Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 3. Требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата

Приложение N 3

 

Требования
к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных профессиональных образовательных программ прикладного бакалавриата
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 16 октября 2009 г. N 423)

 

1. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы прикладного бакалавриата

 

1.1. Основная профессиональная образовательная программа прикладного бакалавриата (далее - программа прикладного бакалавриата) является экспериментальной основной профессиональной образовательной программой с нормативным сроком освоения 4 года.

1.2. Программы прикладного бакалавриата разрабатываются по специальностям среднего профессионального образования и (или) направлениям подготовки высшего профессионального образования с учетом профессиональных стандартов (при их наличии).

1.3. Программа прикладного бакалавриата обеспечивает профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, и профессиональную теоретическую подготовку, характерную для основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования - бакалавриата.

1.4. Программы прикладного бакалавриата предусматривают учебные циклы (гуманитарный, социальный и экономический циклы; математический и естественнонаучный циклы; профессиональный цикл) и разделы (физическая культура; учебная и производственная практики; государственная (итоговая) аттестация).

Гуманитарный, социальный и экономический, математический и естественнонаучный циклы состоят из учебных дисциплин.

Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных учебных дисциплин и модулей в соответствии с основными видами профессиональной деятельности выпускников. Модуль включает один или несколько междисциплинарных курсов.

Гуманитарный, социальный и экономический циклы предусматривают изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык", профессиональный цикл - изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

1.5. Программа прикладного бакалавриата по специальности среднего профессионального образования формируется на основе соответствующего федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Профессиональная теоретическая подготовка обеспечивается за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Программа прикладного бакалавриата по направлению подготовки высшего профессионального образования формируется на основе соответствующего федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Профессиональная практико-ориентированная подготовка обеспечивается за счет вариативной части основной профессиональной образовательной программы, предусмотренной федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

1.6. В программе прикладного бакалавриата объем практической подготовки студента (учебная и производственная практики, лабораторные работы и практические занятия, курсовые работы (проекты) составляет не менее 50 процентов от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.

 

2. Требования к условиям реализации программы прикладного бакалавриата

 

2.1. Требования к условиям реализации программы прикладного бакалавриата, разработанной по специальности среднего профессионального образования, формируются на основе требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Требования к условиям реализации программы прикладного бакалавриата, разработанной по направлению подготовки высшего профессионального образования, формируются на основе требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки высшего профессионального образования федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

2.2. Формирование программы прикладного бакалавриата в части определения основных видов профессиональной деятельности выпускников, к которым готовится бакалавр, осуществляется образовательным учреждением совместно с работодателями.

2.3. Производственная практика проводится в организациях работодателей в рамках модулей при освоении студентами основных видов профессиональной деятельности выпускников.

2.4. Реализация программы прикладного бакалавриата, разработанной по специальности среднего профессионального образования, на базе образовательного учреждения среднего профессионального образования осуществляется совместно с образовательным учреждением высшего профессионального образования, реализующим основную профессиональную образовательную программу высшего профессионального образования по соответствующему направлению подготовки, включая совместное проведение промежуточных и государственной (итоговой) аттестаций.

2.5. Освоение программы прикладного бакалавриата завершается государственной (итоговой) аттестацией, по результатам которой выпускнику, успешно прошедшему государственную (итоговую) аттестацию, присваивается квалификация бакалавра.

Выпускники, завершившие освоение программы прикладного бакалавриата, разработанной по специальности среднего профессионального образования, проходят государственную (итоговую) аттестацию по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования и (или) основной профессиональной образовательной программе высшего профессионального образования бакалавриата соответствующего профиля. При успешном прохождении государственной (итоговой) аттестации в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте, они получают соответственно документ государственного образца о среднем профессиональном образовании и (или) документ государственного образца о высшем профессиональном образовании - диплом бакалавра (пункт 12 Положения о проведении в 2009 - 2014 годах эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 667 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 35, ст. 4232).

Выпускники, завершившие освоение программы прикладного бакалавриата, разработанной по направлению подготовки высшего профессионального образования бакалавриата, и успешно прошедшие государственную (итоговую) аттестацию в образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте, получают документ государственного образца о высшем профессиональном образовании - диплом бакалавра (пункт 13 Положения о проведении в 2009 - 2014 годах эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2009 г. N 667 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 35, ст. 4232).

 

3. Требования к результатам освоения программы прикладного бакалавриата

 

Выпускник по программе прикладного бакалавриата с квалификацией (степенью) "бакалавр" должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способности:

осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

организовывать собственную деятельность, обобщать и анализировать информацию, определять цели и выбирать пути их достижения;

находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

использовать нормативные правовые акты в своей деятельности;

стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;

владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).