Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Администрации города
от 07.06.2013. N 691
Программа
поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных учреждениях города Новошахтинска на 2013 - 2018 годы (далее - Программа)
22 июля 2016 г.
I. Общие положения
Основаниями для разработки Программы являются:
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах;
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597);
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 01.06 2012. N 761);
постановление Правительства Ростовской области от 24.04.2013. N 222 "О Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Ростовской области на 2013 - 2018 годы" (далее - постановление Правительства Ростовской области от 24.04.2013. N 222);
постановление Администрации города от 14.12.2012. N 1510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников" (далее - постановление Администрации города от 14.12.2012. N 1510).
Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников муниципальных учреждений города (далее - учреждения).
Реализация Программы проводится Администрацией города, отраслевыми (функциональными) органами Администрации города, осуществляющими функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений города (далее - органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей).
Общее методическое руководство работой по реализации Программы осуществляет сектор по труду Администрации города.
Методическое руководство работой по реализации Программы выполняют органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей, выполняющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере.
II. Цели и задачи Программы
Основные цели Программы - сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими муниципальных услуг (выполнения работ).
Достижение целей Программы требует решения следующих основных задач:
обеспечение увеличения к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;
совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ);
создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;
развитие кадрового потенциала работников учреждений;
создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597, от 01.06.2012. N 761, постановлением Администрации города от 14.12.2012. N 1510;
недопущение снижения соотношения заработной платы работников учреждений социальной сферы к средней заработной плате по Ростовской области.
Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать:
дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности;
установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются в учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ростовской области, постановлениями Администрации города.
Программа предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий. План мероприятий Программы приведен в приложении N 1 к настоящей Программе.
Постановлением Администрации г. Новошахтинска Ростовской области от 22 июля 2016 г. N 684 в раздел III настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 г.
III. Мероприятия Программы
Совершенствование основных элементов системы оплаты труда (выплат по должностным окладам, ставкам заработной платы, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера) предусматривается путем реализации ряда мероприятий.
Совершенствование установления должностных окладов, ставок заработной платы будет осуществляться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников на основе актуализации:
профессионально-квалификационных требований к работникам, профессиональных квалификационных групп, устанавливаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
типовых норм труда, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 804 "О правилах разработки и утверждения типовых норм труда";
норм труда (времени, выработки), нормативов численности, устанавливаемых локальными нормативными актами учреждений;
содержания трудовых функций по соответствующим должностям в трудовых договорах в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
Установление компенсационных выплат должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.
Совершенствование системы стимулирующих выплат будет осуществляться исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ) на основе:
введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от муниципального уровня до конкретного учреждения и работника;
установления соответствующих таким показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах с руководителями и работниками учреждений;
отмены неэффективных стимулирующих выплат;
использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ) независимой системы оценки качества работы учреждений, включающей определение критериев эффективности их работы, и введения публичных рейтингов их деятельности.
В рамках реализации указанных мероприятий необходимо:
внести изменения в постановление Мэра города от 28.12.2008 N 1760 "О системе оплаты труда работников муниципальных учреждений" в части введения стимулирующих выплат, увязанных с целевыми показателями развития отраслей, показателями и критериями оценки деятельности учреждений, их руководителей и работников, особенностями регулирования оплаты труда работников бюджетных учреждений, регламентации оплаты труда руководителей учреждений;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 26 декабря 2008 г."
утвердить планы мероприятий ("дорожные карты") по развитию отраслей социальной сферы, содержащие целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение. В "дорожные карты" включить мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ), а также мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающие возможности использования не менее трети средств необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и оптимизации программных расходов, повышения эффективности деятельности учреждений и других внутренних ресурсов;
вести учет в системе оплаты труда сложности выполняемой работы работниками учреждений и исключение стимулирующих выплат, назначаемых без учета показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ), что позволит сбалансировать долю тарифной части заработка работников и стимулирующих выплат в целях повышения мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям;
установить предельную, не более 40 процентов, долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений.
В отношении подведомственных учреждений установить целевые показатели эффективности деятельности бюджетных (автономных) учреждений и их руководителей правовыми актами Администрации города и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей.
На уровне учреждений с учетом представительного органа работников локальными нормативными актами устанавливаются:
системы нормирования труда в учреждении;
изменения, которые вносятся в положения об оплате труда работников в части установления показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат работникам.
В учреждениях провести работу по заключению дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками в целях уточнения показателей, критериев, условий и размеров осуществления стимулирующих выплат.
Формирование штатной численности учреждений проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
Целевые индикаторы развития отрасли устанавливаются в соответствующих долгосрочных городских целевых программах и "дорожных картах", разрабатываемых в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах.
Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными правовыми актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.
Периодичность оценки эффективности деятельности учреждений и их руководителей устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в соответствии с положениями "дорожных карт" по каждой сфере деятельности учреждения.
В рамках проведения мероприятий по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений принято постановление Администрации города от 05.04.2013. N 356 "О представлении гражданином при назначении на должность руководителя муниципального учреждения города Новошахтинска, руководителем муниципального учреждения города Новошахтинска сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
С 2013 года предусматривается заключение трудовых договоров с руководителями учреждений на основе типовой формы, в которой в качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при назначении ему стимулирующих выплат будет предусмотрено соотношение средней заработной платы работников возглавляемого им учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей за счет всех источников, и средней заработной платы по Ростовской области с учетом достижения критериев, установленных постановлением Администрации города от 14.12.2012. N 1510.
Кроме того, в типовой форме трудового договора необходимо предусмотреть конкретизацию показателей и критериев оценки деятельности руководителя, размеров и условий назначения ему стимулирующих выплат, что будет способствовать повышению эффективности работы руководителя и обеспечению реализации целей и задач деятельности учреждения.
Мероприятия Программы направлены также на решение задачи по развитию кадрового потенциала учреждений.
Организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов эффективного контракта.
Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.
Примерная форма трудового договора с работником муниципального учреждения приведена в приложении N 2 к настоящей Программе.
При определении потребности в бюджетных ассигнованиях за счет бюджетов всех уровней на увеличение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в целях совершенствования системы оплаты труда работников в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597, от 01.06.2012. N 761 учитывается среднесписочная численность работников для оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
При оценке соотношения заработной платы отдельных категорий работников, определенных постановлением Администрации города от 14.12.2012. N 1510, и средней заработной платы в Ростовской области учитывается вся заработная плата, полученная работником за счет всех источников.
При выделении дополнительного финансирования на очередной год за счет соответствующих бюджетов должно учитываться выполнение целевых индикаторов развития отраслей, установленных в "дорожных картах", объем привлеченных средств за счет реорганизации неэффективных учреждений, иных источников и других мероприятий по оптимизации расходов, а также данные статистического наблюдения показателей заработной платы категорий работников, повышение оплаты труда которых определено Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597, от 01.06.2012. N 761, по итогам предшествующего года.
Достижение показателей, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597, от 01.06.2012. N 761, постановлением Администрации города от 14.12.2012. N 1510, осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.
Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного постановлением Администрации города от 14.12.2012. N 1510 для соответствующей категории работников.
Для мониторинга выполнения целевых значений индикаторов повышения оплаты труда отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597, от 01.06.2012. N 761, постановлением Администрации города от 14.12.2012. N 1510, информация о заработной плате, начисленной указанным работникам, предоставляется учреждениями в Отдел государственной статистики в г. Новошахтинске (включая специалистов в г. Гуково) Ростовстата, в орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, и сектор по труду Администрации города.
Расчеты фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597, от 01.06.2012. N 761, по отношению к средней заработной плате в Ростовской области производятся в соответствии с приложением N 5 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012. N 2190-р.
Средняя заработная плата по категориям работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597, от 01.06.2012. N 761, за соответствующий период сопоставляется со средней заработной платой в Ростовской области за тот же период.
Оценка деятельности органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, по достижению установленных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597, от 01.06.2012. N 761, постановлением Администрации города от 14.12.2012. N 1510 показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников к средней заработной плате в Ростовской области осуществляется по итогам года, учитывая неравномерность динамики заработной платы в течение года.
В качестве среднемесячной заработной платы по Ростовской области используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2015 N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".
IV. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Работа по формированию правовой базы, предусмотренной мероприятиями Программы, а также организационные мероприятия будут проводиться органами, осуществляющие функции и полномочия учредителей, в пределах средств, предусмотренных на их текущую деятельность.
Средства бюджета города на повышение оплаты труда отдельным категориям работников муниципальных учреждений, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597, от 01.06.2012. N 761, постановлением Администрации города от 14.12.2012. N 1510, предусматриваются путем увеличения размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными учреждениями.
В связи с тем, что увеличение размеров субсидии не связано с соразмерным увеличением объема муниципального задания соответствующим учреждениям, в отношении каждой услуги, включенной в муниципальное задание подведомственных органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей, учреждений, должны быть изменены значения нормативных затрат на ее оказание за счет увеличения затрат на оплату труда. В этих целях необходимо внести изменения в планы финансово-хозяйственной деятельности соответствующих бюджетных (автономных) учреждений в части расходов на оплату труда (с учетом всех источников формирования фонда оплаты труда).
Главным распорядителям бюджетных средств необходимо привлекать на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций и оптимизации программных расходов, повышения эффективности деятельности учреждений за счет иных источников, включая средства от приносящей доход деятельности и других внутренних ресурсов.
V. Этапы реализации Программы
Достижение целей Программы будет осуществлено в 3 этапа.
I этап (2013 год):
формирование правовой базы для реализации Программы;
повышение оплаты труда категориям работников учреждений, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597, от 01.06.2012. N 761, постановлением Администрации города от 14.12.2012. N 1510, начиная с 2013 года;
реализация мероприятий по обеспечению взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области и органов местного самоуправления при координации мероприятий по повышению оплаты труда отдельных категорий работников учреждений;
формирование официальной статистической информации о средней заработной плате категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597, от 01.06.2012. N 761, постановлением Администрации города от 14.12.2012. N 1510;
актуализация правовой базы для оценки эффективности труда работников;
заключение трудовых договоров с работниками в связи с введением эффективного контракта;
введение прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений.
II этап (2014 - 2015 годы):
актуализация (разработка) показателей эффективности деятельности работников учреждений для обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых муниципальных услуг (выполнения работ);
повышение оплаты труда категориям работников учреждений, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597, от 01.06.2012. N 761, постановлением Администрации города от 14.12.2012. N 1510;
заключение трудовых договоров с работниками в связи с введением эффективного контракта.
III этап (2016 - 2018 годы):
обеспечение к 2018 году достижения целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597, от 01.06.2012. N 761, постановлением Администрации города от 14.12.2012. N 1510, и средней заработной платы в Ростовской области.
В течение всех этапов будут проводиться мониторинги и статистическое наблюдение, предусмотренные Планом мероприятий Программы.
VI. Управление реализацией Программы
Система управления реализацией Программы базируется на принципах совместного участия представителей Администрации города, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, сторон социального партнерства, открытости и гласности при принятии управленческих решений.
Координатором реализации Программы является сектор по труду Администрации города.
Органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей, проводят мониторинг выполнения мероприятий, направленных на повышение оплаты труда работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012. N 597, от 01.06.2012. N 761, постановлением Администрации города от 14.12.2012. N 1510.
Сектор по труду Администрации города один раз в полугодие готовит доклад о ходе реализации Программы и направляет его в министерство труда и социального развития Ростовской области и городскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
VII. Ожидаемые результаты Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
увеличить к 2018 году размер реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;
повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании муниципальных услуг (выполнении работ);
внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании муниципальных услуг (выполнении работ);
повысить качество оказания муниципальных услуг (выполнения работ) в социальной сфере;
создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.
Заместитель Главы Администрации города |
Е.И. Туркатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.