Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния в сфере формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в городе Ростове-на-Дону, содержание проблемы, анализ причин ее возникновения, обоснование необходимости ее решения программными методами
Одной из задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012, является организация современной социальной среды во всех российских регионах, городах, поселках, включая безбарьерную среду для граждан с ограниченными возможностями.
Настоящая Программа определяет основные направления улучшения условий жизни лиц с ограниченными возможностями на основе повышения доступности и качества услуг, гарантированных государством.
Впервые термин "Доступная среда" появился в 1995 году с принятием Федерального Закона от 24.11.1995 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Сегодня термин "Доступная среда" имеет общенациональное значение.
Сегодня в России насчитывается 13,2 млн. инвалидов, что составляет более 9 процентов населения страны. В Ростовской области численность инвалидов составляет 369,6 тыс. человек, или 6,3% от численности населения. В городе Ростове-на-Дону в настоящее время проживает более 75 тыс. инвалидов, это около 6,8% населения города. В других регионах этот показатель выше, например, в Уфе - 7,1%, в республике Башкортостан - 8,0%, в Амурской области 10,2%, в Санкт-Петербурге - 17,0%.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г., что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Присоединение России к такому важному международному документу налагает дополнительные обязательства и ответственность на все органы исполнительной власти, органы местного самоуправления.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Сложившаяся на сегодня инфраструктура как в целом по стране, так и в нашем городе, не приспособлена для жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, к которым относятся и люди с временным нарушением здоровья, родители с детьми в колясках, беременные женщины, пожилые люди.
В настоящее время строительство современных объектов в основном выполняется с соблюдением норм доступности. Однако проблема доступности актуальна в старом фонде, включая поликлиники, больницы, учебные заведения, учреждения соцзащиты, учреждения культуры.
Работа по созданию условий доступности социальных объектов в городе Ростове-на-Дону требует поэтапного решения, комплексного подхода и значительных финансовых вложений.
Департаментом соцзащиты населения города опыт организации работы по данному вопросу формировался поэтапно:
- с 2001 года в соответствии с постановлением Мэра города от 22.03.2001 N 725 "О создании городского Координационного совета по делам инвалидов" в городе действует городской Координационный Совет по делам инвалидов, на котором рассматриваются вопросы создания в городе условий доступности для маломобильных групп населения;
- с 2002 года Департаментом в соответствии с требованиями СНиП "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" выполнялись полномочия по согласованию заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры при разработке проектных решений на новое строительство и реконструкцию. С 2002 года Департаментом рассмотрено 3316 заданий на проектирование. В соответствии с Областным законом от 27.06.2013 N 1115-ЗС "Об обеспечении на территории Ростовской области беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственного пользования ими транспортом, средствами связи и информации" в настоящее время в городе Ростове-на-Дону установлен порядок согласования заданий на проектирование с органами соцзащиты населения, который утвержден постановлением Администрации города от 07.10.2013 года N 1111 "Об утверждении порядка согласования задания на проектирование объектов социальной инфраструктуры в целях создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры".
Во исполнение поручения Председателя Правительства РФ от 07.09.2011 N ВП-П12-6370 об обеспечении инвалидам условий для беспрепятственного доступа в административные здания и служебные помещения Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 08.02.2012 N 66 "О формировании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности" утвержден "План мероприятий по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа в административные и служебные помещения по объектам муниципальной собственности, закрепленным за муниципальными учреждениями на территории города Ростова-на-Дону на 2012 год".
В рамках данного Плана в 2012 году выполнены работы по обустройству пандусов в 52 объектах социальной сферы, объем расходов на выполнение указанных работ составил 5,0 млн. рублей.
В 2013 году действует "План мероприятий по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа в административные и служебные помещения по объектам муниципальной собственности, закрепленным за муниципальными учреждениями на территории города Ростова-на-Дону на 2013 год", утвержденный Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 05.12.2012 N 1090 "О мероприятиях по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в городе Ростове-на-Дону на 2013 год", в соответствии с которым обеспечено условиями доступа 15 объектов соцсферы на сумму 2,3 млн. рублей. Кроме того, в соответствии с решением городской Думы, хозяйственному управлению Администрации города дополнительно выделены в октябре т.г. бюджетные ассигнованиями на сумму 2,1 млн. рублей и в настоящее время осуществляется разработка проектно-сметной документации по 12 объектам, находящимся в их оперативном управлении в целях дальнейшего дооборудования условиями доступности.
Следует отметить, что из 603 помещений муниципальных учреждений в настоящее время в 104 обеспечены условия доступности при входе в помещения (наличие пандусов, поручней и т.п.). В полном объеме условиями доступа обеспечены 23 помещения.
Поэтому особо важное значение имеет подготовка всеми службами города паспортов доступности по подведомственным объектам. В 2013 году во исполнение Постановления Правительства Ростовской области от 07.02.2013 N 56 "Об организации работы по паспортизации и классификации объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" и Постановления Администрации города от 12.03.2013 N 245 "О паспортизации и классификации объектов социальной инфраструктуры, городского пассажирского транспорта, средств связи и информации" отраслевыми органами Администрации города организована работа по паспортизации. Цель этой работы - последующая модернизация (дооборудование) объектов и обеспечение их доступности для инвалидов. По итогам проведенной паспортизации, всего обследовано 549 объектов, из которых 77 имеют утвержденные паспорта доступности и финансово-экономические обоснования, 426 объектов паспортизированы, но по ним не составлены финансово-экономические обоснования. Работа в части подготовки финансово-экономических обоснований и утверждению паспортов продолжается.
В соответствии с основными показателями социально-трудовой сферы муниципальных районов и городских округов Ростовской области в городе Ростове-на-Дону проживают 1 053 ребенка-инвалида. В рамках создания минимально достаточных условий жизни, социальной адаптации в обществе необходимо совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации с целью интеграции детей-инвалидов с обществом. Начиная с 1998 года, ежегодно из городского бюджета выделяются средства на проведение оздоровительных, реабилитационных мероприятий в плавательном бассейне для детей-инвалидов из малообеспеченных семей продолжительностью до 6 месяцев, организуемых Департаментом социальной защиты населения. Курс реабилитации для каждого ребенка составляет 3 месяца. Кроме того, Управлением по физической культуре и спорту города Ростова-на-Дону ежегодно организуется проведение физкультурно-оздоровительных занятий по плаванию для 480 пожилых граждан, ветеранов и инвалидов.
Целесообразность решения проблемы обеспечения в городе Ростове-на-Дону доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения программным методом определяется следующими причинами:
1. Масштабностью, высокой социально-экономической значимостью проблемы. Решение проблемы предполагает модернизацию, дооборудование значительной части существующих объектов социальной, транспортной, информационной инфраструктур, а также организацию строительства новых объектов с учетом требований доступности.
2. Комплексностью проблемы. Потребуются решение различных задач правового, финансового, информационного характера, реализация соответствующего комплекса мероприятий.
3. Межведомственным характером проблемы.
4. Длительностью решения проблемы. Проблема может быть решена в течение ряда лет путем осуществления взаимосвязанных по целям работ и комплекса мероприятий.
С учетом изложенного, использование программного метода представляется наиболее целесообразным для создания доступной для инвалидов среды и других маломобильных групп населения.
Социальная эффективность реализации Программы выражена в улучшении качества жизни инвалидов и других маломобильных групп населения путем обеспечения условий для беспрепятственного доступа в административные и служебные помещения по объектам муниципальной собственности, закрепленными за муниципальными учреждениями на территории города Ростова-на-Дону.
Реализация мероприятий программы, направленных на формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на территории города Ростова-на-Дону предполагает выраженную социальную направленность и позволит к 2020 году добиться позитивного изменения ситуации, связанной с доступной средой для инвалидов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.