Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния энергетики Ростовской области
Государственная программа реализуется в сферах социально-экономического развития, затрагивающих такие направления, как энергетическая инфраструктура, электроэнергетика, газификация, промышленность, малое и среднее предпринимательство, и оказывает значительное влияние на валовый региональный продукт Ростовской области.
Ростовская область наряду с другими субъектами Российской Федерации, входящими в состав Южного федерального округа, располагает большим потенциалом повышения энергетической эффективности, который оценивается в 40 процентов от уровня потребления энергоресурсов.
Реализация мер по повышению энергетической эффективности позволит задействовать указанный потенциал и обеспечить рост таких ключевых отраслей экономики, как инфраструктурное развитие Ростовской области, машиностроительный комплекс, агропромышленный и рыбохозяйственный комплексы.
В Указе Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" подчеркивается, что Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который оценивается в 40 процентов от уровня потребления энергоресурсов, или 403 млн тонн условного топлива. Значительный объем данного потенциала во многом объясняется тем, что снижению энергоемкости валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в последние десятилетия не уделялось достаточного внимания, в результате чего в настоящее время этот показатель в 2,5 раза превышает среднемировой уровень, а по сравнению с энергоемкостью ВВП развитых стран мира - в 3,5 раза. В качестве одного из основных показателей эффективности потребления энергоресурсов используется энергоемкость валового регионального продукта (далее - ВРП), которая определяется в сопоставимых ценах как отношение суммарного объема потребляемых энергоносителей (в т.у.т.) к объему ВРП (в млн рублей).
Государственная программа разработана на основе Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 13.05.2010 N 579 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", распоряжения Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 1830-р, направленных на реализацию Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", постановления Правительства Ростовской области от 31.07.2013 N 485 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ростовской области", распоряжения Правительства Ростовской области от 31.07.2013 N 297 "Об утверждении Перечня государственных программ Ростовской области".
Крупнейшими промышленными потребителями энергоресурсов в Ростовской области являются: ПАО "Таганрогский металлургический завод", ООО "Ростовский электрометаллургический заводъ", ОАО "Новочеркасский электродный завод", ООО "Комбайновый завод "Ростсельмаш", ОАО "Красный котельщик", ООО "Новочеркасский электровозостроительный завод", ООО "Энергомаш-Атоммаш", ОАО "Роствертол", ООО "Юг Руси - Золотая семечка", ОАО "Алкоа Металлург Рус", ОАО "Донская Водная Компания", ООО "Южная угольная компания".
Сравнительно высокая энергоемкость ВРП области связана, прежде всего, с особенностями структуры экономики и промышленности. В Ростовской области доля энергоемких отраслей (электро- и теплоэнергетика, металлургия, машиностроение, добыча угля и прочие) выше, чем в целом по Российской Федерации, в связи с чем разумным выходом из данной ситуации представляется структурная перестройка экономики, рост производительности труда, энерго- и ресурсосбережение. Суммарный технический потенциал области по повышению энергетической эффективности использования всех энергоресурсов будет составлять к 2016 году 20 - 25 процентов от объема потребления энергоресурсов в 2007 году.
С 1990 года энергоемкость экономики области снижалась за счет сдвига в сторону менее энергоемких отраслей и повышения загрузки производственных мощностей, но к 2009 году этот потенциал снижения энергоемкости был исчерпан.
По экспертным оценкам, для реализации областного потенциала повышения энергоэффективности необходимы государственные и частные инвестиции объемом в 3 раза меньше, чем потребуются для наращивания за аналогичный период производства и потребления энергоресурсов с целью сохранения темпов развития экономики, достигнутых в период с 2000 по 2009 год. При этом средний срок окупаемости инвестиций составляет 3 - 4 года, а при модернизации освещения - еще меньше.
Затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть затрат областного бюджета, населения и хозяйствующих субъектов. С учетом постоянного роста тарифов и цен на топливно-энергетические ресурсы бесхозяйственное, энергорасточительное и неэффективное использование последних становится недопустимым. Это обстоятельство является определяющим для того, чтобы проблема энергосбережения и повышения энергетической эффективности стала приоритетной в работе Правительства Ростовской области и органов исполнительной власти Ростовской области.
Повышение энергетической эффективности снизит риски и затраты, связанные с высокой энергоемкостью экономики Ростовской области, и позволит:
сохранить конкурентоспособность промышленности (повышение тарифов ведет к снижению размера прибыли промышленных предприятий, а повышение ими эффективности использования энергоресурсов сможет это предотвратить);
сократить расходы бюджета (более эффективное использование ресурсов в бюджетной сфере приведет к ежегодной экономии 3 - 5 процентов бюджетных средств).
Политика повышения энергетической эффективности должна сочетать ряд направлений, которые можно выделить в следующие группы: "Меры быстрой отдачи", "Базовые меры" и "Затратные, высокоэффективные меры".
"Меры быстрой отдачи". Эти мероприятия можно разработать менее чем за год, и они будут иметь значительный эффект при умеренных затратах. Ниже приведены некоторые примеры подобных решений:
информационная кампания по повышению уровня осведомленности в вопросах повышения энергетической эффективности;
увеличение сроков бюджетного планирования, введение права распоряжаться сэкономленными ресурсами, а также установление правил закупок, стимулирующих использование энергоэффективных технологий;
реорганизация муниципальных тепловых компаний в коммерческие предприятия или частно-государственные партнерства.
"Базовые меры". Они представляют собой основу политики повышения энергетической эффективности и будут способствовать более быстрому осуществлению финансово оправданных инвестиций:
стандарты энергетической эффективности в таких секторах, как здания, промышленное оборудование, эффективность использования энергоресурсов;
повышение энергетической эффективности как условие предоставления субсидий на проведение капитального ремонта;
скоординированные планы по теплоснабжению и управление спросом;
стимулирование финансирования энергоэффективных проектов банками.
"Затратные, высокоэффективные меры". Данные меры позволят устранить основополагающие причины низкой энергоэффективности и связаны с более высокими начальными затратами, но обеспечат более существенную экономию:
реформа тарифообразования на энергоносители;
либерализация рынков электроэнергии и газа;
планирование работы транспорта и энергетики;
переоснащение промышленности энергоэффективным технологическим оборудованием и внедрение энергосберегающих технологий.
Помимо ограниченности бюджетного финансирования и средств на данные цели у жилищно-коммунальных организаций, неразвитости механизмов ресурсного обеспечения энергосберегающих мер, неопределенности конъюнктуры и неразвитости рынка энергосервисных услуг, зависимости от состояния и конъюнктуры российского рынка энергоресурсов, а также отсутствия долгосрочного тарифообразования, к основным рискам реализации мероприятий по энергосбережению относится то, что значимость энергоэффективности пока сильно недооценивается в секторах экономики, в культуре и социальных нормах жизни.
Энергосистема Ростовской области располагает суммарной установленной мощностью генерирующих источников электрической энергии около 6 тысяч мегаватт и является крупнейшей на территории Южного федерального округа. На территории области представлены все основные виды электрогенерации - атомная, теплоэлектроцентрали, газотурбинные, тепловые угольные и гидроэлектростанции.
Энергосистема Ростовской области является устойчивой, ведется постепенное наращивание мощностей. Самыми крупными объектами генерации являются Ростовская АЭС и Новочеркасская ГРЭС.
После ввода в эксплуатацию второго энергоблока Ростовской АЭС Ростовская область перестала быть энергодефицитной - суммарная максимальная потребляемая мощность электроэнергии составляет примерно 3/5 от объема ее выработки.
Производство электроэнергии в области также осуществляют:
ООО "Шахтинская ГТЭС" - крупнейшая в области газотурбинная электростанция с установленной мощностью 94,3 МВт;
ООО "Лукойл-Экоэнерго", основным видом деятельности которого является производство и реализация электрической энергии с использованием возобновляемых источников. В Ростовской области компания эксплуатирует Цимлянскую ГЭС с установленной мощностью 209 МВт.
Энергосистема Ростовской области входит в Единую энергетическую систему России (далее - ЕЭС) и связана с Краснодарской, Калмыцкой, Воронежской и Волгоградской энергосистемами, а также с Украиной по межсистемным связям напряжением 220 - 500 кВ.
Магистральные сети напряжением 220 кВ и выше на территории области находятся под контролем филиала ПАО "ФСК ЕЭС" Ростовское предприятие МЭС, в эксплуатации которого находятся 3 950 километров линий электропередачи, 26 подстанций напряжением 220 - 500 кВ.
Филиалом ПАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" эксплуатируются распределительные сети до 110 кВ включительно общей протяженностью воздушных и кабельных линий электропередачи 75 000 километров, более 230 подстанций напряжением 110 кВ, 330 подстанций напряжением 35 кВ, более 13 700 трансформаторных подстанций 6,10/04 кВ. В зоне ответственности филиала ПАО "МРСК Юга" - "Ростовэнерго" находятся 8 производственных отделений.
Суммарная установленная мощность трансформаторов 110 - 500 кВ составляет 16 433,5 МВА.
Электросетевая компания АО "Донэнерго" также осуществляет передачу электрической энергии на напряжении до 110 кВ по воздушным и кабельным линиям протяженностью 18,9 тысячи километров, эксплуатирует 5 458 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. В состав общества входит филиал "Тепловые сети" и 11 филиалов межрайонных электрических сетей.
Кроме указанных электросетевых компаний, услуги по передаче электрической энергии на территории области также оказывают 38 смежных электросетевых организаций.
На территории Ростовской области осуществляют свою деятельность 2 энергосбытовые компании: ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и ОАО "Оборонэнергосбыт", имеющие статус гарантирующих поставщиков электрической энергии. На долю ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" приходится около 85 процентов розничного рынка электрической энергии.
Также на территории Ростовской области осуществляют деятельность следующие независимые энергосбытовые компании: ООО "Русэнергосбыт", ОАО "Нижноватомэнергосбыт", ОАО "Энергосбытовая Компания "Восток", ООО "Русэнергоресурс", ООО "Мечел-Энерго", ОАО "Мосэнергосбыт", ООО "Энерголинк", ЗАО "Евразийская энергетическая компания", ООО "Дизаж М", ООО "ЭнергоЭффективность".
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики" и положению о министерстве промышленности и энергетики Ростовской области, обязанность по разработке схемы и программы возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в Ростовской области - на министерство промышленности и энергетики Ростовской области. При этом предусмотрена ежегодная корректировка схемы и программы с целью ее актуализации.
Наибольшим техническим потенциалом повышения энергоэффективности обладают жилые здания, производство электроэнергии и промышленность области. Потенциал энергосбережения можно разделить на следующие виды: технически возможный (реализуемый на уровне современных технологий), экономически целесообразный (окупаемый) и финансово оправданный (со средними сроками окупаемости).
Потенциал повышения энергетической эффективности Ростовской области в секторах конечного потребления значительно выше, чем в производстве энергии. В частности, финансовый потенциал в секторах конечного потребления в 4 раза выше, чем в производстве электроэнергии и в системах теплоснабжения вместе взятых. Более того, экономия энергии у конечных потребителей сопровождается дополнительным снижением потребления первичной энергии по всей системе производства и передачи энергоресурсов. В секторах со значительным финансовым потенциалом (промышленность и транспорт), в первую очередь, следует осуществить меры, которые не оказывают влияния на уровень цен и не предполагают субсидирования, но направлены на устранение нефинансовых барьеров. В секторах с низким финансовым потенциалом повышения энергетической эффективности (производство тепла и электроэнергии) для достижения экономии необходимо, прежде всего, скорректировать цены или предложить другие инструменты, которые повысят привлекательность инвестиций в данные отрасли.
В жилых зданиях потенциал энергосбережения всех видов энергоресурсов можно описать следующим образом: технический потенциал - 49 процентов, экономический потенциал - 41 процент, финансовый потенциал - 23 процента. Более 70 процентов данного потенциала в жилищном фонде сосредоточено в системах отопления, подогрева и подачи воды. Наиболее значительные барьеры на пути повышения энергетической эффективности в жилых зданиях связаны с рекомендательным характером норм по теплозащите зданий, сложившимися поведенческими стереотипами населения и трудностями в организации и финансировании мер по повышению энергетической эффективности в местах общего пользования. Внедрение обязательных стандартов энергоэффективности для новых и реконструируемых зданий является одним из наиболее экономически эффективных способов обеспечения экономии энергии в жилом секторе.
Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками реализации государственной программы предусматривает следующие риски, оказывающие влияние на достижение цели и решение задач государственной программы.
Макроэкономические риски. Продолжительная рецессия мировой экономики и обусловленное этим ухудшение внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на товары российского экспорта, являющиеся основными источниками доходов российского бюджета, которая может помешать развитию топливно-энергетического комплекса.
Отставание российского энергетического сектора от ускоренного посткризисного развития передовых стран, отсутствие необходимых условий для последующего перехода к инновационной энергетике будущего.
Не соответствующее мировым темпам техническое и технологическое обновление отраслей российского топливно-энергетического комплекса за счет отечественных технологий, материалов и оборудования не позволит создать своевременные и достаточные условия для перехода на новую технологическую волну, связанную с расширенным использованием неуглеводородной энергетики в мировой экономике.
В этих условиях прямое государственное участие в развитии энергетического сектора будет постепенно ослабевать и заменяться на различные формы частно-государственного партнерства, особенно в части строительства и модернизации энергетической инфраструктуры, развития инноваций. При этом государство должно усилить свое регулирующее влияние в сфере совершенствования и оптимизации институциональной среды в российском энергетическом секторе.
В этой связи основными мерами управления риском такого характера являются: инновационное обновление отраслей топливно-энергетического комплекса за счет отечественных технологий, материалов и оборудования; расширенное использование в экономике неуглеводородной энергетики.
Обеспечение необходимого уровня качества и эффективности инноваций в энергетическом секторе. Недостаточный уровень качества и эффективности инноваций приведет к увеличению степени ориентации энергетического сектора при модернизации на использование импортных технологий и оборудования, что вызовет зависимость российского топливно-энергетического комплекса от зарубежных компаний, значительно снизит потребность в российском оборудовании, приведет к спаду в отечественном машиностроении и других секторах экономики, а также торможению развития российской науки.
В этих условиях роль государственного участия в развитии энергетического сектора должна заключаться в усилении роли государства в модернизации сектора исследований и разработок, качественной подготовке научных и инженерных кадров, преимущественной поддержке инновационных направлений развития энергетического сектора и инновационной сферы топливно-энергетического комплекса, а также в регулировании и обеспечении устойчивой институциональной среды для эффективного функционирования энергетического сектора. При этом должна возрасти государственная поддержка деятельности технологических платформ в энергетическом секторе и инновационных кластеров. Должна быть создана сеть государственных научных центров и национальных исследовательских центров в топливно-энергетическом комплексе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.