Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Поддержание оптимальной физической активности является существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения и помогающим в решении задачи создания условий для роста благосостояния населения Ростовской области, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с пунктом 3 указанного распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать меры по содействию развитию физической культуры и спорта с учетом положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7 "О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", Областным законом от 29.07.2009 N 263-ЗС "О физической культуре и спорте в Ростовской области", распоряжением Администрации Ростовской области от 27.07.2010 N 42 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011 - 2013 годы".
Физическая культура и спорт являются составными элементами культуры личности и здорового образа жизни, значительно влияют не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту, трудовом коллективе, на формирование личности и межличностных отношений.
Благодаря совместным усилиям органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, общественных институтов за последние годы в системе развития физической культуры и спорта произошли положительные изменения.
В результате реализации Областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2008 - 2010 годы" (далее - ОЦП на 2008 - 2010 годы) на территории Ростовской области была усовершенствована организационная структура управления физкультурно-спортивным движением и значительно улучшена материальная база для занятий физической культурой и спортом.
Принятые меры позволили увеличить число лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 686 174 человека в 2007 году до 970 288 человек в 2010 году и удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, соответственно с 16 до 22,7 процента.
Обеспеченность спортивными сооружениями выросла с 8 531 единицы в 2007 году до 9 107 единиц в 2010 году.
Обеспеченность спортивными залами выросла соответственно с 0,9 тыс. кв. м до 1,13 тыс. кв. м.
Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями выросла с 14,8 тыс. кв. м до 16,7 тыс. кв. м на 10 тыс. населения.
Обеспеченность плавательными бассейнами выросла с 49,5 кв. м до 56,47 кв. м зеркала воды на 10 тыс. населения.
Доля учащихся, занимающихся физической культурой и спортом, выросла с 85,6 процента в 2008 году до 90,9 процента в 2010 году.
В результате реализации ОЦП на 2008 - 2010 годы запланировано построить и реконструировать 18 объектов спорта:
стадионы "Труд" и "Олимп 21 Век" в г. Ростове-на-Дону;
спортивные центры с универсальным игровым залом в г. Сальске и Кашарском районе;
многофункциональный игровой зал с открытым бассейном в Азовском районе;
многофункциональные игровые залы с закрытым бассейном в г. Шахты, Багаевском и Песчанокопском районах;
многофункциональные игровые залы в Верхнедонском, Тарасовском, Тацинском и Чертковском районах.
Разработаны проектно-сметные документации на строительство и реконструкцию 24 спортивных объектов на общую сумму строительно-монтажных работ 2 514 308,5 тыс. рублей.
В муниципальных образованиях Ростовской области были реализованы межведомственные мероприятия (программы) по развитию физической культуры и спорта, в частности, в городах: Волгодонске, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Таганроге, Каменске-Шахтинском; районах: Аксайском, Веселовском, Неклиновском, Зерноградском, Обливском, Каменском, Тацинском и в других муниципальных образованиях, направленные на привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Одним из главных направлений развития физической культуры и спорта является физическое воспитание детей, подростков и молодежи, что способствует решению многих важных проблем таких, как улучшение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни и ее качества, профилактика правонарушений.
На 1 января 2010 г. количество детей, подростков и молодежи, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, составило 450 тыс. человек, или более 70 процентов от общего числа этой категории населения. Из них:
в дошкольных образовательных учреждениях - 118 тыс. человек;
в общеобразовательных учреждениях - 237 тыс. человек;
в учреждениях начального и среднего профессионального образования - 46 тыс. человек;
в вузах - 49 тыс. человек;
в учреждениях дополнительного образования детей (включая детско-юношеские спортивные школы) - 115 тыс. человек.
Проблема занятости детей, подростков и организация их досуга решалась путем привлечения их к систематическим занятиям в секциях физкультурно-спортивных клубов по их месту жительства, в том числе в детских подростковых клубах, число которых выросло со 190 в 2007 году до 198 в 2010 году.
С целью привлечения к систематическим занятиям спортом детей, оставшихся без попечения родителей, в Ростовской области ежегодно проводится Спартакиада среди воспитанников школ-интернатов и детских домов по 7 видам программы.
Большое внимание уделялось работе с молодежью, формированию условий для становления личности молодого человека, нравственному и патриотическому воспитанию, интеллектуальному и физическому развитию, в частности:
привлечению к спортивным занятиям и соревнованиям, проводимым в Ростовской области, студентов вузов и учащихся средне-специальных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования;
стимулированию талантливых спортсменов-студентов;
развитию волонтерского движения среди студенческой молодежи.
Активная работа проводилась по развитию физической культуры и спорта несовершеннолетних и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и других групп лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите.
В результате около 14,3 тыс. человек с ограниченными физическими возможностями охвачены этой работой (численность инвалидов всех категорий, проживающих на территории области, составляет около 7 процентов от общей численности населения области).
В поддержку инвалидного спорта в области созданы и осуществляют свою деятельность на территории Ростовской области 23 организации.
Вместе с тем многие проблемы в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов еще остаются нерешенными. Это неприспособленность материально-технической спортивной базы к особенностям спорта среди инвалидов, недостаточное количество спортивных мероприятий, отсутствие специалистов по адаптивной физической культуре.
В условиях интенсификации производства повышаются требования к уровню физического здоровья и профессионально-прикладной подготовке работников. Большое значение приобретают вопросы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых коллективах.
В Ростовской области в организациях было создано и работает 1 180 коллективов физической культуры (в 2007 году - 1 023).
В соответствии с Соглашением между Администрацией Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области на 2008 - 2010 годы при поддержке Федерации профсоюзов Ростовской области, Союза работодателей Ростовской области, администраций и профсоюзных комитетов организаций, органов управления по физической культуре и спорту муниципальных образований проводились мероприятия:
по созданию коллективов физической культуры в организациях всех форм собственности;
по оборудованию в организациях всех форм собственности комнат здоровья и психологической разгрузки.
Проводились физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, в том числе посвященные знаменательным датам и профессиональным праздникам.
В Ростовской области развиваются и зимние виды спорта: фигурное катание, хоккей; получили развитие народные виды спорта - увеличивается численность занимающихся русской лаптой и гиревым спортом.
В областных и муниципальных спортивных школах развиваются: футбол, армспорт, легкая атлетика, гиревой спорт, настольный теннис, русская лапта, борьба дзюдо, борьба греко-римская, конный спорт, стрельба пулевая, велоспорт, шахматы, гребля на байдарках и каноэ, гребля академическая, хоккей на траве, парусный спорт, тяжелая атлетика, бокс, волейбол и другие.
Достигнута положительная динамика показателей спортивных званий.
Увеличилось количество спортсменов массовых разрядов.
За период действия ОЦП на 2008 - 2010 годы в Ростовской области подготовлено:
кандидатов в мастера спорта - 1 766;
мастеров спорта - 330;
мастеров спорта международного класса - 37;
заслуженных мастеров спорта - 16;
заслуженных тренеров России - 17.
В отрасли физической культуры и спорта работает 8 421 штатный сотрудник.
В дошкольных образовательных учреждениях работает 541 штатный работник физической культуры, в общеобразовательных учреждениях - 1 871 штатный работник физической культуры, что составляет 28,6 процента от общей численности работников отрасли физической культуры и спорта в области.
В сельских территориях Ростовской области численность занимающихся физической культурой и спортом в секциях, клубах и группах спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности составила 299 564 человека, или 21,2 процента от общей численности сельского населения области.
За период действия ОЦП на 2008 - 2010 годы на данных территориях дополнительно введено в строй 140 спортивных сооружений, в основном плоскостных.
В 2010 году единовременная пропускная способность спортивных сооружений сельских территорий составила 108 844 человека.
Вместе с тем их обеспеченность основными спортивными сооружениями составляет:
плавательные бассейны - 1,9 процента;
спортивные залы - 66,0 процента;
плоскостные спортивные сооружения - 60,5 процента (в соответствии с методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.10.99 N 1683-р).
В сельских территориях работают 2 342 штатных работника физической культуры, что составляет 27,8 процента от общей численности работников отрасли физической культуры и спорта в области.
Важная роль в реализации кадровой политики отводилась обеспечению потребности данных территорий в специалистах с высшим и средним физкультурным образованием их обеспеченность квалифицированными кадрами составляет 77 процентов от общей численности штатных сельских физкультурных работников.
Объем платных услуг физической культуры и спорта на душу населения вырос с 58,6 рубля в 2007 году до 86,2 рубля в 2009 году. Вместе с тем объем платных услуг физической культуры и спорта остается на крайне низком уровне. Для сравнения: объем платных медицинских услуг на душу населения составил в 2009 году 848,4 рубля и вырос по сравнению с 2007 годом в 1,4 раза.
Таким образом, реализация мероприятий ОЦП на 2008 - 2010 годы создала условия для значительного расширения доступности спортивных сооружений и более активного вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом.
Реализация мероприятий ОЦП на 2008 - 2010 годы привела к созданию основы для дальнейшего развития физкультурно-спортивного движения.
Но наряду с положительными тенденциями развития физкультуры и спорта в Ростовской области, существуют проблемы, требующие решения в ближайшее время.
Существенным фактором, обусловливающим недостатки в развитии физической культуры и спорта, является отсутствие личных мотиваций, заинтересованности и потребности в физкультурных занятиях у значительной части населения. Необходимо разработать и внедрить программы занятий физической культурой и спортом, учитывающие особенности социально-демографических групп населения.
Сдерживающими факторами развития физкультуры и спорта являются:
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития отрасли;
недостаточное развитие системы клубов физкультурно-спортивной направленности в вузах, ссузах и УНПО и, как следствие, неэффективное использование внеурочного и каникулярного времени для занятий физической культурой и спортом;
недостаточное вовлечение в процесс занятий физкультурой и спортом детей из малообеспеченных семей;
недостаток современных форм организации учебных занятий по физической культуре в вузах, ссузах и УНПО;
недостаточное привлечение студенчества к регулярным занятиям физической культуры и спортом;
недостаточная пропаганда физической культуры и спорта среди населения области, недостаток информации об организации физкультурно-спортивной работы с инвалидами;
несовершенство системы роста спортивного мастерства в структуре учреждений физкультурно-спортивной направленности;
недостаточное качество селекционной работы;
отсутствие механизмов по обеспечению учреждений спортивной направленности инновационными спортивными технологиями, научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением;
не в полной мере реализована система мотивации, основанная на материальном стимулировании спортсменов высокого класса и тренерского состава.
Сдерживающим фактором развития физической культуры и спорта является также отсутствие единого подхода к организации управления этой сферой деятельности в муниципальных образованиях Ростовской области.
В рамках ОЦП на 2008 - 2010 годы финансирование осуществлялось, главным образом, за счет бюджетных средств, в том числе 71,7 процента - из областного бюджета; 18,7 процента - из местных бюджетов; 8,8 процента - из федерального бюджета и 0,8 процента - из внебюджетных источников финансирования. В ряде муниципальных образований области финансирование физической культуры и спорта осуществляется по остаточному принципу.
Государственная политика в сфере физической культуры и спорта должна рассматриваться как составной элемент социальной политики, реализуемой всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества.
Необходимо принять более масштабные, адекватные решаемым проблемам меры, которые позволят обеспечить значительное улучшение здоровья граждан, уменьшить количество асоциальных проявлений, прежде всего, среди подростков и молодежи. В связи с этим следует разработать и реализовать системные меры по более эффективному использованию потенциальных возможностей физической культуры и спорта.
Среди них такие меры, как:
содействие развитию корпоративного и любительского спорта;
развитие студенческого и любительского спорта;
поддержка и популяризация индивидуальных занятий спортом для учащихся общеобразовательных школ;
приспособление всех вводимых и имеющихся спортивных сооружений к потребностям лиц с ограниченными физическими возможностями. Адресная работа с отдельными категориями инвалидов;
возрождение системы секций общефизической подготовки, ориентированных на лиц старшего возраста;
создание условий для занятий физической культурой и спортом малообеспеченным категориям граждан, в том числе за счет предоставления услуг на бесплатной и льготной основе;
модернизация научно-методического и медико-биологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности с учетом современных достижений;
активизация взаимодействия с общественными организациями.
Реализация Программы позволит решить вышеуказанные проблемы и добиться значительного роста основных показателей развития физической культуры и спорта в Ростовской области при максимально эффективном управлении государственными финансами.
Без комплексного решения проблем программно-целевым методом как путем изменения базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярных занятий физической культурой, негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией, усугубится.
Кроме того, использование программно-целевых методов бюджетного планирования является оптимальным решением в условиях реформирования бюджетного процесса и смещения акцентов с управления расходами на управление результатами.
Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода:
комплексный подход к решению проблемы;
распределение полномочий и ответственности между ответственными исполнителями и участниками Программы;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
Программой определяются целевые показатели, позволяющие ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий и обеспечить их корректировку с учетом максимальной эффективности мероприятий Программы.
В Программе акцент сделан на развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан и, как следствие, подготовке спортивного резерва.
Финансовые ресурсы будут направляться, в первую очередь, на развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры и организацию пропаганды физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни.
Развитие спорта высших достижений будет осуществляться путем финансирования модернизации специализированной инфраструктуры.
Планируется проведение постоянного наблюдения за степенью удовлетворенности населения действиями в области физической культуры и за изменением количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и целевых показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск реализации Программы представляет собой невыполнение в полном объеме принятых органами местного самоуправления и организациями финансовых обязательств, что приведет к неравномерному развитию инфраструктуры массового спорта.
Административный риск связан с неэффективным управлением Программой, которое может привести к невыполнению основных целей и задач Программы, обусловленному:
срывом мероприятий и недостижением целевых показателей;
неэффективным использованием ресурсов.
Способами ограничения административного риска являются:
регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего выполнение принятых на себя обязательств;
обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных и кредитных ресурсов;
усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы;
своевременная корректировка мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.