Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года основными направлениями государственной политики в данной сфере являются: развитие системы массовой физической культуры и спорта, физического воспитания, а также повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене.
Приоритетным направлением государственной политики в сфере физической культуры и спорта является создание условий и мотиваций для ведения здорового образа жизни посредством реализации комплекса мероприятий по пропаганде здорового образа жизни и развитию массовой физической культуры, а также формирование эффективной системы физкультурно-спортивного воспитания населения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. В соответствии с пунктом 3 указанного распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать меры по содействию развитию физической культуры и спорта с учетом положений Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.
Физическая культура и спорт являются составными элементами культуры личности и здорового образа жизни, значительно влияют не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту, трудовом коллективе, на формирование личности и межличностных отношений.
Спорт на всех его уровнях - это механизм для самореализации человека, его самовыражения и развития. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Спортивное движение сегодня - одно из самых мощных и массовых движений.
Благодаря совместным усилиям органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, общественных институтов за последние годы в системе развития физической культуры и спорта произошли положительные изменения.
Практически по всем ключевым показателям наблюдается устойчивый рост, свидетельствующий о позитивных изменениях в системе управления физической культурой и спортом.
В результате реализации Областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2008 - 2010 годы" (далее - ОЦП на 2008 - 2010 годы) и Областной долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта на 2011 - 2014 годы" (далее - ОДЦП на 2011 - 2014 годы) в Ростовской области значительно улучшена организационная структура управления физкультурно-спортивным движением и материальная база для занятий физической культурой и спортом.
Реализация мероприятий в рамках программных документов способствовала:
повышению степени вовлечения граждан Ростовской области различного возраста, состояния здоровья и социального положения в регулярные занятия физической культурой и спортом и приобщение их к здоровому образу жизни;
улучшению организации подготовки спортсменов высокого класса, спортивного резерва.
Организация работы по развитию массовых видов спорта в Ростовской области осуществлялась по следующим направлениям:
1. Организация физического воспитания в дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждениях.
Министерством по физической культуре и спорту совместно с министерством общего и профессионального образования, комитетом по молодежной политике, территориальными органами управления физической культурой и спортом Ростовской области принимались меры по реализации Областного закона "Об образовании в Ростовской области", постановлений Администрации Ростовской области "Об утверждении комплекса мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории Ростовской области", Федеральной программы "Президентские состязания", всероссийских и региональных смотров-конкурсов: "На лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди детских домов и школ-интернатов", "На лучшую спортивно-оздоровительную работу по месту жительства" и т.д.
Территориальными органами управления физической культурой и спортом ежегодно проводятся массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, праздники для дошкольников "Дни здоровья", соревнования среди команд детских садов в рамках программы "Веселые старты", смотры-конкурсы на лучшую физкультурно-оздоровительную работу в дошкольных учреждениях.
На территории области в летний период проводилось множество спортивных мероприятий: соревнования среди дворовых футбольных команд "Детской дворовой лиги" по футболу, созданной с целью привлечения к занятиям футболом детей по месту жительства, областной турнир по футболу среди сельских команд "Колосок", областной турнир на приз "Кожаный мяч" и другие.
Проблема занятости детей, подростков и организация их досуга решалась путем привлечения к систематическим занятиям в секциях физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, в том числе в детских подростковых клубах.
С целью привлечения к систематическим занятиям спортом детей, оставшихся без попечения родителей, в области ежегодно проводится Спартакиада среди воспитанников школ-интернатов и детских домов по 7 видам программы.
2. Организация работы со студенческой и учащейся молодежью.
Большое внимание уделялось работе с молодежью, формированию условий для становления личности молодого человека, нравственному и патриотическому воспитанию, интеллектуальному и физическому развитию, в частности:
вовлечению в соревновательную среду Ростовской области студентов высших учебных заведений и учащихся среднеспециальных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования;
стимулированию талантливых спортсменов-студентов;
развитию волонтерского движения среди студенческой молодежи.
Проводилась работа по организации и проведению массовой спартакиады среди студентов вузов Ростовской области.
Было организовано участие студенческой молодежи в различных международных соревнованиях.
Министерством физической культуры и спорта Ростовской области ведется активная работа по развитию волонтерского движения среди студенчества, инициируется рассмотрение вопросов формирования студенческих отрядов и развития студенческого спорта на заседаниях секции физического воспитания и спорта Совета ректоров вузов Ростовской области.
3. Организация работы с молодежью допризывного и призывного возраста
В целях повышения эффективности подготовки юношей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, министерством по физической культуре и спорту Ростовской области совместно с Военным комиссариатом Ростовской области, в тесном контакте с коллективами оборонно-технических организаций, территориальными органами управления физической культурой и спортом, совместно с райвоенкоматами ежегодно проводится месячник оборонно-массовой работы и Спартакиада допризывной молодежи по военно-прикладным и техническим видам спорта.
4. Организация физкультурно-массовой и спортивной работы
Организация физкультурно-массовой и спортивной работы осуществлялась в соответствии с ежегодно утверждаемым областным календарным планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.
Ежегодно министерством по физической культуре и спорту Ростовской области совместно с другими министерствами, территориальными органами управления физической культуры и спорта, спортивными обществами, федерациями, клубами проводится более 20 тысяч физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий среди различных категорий населения области, в том числе комплексные традиционные многоэтапные массовые соревнования:
Областная сельская Спартакиада Дона (4 этапа) по 8 видам спорта с участием более 5000 человек на всех этапах;
Спартакиады народных видов спорта Ростовской области (4 этапа) по 6 видам спорта с участием более 3 000 человек на всех этапах;
Соревнования по 12 видам спорта Спартакиады трудовых коллективов Ростовской области "За единую и здоровую Россию в XXI веке" (4 этапа) с участием более 5 500 человек на всех этапах;
Спартакиада шахтерских городов Дона по 14 массовым видам спорта с участием более 3000 человек на всех этапах;
Школьные, районные и городские соревнования областного конкурса "Олимпийское образование молодежи Дона" с участием более 5000 человек.
Открытый Всероссийский день бега "Кросс наций";
Областные соревнования, турниры, кубки по 43 неолимпийским видам спорта с участием более 50 тысяч человек.
5. Организация физкультурно-спортивной работы среди инвалидов.
Проводилась работа по развитию физической культуры и спорта детей-инвалидов, а также несовершеннолетних и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и других групп лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите.
Совместно с ростовскими областными организациями общероссийских обществ Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества инвалидов, областными федерациями спорта слепых и спорта глухих, Ростовской региональной общественной организацией физкультурно-спортивным клубом инвалидов "Скиф" ведется активная работа по содействию развитию физической культуры и спорта среди детей-инвалидов, а также несовершеннолетних и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и других групп лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите.
Спортсмены-инвалиды областных общественных организаций Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих и областной специализированной детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва (далее - СДЮСШОР) инвалидов N 27 ежегодно принимают участие в более чем 120 крупных областных, всероссийских и международных соревнованиях.
Подготовку спортивного и олимпийского резерва осуществляет СДЮСШОР N 27 с количеством занимающихся 306 человек.
Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Центр спортивной подготовки N 2", занимается адаптивной физической культурой и спортом, спортивным совершенствованием и высшим спортивным мастерством, на отделении инвалидного спорта занимаются 26 человек.
Спортсмены-инвалиды, обучающиеся в подведомственных минспорта Ростовской области учреждениях, успешно выступают на всероссийских и международных соревнованиях.
В поддержку инвалидного спорта в области открыты и работают 380 учреждений, предприятий, объединений и организаций, осуществляющие работу с инвалидами.
6. Организация физкультурно-оздоровительной работы в учреждениях, организациях, на предприятиях и их объединениях
В Ростовской области в 4424 учреждениях, организациях, на предприятиях и их объединениях ведется физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа, проводимая в соответствии с Соглашениями между Администрацией Ростовской области, Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей Ростовской области при поддержке федерации профсоюзов Ростовской области, Союза работодателей Ростовской области, администраций и профсоюзных комитетов предприятий и организаций, органов управления по физической культуре и спорту муниципальных образований.
Проводились мероприятия:
по созданию коллективов физической культуры на предприятиях, в организациях, учреждениях всех форм собственности;
по оборудованию на предприятиях и учреждениях комнат здоровья и психологической разгрузки.
Меры по развитию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в трудовых коллективах включались в коллективные договора между работодателями и профсоюзными организациями на предприятиях и учреждениях независимо от организационно-правовых форм собственности.
Большое внимание уделялось совершенствованию системы подготовки спортсменов высокого класса, спортивного резерва.
Важнейшим звеном в становлении и развитии детско-юношеского спорта и формировании спортивного резерва являются детско-юношеские спортивные школы.
Структура управления физкультурно-спортивным движением в Ростовской области представлена сетью учреждений спортивной направленности, включающей 114 учреждений.
Из них: 66 - детско-юношеские спортивные школы, 44 - специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, одно училище олимпийского резерва, три центра спортивной подготовки.
По принадлежности учреждения распределяются следующим образом:
17 учреждений подведомственны министерству по физической культуре и спорту;
92 - органам управления образованием;
3 - органам управления физической культурой и спортом (города Ростов, Шахты, Белая Калитва);
2 - ведомственным учреждениям (ФСО "Юность России" и СКА).
83,6 процента спортивных школ находится в ведении органов образования.
Деятельность сети данных учреждений направлена на создание условий для развития спорта высших достижений, самореализации спортивно одаренных детей, подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд России.
С целью совершенствования системы подготовки спортсменов высокого класса, подготовки спортивного резерва:
проводился анализ развития спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва в Ростовской области по различным видам спорта; этапам спортивной подготовки, выполнению норм и требований для получения спортивных разрядов на официальных соревнованиях, проводимых в Ростовской области; по результатам выступлений на официальных общероссийских и международных соревнованиях и в составе сборных команд Российской Федерации; по количественным и качественным показателям тренерского состава, состоянию материально-технической базы и уровню оснащенности оборудованием, инвентарем и экипировкой;
обеспечивалось участие во всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях по разработке современных научно обоснованных методик, программ и технологий физического воспитания и спортивной тренировки;
разработаны и внедрены критерии качества при определении эффективности работы учреждений дополнительного образования (СДЮСШОР), подведомственных минспорта Ростовской области;
осуществлялась реализация мер по дополнительной поддержке и стимулированию спортсменов, тренеров;
введено в практику установление государственных заданий государственным образовательным учреждениям дополнительного образования детей спортивной направленности, центрам спортивной подготовки, Училищу олимпийского резерва;
оказывалась адресная финансовая поддержка спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации;
обеспечивалось участие в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях Ростовской области.
Одним из основных направлений подготовки спортсменов международного класса является проведение учебно-тренировочного процесса в сборных командах области. Данное направление реализуется путем исполнения ежегодного официального плана спортивных мероприятий и физкультурных мероприятий;
обеспечивалось улучшение материально-технической базы и оснащенности оборудованием, инвентарем и экипировкой.
Министерством спорта Российской Федерации определено 23 базовых олимпийских видов спорта, развиваемых в Ростовской области, и 5 паралимпийских и сурдлимпийских вида.
В областных и муниципальных спортивных школах развиваются: футбол, армспорт, легкая атлетика, гиревой спорт, настольный теннис, русская лапта, борьба дзюдо, борьба греко-римская, конный спорт, стрельба пулевая, велоспорт, шахматы, гребля на байдарках и каноэ, гребля академическая, хоккей на траве, парусный спорт, тяжелая атлетика, бокс, волейбол и другие.
За прошедший период достигнута положительная динамика показателей спортивных званий.
Увеличилось количество спортсменов массовых разрядов.
Развитие спорта осуществлялось в тесном взаимодействии с региональными спортивными федерациями.
За развитие различных видов спорта на территории Ростовской области отвечают 65 региональных федераций.
Основой при взаимодействии минспорта Ростовской области с региональными спортивными федерациями является проведение государственной аккредитации данных организаций, с последующим заключением договоров о сотрудничестве по развитию того или иного вида спорта на территории области. Основная масса физкультурников и спортсменов состоит в федерациях, что позволяет управлять процессом увеличения количества занимающихся физической культурой и спортом в Ростовской области.
Были реализованы мероприятия, направленные на развитие игровых видов спорта. Так, осуществлялась поддержка игровых команд Ростовской области, поддержка детско-юношеского футбола. Было организовано взаимодействие профильных спортивных школ и учебных заведений по созданию специализированных классов. Оказывалось содействие в открытии отделений по игровым видам спорта в муниципальных спортивных школах.
Большую роль в развитии физической культуры и спорта играет организационно-управленческое, кадровое, научно-методическое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности.
Были приняты меры по разработке и внедрению системы показателей оценки эффективности деятельности учреждений спортивной направленности; по формированию рейтинга муниципальных образований области по основным направлениям в области физической культуры и спорта; по организации и проведению смотров-конкурсов на лучшую постановку физкультурно-спортивной работы в муниципальных образованиях Ростовской области; по организации и проведению смотра-конкурса на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы среди детских домов, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и другие.
В муниципальных образованиях Ростовской области были реализованы межведомственные мероприятия (программы) по развитию физической культуры и спорта.
Таким образом, реализация мероприятий ОЦП на 2008 - 2010 годы и ОДЦП на 2011 - 2014 годы создала условия для значительного расширения доступности спортивных сооружений и более активного вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом и привела к созданию основы для дальнейшего развития физкультурно-спортивного движения.
Но, наряду с положительными тенденциями развития физкультуры и спорта в Ростовской области, остаются проблемы, требующие решения.
Ключевыми проблемами, сдерживающими развитие физкультуры и спорта в Ростовской области, являются:
1. Дефицит высококвалифицированных, профессиональных кадров.
За последние годы отмечен рост численности работников отрасли физической культуры и спорта. Это связано, в первую очередь, со сдачей в эксплуатацию новых спортивных сооружений, а также с введением в организациях, учреждениях, предприятиях Ростовской области дополнительных ставок спортинструкторов.
Вместе с тем отрасль испытывает недостаток тренеров-преподавателей. Не хватает штатных физкультурных работников с базовым образованием и профессиональных тренерских кадров. В отрасли высока доля совместителей и лиц предпенсионного и пенсионного возраста.
Кроме того, отсутствие социальной поддержки молодых специалистов по физической культуре и спорту, начинающих преподавательскую деятельность после окончания средних и высших учебных заведений, приводит к оттоку молодых кадров из отрасли.
2. Высокая внутриобластная дифференциация в обеспечении населения объектами физической культуры и спорта, тренерским и преподавательским составом.
3. Отток спортсменов Ростовской области в другие субъекты Российской Федерации, предлагающие более выгодные финансовые условия.
4. Низкая привлекательность отрасли для частных инвесторов на фоне дефицита бюджетного финансирования.
5. Отсутствие личных мотиваций, заинтересованности и потребности в физкультурных занятиях у значительной части населения.
6. Отсутствие эффективной системы отбора и подготовки спортивного резерва для сборных команд Ростовской области.
Современный спорт высших достижений предъявляет новые, более высокие, требования к качеству подготовки спортивного резерва для сборных команд Ростовской области и России. В связи с прекращением финансирования детско-юношеского спорта через систему профсоюзов, территориально-ведомственная организация подготовки резерва, обеспечивавшая как массовость, так и высокий уровень качества этой работы, уступила место территориальной организации.
В результате этого практически прекратилась централизованная подготовка одаренных молодых спортсменов в сборных командах центральных советов спортивных обществ, которая позволяла обеспечить отбор и качественную подготовку перспективных молодых спортсменов независимо от наличия необходимых условий в местах их проживания.
Кроме того, большинство спортивных школ находятся на муниципальном уровне, что не позволяет им в полном объеме обеспечить процесс спортивной подготовки, так как муниципалитеты не наделены соответствующими полномочиями (они отвечают только за развитие физической культуры и массового спорта) и не имеют достаточные объемы финансирования.
Нерешенные на федеральном уровне проблемы нормативно-правового, организационно-управленческого, материально-технического, научно-методического, медико-биологического и кадрового обеспечения сдерживают развитие детско-юношеского спорта, не позволяют готовить полноценный резерв для спортивных сборных команд страны.
7. Несовершенство действующих законодательных актов всех уровней, прежде всего федеральных, не позволяющих создать необходимые условия для развития учреждений спортивной направленности.
8. Недостаточное влияние общественных физкультурно-спортивных организаций для широкого привлечения к физической культуре и спорту всех слоев населения.
Сдерживающими факторами развития физкультуры и спорта являются также:
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития отрасли;
недостаточное развитие системы клубов физкультурно-спортивной направленности в вузах, ссузах и УНПО;
недостаточное вовлечение в процесс занятий физкультурой и спортом детей из малообеспеченных семей;
недостаток современных форм организации учебных занятий по физической культуре в вузах, ссузах и УНПО;
недостаточное привлечение студенчества к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
несовершенство системы роста спортивного мастерства в структуре учреждений физкультурно-спортивной направленности;
недостаточное качество селекционной работы;
отсутствие механизмов по обеспечению учреждений спортивной направленности инновационными спортивными технологиями, научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением.
Сдерживающим фактором развития физической культуры и спорта является также отсутствие единого подхода к организации управления этой сферой деятельности в муниципальных образованиях Ростовской области.
Государственная политика в сфере физической культуры и спорта должна рассматриваться как составной элемент социальной политики, реализуемой всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества.
В связи с этим следует продолжить реализацию системных мер по более эффективному использованию потенциальных возможностей физической культуры и спорта в рамках следующей Областной долгосрочной целевой программы развития физической культуры и спорта на 2015 - 2017 годы.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7 "О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", Областным законом от 29.07.2009 N 263-ЗС "О физической культуре и спорте в Ростовской области", постановлением Правительства Ростовской области от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении отчета о ходе работ по Областной долгосрочной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011 - 2014 годы" и эффективности использования финансовых средств в 2011 году".
Системные меры, включенные в ОДЦП, состоят в укреплении материально-технической базы, увеличении количества спортивных сооружений, открытии новых секций по видам спорта, популяризации занятий спортом для всех категорий населения области; создании условий для занятий физической культурой и спортом малообеспеченным категориям граждан; развитии студенческого и любительского спорта; повышении эффективности работы организаций, осуществляющих спортивную подготовку, прежде всего центров спортивной подготовки, училища олимпийского резерва, СДЮСШОР и детской юношеской спортивной школой (далее - ДЮСШ), имеющих специализированные отделения; содействии подготовке высококвалифицированных тренерских кадров для системы спортивного резерва; модернизации научно-методического и медико-биологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности с учетом современных достижений; активизации взаимодействия с общественными организациями.
Без комплексного решения проблем программно-целевым методом как путем изменения базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярных занятий физической культурой, негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией, сохранится.
Кроме того, использование программно-целевых методов бюджетного планирования является оптимальным решением в условиях реформирования бюджетного процесса и смещения акцентов с управления расходами на управление результатами.
Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода:
комплексный подход к решению проблемы;
распределение полномочий и ответственности между ответственными исполнителями и участниками Программы;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
Программой определяются целевые показатели, позволяющие ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий и обеспечить их корректировку с учетом максимальной эффективности мероприятий Программы.
В Программе акцент сделан на развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан и, как следствие, подготовку спортивного резерва.
Финансовые ресурсы будут направляться, в первую очередь, на развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры и организацию пропаганды физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни.
Развитие спорта высших достижений будет осуществляться путем финансирования модернизации специализированной инфраструктуры, а также совершенствования системы формирования спортивного резерва для спортивных сборных команд.
Планируется проведение постоянного наблюдения за степенью удовлетворенности населения действиями в области физической культуры и за изменением количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и целевых показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск реализации Программы представляет собой невыполнение в полном объеме принятых органами местного самоуправления и организациями финансовых обязательств, что приведет к неравномерному развитию инфраструктуры массового спорта.
Административный риск связан с неэффективным управлением Программой, которое может привести к невыполнению основных целей и задач Программы, обусловленному:
срывом мероприятий и недостижением целевых показателей;
неэффективным использованием ресурсов.
Способами ограничения административного риска являются:
регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего выполнение принятых на себя обязательств;
обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных и кредитных ресурсов;
усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы;
своевременная корректировка мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.