Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Современный туризм является одной из наиболее доходных отраслей мировой экономики. По данным Всемирной туристской организации (ВТО) и Международного валютного фонда туризм занимает первое место в мировом экспорте товаров и услуг, составляя 7,9% в его общем объеме. За последние 10 лет доходы от туризма в мире возрастают ежегодно на 8% при увеличении количества туристов на 4,5%.
При разработке Программы принимались во внимание прогнозы ВТО, согласно которым к 2020 году произойдет сокращение времени на отдых при увеличении затрат на путешествия, повысится популярность коротких отпусков и поездок на выходные плюс 1-2 дня. Данные прогнозы требуют корректировки существующих туристских продуктов и разработки принципиально новых, ориентированных на получение максимума впечатлений при минимуме времени предложений.
Кроме того, туристская сфера обладает высоким стимулирующим воздействием на развитие других отраслей экономики, малого и среднего бизнеса, способствует инновационному развитию, благодаря научным симпозиумам, конференциям, выставкам, ярмаркам и деловому международному туризму, а также является одним из направлений создания условий для улучшения качества жизни населения за счет развития инфраструктуры отдыха, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг в России.
В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 N 941-р, туризм рассматривается как "источник финансовых доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества".
В федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 N 644 (далее - ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)"), отмечается, что "туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации".
Необходимость государственной поддержки в формировании и продвижении новых туристских продуктов и содействии повышению качества туристских услуг, формировании положительного туристского имиджа региона определяется также задачами ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)". В частности, в ней указано, что сфера туризма и рекреации является одним из важнейших конкурентных преимуществ Владимирской области.
Стратегией социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора области от 02.06.2009 N 10 (далее - Стратегия социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года), туризм отнесен к числу приоритетных направлений экономического развития региона.
Реализация государственной политики в сфере развития туристской отрасли во Владимирской области с 1997 года осуществляется при помощи программно-целевого метода. В целях увеличения объема туристских услуг и турпотока посредством формирования и комплексного развития конкурентоспособного турпродукта "Малое Золотое кольцо" отраслевыми департаментами администрации области разрабатывались программы развития туризма, в реализации которых участвовали органы местного самоуправления и организации туристской индустрии региона.
В период 2010 - 2012 годов во Владимирской области действовала государственная целевая программа "Поддержка развития внутреннего и въездного туризма во Владимирской области на 2010 - 2012 годы "Малое Золотое кольцо". Этот период характеризуется положительной динамикой развития туристской отрасли в условиях инерционного сценария развития, что обусловлено, в первую очередь, снижением покупательной способности населения, а также относительно высокими ценами на гостиничные и транспортные услуги. При этом объем услуг за 2 года исполнения программы увеличился на 10%. Это, в первую очередь, является результатом увеличения такого сегмента туристского рынка, как событийный туризм, а также расширения ассортимента предоставляемых туристам услуг.
В рамках реализации ведомственной целевой программы "Поддержка развития внутреннего и въездного туризма во Владимирской области "Малое Золотое кольцо" в период 2013 - 2014 годов внутренний туристский поток показал рост с 1493 тыс. человек до 1700 тыс. человек соответственно, количество иностранных туристов, въехавших на территорию области, сохранялось в относительно равных показателях (30 и 28 тыс. человек соответственно). Доля туризма в валовом региональном продукте все эти годы составляет 7% (с учетом мультипликативного эффекта).
Владимирская область располагает всеми необходимыми условиями для развития туризма и является одним из ведущих регионов в Центральном федеральном округе по перспективам развития туристского потенциала.
По данным Ростуризма по итогам 2014 года Владимирская область занимала лидирующие позиции по объему платных туристских услуг, численности размещенных лиц в КСР области - третье место в ЦФО. Владимирскую область по этим показателям опережают Москва и Московская область, достигают Липецкая и Тверская области, которые успешно продвигают свои региональные туристские продукты. Не последние позиции за регионом по числу единиц КСР и числу мест в КСР - четвертое, а по числу ночевок в КСР - девятое место.
Важные конкурентные преимущества Владимирской области, способствующие дальнейшему повышению туристской привлекательности региона:
- выгодное географическое положение в центре европейской части России: Владимирская область находится в системе международного транзитного транспортного коридора Европа - Азия и близость московской агломерации, что создает возможность развития региона как крупного международного туристского центра;
- богатое культурно-историческое наследие: уникальные памятники древнерусской архитектуры, 10 из которых включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, более 3,5 тысяч памятников истории и культуры, из них: 2569 памятников архитектуры и градостроительства, 759 памятников археологии; 230 памятников истории; 25 памятников искусства;
- города Владимир и Суздаль входят во всемирно известный маршрут "Золотое кольцо России". Суздаль является точкой отчета, "нулевым километром" этого туристического бренда, что делает его одним из самых популярных туристических городов России;
- зарегистрированный товарный знак "Малое Золотое кольцо" дает возможность сделать узнаваемыми города Владимирской области (Александров, Юрьев-Польский, Суздаль, Вязники, Гороховец, Муром, Гусь-Хрустальный, Владимир), включать в туристский оборот новые объекты показа, объединяя турпродукты региона в единый бренд;
- наличие развитой системы музейного показа, из них 2 музейных комплекса федерального значения: Владимиро-Суздальский музей-заповедник, музей-заповедник "Александровская Слобода", музейная сеть региона включает в себя 2 областных и 18 муниципальных музеев, активно развивается направление частных музейных экспозиций. На территории Владимирской области сохранилась 161 усадьба, среди которых знаменитая усадьба Храповицкого, усадьбы государственных и военных деятелей России: Воронцовых-Дашковых, Уваровых, Галицких и других;
- в духовном наследии области 30 монастырей, более 600 церквей, 300 из них - действующие. Это позволило сформировать и активно развивать проект религиозного туризма и паломничества "Духовные скрепы Владимирской Руси";
- сложившийся промышленный потенциал, равномерно распределенный по области для развития индустриального и делового туризма;
- наличие уникальных природных ресурсов.
Одним из важных конкурентных преимуществ региона является наличие вузов, специализирующих на подготовке квалифицированных кадров с учетом специфики и потребностей туристской отрасли.
Обучение и выпуск специалистов для отрасли туризма осуществляют 4 образовательных учреждения высшего образования - ФГОУ ВО "Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых", УВО "Владимирский институт туризма и гостеприимства", Российский новый университет (г. Александров), Филиал НОУ ВПО "Московский психолого-социальный университет" (г. Муром) и 3 образовательных учреждения среднего профессионального образования - НОУ СПО "Владимирский техникум туризма", Колледж инновационных технологий и предпринимательства ВлГУ, Суздальский индустриально-гуманитарный колледж.
Актуальной задачей для данных учебных заведений является подготовка и повышение квалификации профессионалов в сфере туристской индустрии, формирование предпринимательского корпуса в туризме с учетом новых экономических условий, российских традиций и мирового опыта. Количество выпускников названных учебных заведений по профилю в 2015 году составило 290 человека.
Основные проблемы развития сферы туризма Владимирской области
Основной целью развития сферы туризма Владимирской области является повышение конкурентоспособности туристского рынка региона, удовлетворяющего потребностям российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Усложнение задач, встающих перед туристской индустрией области, и повышение конкуренции со стороны соседних регионов, общие тенденции изменения потребительского спроса на туристические услуги вызывают необходимость применения различных мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Владимирской области.
При эффективном внедрении современных механизмов поддержки отрасли можно говорить о выходе региона на новый этап в развитии туристской индустрии региона.
Отсутствие государственной поддержки в сфере туризма может привести к негативным последствиям:
- рост конкуренции со стороны соседних областей и снижение конкурентоспособности регионального туристского продукта на международном и внутреннем туристских рынках;
- переориентация внутренних и въездных туристских потоков в направлении регионов с более развитой туристской инфраструктурой;
- сокращение объема услуг, налоговых и иных поступлений в областной и местные бюджеты;
- снижение уровня занятости населения в сфере туризма и смежных с ним отраслях, а также к уменьшению доходов населения.
SWOT-анализом, проведенным в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития Владимирской области, среди проблем развития туризма Владимирской области отмечены:
- неразвитая логистика и инфраструктура туризма как сдерживающий фактор притока инвестиций и туристов;
- отсутствие туристических проектов, рассчитанных на длительное пребывание туристов;
- отсутствие полного спектра туристских услуг: слабая диверсификация, упор на познавательный туризм;
- высокая потребность в квалифицированных трудовых ресурсах, способных гарантировать комфортные условия и высокое качество туристских услуг;
- отсутствие единого бренда Владимирской области, который позволит сделать узнаваемым как туристский продукт региона, так и товары, производимые различными отраслями промышленности области;
- конкуренция со стороны соседних областей, обладающих схожим туристским потенциалом;
- отсутствие финансовоемких туристических инвестиционных проектов, под которые можно привлечь средства из федерального бюджета;
- отсутствие регионального туристского продукта как совокупности турпродуктов районов и городов, существующего под торговой маркой "Малое Золотое кольцо";
- отсутствие единого областного реестра объектов туристской индустрии.
Наиболее значимые проблемы в развитии туризма:
- недостаток объектов досуга и придорожной инфраструктуры в стороне от основных транспортных магистралей, проходящих по региону;
- недостаток системных информационно-рекламных мероприятий, направленных на планомерное разноуровневое продвижение регионального туристического продукта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.