Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
По данным на сентябрь 2011 года, в России насчитывалось 36,6 миллиона молодых людей, возраст которых от 14 до 30 лет. Еще два года назад число молодых людей составляло 38,4 миллиона человек.
По данным статистического сборника "Молодежь в России 2010" (представлен ЮНИСЕФ совместно с Росстатом в 2011 году) 45,1% подростков в возрасте 15 - 19 лет имеют неполное среднее образование, 33,8% - полное среднее образование, 0,5% не имеют начального образования. 11,6% молодых людей в возрасте 20 - 24 лет имеют высшее образование, 27,1% - среднее профессиональное; высшее образование среди молодежи в возрасте 25 - 29 лет имеют 20,9% человек, среднее профессиональное - 31,5%. По данным Росстата, уровень занятости среди молодежи 15 - 17 лет составляет 0,2%; 18 - 19 лет - 0,9%; 20 - 24 лет - 9,6%; 25 - 29 лет - 13,6%.
За последние годы в России увеличилось число общественных объединений, осуществляющих работу с детьми и молодежью по разным направлениям. Созданы Молодежная парламентская ассамблея при Совете Федерации, Молодежная общественная палата при Государственной Думе РФ, аналогичные консультативные органы в регионах.
Утвержденные Правительством Российской Федерации приоритетные задачи социально-экономического развития Российской Федерации потребовали пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики - от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в экономические, общественно-политические и социокультурные отношения, с целью увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны.
Правительство России определило и рассматривает государственную молодежную политику как самостоятельное направление деятельности государства. В 2006 году правительством была принята Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации. В июле 2009 года в нее был включен проект "Гражданин России", направленный на гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи.
Кроме этого, в Стратегии социально-экономического развития на период до 2020 года, принятой правительством РФ, установлено, что целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации, эффективной самореализации молодежи, развития потенциала молодежи и его использования в интересах инновационного развития страны. Молодежная политика обозначена как приоритет и включена в раздел "Развитие человеческого потенциала" вместо традиционного включения молодежи в раздел "Социальная политика".
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.12.2006 N 1760-р, определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
В 2009 году в России прошел Год молодежи, соответствующий указ был подписан президентом России Дмитрием Медведевым. В рамках Года состоялись мероприятия по развитию инновационного потенциала и стимулированию научно-технического творчества детей и молодежи, мероприятия по реализации проекта "Развитие молодежного предпринимательства в Российской Федерации", мероприятия по реализации программы пропаганды семейных ценностей в молодежной среде и многие другие. Важным событием Года стал молодежный образовательный форум "Селигер-2009", где студенческая молодежь представляла инновационные проекты и изобретения.
Для поддержки талантливой молодежи в России существуют премии, гранты, стипендии президента РФ, правительства РФ, министерств, фондов, бизнес-сообществ, общественных и некоммерческих организаций.
В 2012 году в России была принята Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, согласно которой миссия государства в сфере поиска и поддержки одарённых детей и молодёжи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодёжи, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, молодежной политике посвящен отдельный раздел. Концепция определяет, что целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны. В соответствии с Концепцией государственную молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями.
На территории города Шахты, по данным ОГС N 16 Ростовстата, проживает 63 193 молодежи - граждан в возрасте от 14 до 30 лет.
Молодежная политика в городе Шахты осуществляется в отношении следующих целевых групп:
1. Молодые граждане, получающие среднее образование - школьники.
2. Молодые граждане, получающие высшее и среднее профессиональное образование.
3. Молодые несовершеннолетние граждане с девиантным поведением.
4. Молодые граждане, совершившие правонарушения.
5. Молодые граждане из малообеспеченных семей.
6. Молодые семьи.
7. Экономически самостоятельная (работающая) молодежь.
8. Безработная молодежь.
9. Талантливая и одаренная молодежь.
10. Молодежные некоммерческие организации (общественные объединения), осуществляющие свою деятельность на территории города Шахты.
Основные задачи для достижения цели молодежной политики - эффективной социализации молодежи:
1. вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи.
2. формирование целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодежи, обладающей лидерскими навыками.
3. гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
Формирование целостной системы поддержки инициативной и талантливой молодежи, обладающей лидерскими навыками, способствует выявлению одаренности и созданию благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одаренных и талантливых детей независимо от доходов семьи в интересах личности, общества и города; должна обеспечить эффективное включение выпускников учреждений образования, в том числе учреждений дополнительного и специального образования, в жизнь общества; социально-экономическую и культурную самореализацию, позитивную политическую идентификацию молодых людей, их эффективную интеграцию в профессиональную деятельность.
В городе Шахты действует 174 детских и молодежных общественных объединений, клубов по интересам, творческих объединений, самые крупные ("Донцы", "Ратобор") включены в областной реестр детских и молодежных общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой. Воспитательными программами общественных объединений охвачено более 20000 чел. (32%). Лучшие представители детско-молодежных общественных организаций города ежегодно принимают участие в областном конкурсе руководителей детских и молодежных общественных объединений "Лидер года", включенного в перечень региональных мероприятий приоритетного национального проекта "Образование".
Поддержка детских и молодёжных общественных объединений, органов школьного и студенческого самоуправления позволяет координировать и повышать эффективность деятельности детских и молодежных общественных объединений, реализовывать программы подготовки и обучения лидеров молодежных общественных объединений, молодежного актива; развивать молодежное самоуправление и общественные инициативы молодежи.
Правительство Российской Федерации в 2009 г. продемонстрировало свою прямую заинтересованность в развитии волонтерского (добровольческого) движения. Так, в соответствии с рекомендациями минспорттуризма и молодежной политики России для регионов был введен показатель эффективности работы органов исполнительной власти в сфере молодежной политики - количество добровольцев (волонтеров) вовлеченных в активную деятельность. Механизмом, определяющим данный показатель, является количество зарегистрированных добровольцев в электронной социальной сети www.jaba.ru.
На территории Ростовской области 27.06.2012 г. был принят Областной закон N 895-ЗС "О поддержке добровольческой деятельности в Ростовской области". Данный Областной закон определяет полномочия органов государственной власти Ростовской области в сфере поддержки добровольческой деятельности, формы поддержки добровольческой деятельности, а также регулирует иные вопросы поддержки добровольческой деятельности в Ростовской области. В Ростовской области поддержка добровольческой деятельности осуществляется в следующих формах:
1) финансовая поддержка;
2) организационная поддержка;
3) информационная поддержка;
4) консультационная поддержка.
У добровольцев, активно занимающихся общественной деятельностью, появилась возможность документального подтверждения своей работы - Личная книжка волонтера.
Волонтерские отряды в г. Шахты действуют на базе всех образовательных учреждений города, а также в начальных, средних специальный и высших профессиональных учебных заведениях, на базе МОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения, при молодежной ассоциации лидеров, в которых активно работают 11 915 активистов.
Актуальной для города Шахты является работа по возрождению духовности, воспитанию детей и молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству. 49% обучающихся принимают участие в городских акциях и мероприятиях, посвященных гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. В настоящее время в городе действует 53 патриотические клуба и объединения, в которых проводиться работа по гражданскому и военно-патриотическому воспитанию, допризывной подготовке молодежи, оказанию помощи ветеранам, поиску и перезахоронению останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Система мероприятий по формированию неприятия негативных установок поведения молодых людей позволят к 2014 г. достичь снижения социальной напряженности в обществе, в частности, в молодежной среде; уменьшить дискриминацию социально незащищенных групп.
Таким образом, можно выделить ряд проблем, которые необходимо будет решить в ходе реализации Программы:
- несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям города, области, страны. Сложность решения данной проблемы связана с ценностной трансформацией общественного сознания и отсутствием единства духовных и идеологических установок, проникновением в общественное и индивидуальное сознание прагматизма, индивидуализма, характерных для общества потребления, что вступает в противоречие с традиционными для России нравственными ценностями;
- социальная изолированность молодых людей;
- отсутствие необходимого набора возможностей для неприятия асоциальных норм поведения, а также полноценных возможностей для реабилитации и адаптации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
- недостаточная вовлеченность молодежи в общественно-политическую жизнь общества;
- неразвитость системы выявления и продвижения инициативной и талантливой молодежи;
- слабая информированность о других народах, культурах и религиях, наличие негативных этнических и религиозных стереотипов.
Перечисленные проблемы требуют системного решения, так как проявляются во всех сферах жизнедеятельности молодежи на фоне ухудшения здоровья молодого поколения, роста социальной апатии молодежи, криминализации молодежной среды, роста нетерпимости, этнического и религиозно-политического экстремизма.
Вместе с тем, молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере, мобильностью, инициативностью, восприимчивостью к инновационным изменениям, новым технологиям, способностью противодействовать негативным явлениям.
Решение данных проблем обеспечивается реализацией Муниципальной целевой программой "Молодежь города (2011 - 2014 годы)", утвержденной решением городской Думы г. Шахты от 11.11.2011 г. N 4974, срок действия которой завершится в 2014 году.
В силу многогранности решаемых проблем возникает необходимость дальнейшей координации действий муниципальных органов исполнительной власти, молодежных общественных объединений.
Использование программно-целевого метода позволит оптимизировать деятельность органов исполнительной власти при решении перечисленных проблем за счет обеспечения возможности комплексных и скоординированных действий, оперативного контроля реализации запланированных мероприятий, повышения ответственности исполнителей, оптимизации использования ресурсов при реализации Программы.
Исходя из вышесказанного, для решения сложившихся проблем необходимо использовать программно-целевой метод, который позволит:
- обеспечить эффективное использование созданных инструментов и технологий реализации приоритетов молодежной политики;
- обеспечить дальнейшее использование инновационных технологий решения актуальных проблем молодежи при ее активном участии;
- обеспечить условия для устойчивого дальнейшего развития и функционирования инфраструктуры сферы государственной молодежной политики, созданной в ходе реализации Программы, после ее завершения;
- обеспечить дальнейшее саморазвитие сферы государственной молодежной политики и обеспечить увеличение вклада молодежи в социально-экономическое развитие города, области, страны.
В соответствии с различными интересами и потребностями указанных выше целевых групп, в целях охвата всех указанных категорий молодых граждан, реализация Муниципальной долгосрочной целевой программы "Молодежь города (2015 - 2017 гг.)" предусматривает различные комплексные мероприятия и направления деятельности. Организация мероприятий в рамках приведенных ниже направлений позволит реализовать пп. 5.3 Молодежная политика п. 5 Приоритетные направления и меры по их реализации в сфере социального развития Стратегии социально-экономического развития г. Шахты на период до 2020 года "ДОНБАСС NEXT" (Решение городской Думы г. Шахты N 296 от 27.09.2012); одну из целей Программы социально-экономического развития города Шахты на 2011 - 2016 годы (Решение городской Думы г. Шахты N 74 от 23.12.2010) - создание условий для формирования развитой, гармоничной личности, являющейся патриотом своего города, отдающей предпочтение здоровому образу жизни.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.