Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
г. Таганрога
от 06.06.2013 N 1809
Программа
поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных учреждениях города Таганрога на 2013 - 2018 годы
23 декабря 2016 г.
I. Общие положения
Основаниями для разработки Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в муниципальных учреждениях города Таганрога на 2013 - 2018 годы (далее - Программа) являются:
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012 - 2014 годах;
Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597);
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 01.06 2012 N 761);
Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2012 N 1688);
постановление Правительства Ростовской области от 12.11.2012 N 986 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников" (далее - постановление Правительства Ростовской области от 12.11.2012 N 986);
постановление Правительства Ростовской области от 24.04.2013 N 222 "О Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях Ростовской области".
Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников муниципальных учреждений города Таганрога (далее - учреждения).
Реализация Программы проводится органами Администрации города Таганрога, осуществляющими функции и полномочия учредителей с правом назначения руководителя учреждения и заключения с ним трудового договора.
Общее методическое руководство работой по реализации Программы осуществляет управление экономического развития Администрации города Таганрога.
Работа по реализации Программы осуществляется органами Администрации города Таганрога, осуществляющими функции и полномочия учредителей с правом назначения руководителя учреждения и заключения с ним трудового договора.
II. Цели и задачи Программы
Программа предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими муниципальных услуг (выполнения работ).
Достижение целей Программы требует решения следующих основных задач:
обеспечение увеличения к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,3 - 1,5 раза;
совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ);
создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;
развитие кадрового потенциала работников учреждений;
создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, постановлением Администрации города Таганрога от 18.12.2012 N 4510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников";
недопущение снижения соотношения заработной платы работников муниципальных учреждений социальной сферы к средней заработной плате в соответствующей сфере по Ростовской области. Динамика среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений социальной сферы и ее соотношение к среднемесячной заработной плате в соответствующей сфере по Ростовской области за 2008 - 2012 годы приведена в приложении N 1 к Программе.
Системы оплаты труда работников муниципальных учреждений должны обеспечивать:
дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности;
установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых муниципальных услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
Системы оплаты труда работников муниципальных учреждений устанавливаются в учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ростовской области, постановлениями Администрации города Таганрога.
План мероприятий Программы на 2013 - 2018 годы приведен в приложении N 2 к Программе.
Постановлением Администрации г. Таганрога Ростовской области от 23 декабря 2016 г. N 2775 в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Мероприятия Программы
Совершенствование основных элементов системы оплаты труда (выплат по должностным окладам, ставкам заработной платы, компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера) предусматривается путем реализации ряда мероприятий.
Совершенствование установления должностных окладов, ставок заработной платы будет осуществляться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников на основе актуализации:
профессионально-квалификационных требований к работникам, профессиональных квалификационных групп, устанавливаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;
типовых норм труда, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 804 "О правилах разработки и утверждения типовых норм труда";
норм труда (времени, выработки), нормативов численности, устанавливаемых локальными нормативными актами учреждений;
содержания трудовых функций по соответствующим должностям в трудовых договорах в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
Установление компенсационных выплат должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами и соглашениями.
Совершенствование системы стимулирующих выплат будет осуществляться исходя из необходимости увязки повышения оплаты труда с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ) на основе:
введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от областного уровня до конкретного учреждения и работника;
установления соответствующих таким показателям стимулирующих выплат, критериев и условий их назначения с отражением в положениях об оплате труда работников учреждений, локальных нормативных актах и трудовых договорах с руководителями и работниками учреждений;
отмены неэффективных стимулирующих выплат;
использования при оценке достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных услуг (выполнения работ) независимой системы оценки качества работы учреждений, включающей определение критериев эффективности их работы, и введения публичных рейтингов их деятельности.
В рамках реализации указанных мероприятий необходимо:
внести изменения в постановление Администрации города Таганрога от 05.02.2013 N 305 "О системе оплаты труда работников муниципальных учреждений города Таганрога" в части введения стимулирующих выплат, увязанных с целевыми показателями развития отраслей, показателями и критериями оценки деятельности учреждений, их руководителей и работников, особенностями регулирования оплаты труда работников бюджетных и казенных учреждений, регламентации оплаты труда руководителей учреждений;
внести изменения в постановление Администрации города Таганрога от 18.12.2012 N 4510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников" в части изменения размеров соотношения заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с планами мероприятий ("дорожными картами") по развитию отраслей социальной сферы, а также установления соотношения заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских учреждений или учреждений, оказывающих социальные услуги для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к средней заработной плате в соответствующей сфере деятельности по Ростовской области;
утвердить планы мероприятий ("дорожные карты") по развитию отраслей социальной сферы, содержащие целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение. В "дорожные карты" включить мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ), а также мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающие возможности использования не менее трети средств необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и оптимизации программных расходов, повышения эффективности деятельности учреждений и других внутренних ресурсов;
вести учет в системе оплаты труда сложности выполняемой работы работниками учреждений и исключение стимулирующих выплат, назначаемых без учета показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг (выполнения работ), что позволит сбалансировать долю тарифной части заработка работников и стимулирующих выплат в целях повышения мотивации работников и эффективности их деятельности по заданным критериям и показателям;
установить предельную, не более 40 процентов, долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда учреждений.
В отношении подведомственных учреждений правовыми актами органов Администрации города Таганрога, осуществляющих функции и полномочия учредителей устанавливаются:
целевые показатели эффективности деятельности бюджетных и казенных учреждений и их руководителей (а также руководителей автономных учреждений);
рекомендации по установлению целевых показателей деятельности автономных учреждений в части выполнения муниципального задания с учетом введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от областного уровня до конкретного учреждения.
На уровне учреждений с учетом представительного органа работников локальными нормативными актами устанавливаются:
системы нормирования труда в учреждении;
изменения, которые вносятся в положения об оплате труда работников в части установления показателей, критериев, условий и размеров стимулирующих выплат работникам.
С учетом указанных изменений в учреждениях провести работу по заключению в установленном порядке дополнительных соглашений к трудовым договорам с работниками в целях уточнения показателей, критериев, условий и размеров осуществления стимулирующих выплат.
Формирование штатной численности учреждений следует проводить с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
Целевые индикаторы развития отрасли устанавливаются в соответствующих муниципальных программах и "дорожных картах", разрабатываемых в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах.
С учетом отраслевых целевых индикаторов установить соответствующие индикаторы развития образования, науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения и разработать необходимые мероприятия по их достижению.
Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными правовыми актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.
Периодичность оценки эффективности деятельности учреждений и их руководителей устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в соответствии с положениями "дорожных карт" по каждой сфере деятельности учреждения.
В рамках проведения мероприятий по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей муниципальных учреждений в 2013 году принят нормативный правовой акт по предоставлению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также граждан, претендующих на занятие соответствующих должностей.
С 2013 года предусматривается заключение трудовых договоров с руководителями учреждений на основе типовой формы, в которой в качестве одного из критериев оценки деятельности руководителя при назначении ему стимулирующих выплат будет предусмотрено соотношение средней заработной платы работников возглавляемого им учреждения, получаемой за осуществление возложенных на них должностных обязанностей за счет всех источников, и средней заработной платы по городу Таганрогу с учетом достижения критериев, установленных постановлением Администрации города Таганрога от 18.12.2012 N 4510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников".
Кроме того, в типовой форме трудового договора необходимо предусмотреть конкретизацию показателей и критериев оценки деятельности руководителя, размеров и условий назначения ему стимулирующих выплат, что будет способствовать повышению эффективности работы руководителя и обеспечению реализации целей и задач деятельности учреждения.
Мероприятия Программы направлены также на решение задачи по развитию кадрового потенциала учреждений.
Организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений, наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников, создаст основу для использования принципов эффективного контракта.
Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения приведена в приложении N 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р.
При определении потребности в бюджетных ассигнованиях за счет бюджетов всех уровней на увеличение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в целях совершенствования системы оплаты труда работников в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688 учитывается среднесписочная численность работников для оказания муниципальных услуг (выполнения работ).
При оценке соотношения заработной платы отдельных категорий работников, определенных постановлением Администрации города Таганрога от 18.12.2012 N 4510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников", и средней заработной платы в городе учитывается вся заработная плата, полученная работником за счет всех источников.
При выделении дополнительного финансирования на очередной год за счет средств соответствующих бюджетов должно учитываться выполнение целевых индикаторов развития отраслей, установленных в "дорожных картах", объем привлеченных средств за счет реорганизации неэффективных учреждений, иных источников и других мероприятий по оптимизации расходов, а также данные статистического наблюдения показателей заработной платы категорий работников, повышение оплаты труда которых определено указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, по итогам предшествующего года.
Достижение показателей, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, постановлением Администрации города Таганрога от 18.12.2012 N 4510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников", осуществляется в отношении соответствующей категории работников в целом. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории.
Таким образом, заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного постановлением Администрации города Таганрога от 18.12.2012 N 4510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников" для соответствующей категории работников.
Для мониторинга выполнения целевых значений индикаторов повышения оплаты труда отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, постановлением Правительства Ростовской области от 12.11.2012 N 986, постановлением Администрации города Таганрога от 18.12.2012 N 4510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников", начиная с 2013 года вводится статистическое наблюдение. Информация о заработной плате, начисленной указанным работникам, представляется учреждениями в орган Федеральной службы государственной статистики в городе Таганроге и в орган Администрации города Таганрога, осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения.
Методика расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации приведена в приложении N 5 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р.
Средняя заработная плата по категориям работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, за соответствующий период сопоставляется со средней заработной платой в соответствующей сфере деятельности по Ростовской области за тот же период.
Оценка деятельности органов Администрации города Таганрога, осуществляющих функции и полномочия учредителя, по достижению установленных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, постановлением Администрации города Таганрога от 18.12.2012 N 4510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников" показателей соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников к средней заработной плате в соответствующей сфере по Ростовской области осуществляется по итогам года, учитывая неравномерность динамики заработной платы в течение года.
В качестве среднемесячной заработной платы по Ростовской области используется показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности), формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2015 N 698 "Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности".
IV. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Работа по формированию правовой базы, предусмотренной мероприятиями Программы, а также организационные мероприятия будут проводиться органами местного самоуправления города Таганрога в пределах средств, предусмотренных на их текущую деятельность.
Средства местного бюджета на повышение оплаты труда отдельным категориям работников муниципальных учреждений города Таганрога, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, постановлением Администрации города Таганрога от 18.12.2012 N 4510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников", предусматриваются путем увеличения размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными или автономными учреждениями или увеличения параметров бюджетной сметы казенных учреждений.
В связи с тем, что увеличение размеров субсидии не связано с соразмерным увеличением объема муниципального задания соответствующим учреждениям, в отношении каждой услуги, включенной в муниципальное задание подведомственных органам местного самоуправления учреждений, должны быть изменены значения нормативных затрат на ее оказание за счет увеличения затрат на оплату труда. В этих целях будут внесены изменения в планы финансово-хозяйственной деятельности соответствующих бюджетных и автономных учреждений в части расходов на оплату труда (с учетом всех источников формирования фонда оплаты труда).
Главным распорядителям средств необходимо привлекать на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций и оптимизации программных расходов, повышения эффективности деятельности учреждений за счет иных источников, включая средства от приносящей доход деятельности и других внутренних ресурсов.
V. Этапы реализации Программы
Достижение целей Программы будет осуществлено в 3 этапа.
I этап (2013 год):
формирование правовой базы для реализации Программы;
повышение оплаты труда категориям работников учреждений, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, постановлением Администрации города Таганрога от 18.12.2012 N 4510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников", начиная с 2013 года;
реализация мероприятий по обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ростовской области и органов местного самоуправления при координации мероприятий по повышению оплаты труда отдельных категорий работников учреждений;
организация федерального статистического наблюдения в целях формирования официальной статистической информации о средней заработной плате категорий работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, постановлением Администрации города Таганрога от 18.12.2012 N 4510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников";
актуализация правовой базы для оценки эффективности труда работников;
заключение трудовых договоров с работниками в связи с введением эффективного контракта;
введение прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений.
II этап (2014 - 2015 годы):
актуализация (разработка) показателей эффективности деятельности работников учреждений для обеспечения увязки оплаты труда с повышением качества предоставляемых муниципальных услуг (выполнения работ);
повышение оплаты труда категориям работников учреждений, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, постановлением Администрации города Таганрога от 18.12.2012 N 4510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников";
заключение трудовых договоров с работниками в связи с введением эффективного контракта.
III этап (2016 - 2018 годы):
обеспечение к 2018 году достижения целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, постановлением Администрации города Таганрога от 18.12.2012 N 4510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников", и средней заработной платы в городе Таганроге.
В течение всех этапов будут проводиться мониторинги и статистическое наблюдение, предусмотренные Планом мероприятий Программы.
VI. Управление реализацией Программы
Система управления реализацией Программы базируется на принципах совместного участия представителей органов местного самоуправления, сторон социального партнерства, открытости и гласности при принятии управленческих решений.
Координатором реализации Программы является Администрация города Таганрога.
Органы Администрации города Таганрога, осуществляющие функции и полномочия учредителей с правом назначения руководителя учреждения и заключения с ним трудового договора, проводят мониторинг выполнения мероприятий, направленных на повышение оплаты труда работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, постановлением Администрации города Таганрога от 18.12.2012 N 4510 "О мерах по повышению заработной платы отдельным категориям работников".
Управление экономического развития Администрации города один раз в полугодие готовит доклад о ходе реализации Программы и направляет его в министерство труда и социального развития Правительства Ростовской области.
VII. Ожидаемые результаты Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
увеличить к 2018 году размер реальной заработной платы в 1,3 - 1,5 раза;
повысить престижность и привлекательность профессий работников, участвующих в оказании муниципальных услуг (выполнении работ);
внедрить в учреждениях системы оплаты труда работников, увязанные с качеством оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
повысить уровень квалификации работников, участвующих в оказании муниципальных услуг (выполнении работ);
повысить качество оказания муниципальных услуг (выполнения работ) в социальной сфере;
создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей учреждений.
Заместитель Главы Администрации города |
А.Б. Забежайло |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.