Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 30 апреля 2009 г. N 366
"Об утверждении Положения об отборе в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации важнейших инновационных проектов государственного значения"
Приказом Минпромторга России от 3 ноября 2010 г. N 991 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях организации работы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации в части повышения эффективности использования бюджетных средств приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об отборе в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации важнейших инновационных проектов государственного значения.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.В. Дементьева.
Министр |
В.Б. Христенко |
Положение
об отборе в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации важнейших инновационных проектов государственного значения
(утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 30 апреля 2009 г. N 366)
1. Настоящее положение определяет порядок отбора в Минпромторге России важнейших инновационных проектов государственного значения.
2. Под важнейшим инновационным проектом государственного значения в настоящем Положении понимается комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам мероприятий, направленных на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение для социальной сферы, экономики в целом и отдельных отраслей промышленности.
3. Процедура отбора в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации тематик важнейших инновационных проектов государственного значения устроена следующим образом:
3.1. Департаменты Министерства промышленности и торговли Российской Федерации подготавливают предложения (заявки) о реализации важнейших инновационных проектов государственного значения для включения их в План по прикладным научным исследованиям и разработкам (конкурсные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации (далее - План НИОКР), которые должны содержать сведения к описанию проектов, предусмотренные пунктом 4 настоящего Положения и представляют их на рассмотрение профильным научно-техническим и/или координационным советам Министерства.
3.2. Профильные научно-технические и/или координационные советы Министерства проводят рассмотрение и отбор заявок на реализацию важнейших инновационных проектов государственного значения с точки зрения реальных возможностей производства конечной наукоемкой продукции, исходя из потребностей внутреннего и внешнего рынков, и в соответствии с приведенными в пункте 5 настоящего Положения критериями.
3.3. Отобранные проекты представляются на рассмотрение Комиссии по реализации программы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в Минпромторге России, образованной приказом Минпромторга России от 5 марта 2009 г. N 111 (далее - Комиссия). Комиссия проводит рассмотрение отобранных заявок на реализацию важнейших инновационных проектов государственного значения, представленных научно-техническими и/или координационными советами Министерства, с точки зрения возможностей бюджетного финансирования проектов.
3.4. При необходимости к работе научно-технических и/или координационных советов и Комиссии могут быть привлечены независимые экспертные организации.
3.5. Решения Комиссии о реализации в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации важнейших инновационных проектов государственного значения оформляются в виде протокола Комиссии.
3.6. Предложения (заявки) Департаментов Минпромторга России о реализации проектов, по которым Комиссией приняты положительные решения, включаются в План НИОКР, утверждаемый приказом Минпромторга России.
4. Предложения (заявки) о реализации важнейших инновационных проектов государственного значения должны содержать:
4.1. Цель проекта с указанием:
задачи государственной важности, решаемой в рамках проекта;
технологического направления (в соответствии с перечнем приоритетных направлений развития науки и техники и критических технологий федерального уровня);
ожидаемых конечных результатов реализации проекта (в конкретных показателях и параметрах).
4.2. Краткий обзор состояния проблемы, включая:
уровень отечественных разработок по сравнению с лучшими мировыми аналогами (указать страны/ компании, в которых достигнуты наилучшие результаты);
результаты мирового уровня по тематике проекта, полученные в России за последние 5 лет;
работы, проводимые по тематике проекта в рамках федеральных целевых программ и других программ и проектов, финансируемых из средств бюджетов всех уровней;
наличие отечественных и зарубежных патентов;
перечень ведущих российских научных организаций, принимавших участие в решении данной проблемы.
4.3. Обоснование предлагаемого пути решения задачи и состояния проблемы к моменту завершения проекта.
4.4. Характеристика разрабатываемой научно-технической продукции:
4.4.1. Технические, эксплуатационные и производственные показатели.
4.4.2. Отрасль, основные предприятия-производители аналогичной продукции и объемы ее производства в настоящее время; предполагаемые производители и объемы производства продукции, степень готовности производства к выпуску продукции; сопоставление разрабатываемых и базовых технологий по экологическим параметрам, производительности, обеспечению отечественным и импортным сырьем, снижению издержек производства, ресурсосберегающей эффективности.
4.4.3. Показатели конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках:
величина спроса на подобную продукцию на рынке в данное время и прогнозируемая величина спроса, возможность дополнительного спроса;
наличие свободных ниш на рынках данного товара;
соотношение между параметрами качества продукции, намечаемой к производству, и соответствующими параметрами качества продукции, представленной на рынках;
соотношение между прогнозируемой ценой на данный вид продукции, намечаемый к производству (исчисленной с учетом издержек производства и обращения и ожидаемой прибыли), и действующими, а также прогнозируемыми рыночными ценами;
возможность замещения, вытеснения данным видом намечаемой к производству продукции, других аналогичных видов продукции, которые она способна заменить.
4.5. Обоснование практической реализуемости производства данных видов продукции в намечаемом масштабе, в желаемые сроки, определяемой:
наличием имеющихся и предполагаемых ресурсов, законодательных и иных ограничений, препятствующих осуществлению программы;
наличием заинтересованных в производстве и реализации продукции хозяйственных структур, как отечественных, так и зарубежных;
наличием готовых или возможностью осуществления новых научных, проектно-конструкторских, технологических разработок, необходимых для развития производства, их патентной чистотой, возможностью закупки необходимых лицензий;
наличием или возможностью создания, расширения производственной базы, технологического оборудования, других элементов материально-технической базы производства, включая сырье, материалы, энергию, комплектующие изделия;
наличием квалифицированных научных и производственных кадров;
масштабами и источниками требующихся для реализации проекта финансовых ресурсов с разделением во времени и по видам источников и с учетом ограниченных возможностей привлечения средств федерального бюджета;
отсутствием ограничений, вытекающих из экологических условий производства и потребления данного вида продукции.
4.6. Основные этапы выполнения проекта с указанием конкретных промежуточных результатов.
4.7. Затраты на реализацию проекта (по источникам финансирования), сроки выполнения проекта и организации серийного производства.
4.8. Основные результаты реализации проекта, выражающиеся в выпуске конкретной продукции (технологии), имеющей высокий потенциал рыночной реализации, оценку экономической эффективности, социальных и экологических последствий от реализации проекта.
4.8.1. Экономическая эффективность развития производства данных видов продукции, рассчитанная, исходя из макроэкономических параметров на дату планирования, и определяемая с учетом масштабов производства следующими показателями:
ожидаемый уровень прибыли и рентабельности по периодам осуществления проекта с учетом всех определяющих видов издержек;
ожидаемый срок окупаемости проекта;
динамика замещения существующих технологий и продукции по годам;
мультипликативный эффект от реализации проекта;
бюджетная эффективность, определяемая приростом налоговых поступлений в бюджет на всех стадиях выполнения проекта, от научных исследований и разработок до реализации готовой продукции.
4.8.2. Импортозамещение, характеризуемое расчетным объемом снижения закупок этой или аналогичной продукции за рубежом, затрат валютных ресурсов за счет осуществления проекта.
4.8.3. Расширение экспортных возможностей в результате осуществления проекта, измеряемое абсолютной и относительной величиной роста экспорта и экспортной выручки по годам программного периода и в целом, доля экспорта продукции в общем объеме ее производства (за тот же период).
4.8.4. Социальные показатели проекта (увеличение количества рабочих мест и занятости, рост доходов, заработной платы, улучшение качества жизни в результате реализации проекта).
5. Отбор заявок на реализацию важнейших инновационных проектов государственного значения должен соответствовать следующим критериям:
5.1. В случае наличия утвержденной отраслевой стратегии, проект должен соответствовать целям, заявляемым в ней.
5.2. Проект должен обеспечивать получение социально и/или экономически значимого эффекта, как на уровне экономики в целом, так и на уровне ее отдельных секторов и отраслей.
5.3. Проект должен соответствовать целям и задачам Министерства, а также должен быть основан на научных результатах, определяющих мировой уровень исследований в соответствующих областях, в первую очередь, в рамках критических технологий федерального уровня.
5.4. В рамках проекта должен быть реализован инновационный цикл "опытно-конструкторские и технологические разработки - постановка разработанной продукции на серийное производство", а его результатом должен быть выпуск конкретной продукции (технологии), имеющей высокий потенциал рыночной реализации. При необходимости и с учетом дополнительных обоснований возможно проведение прикладных научных исследований в рамках выполнения проекта.
5.5. Выпускаемая в результате реализации проекта продукция должна быть ориентирована на существующие рынки сбыта, либо на перспективные быстрорастущие рынки высокотехнологичных товаров и услуг, в том числе и с учетом необходимости импортозамещения на указанных рынках.
5.6. Проект должен решать ключевые проблемы конкурентоспособности, в том числе, такие, как снижение издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь, энергосбережения), увеличение доли продукции с высокой степенью переработки, повышение эффективности использования сырьевой базы, обеспечение гибкости производства, а также обеспечивать улучшение экологических показателей выпускаемой продукции.
5.7. Продолжительность реализации проекта - не более 4 лет.
5.8. Общий объем финансирования проекта должен составлять не менее 0,5 млрд. рублей.
5.9. Объем бюджетного софинансирования проекта за счет средств федерального бюджета должен составлять не более 50% общего объема финансирования в год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закреплен порядок отбора в Министерстве промышленности и торговли РФ важнейших инновационных проектов государственного значения.
Проект признается таковым, если он включает мероприятия, направленные на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение эффекта, имеющего значение для социальной сферы, экономики в целом и отдельных отраслей промышленности.
Заявки о реализации проектов готовятся Департаментами Министерства. Профильные научно-технические и (или) координационные советы Министерства отбирают заявки по ряду критериев. Так, продолжительность реализации проекта должна быть не более 4 лет; общий объем финансирования - не менее 0,5 млрд. руб.; объем софинансирования из федерального бюджета - не более 50% от общего объема финансирования в год. Результатом проекта должен быть выпуск конкретной продукции (технологии) с высоким потенциалом рыночной реализации и т. д.
Отобранные проекты рассматриваются Комиссией по реализации программы НИОКР в Министерстве с точки зрения возможностей бюджетного финансирования.
Заявки, по которым приняты положительные решения, включаются в План по прикладным научным исследованиям и разработкам.
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 30 апреля 2009 г. N 366 "Об утверждении Положения об отборе в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации важнейших инновационных проектов государственного значения"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минпромторга России от 3 ноября 2010 г. N 991 настоящий приказ признан утратившим силу