваться из нескольких составляющих, в том числе:
оклад;
надбавка за выслугу лет;
надбавка за классность, профессиональное мастерство, категорию;
надбавка за оперативно-техническую готовность;
вознаграждение за прыжки с парашютом и за спуски на СУР;
доплаты по районному коэффициенту и северные надбавки.
Указанные надбавки, доплаты, вознаграждения и др. выплаты, порядок их выплаты и размеры устанавливаются принятыми на предприятиях положениями об оплате труда работников, коллективными договорами, другими аналогичными документами с учетом требований действующего законодательства.
3.3. На заработную плату (на ФОТ) производятся следующие начисления:
единый социальный налог в соответствии с главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации;
другие установленные законодательством, в том числе нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований, начисления (при наличии);
начисления, обусловленные локальными нормативными актами предприятий (при наличии).
3.4. При определении прямых финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, в части оплаты труда учитывается оплата труда персонала, непосредственно задействованного при осуществлении конкретной поисково-спасательной операции, за время осуществления данной операции (в полных часах).
При этом учитываются только те составляющие, формирующие заработную плату работников (надбавки, доплаты, вознаграждения), выплата которых может быть обусловлена проведением поисково-спасательной операции и ее характером. Например, если в ходе проведения конкретной поисково-спасательной операции спасателем не производились прыжки с парашютом или спуски на СУР, соответствующие надбавки при определении прямых затрат труда не учитываются.
При определении размера финансовых затрат в части начислений на фонд оплаты труда работников авиационных предприятий может устанавливаться верхняя граница процента начислений на фонд оплаты труда.
3.5. Прямые затраты материалов
При определении размера затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, в составе прямых затрат материалов рекомендуется определять затраты на приобретение горюче-смазочных материалов, предметов снабжения и средств жизнеобеспечения, использованных в ходе проведения конкретных поисково-спасательных операций, для восполнения соответствующих запасов в резерве авиационного предприятия на случай проведения поисково-спасательных работ.
Согласно Методическим рекомендациям по определению размера финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств (пункт 3.19), затраты авиационных предприятий на приобретение материальных запасов, в том числе запасов горюче-смазочных материалов, рекомендуется определять с учетом резерва на случай проведения поисково-спасательных работ.
Горюче-смазочные материалы, израсходованные за время проведения поисково-спасательной операции, исходя из фактического расхода ГСМ авиационной техникой и другими транспортными средствами, задействованными при проведении поисково-спасательной операции, восстанавливаются в резерве с учетом числа привлекаемых поисково-спасательных средств.
Запасы предметов снабжения и средств жизнеобеспечения, использованные при проведении поисково-спасательной операции и не подлежащие повторному использованию, также восстанавливаются в резерве.
Затраты на приобретение соответствующих запасов рекомендуется определять с учетом рыночных цен на соответствующие товары, сложившихся в регионе нахождения авиационного предприятия.
3.6. Прочие прямые финансовые затраты
При определении размера затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, могут также учитываться прочие прямые финансовые затраты, если такие затраты формируются у предприятия по конкретной поисково-спасательной операции.
К прочим прямым финансовым затратам могут относиться, в частности, расходы, связанные со служебными командировками персонала, привлекаемого к выполнению поисково-спасательной операции, или с арендой имущества, необходимого для проведения поисково-спасательной операции.
Размер затрат на аренду имущества и расходов на выплату суточных может быть определен в порядке, изложенном в разделе III Методических рекомендаций по определению размера финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств.
3.7. Амортизация основных средств
При определении размера затрат авиационных предприятий, связанных с проведением поисково-спасательных работ, в состав прямых затрат включается амортизация основных средств, задействованных в осуществлении конкретной поисково-спасательной операции, исчисленная за время осуществления данной операции (в полных часах).
При этом для расчета амортизации используется линейный метод, срок полезного использования основного средства определяется в соответствии с его технической документацией, а при отсутствии в технической документации указания на срок полезного использования - по данным бухгалтерского учета авиационного предприятия.
Принципы возмещения затрат, связанных с проведением поисково-спасательных работ, и осуществления иных выплат в пользу авиационных предприятий
3.8. Оплата за оказанные авиационными предприятиями услуги по проведению поисково-спасательных работ может включать возмещение только прямых затрат авиационных предприятий по оказанию соответствующих услуг.
Прямые затраты рекомендуется определять согласно пунктам 2.2, 3.1-3.7 настоящих Методических рекомендаций по перечню, приведенному в пункте 2.10 настоящих Методических рекомендаций.
Полные затраты на проведение поисково-спасательных работ (и прямые, и косвенные затраты в соответствующей части) могут возмещаться авиационным предприятиям, которым не оплачивается поддержание готовности поисково-спасательных сил и средств (с которыми в установленном порядке не заключены договоры на осуществление дежурства).
При этом перечень затрат, включаемых в калькуляцию, может определяться на основе содержания раздела II Методических рекомендаций по определению размера финансовых затрат авиационных предприятий, связанных с поддержанием готовности поисково-спасательных сил и средств (за исключением статьи "Увеличение стоимости основных средств"); размер полных затрат рассчитывается в соответствии с пунктом 2.2 настоящих Методических рекомендаций, при расчете затраты на оплату труда персонала и амортизация основных средств исчисляются за время проведения поисково-спасательной операции в полных часах.
3.9. Если авиационному предприятию оплачиваются и поддержание готовности поисково-спасательных сил и средств (осуществление дежурств), и проведение поисково-спасательных работ, во избежание необоснованного завышения расходов рекомендуется обращать особое внимание на то, чтобы одни и те же суммы затрат не учитывались дважды, формируя стоимость разных услуг (например, осуществления дежурства и проведения поисково-спасательной операции).
В частности, если персоналу авиационного предприятия заработная плата выплачивается с учетом возможности выполнения функций по проведению поисково-спасательных операций (заработная плата включает соответствующие надбавки), а локальные акты предприятия и договор об оказании услуг не предусматривают дополнительных выплат в случае привлечения сотрудников к проведению поисково-спасательных работ, затраты на оплату труда не следует включать в стоимость услуги по проведению поисково-спасательных работ, поскольку они уже оплачены в стоимости услуг по поддержанию готовности поисково-спасательных сил и средств (осуществлению дежурства).
Если локальными актами предприятия и договором об оказании услуг предусмотрена как повременная, так и сдельная оплата труда персонала и при этом час работы в рамках повременной компоненты оплачивается одинаково независимо от осуществляемых мероприятий, а разделение фактически отработанного времени по функциям не производится, в стоимость услуги по проведению поисково-спасательной операции включаются только затраты в рамках сдельной оплаты труда и т.п.
Если авиационное предприятие ведет раздельный учет отработанного времени в зависимости от осуществляемых функций (дежурство, поисково-спасательные работы), но в соответствии с нормативными документами или договором об оказании услуг при вылете воздушного судна на проведение поисково-спасательной операции выставляет на дежурство другое воздушное судно, фактически отработанные часы учитываются как в стоимости услуг по осуществлению дежурства, так и в стоимости услуг по проведению поисково-спасательных работ.
Если же другое воздушное судно взамен привлеченного к поисково-спасательной операции не выставляется на дежурство, в целях определения стоимости оказанных услуг число часов дежурства уменьшается на время проведения поисково-спасательной операции в полных часах.
3.10. При оплате стоимости оказанных услуг рекомендуется возмещать экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты авиационных предприятий, связанные с проведением поисково-спасательных работ.
Экономически обоснованными целесообразно рассматривать затраты, если поисково-спасательная операция проводилась, в том числе выбор поисково-спасательных средств осуществлялся, с учетом положений Административного регламента Федеральной аэронавигационной службы по оказанию государственных услуг по авиационно-космическому поиску и спасанию в Российской Федерации, утвержденного приказом Росаэронавигации от 14.12.2006 N 98, других нормативных актов, положений Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (пункты 2.5-2.9 настоящих Методических рекомендаций).
Документальное подтверждение затрат предполагает их подтверждение первичными документами (например, полетным заданием, формой 1-ГСМ), другими бухгалтерскими документами (например, формами, заверенными подписью соответствующих должностных лиц, в частности, по формам, содержащимся в приложении 1 к Методическим рекомендациям по порядку производства расчетов и определению стоимости работ (услуг) по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов в части дежурств и полетов экипажей и поисково-спасательных воздушных судов, утвержденным распоряжением Росаэронавигации от 15.02.2008 N 18-р, а также по форме приложения к настоящим Методическим рекомендациям).
3.11. Стоимость услуг по проведению поисково-спасательных операций, оплачиваемая авиационным предприятиям по договору об оказании таких услуг, может включать не только суммы затрат, определяемые в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, но и прибыль (рекомендуется в объеме до 10% от суммы исчисленных затрат на проведение поисково-спасательных операций).
Заключительные положения
3.12. Затраты на оказание государственных услуг по поиску и спасанию рекомендуется определять затратами авиационных предприятий на проведение поисково-спасательных работ и количеством авиационных предприятий, привлекаемых к выполнению соответствующих функций.
Проведение поисково-спасательных работ обусловлено возникновением ситуаций, требующих их проведения.
3.13. Затраты на оказание государственных услуг по поиску и спасанию в части проведения поисково-спасательных работ могут планироваться исходя из данных предыдущего периода.
При этом затраты на ГСМ (в том числе авиационное топливо) и прочие расходные материалы могут определяться на основе среднерыночных цен на указанные закупаемые материалы в регионе нахождения авиационного предприятия и фактических объемов их потребления.
Целесообразно обеспечить, чтобы затраты на проведение поисково-спасательной операции не превышали средней стоимости проведения аналогичной поисково-спасательной операции, сложившейся за последние 3 года, скорректированной на инфляцию промышленных цен по данному региону на ежеквартальной основе, более чем на 10%.
Если данное условие не соблюдается, может быть предусмотрено, что стоимость проведения поисково-спасательной операции приравнивается к средней стоимости проведения аналогичной поисково-спасательной операции, рассчитанной за последние 3 года и скорректированной на инфляцию.
Вместе с тем важно понимать, что при расчете планируемой (нормативной) стоимости проведения поисково-спасательной операции не следует преследовать в качестве приоритетной цели оптимизацию расходования авиационными предприятиями и поисково-спасательными средствами ГСМ и иных расходных материалов за счет введения нормативов их потребления.
3.14. Планирование количества поисково-спасательных операций на будущие периоды не может быть произведено с высокой точностью, поскольку факторы, вызывающие необходимость проведения таких операций, не находятся полностью под контролем лиц, осуществляющих функции по поисково-спасательному обеспечению полетов воздушных судов.
Таким образом, планирование количества поисково-спасательных операций может производиться исходя из данных предшествующих периодов, однако должно быть предусмотрено резервирование средств на оплату поисково-спасательных работ в случае превышения в каком-либо периоде числа проводимых поисково-спасательных операций над показателями, определенными по данным предшествующих периодов.
______________________________
*(1) Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию. ИМО/ ИКАО. Лондон/ Монреаль, 1999.
*(2) См. пункт 1.6.1 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию.
*(3) См. пункты 4.1.2, 4.7.1 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию.
*(4) Величина ширины обзора при различных сочетаниях используемого типа сенсора, объекта поиска и условий внешней среды может быть рассчитана по таблицам ширины обзора, приведенным в добавлении N к Руководству по международному авиационному и морскому поиску и спасанию.
*(5) Согласно добавлению D к Руководству по международному авиационному и морскому поиску и спасанию метеорологическая информация включает:
- уровень видимости и факторы, ее ухудшающие, например, туман, дым или дымка;
- состояние водной или снежной поверхности (если применимо);
- направление и скорость ветра;
- облачность, нижняя граница облаков;
- температура воздуха, воды (если применимо);
- барометрическое давление;
- идет или прошел дождь или снег, а также время начала выпадения осадков и их прекращения;
- имеют ли место неблагоприятные явления (гроза, град, гололед);
- имевшие в последнее время изменения метеоусловий.
*(6) Методическое пособие по организации поисково-спасательного обеспечения полетов в государственной авиации (одобрено Методическим советом Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации 25.06.2003) при определении особенностей организации поисково-спасательных работ в различных климатогеографических условиях выделяет 6 типов:
- малоориентирная местность (в условиях с редкой аэродромной сетью или на большом удалении района поиска от аэродрома вылета);
- тайга;
- полярные районы;
- пустыня;
- горная местность;
- водная поверхность.
*(7) Самолеты имеют более высокую скорость, чем вертолеты и поэтому их можно использовать для обследования более обширных и более удаленных районов. Кроме того, воздушные суда с высокой скоростью более эффективны на больших высотах (например, при проведении поиска в горной местности). Для ретрансляции в условиях плохого приема радиосигналов и радиопоиска по сигналам бедствия также требуются скоростные суда с достаточной высотой облета (пункты G.2.3, G.2.5 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию).
*(8) Продолжительность пребывания вертолета на месте проведения операции и его скорость, как правило, ограничены, что уменьшает размер района, который они могут тщательно обследовать. В то же время малая скорость и возможность зависания делают вертолеты пригодными как для поисковых операций (особенно когда объекты поиска имеют небольшие размеры), так и для спасательных операций. Вертолеты являются основным средством эвакуации оставшихся в живых с места бедствия (пункты G.2.3, G.2.10 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию).
*(9) При попадании воздушного судна в воду.
*(10) В основном сухопутный поиск проводится в тех случаях, когда какой-либо ограниченный район невозможно тщательно обследовать с воздуха, а также в ходе операций, при которых поиск проводится воздушными судами, а спасание - сухопутными подразделениями (пункт G.5.3 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию).
*(11) Например, в условиях малоориентирной местности для повышения надежности полетов поисковых вертолетов полеты на поиск рекомендуется планировать парами, а для контроля за местонахождением самолетов и вертолетов использовать самолеты-ретрансляторы; при проведении поисково-спасательной операции в пустыне для повышения надежности обнаружения места бедствия планировать повторный осмотр участков местности при наличии барханов, а для надежного управления всеми поисковыми силами и средствами обязательно поднимать самолет-ретранслятор; повторный осмотр местности и участие самолета-ретранслятора также требуется в горной местности (Глава III Методического пособия по организации поисково-спасательного обеспечения полетов в государственной авиации).
*(12) См. пункт G.2.12 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию.
*(13) См. пункт G.6.1 Руководства по международному авиационному и морскому поиску и спасанию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.