Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Инвестиции играют ключевую роль в экономике, поскольку обеспечивают обновление и расширение основных фондов для производства товаров и услуг и повышения их конкурентоспособности.
Инвестиционная политика должна решать задачу повышения конкурентоспособности региональной экономики. При этом, с одной стороны, необходимо учитывать интересы государства в целом, с другой, - обеспечивать согласование интересов отдельных участников инвестиционной деятельности.
С 2000 по 2008 год в Ростовской области наблюдался ежегодный рост объемов инвестиций в основной капитал (исключение составил 2002 год, когда динамика темпов роста инвестиций упала до 85,2 процента, что в основном было связано с высокой базой сравнения предыдущего года из-за завершения реализации крупнейшего инвестиционного проекта - строительства первого энергоблока Волгодонской АЭС).
За период 2000 - 2008 годов объем инвестиций вырос в 8 раз - с 22,0 млрд. рублей в 2000 году до 193,7 млрд. рублей в 2008 году.
В конце 2008 года темп роста инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил 119,0 процента. Наиболее активно развивались обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; транспорт и связь.
Однако в 2009 году темп роста инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года снизился до 86,5 процента и составил 170,8 млрд. рублей. Снижение объемов инвестиций вызвано завершением в 2008 году крупных инвестиционных проектов со значительными объемами инвестиционных ресурсов, определившими высокую базу сравнения.
Освоение инвестиций, направленных на развитие региона в 2010 - 2011 годах, несмотря на позитивные тенденции восстановительного роста в экономике остались ниже докризисного уровня. В 2010 году инвестиции в основной капитал сократились относительно 2009 года до 92,7 процента и составили 158,5 млрд. рублей, в 2011 году инвестиции в основной капитал сократились относительно 2010 года до 96 процентов и составили 164,6 млрд. рублей, что связано с приостановкой строительства отдельных объектов, вызванной влиянием мирового финансового кризиса либо переносом ввода объектов на более поздние сроки.
Начиная со второго квартала 2012 года удалось преодолеть спад инвестиционной деятельности, темпы освоения инвестиций имели устойчивую положительную динамику роста и по основным показателям, характеризующим инвестиционную деятельность в Ростовской области, сложились выше уровня 2011 года. По итогам 2012 года темп роста инвестиций в основной капитал по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился до 113,7 процента и составил 198,2 млрд. рублей.
В целях стимулирования инвестиционной активности на территории Ростовской области действуют следующие правовые акты Ростовской области:
Областной закон от 01.10.2004 N 151-ЗС "Об инвестициях в Ростовской области";
Областной закон от 02.07.2008 N 35-ЗС "О предоставлении государственных гарантий Ростовской области";
Областной закон от 22.07.2010 N 448-ЗС "Об основах государственно-частного партнерства";
Областной закон от 10.05.2012 N 843-ЗС "О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области";
постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 N 2067 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года";
постановление Правительства Ростовской области от 05.07.2012 N 578 "О Порядке формирования и ведения Реестра инвестиционных проектов на территории Ростовской области";
постановление Правительства Ростовской области от 13.12.2012 N 1073 "О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционного проекта на территории Ростовской области";
постановление Правительства Ростовской области от 22.03.2012 N 218 "О порядке оказания государственной поддержки инвестиционной деятельности организаций из областного бюджета";
постановление Правительства Ростовской области от 15.03.2012 N 187 "О некоторых вопросах предоставления государственных гарантий Ростовской области".
Указанные правовые акты обеспечивают право инвестора на получение комплекса государственных преференций. Так, к ним относятся льготы по налогу на имущество и прибыль организаций. С 1 июля 2011 г. организации, реализующие инвестиционные проекты с объемом капитальных вложений 300 млн. рублей и более, освобождены от уплаты налога на имущество организаций.
Кроме того, инвесторам могут предоставляться как государственные гарантии, так и субсидии в целях возмещения затрат (расходов) по уплате процентов по кредитам коммерческих банков, предоставленных для нового строительства, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий.
Одной из возможностей для активизации инвестиционной деятельности является реализация инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства.
При этом, предоставление администрациям муниципальных образований межбюджетных трансфертов в форме субсидии в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при создании объектов капитального строительства, необходимых для подведения к границам участка, на котором инвестором создается (реконструируется) объект капитального строительства, объектов транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог общего пользования местного значения, мостов, предусматривается за счет средств дорожного фонда Ростовской области.
Высокая инвестиционная привлекательность является одним из ключевых факторов позитивного имиджа Ростовской области, использование которого может значительно увеличить приток внешних финансовых ресурсов в регион для решения стратегических задач его развития.
В 2008 году рейтинговый консорциум "Эксперт РА - АК&M" подтвердил Ростовской области кредитный рейтинг на уровне А+ на основании заключенного государственного контракта на 2008 - 2009 годы. Прогноз по рейтингу - стабильный.
В 2010 году международное рейтинговое агентство "Fitch Ratings" присвоило Ростовской области национальный долгосрочный рейтинг "А+". Прогноз - "Стабильный".
По оценкам рейтингового агентства "Эксперт РА" Ростовская область в 2011 году среди других российских регионов по рейтингу инвестиционного климата заняла позицию "Средний потенциал - минимальный риск (2А)". В 2012 году Ростовская область заняла 11-е место в ранге инвестиционного потенциала и 12-е место в ранге инвестиционного риска. Уровень инвестиционного потенциала - "Средний потенциал - умеренный риск (2В)" среди других российских регионов.
В 2011 году международным рейтинговым агентством "Фитч Рейтингз СНГ Лтд" по результатам проведенного мониторинга подтвержден присвоенный Ростовской области в 2010 году национальный долгосрочный кредитный рейтинг "A+". Прогноз - "Стабильный". Рейтинг носит объективный характер и показывает, что экономика Ростовской области является хорошо диверсифицированной. Ожидается, что регион испытает благоприятное воздействие от восстановления национальной экономики при прогнозируемом росте валового регионального продукта на 5 - 6 процентов в среднесрочной перспективе.
В сентябре 2012 года заключен государственный контракт с Обществом с ограниченной ответственностью "Национальное Рейтинговое Агентство" о присвоении и мониторинге кредитного рейтинга Ростовской области. В ноябре 2012 года Ростовской области присвоен кредитный рейтинг на уровне "А+" по национальной шкале (высокая кредитоспособность, первый уровень).
Вместе с тем, актуальной для Ростовской области, как и в целом по России, остается задача по устранению административных барьеров, сдерживающих приток инвестиций.
В этой связи необходимо создание системы стимулирования муниципальных образований по активизации работы по привлечению инвестиций в зависимости от оценки эффективности администрирования инвестиционных процессов.
Создание благоприятных административно-правовых условий для осуществления инвестиционной деятельности как российскими, так и иностранными компаниями на территории Ростовской области, формирование инвестиционной привлекательности области требует комплексного подхода, участия в этом процессе представителей власти, бизнеса, общественности, что обуславливает необходимость решения данного вопроса программно-целевым методом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.