Решение Ростовского областного суда
от 18 сентября 2012 г. N 3-44/12
Ростовский областной суд
в составе председательствующего судьи Рудневой О.А.,
при секретаре Сыроватской И.А.,
с участием: прокурора Корниенко Г.Ф.,
заявителей Черкасова А.В., Добротворского С.С.,
представителя Правительства Ростовской области Ковальчук Н.Н.,
представителей Министерства труда и социального развития Ростовской области Ларичкиной Н.Н., Тимошенко Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ростовского областного суда гражданское дело по заявлению Черкасова Андрея Владимировича, Добротворского Сергея Сергеевича о признании недействующим постановления Правительства Ростовской области "О повышении заработной платы отдельным категориям работников государственных учреждений Ростовской области" от 19 июля 2012 года N 644,
установил:
Пункт 1 постановления Правительства Ростовской области "О повышении заработной платы отдельным категориям работников государственных учреждений Ростовской области" от 19 июля 2012 года N 644 предусматривает увеличение с 1 сентября 2012 года в 1,3 раза размеров должностных окладов руководителей, специалистов и служащих государственных учреждений социального обслуживания населения Ростовской области и государственных учреждений культуры Ростовской области (за исключением общеотраслевых должностей руководителей структурных подразделений, специалистов и служащих); педагогических работников государственных образовательных учреждений Ростовской области (за исключением работников учреждений дополнительного профессионального образования и учителей), государственных учреждений здравоохранения Ростовской области и государственных учреждений спортивной направленности Ростовской области; социальных работников государственных учреждений здравоохранения Ростовской области.
Пунктом 2 того же постановления рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований области принять аналогичные нормативные правовые акты в соответствии с настоящим постановлением.
Черкасов А.В. и Добротворский С.С. обратились в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия постановления Правительства Ростовской области от 19 июля 2012 года N 644. По мнению заявителей, нормы, содержащиеся в постановлении, противоречат п. 2 ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года, п. b ст. 1 Конвенции N 111 МОТ "О дискриминации в области труда и занятий" от 25 июня 1958 года, п. d Декларации МОТ об основополагающих принципах в правах в сфере труда от 18 июня 1998 года, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 3, ст. 132, ч. 6 ст. 144 Трудового кодекса РФ, гарантирующим каждому право на труд без какой бы то ни было дискриминации и запрещающие дискриминацию при установлении и изменении условий оплаты труда.
Нарушение своих прав заявители усматривают в том, что в числе категорий работников, на которых распространяется повышение должностных окладов, не упомянуты специалисты по социальной работе учреждений здравоохранения, тогда как социальным работникам учреждений здравоохранения, должности которых включены в квалификационную группу специалистов третьего уровня, должностные оклады будут повышены и превысят должностные оклады заявителей, должности которых входят в квалификационную группу специалистов более высокого второго уровня. Указывают также на то, что согласно п. 6 постановления Правительства Ростовской области от 22 марта 2012 года N 219 "О системе оплаты труда работников государственных учреждений Ростовской области" оклады специалистов по социальной работе учреждений здравоохранения устанавливаются в соответствии с окладами соответствующих должностей учреждений социального обслуживания.
В судебном заседании Черкасов А.В. и Добротворский С.С. поддержали заявленные требования.
Представитель Правительства Ростовской области Ковальчук Н.Н. и представители Министерства труда и социального развития Ростовской области Ларичкина Н.Н., Тимошенко Ю.П. возражали против удовлетворения заявления, поясняя, что оспариваемое постановление принято Правительством Ростовской области в целях поэтапной реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", которым субъектам Российской Федерации поручено обеспечить доведение средней заработной платы отдельных категорий работников учреждений бюджетной сферы, в том числе социальных работников, до определенного уровня. Постановление принято в пределах полномочий Правительства Ростовской области с соблюдением установленного порядка. По мнению представителей заинтересованных лиц, права заявителей оспариваемым постановлением не нарушаются.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Корниенко Г.Ф. о необоснованности заявленных требований, исследовав представленные доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Черкасова А.В., Добротворского С.С.
Судом установлено, что Черкасов А.В. и Добротворский А.В. с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА соответственно работают в должностях специалистов по социальной работе в ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА, относящегося к учреждениям здравоохранения, что подтверждается справками названного учреждения и копиями трудовых книжек заявителей.
Система оплаты труда работников государственных учреждений Ростовской области устанавливается в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 22 марта 2012 года N 219. Согласно п. 6 этого постановления должностные оклады работникам, относящимся по своим функциональным обязанностям к работникам здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения, устанавливаются согласно положениям об оплате труда работников учреждений этих видов экономической деятельности, с учетом их увеличения (индексации) в соответствии с постановлениями Правительства Ростовской области, а компенсационные и стимулирующие выплаты производятся в соответствии с положениями об оплате труда работников учреждений, в которых они работают (в редакции постановления Правительства Ростовской области от 15 августа 2012 года N 753). С учетом этого должностные оклады специалистов по социальной работе, работающих в учреждениях здравоохранения, устанавливаются в соответствии с п. 1.1.2 Положения об оплате труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения Ростовской области (приложение N 8 к постановлению N 219).
На основании п. 1 постановления Правительства Ростовской области от 19 июля 2012 года N 644 в областных учреждениях здравоохранения предусматривается увеличение с 1 сентября 2012 года в 1,3 раза размеров должностных окладов педагогических и социальных работников. Иные специалисты государственных учреждений здравоохранения, в отличие от специалистов учреждений социального обслуживания населения, в числе категорий работников, которым повышаются должностные оклады, в названном постановлении не упомянуты.
Заявление, рассматриваемое в порядке, установленном главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ, может быть удовлетворено при условии, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и при этом нарушает права и законные интересы заявителей.
Указанные основания для удовлетворения заявления в данном случае не установлены.
Проект оспариваемого постановления Правительства Ростовской области был подготовлен Министерством труда и социального развития Ростовской области на основании поручения, сформулированного в решении Правительства Ростовской области от 11 июля 2012 года N 61.
Порядок подготовки, согласования проекта, а также порядок принятия постановления, установленные Регламентом Правительства Ростовской области, утвержденным Указом Губернатора Ростовской области от 20 марта 2012 года N 16, соблюдены.
Постановление Правительства Ростовской области от 19 июля 2012 года N 644, имеющее нормативный характер, издано в надлежащей форме и подписано уполномоченным лицом - Губернатором области (ч. 3 ст. 27, п. 1 ч. 1 ст. 54, ст. 61 Устава Ростовской области от 29 мая 1996 года N 19-ЗС, ст. 14 Областного закона Ростовской области "О Правительстве Ростовской области" от 1 августа 2011 года N 635-ЗС). Оно официально опубликовано в газете "Наше время" N 432-440 за 2 августа 2012 года, вступило в законную силу согласно ч. 3 ст. 64 Устава Ростовской области.
В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 60 Областного закона Ростовской области "О Правительстве Ростовской области" Правительство области разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Ростовской области, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения и экологии.
В силу ч. 1 ст. 4 Областного закона Ростовской области "О системе оплаты труда работников областных государственных учреждений" от 3 октября 2008 года N 91-ЗС увеличение должностных окладов руководителей, специалистов и служащих названных учреждений производится Правительством Ростовской области.
Таким образом, постановление от 19 июля 2012 года N 644 "О повышении заработной платы отдельным категориям работников государственных учреждений Ростовской области" принято Правительством Ростовской области в пределах нормотворческой компетенции.
Вопреки утверждению Черкасова А.В. и Добротворского С.С., указанное постановление не вступает в противоречие с перечисленными в их заявлении нормами российского трудового права и международными правовыми актами, не носит дискриминационного характера, поскольку не ставит возможность повышения заработной платы отдельным категориям работников государственных учреждений в зависимость от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения и тому подобных обстоятельств.
Закрепленные в оспариваемом постановлении нормы не нарушают прав заявителей, так как не предусматривают возможности повышения заработной платы других категорий работников за счет уменьшения существующего уровня оплаты труда по должностям, занимаемым заявителями, не создают препятствий к осуществлению Черкасовым А.В. и Добротворским С.С. их прав и свобод, не возлагают на них дополнительные обязанности.
Требование заявителей о признании постановления N 644 недействующим не направлено на восстановление прав, которые заявители считают нарушенными. Удовлетворение заявления Черкасова А.В. и Добротворского С.С. не повлечет повышение их должностных окладов, а лишь устранит основания для повышения окладов работникам, перечисленным в постановлении, чем нарушит права последних.
При рассмотрении дела в порядке нормоконтроля суд не вправе входить в обсуждение вопроса о возможности и целесообразности расширения сферы применения нормативного правового акта, распространения его положений на субъектов, непосредственно в нем не упомянутых.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявления Черкасова А.В. и Добротворского С.С. должно быть отказано.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении заявления Черкасова Андрея Владимировича, Добротворского Сергея Сергеевича о признании недействующим постановления Правительства Ростовской области "О повышении заработной платы отдельным категориям работников государственных учреждений Ростовской области" от 19 июля 2012 года N 644 отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ростовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Руднева
Решение в окончательной форме принято 24 сентября 2012 года.
Судья |
О.А. Руднева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Ростовского областного суда от 18 сентября 2012 г. N 3-44/12
Текст решения размещен на официальном сайте Ростовского областного суда в Internet (http://www.oblsud.ros.sudrf.ru)