Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I.
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Поддержание оптимальной физической активности является существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения и помогающим в решении задачи создания условий для роста благосостояния населения Ростовской области, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности.
Физическая культура и спорт являются составными элементами культуры личности и здорового образа жизни, значительно влияют не только на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, но и на поведение человека в быту, трудовом коллективе, на формирование личности и межличностных отношений.
Спорт на всех его уровнях - это механизм для самореализации человека, для его самовыражения и развития. Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Спортивное движение сегодня - одно из самых мощных и массовых движений.
Наряду с положительными тенденциями развития физкультуры и спорта в Ростовской области, существуют проблемы, требующие решения в ближайшее время.
Ключевыми проблемами, сдерживающими развитие физкультуры и спорта в Ростовской области, являются:
1. Дефицит высококвалифицированных, профессиональных кадров.
За последние годы отмечен рост численности работников отрасли физической культуры и спорта. Это связано, в первую очередь, со сдачей в эксплуатацию новых спортивных сооружений, а также с введением в организациях дополнительных ставок спортинструкторов.
Вместе с тем отрасль испытывает недостаток тренеров-преподавателей. Не хватает штатных физкультурных работников с базовым образованием и профессиональных тренерских кадров. В отрасли высока доля совместителей и лиц предпенсионного и пенсионного возраста.
Кроме того, отсутствие социальной поддержки молодых специалистов по физической культуре и спорту, начинающих преподавательскую деятельность после окончания средних и высших учебных заведений, приводит к оттоку молодых кадров из отрасли.
2. Высокая внутриобластная дифференциация в обеспечении населения объектами физической культуры и спорта, тренерским и преподавательским составом.
3. Отток спортсменов Ростовской области в другие субъекты Российской Федерации, предлагающие более выгодные финансовые условия.
4. Низкая привлекательность отрасли для частных инвесторов на фоне дефицита бюджетного финансирования.
5. Отсутствие личных мотиваций, заинтересованности и потребности в физкультурных занятиях у значительной части населения.
6. Отсутствие эффективной системы отбора и подготовки спортивного резерва для сборных команд Ростовской области.
7. Несовершенство действующих законодательных актов, прежде всего, федеральных, не позволяющих создать необходимые условия для развития учреждений спортивной направленности.
8. Недостаточное влияние общественных физкультурно-спортивных организаций для широкого привлечения к физической культуре и спорту всех слоев населения.
Сдерживающими факторами развития физкультуры и спорта являются:
несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта задачам развития отрасли;
недостаточное развитие системы клубов физкультурно-спортивной направленности в вузах, ссузах и УНПО и, как следствие, неэффективное использование внеурочного и каникулярного времени для занятий физической культурой и спортом;
недостаточное вовлечение в процесс занятий физкультурой и спортом детей из малообеспеченных семей;
недостаток современных форм организации учебных занятий по физической культуре в вузах, ссузах и УНПО;
недостаточное привлечение студенчества к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
недостаточная пропаганда физической культуры и спорта среди населения области, недостаток информации об организации физкультурно-спортивной работы с инвалидами;
несовершенство системы роста спортивного мастерства в структуре учреждений физкультурно-спортивной направленности;
недостаточное качество селекционной работы;
отсутствие механизмов по обеспечению учреждений спортивной направленности инновационными спортивными технологиями, научно-методическим, медико-биологическим и информационным обеспечением;
не в полной мере реализована система мотивации, основанная на материальном стимулировании спортсменов высокого класса и тренерского состава.
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 N 7 "О Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р, Областным законом от 29.07.2009 N 263-ЗС "О физической культуре и спорте в Ростовской области", распоряжением Администрации Ростовской области от 27.07.2010 N 42 "О разработке областной долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2011 - 2013 годы".
Структура управления физкультурно-спортивным движением в Ростовской области представлена сетью учреждений спортивной направленности, включающей 114 учреждений.
Из них: 66 - детско-юношеские спортивные школы, 44 - специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, одно училище олимпийского резерва, три центра спортивной подготовки.
По принадлежности учреждения распределяются таким образом:
17 учреждений подведомственны министерству по физической культуре и спорту Ростовской области;
92 - органам управления образованием;
3 - органам управления физической культурой и спортом (г. Ростова-на-Дону, Шахты, Белая Калитва);
2 - ФСО "Юность России" и СКА.
83,6 процента спортивных школ находится в ведении органов управления образованием.
Министерством спорта Российской Федерации определено 23 базовых олимпийских вида спорта, развиваемых в Ростовской области, и 3 паралимпийских и сурдлимпийских вида. По этим видам спорта численность занимающихся в области - 40 176 человек, что составляет 43 процента от общего числа занимающихся в спортивных школах.
Развитие спорта осуществляется в тесном взаимодействии с региональными спортивными федерациями.
За развитие различных видов спорта на территории Ростовской области отвечают 65 региональных спортивных федераций.
Благодаря совместным усилиям органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления, общественных институтов за последние годы в системе развития физической культуры и спорта произошли положительные изменения.
Практически по всем ключевым показателям наблюдается устойчивый рост, свидетельствующий о позитивных изменениях в системе управления физической культурой и спортом. В Ростовской области с 2006 по 2009 год обеспеченность спортивными сооружениями увеличилась на 10,8 процента; число стадионов с трибунами на 1,5 тысячи мест и более - на 21,8 процента; число спортивных залов - на 10,6 процента; число плавательных бассейнов - на 19,8 процента; число плоскостных спортивных сооружений (площадки и поля) - на 8,2 процента.
За три года, с 2007 по 2010 год, число лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в Ростовской области увеличилось на 284 114 человек и составило 970 288 человек, темп роста за указанный период - более 141,4 процента.
В результате реализации Областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Ростовской области на 2008 - 2010 годы" (далее - ОЦП на 2008 - 2010 годы) на территории Ростовской области была оптимизирована организационная структура управления физкультурно-спортивным движением и значительно улучшена материальная база для занятий физической культурой и спортом. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличился с 2007 по 2010 год с 16 до 22 процентов.
Обеспеченность спортивными сооружениями выросла с 8 531 единицы в 2007 году до 9 107 единиц в 2010 году.
Обеспеченность спортивными залами выросла соответственно с 0,9 тыс. кв. м до 1,13 тыс. кв. м.
Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями выросла с 14,8 тыс. кв. м до 16,7 тыс. кв. м на 10 тыс. населения.
Обеспеченность плавательными бассейнами выросла с 49,5 кв. м до 56,47 кв. м зеркала воды на 10 тыс. населения.
Доля учащихся, занимающихся физической культурой и спортом, выросла с 85,6 процента в 2008 году до 90,9 процента в 2010 году.
В муниципальных образованиях Ростовской области были реализованы межведомственные мероприятия (программы) по развитию физической культуры и спорта, в частности, в городах: Волгодонске, Ростове-на-Дону, Новочеркасске, Таганроге, Каменске-Шахтинском; районах: Аксайском, Веселовском, Неклиновском, Зерноградском, Обливском, Каменском, Тацинском и в других муниципальных образованиях, направленные на привлечение населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Одним из главных направлений развития физической культуры и спорта является физическое воспитание детей, подростков и молодежи, что способствует решению многих важных проблем, таких как улучшение здоровья населения, увеличение продолжительности жизни и ее качества, профилактика правонарушений.
Количество детей, подростков и молодежи, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, составило в 2010 году 586,0 тыс. человек, или более 70 процентов от общего числа этой категории населения. Из них:
в дошкольных образовательных учреждениях - 118 тыс. человек;
в общеобразовательных учреждениях - 255,0 тыс. человек;
в учреждениях начального и среднего профессионального образования - 46 тыс. человек;
в вузах - 49 тыс. человек;
в учреждениях дополнительного образования детей (включая детско-юношеские спортивные школы) - 118,0 тыс. человек.
Проблема занятости детей, подростков и организация их досуга решалась путем привлечения их к систематическим занятиям в секциях физкультурно-спортивных клубов по их месту жительства, в том числе в детских подростковых клубах, число которых выросло со 190 в 2007 году до 198 в 2010 году.
С целью привлечения к систематическим занятиям спортом детей, оставшихся без попечения родителей, в Ростовской области ежегодно проводится Спартакиада среди воспитанников школ-интернатов и детских домов по 7 видам программы.
Большое внимание уделялось работе с молодежью, формированию условий для становления личности молодого человека, нравственному и патриотическому воспитанию, интеллектуальному и физическому развитию, в частности:
привлечению к спортивным занятиям и соревнованиям, проводимым в Ростовской области, студентов вузов и учащихся средне-специальных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования;
стимулированию талантливых спортсменов-студентов;
развитию волонтерского движения среди студенческой молодежи.
Активная работа проводилась по развитию физической культуры и спорта несовершеннолетних и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и других групп лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите.
В результате около 7 404 тыс. человек с ограниченными физическими возможностями охвачены этой работой, что составляет 2,6 процента от численности проживающих в области инвалидов. В поддержку инвалидного спорта в области созданы и осуществляют свою деятельность на территории Ростовской области 23 организации.
Вместе с тем многие проблемы в организации работы по развитию физической культуры и спорта среди инвалидов еще остаются нерешенными. Это - неприспособленность материально-технической спортивной базы к особенностям спорта среди инвалидов, недостаточное количество спортивных мероприятий, отсутствие специалистов по адаптивной физической культуре.
В условиях интенсификации производства повышаются требования к уровню физического здоровья и профессионально-прикладной подготовке работников. Большое значение приобретают вопросы организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в трудовых коллективах.
В Ростовской области в организациях было создано и работает 1 180 коллективов физической культуры (в 2007 году - 1 023).
В соответствии с Соглашением между Администрацией Ростовской области, Федерацией профсоюзов Ростовской области и Союзом работодателей Ростовской области при поддержке Федерации профсоюзов Ростовской области, Союза работодателей Ростовской области, администраций и профсоюзных комитетов организаций, органов управления по физической культуре и спорту муниципальных образований проводились мероприятия:
по созданию коллективов физической культуры в организациях всех форм собственности;
по оборудованию в организациях всех форм собственности комнат здоровья и психологической разгрузки.
Проводились физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, в том числе посвященные знаменательным датам и профессиональным праздникам.
В Ростовской области развиваются и зимние виды спорта: фигурное катание, хоккей; получили развитие народные виды спорта - увеличивается численность занимающихся русской лаптой и гиревым спортом.
В областных и муниципальных спортивных школах развиваются: футбол, армспорт, легкая атлетика, гиревой спорт, настольный теннис, русская лапта, борьба дзюдо, борьба греко-римская, конный спорт, стрельба пулевая, велоспорт, шахматы, гребля на байдарках и каноэ, гребля академическая, хоккей на траве, парусный спорт, тяжелая атлетика, бокс, волейбол и другие.
Достигнута положительная динамика показателей спортивных званий.
Увеличилось количество спортсменов массовых разрядов.
За период действия ОЦП на 2008 - 2010 годы в Ростовской области подготовлено:
кандидатов в мастера спорта - 1 766;
мастеров спорта - 330;
мастеров спорта международного класса - 37;
заслуженных мастеров спорта - 16;
заслуженных тренеров России - 17.
В отрасли физической культуры и спорта работает 8 421 штатный сотрудник.
В дошкольных образовательных учреждениях работает 541 штатный работник физической культуры, в общеобразовательных учреждениях - 1 871 штатный работник физической культуры, что составляет 28,6 процента от общей численности работников отрасли физической культуры и спорта в области.
В сельских территориях Ростовской области численность занимающихся физической культурой и спортом в секциях, клубах и группах спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности составила 299 564 человека, или 21,2 процента от общей численности сельского населения области.
За период действия ОЦП на 2008 - 2010 годы на данных территориях дополнительно введено в строй 140 спортивных сооружений, в основном плоскостных.
В 2010 году единовременная пропускная способность спортивных сооружений сельских территорий составила 108 844 человека.
Вместе с тем их обеспеченность основными спортивными сооружениями составляет:
плавательные бассейны - 1,9 процента;
спортивные залы - 66,0 процента;
плоскостные спортивные сооружения - 60,5 процента (в соответствии с Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 N 1683-р).
В сельских территориях работают 2 342 штатных работника физической культуры, что составляет 27,8 процента от общей численности работников отрасли физической культуры и спорта в области.
Важная роль в реализации кадровой политики отводилась обеспечению потребности данных территорий в специалистах с высшим и средним физкультурным образованием; их обеспеченность квалифицированными кадрами составляет 77 процентов от общей численности штатных сельских физкультурных работников.
Объем платных услуг физической культуры и спорта на душу населения вырос с 58,6 рубля в 2007 году до 86,2 рубля в 2009 году. Вместе с тем объем платных услуг физической культуры и спорта остается на крайне низком уровне. Для сравнения: объем платных медицинских услуг на душу населения составил в 2009 году 848,4 рубля и вырос по сравнению с 2007 годом в 1,4 раза.
Таким образом, реализация мероприятий ОЦП на 2008 - 2010 годы создала условия для значительного расширения доступности спортивных сооружений, более активного вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом, привела к созданию основы для дальнейшего развития физкультурно-спортивного движения.
Сдерживающим фактором развития физической культуры и спорта является также отсутствие единого подхода к организации управления этой сферой деятельности в муниципальных образованиях Ростовской области.
В рамках ОЦП на 2008 - 2010 годы финансирование осуществлялось, главным образом, за счет бюджетных средств, в том числе 71,7 процента - из областного бюджета; 18,7 процента - из местных бюджетов; 8,8 процента - из федерального бюджета и 0,8 процента - из внебюджетных источников финансирования. В ряде муниципальных образований области финансирование физической культуры и спорта осуществляется по остаточному принципу.
Государственная политика в сфере физической культуры и спорта должна рассматриваться как составной элемент социальной политики, реализуемой всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества.
Необходимо принять более масштабные, адекватные решаемым проблемам меры, которые позволят обеспечить значительное улучшение здоровья граждан, уменьшить количество асоциальных проявлений, прежде всего, среди подростков и молодежи. В связи с этим следует разработать и реализовать системные меры по более эффективному использованию потенциальных возможностей физической культуры и спорта.
Среди них такие меры, как:
содействие развитию корпоративного и любительского спорта;
развитие студенческого и любительского спорта;
поддержка и популяризация индивидуальных занятий спортом для учащихся общеобразовательных школ;
приспособление всех вводимых и имеющихся спортивных сооружений к потребностям лиц с ограниченными физическими возможностями. Адресная работа с отдельными категориями инвалидов;
возрождение системы секций общефизической подготовки, ориентированных на лиц старшего возраста;
создание условий для занятий физической культурой и спортом малообеспеченным категориям граждан, в том числе за счет предоставления услуг на бесплатной и льготной основе;
модернизация научно-методического и медико-биологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности с учетом современных достижений;
активизация взаимодействия с общественными организациями.
Реализация Программы позволит решить вышеуказанные проблемы и добиться значительного роста основных показателей развития физической культуры и спорта в Ростовской области при максимально эффективном управлении государственными финансами.
Без комплексного решения проблем программно-целевым методом как путем изменения базовых социальных ценностей и образа жизни граждан, так и путем создания условий для регулярных занятий физической культурой, негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией, усугубится.
Кроме того, использование программно-целевых методов бюджетного планирования является оптимальным решением в условиях реформирования бюджетного процесса и смещения акцентов с управления расходами на управление результатами.
Можно выделить следующие основные преимущества программно-целевого метода:
комплексный подход к решению проблемы;
распределение полномочий и ответственности между ответственными исполнителями и участниками Программы;
эффективное планирование и мониторинг результатов реализации Программы.
Программой определяются целевые показатели, позволяющие ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий и обеспечить их корректировку с учетом максимальной эффективности мероприятий Программы.
В Программе акцент сделан на развитие физической культуры и спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства граждан и, как следствие, подготовке спортивного резерва.
Финансовые ресурсы будут направляться, в первую очередь, на развитие и модернизацию спортивной инфраструктуры и организацию пропаганды физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни.
Развитие спорта высших достижений будет осуществляться путем финансирования модернизации специализированной инфраструктуры.
Планируется проведение постоянного наблюдения за степенью удовлетворенности населения действиями в области физической культуры и за изменением количества граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Способом ограничения финансового риска является ежегодная корректировка программных мероприятий и целевых показателей в зависимости от достигнутых результатов.
Административный риск реализации Программы представляет собой невыполнение в полном объеме принятых органами местного самоуправления и организациями финансовых обязательств, что приведет к неравномерному развитию инфраструктуры массового спорта.
Административный риск связан с неэффективным управлением Программой, которое может привести к невыполнению основных целей и задач Программы, обусловленному:
срывом мероприятий и недостижением целевых показателей;
неэффективным использованием ресурсов.
Способами ограничения административного риска являются:
регулярная и открытая публикация данных о ходе финансирования Программы в качестве механизма, стимулирующего выполнение принятых на себя обязательств;
обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных и кредитных ресурсов;
усиление контроля за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией Программы;
своевременная корректировка мероприятий Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.