Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния сферы реализации муниципальной программы, содержание проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование необходимости ее решения программными методами
Сохранение и укрепление здоровья населения - стратегическое направление государственной социальной политики.
Одной из составляющих данного направления является формирование у граждан установок здорового образа жизни, организация полезного досуга семей, детей, подростков и молодежи.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012 г. важнейшая роль в данной работе отведена развитию физической культуры и спорта. При этом отмечено, что необходим широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий.
Не принижая значения системы здравоохранения, необходимо отметить, что в последнее время на всех уровнях управления растет осознание основополагающей роли физической культуры и спорта в сохранении здоровья населения. Поэтому решение многих вопросов сохранения и укрепления здоровья сегодня возлагается на физкультурно-спортивную отрасль путем создания условий для развития массовой физической культуры и спорта, как эффективного средства привлечения населения к активному образу жизни, их оздоровления, повышения уровня физического развития.
Укрепление здоровья населения, формирование у граждан установок здорового образа жизни, организация полезного досуга семей, детей, подростков и молодежи являются стратегическими направлениями государственной демографической политики Ростовской области.
На федеральном уровне определено несколько направлений работы по сохранению и укреплению здоровья граждан, одно из которых - формирование здорового образа жизни.
В городе Ростове-на-Дону вопросы развития данного направления решались программно-целевыми методами: муниципальная целевая программа "Здоровье нации" (1994 - 2000 гг., 2001 - 2005 гг.), долгосрочная городская целевая программа "Спорт для всех" (2006 - 2010 гг.), долгосрочная городская целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в городе Ростове-на-Дону на 2011 - 2015 годы".
Именно программно-целевой метод, заключающийся в системном подходе к решению всего комплекса взаимосвязанных проблем, а не отдельных вопросов, зарекомендовал себя как наиболее эффективное средство достижения намеченных целей, что позволило добиться устойчивых результатов во всех аспектах развития физкультурно-спортивной отрасли города.
Программно-целевой метод позволил городу войти в пятерку лучших городов-миллионников России по основному показателю развития отрасли - удельному весу населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
За период с 2006 по 2012 годы этот показатель по городу увеличился на 14,2% и к концу 2012 года составил 26,2% (287,8 тыс. чел.) от общей численности населения города 1096,5 тыс. человек. Данный показатель превысил среднероссийский на 1,2% (таблица 1.1.).
Таблица 1.1
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (в разрезе городов-"миллионников" Российской Федерации)
|
Значение показателя |
Город Ростов-на-Дону |
26,2% |
Город Екатеринбург |
25,0% |
Город Москва |
23,0% |
Город Казань |
22,0% |
Город Уфа |
21,3% |
Город Самара |
13,0% |
В среднем по Российской Федерации |
25% |
Динамика отраслевых показателей за период действия долгосрочных городских целевых программ "Спорт для всех на 2006 - 2010 годы", "Развитие физической культуры и спорта на 2011 - 2015 годы" (за 2011 - 2012 годы) - приведена в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Динамика отраслевых показателей развития физкультурно-спортивной отрасли города с 2006 по 2012 годы
Наименование показателя |
Выражение показателя в разрезе по годам |
Итоговый рост показателя с 2006 г. по 2012 г. |
||||||||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
||||||||||
Удельный вес населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом |
12,0 |
14,0 |
17,0 |
21,3 |
23,1 |
25,0 |
26,2 |
+14,2 |
||||||||
Количество физкультурно-массовых и спортивных мероприятий |
1140 |
1340 |
1640 |
2000 |
2380 |
2500 |
2600 |
+1460 |
||||||||
Охват населения физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями |
245000 |
280000 |
320000 |
360000 |
400000 |
420000 |
440000 |
+195000 |
||||||||
Обеспеченность объектами спортивной инфраструктуры: |
Ед. |
% от норматива |
Ед. |
% от норматива |
Ед. |
% от норматива |
Ед. |
% от норматива |
Ед. |
% от норматива |
Ед. |
% от норматива |
Ед. |
% от норматива |
Ед. |
% от норматива |
- плоскостными сооружениями |
487 |
20,87 |
593 |
25,4 |
632 |
26,6 |
679 |
29,1 |
740 |
29,36 |
764 |
31,0 |
809 |
32,1 |
322 |
3,23 |
- спортивными залами |
232 |
20,08 |
282 |
24,4 |
302 |
26,14 |
326 |
28,8 |
332 |
28,12 |
348 |
30,4 |
334* |
30,8 |
102 |
10,72 |
- бассейнами |
21 |
7,7 |
28 |
10,3 |
30 |
11,01 |
36 |
12,5 |
37 |
13,21 |
48 |
15,2 |
51 |
16,8 |
30 |
2,1 |
* Уменьшение количества спортивных залов произошло в связи с изменениями в 2012 году критериев учета спортивных объектов: к учету принимаются только спортивные залы, площадью не менее 140 кв. м и высотой потолка не менее 5 метров. Ранее учтенные спортивные залы, не соответствующие данным требованиям, были переведены в раздел "другие спортивные сооружения".
За период с 2006 по 2012 годы количество объектов спортивной инфраструктуры на территории города увеличилось на 615 ед. и по состоянию на 01.01.2013 г. составило 1606 объектов различного назначения.
В разрезе основных групп спортивных объектов за указанный период произошло увеличение количества:
- плоскостных сооружений - на 322 ед. (с 487 ед. до 809 ед.);
- спортивных залов - на 102 ед. (с 232 ед. до 334 ед.);
- бассейнов - на 30 ед. (с 21 ед. до 51 ед.).
За этот период в городе введены в эксплуатацию такие крупные объекты, как физкультурно-оздоровительный комплекс в Советском районе по ул. 2-й Краснодарской, 149В, 4 спортивных зала РИНХ в Ленинском районе, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, универсальным игровым залом и тренажерным залом в Первомайском районе по ул. 26 июня, 103, футбольное поле с трибунами МОУ СОШ N 109 в Первомайском районе, плавательный бассейн ДГТУ в Октябрьском районе, 3 теннисных корта в Советском районе (парк "Сказка"), 3 спортивных зала и крытый плавательный бассейн комплекса "Спорт-сити "Северный" в Ворошиловском районе, спортивный зал спортивного клуба "Короли" в Железнодорожном районе по ул. Мадояна, 138, спортивный комплекс "ФитВэллАтлетикс" с плавательным бассейном, спортивной площадкой и 7 спортивными залами в Первомайском районе по ул. Киргизской, 9/3, спортивный комплекс "ИнвестСервисСтрой" с плавательным бассейном в Ворошиловском районе по бул. Комарова, 28-е, спортивный залы в Первомайском районе по ул. Орской, 12 и ул. Лелюшенко, 1, стадион "Арсенал" с трибунами, спортивными площадками и легкоатлетическим ядром в Советском районе по ул. 2-й Краснодарской, 145/6 и др.
Из имеющихся объектов 65,3% (1049 ед.) являются муниципальными, 13,26% (213 ед.) - федеральными, 6,35% (102 ед.) - областными, 15,07% (242 ед.) - других форм собственности.
Федеральные социальные нормативы обеспеченности населения муниципального образования различными группами физкультурно-спортивных объектов рассчитываются в соответствии с Методикой, определенной распоряжением Правительства России от 19.10.1999 N 1683-р. Согласно данной Методике потребность определяется в кв. м на 10,0 тыс. населения.
По состоянию на 01.01.2013 года обеспеченность основными группами спортивных объектов составила:
- плоскостными сооружениями - 32,1% или 685,2 тыс. кв. м при нормативе 2137,3 тыс. кв. м;
- спортивными залами - 30,8% или 118,2 тыс. кв. м при нормативе 383,7 тыс. кв. м;
- бассейнами - 16,8% или 13,8 тыс. кв. м зеркала воды при нормативе 82,2 тыс. кв. м.
Ростов-на-Дону вошел в число городов-организаторов чемпионата мира по футболу 2018 года. В рамках подготовки к проведению чемпионата планируется развитие левобережной части города: строительство стадиона на 45 тыс. зрителей, комплекса специализированных спортивных сооружений, конно-спортивного комплекса.
В планируемый период за счет средств федерального и областного бюджетов будет завершено строительство водно-спортивного объекта "Акватория", выполнены проектно-изыскательские работы по объекту "Строительство футбольного стадиона на левобережной зоне г. Ростова-на-Дону", начато строительство стадиона.
До 2016 года министерством по физической культуре и спорту Ростовской области планируется завершение реконструкции стадиона "Труд". В рамках развития материальной базы ВУЗов планируется начать строительство спортивной зоны ЮФУ в составе: стадиона, комплекса универсальных и специализированных спортивных залов, плавательного бассейна (ул. Мильчакова).
Планируется начать работы по реконструкции гребного канала "Дон" с поэтапным развитием его за счет средств областного и местного бюджетов.
Администрацией Ростовской области и Администрацией города Ростова-на-Дону совместно с Ассоциацией "Бассейны Дона" реализуется инвестиционная программа строительства водно-спортивных комплексов в городе. В планируемый период планируется строительство и введение в эксплуатацию Центра спортивной подготовки по плаванию с двумя плавательными бассейнами на бул. Комарова и водно-спортивных оздоровительных комплексов по ул. Лелюшенко / ул. Штахановского.
Город Ростов-на-Дону привлекателен для вложения инвестиций в развитие физкультурно-спортивной инфраструктуры. До 2016 года за счет средств инвесторов планируется: строительство физкультурно-спортивного комплекса с плавательным бассейном (ООО "Водопад"), ледового катка в парке "Сказка" (ООО "МИВ").
На сегодняшний день ситуация с привлечением населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом следующая (таблица 1.3.).
Таблица 1.3
Показатель |
Значение |
|
город Ростов-на-Дону |
Российская Федерация |
|
Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (%) |
26,2 |
25,0 |
Удельный вес детей и молодежи, регулярно занимающихся в спортивных секциях, клубах и иных объединениях спортивной направленности (в общей численности детей и молодежи) (%) |
40,9 |
25,0 |
Удельный вес детей в возрасте 6 - 15 лет, систематически занимающихся в специализированных спортивных учреждениях (%) |
27,5 |
20,0 |
Количество спортивных сооружений на 100,0 тыс. населения (ед.) |
132,7 |
167,0 |
Обеспеченность плоскостными сооружениями (%) |
32,1 |
26,7 |
Обеспеченность спортивными залами (%) |
30,8 |
55,5 |
Обеспеченность бассейнами (%) |
16,8 |
8,5 |
В городе Ростове-на-Дону наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется:
- в росте стремления ростовчан к занятиям физической культурой и спортом, осознания необходимости приобщения к здоровому образу жизни;
- в широком использовании физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;
- в использовании физической культуры и спорта как важного компонента нравственного, эстетического и интеллектуального развития учащейся молодежи;
- в использовании физической культуры и спорта в социальной и физической адаптации инвалидов, детей-сирот;
- в резком увеличении роста доходов от спортивных зрелищ и спортивной индустрии; в возрастающем объеме спортивного телерадиовещания и роли средств массовой информации в развитии физической культуры и спорта и формировании здорового образа жизни;
- в развитии физкультурно-оздоровительной и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;
- в многообразии форм, методов и средств, предлагаемых на рынке физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.
Несмотря на достигнутые успехи в и положительные тенденции развития физкультурно-спортивной отрасли, на сегодняшний день имеется ряд проблем, отрицательно влияющих на основной показатель ее развития - удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, и требующих неотложного решения:
- отсутствие эффективной системы координации и учета регулярных занятий детей, подростков и молодежи физической культурой и спортом;
- недостаточное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой в связи с недостаточной пропагандой занятий, отсутствием интереса граждан к занятиям, недостаточной личной ответственностью за собственное здоровье и здоровье своих близких;
- несоответствие уровня обеспеченности города объектами спортивной инфраструктуры по месту жительства и в образовательных учреждениях (детских садах, школах, учреждениях среднего специального и высшего образования), а также материальной базы имеющихся объектов задачам развития массового спорта.
Это определяет необходимость дальнейшего развития отрасли программно-целевым методом, с учетом эффективности вложения бюджетных средств и ежегодным ростом объемов привлеченных в отрасль инвестиций, участия бизнес-партнеров, создания благоприятной среды для формирования на территории города федеральных спортивных центров, применения новейших технологий в строительстве новых объектов спорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.