Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития города Ростова-на-Дону
Молодежь - это социально-возрастная группа населения в возрасте 14 - 30 лет. Социальная миссия молодежи заключается в том, чтобы быть активным субъектом социального воспроизводства и социальных преобразований. Молодежь является резервом и действующей силой обновления, социально-экономического и духовного развития страны. Стремительное старение населения и неблагоприятные демографические тенденции предъявляют к сегодняшним школьникам и студентам повышенные требования. Молодежь будет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность станет источником средств для обеспечения детей, инвалидов, граждан пожилого возраста.
Целевой группой Программы являются:
- молодые жители города Ростова-на-Дону в возрасте от 14 до 30 лет;
- молодежные общественные организации, добровольческие (волонтерские) объединения;
- молодые семьи, в которых возраст обоих супругов (или одного из родителей в неполной семье) не превышает 35 лет.
Становление нынешнего молодого поколения происходит в иных, чем у предыдущих поколений, социальных и экономических условиях. К негативным тенденциям в молодежной среде, требующим целенаправленного снижения, следует отнести:
- недостаточную вовлеченность молодежи в политическую, экономическую и культурную жизни региона и города;
- снижение роли молодой семьи в процессе социального воспроизводства;
- криминализацию молодежной среды, ее наркоманизацию, влияние деструктивных субкультур и сообществ на молодежную среду;
- рост влияния деструктивных информационных потоков в молодежной среде.
В тоже время, серьезные изменения, произошедшие в государстве за последние годы, усиление его социальных функций, активизация работы с молодежью привели к росту позитивных тенденций. К ним можно отнести:
- повышение престижности качественного образования и профессиональной подготовки;
- восприимчивость к новому, рост инновационной активности;
- более высокий, по сравнению со старшими возрастными группами, уровень адаптивности;
- рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу, стремление самостоятельно решать возникающие проблемы;
- рост заинтересованности в сохранении своего здоровья.
Необходимо учитывать, что улучшение социального самочувствия молодежи осложняет ситуацию на рынке труда, так как возрастают требования молодежи к уровню зарплаты, условиям труда, карьерному росту, престижности профессии; появляется интерес к приобретению собственного жилья, с помощью средств государственной поддержки; возрастает потребность в качественно организованном досуге.
Актуальность проведения целенаправленной молодежной политики отражена в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р), Концепции реализации государственной молодёжной политики в Ростовской области на период до 2020 года (утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 27.03.2013 N 172).
В городе Ростове-на-Дону проживает 308 тысяч человек молодежи, что составляет 28,1% от общей численности населения города и треть молодого населения Ростовской области.
Организация работы с молодежью в городе строится на основе программно-целевого метода, позволяющего обеспечить четкое определение приоритетов этой работы, адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования бюджетных средств в молодежную сферу.
Более 150 тысяч молодых жителей города ежегодно принимают участие в гражданско-патриотических акциях, фестивалях, волонтерских проектах. Возросло число участников деятельности молодежных организаций и движений (с 42 тысяч в 2010 году до 47,3 тысяч человек в 2013 году), созданы новые молодежные организации и молодежные движения - "8 районов", "Я - волонтёр", "Донской витязь", "Молодёжная спортивная Лига", "Трезвый Дон", "Актив 61".
В сфере профилактики наркомании и правонарушений реализуется 6 городских проектов, общий охват молодежи в которых составил 86848 чел, что составляет 28% от общего числа молодых горожан.
Сформирована система поддержки талантливой молодежи. Более 33 тысяч молодых ростовчан ежегодно принимают участие в конкурсах и фестивалях в сфере науки, культуры, спорта, общественной деятельности, из них 3,5 тысячи становятся победителями. За период реализации Программы размер премий победителям Городских конкурсов по поддержке талантливой молодежи увеличен в 6 раз, количество конкурсных мероприятий возросло до 10.
Администрацией города ведется целенаправленная работа с работодателями по вовлечению их в реализацию программ первичного и временного трудоустройства молодых граждан. В городе Ростове-на-Дону действуют 70 студенческих трудовых отрядов, которыми с 2011 года реализуется проект "Ремонт дворов руками молодежи".
В настоящее время получила развитие система молодежного самоуправления. Созданы и действуют Городской и 8 районных советов молодежи, Городской студенческий совет, Молодёжное правительство, Ассоциация студенческих советов общежитий, Координационный совет молодежных и детских объединений, 8 добровольческих центров во всех районах города. Это позволило увеличить более чем в 3 раза количество реализуемых инициативных молодежных акций, организовать предоставление социальных услуг молодежными организациями, способствовало появлению объектов городской инфраструктуры, созданных силами молодых ростовчан.
Важной задачей проводимой в городе молодежной политики является организация здорового и содержательного досуга молодежи. В городе ежегодно проводится свыше 300 городских, региональных, российских и международных молодежных фестивалей и форумов, в том числе традиционные и популярные праздники "Золотая осень", "Ростовская студенческая весна", "Татьянин день", "Кубок первокурсников", "Жемчужина Дона", игры КВН на кубок Мэра города, Бал младенца, Городской праздник молодых семей Ростова, фестиваль "Молодой рабочий", Фестиваль молодёжных инициатив.
В настоящее время поддержаны свыше 40 новых проектов, разработанных молодыми жителями города, среди них: проект "Ремонт дворов руками молодёжи", "Экстрим стихия", "Координационный центр профилактики экстремизма в молодёжной среде", "Равный обучает равного", "Я волонтёр", "Dance 4 life" и другие.
Актуальными проблемами, требующими дальнейших мер по их преодолению, остаются: проблема наркоманизации молодежной среды, вопросы первичного трудоустройства и занятости молодежи, проблемы гражданской пассивности и роста иждивенческих настроений у молодежи.
Для поэтапного решения указанных проблем необходимо укрепление и совершенствование работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодежи, развитие волонтерского движения, вовлечение молодежи в программы поддержки малого предпринимательства и организации собственного дела, поддержка инициатив и проектов системы молодежного самоуправления.
На продолжение решения вышеобозначенных проблем направлена Программа.
Применение программно-целевого метода в молодежной политике позволит за срок реализации Программы достичь поставленной цели и реализовать конкретные проекты. Основные преимущества программно-целевого метода:
- комплексный подход в работе с молодежью в городе Ростове-на-Дону. Цель и задачи реализации Программы позволяют учесть все аспекты работы с молодежью, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках Программы;
- распределение полномочий и ответственности. В рамках Программы предусматривается участие образовательных учреждений, молодежных общественных организаций и добровольческих (волонтерских) объединений, что позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий;
- эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы. В рамках Программы определены целевые показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты и эффективность реализации Программы;
- обеспечение общественного контроля реализации Программы и эффективности использования финансовых ресурсов;
- возможность концентрации материальных и финансовых ресурсов для решения приоритетных задач работы с молодежью в городе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.