Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
1. С 2006 года целью деятельности системы образования Миасского городского округа являлось повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, что осуществлялось в 2006-2012 годах через муниципальную целевую Программу реализации национального проекта "Образование" в Миасском городском округе на 2006-2010 годы, принятой решением Собрания депутатов Миасского городского округа от 20.01.2006 г. N 4 "Об утверждении муниципальной целевой Программы реализации национального приоритетного проекта "Образование" в Миасском городском округе на 2006-2007 годы" и изменениями и дополнениями до 2009 года, и муниципальную целевую Программу реализации национального проекта "Образование" в Миасском городском округе на 2009-2012 годы, утвержденную постановлением Администрации Миасского городского округа от 03.06.2009 г. N 767 "Об утверждении муниципальной целевой Программы реализации национального приоритетного проекта "Образование" в Миасском городском округе на 2009-2012 годы" (далее именуются - национальный проект).
В 2013 году в целях реализации задач развития образования, а именно: реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"; реализация направлений национального проекта "Образование", модернизации систем общего и дошкольного образования, деятельность осуществлялась в соответствии с муниципальной целевой программой развития образования в Миасском городском округе на 2013-2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Миасского городского округа от 23.01.2013 г. N 405 "Об утверждении муниципальной целевой Программы развития образования в Миасском городском округе на 2013-2015 годы" (далее именуется - Программа развития образования), комплексом мер по модернизации общего образования, утвержденного постановлением Администрации Миасского городского округа от 04.06.2013 г. N 3612.
Постановлением Администрации Миасского городского округа Челябинской области от 24 декабря 2013 г. N 8452 постановление Администрации Миасского городского округа от 23 января 2013 г. N 405 признано утратившим силу
В ходе выполнения национального проекта и Программы развития образования внимание было сконцентрировано на выявлении, поддержке и распространении инновационного опыта, внедрении новых финансово-экономических механизмов, развитии инфраструктуры системы образования, поддержке и поощрении лучших педагогических работников, стимулировании одаренных детей и талантливой молодежи.
2. Анализ современного состояния образования в Миасском городском округе с учетом результатов реализации национального проекта и Программы развития образования свидетельствует о том, что в образовательной системе сложились тенденции и подходы к созданию условий, обеспечивающих качество и доступность образовательных услуг. Использование программно-целевых и проектных методов позволяет стимулировать системные изменения. Вместе с тем уровень развития образования пока не соответствует требованиям социально ориентированного развития округа, а в системе образования сохраняются проблемы и противоречия.
3. Применение принципа софинансирования позволило целевым образом направить средства на приоритетные направления развития системы образования: нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений; система оплаты труда, ориентированная на результат, публичная отчетность образовательных организаций.
4. С 2006 года начал реализацию конкурсный механизм поддержки лидеров - точек роста нового качества образования, при котором бюджетные средства были распределены на основе общественной оценки, а учреждения наделялись обязанностями по распространению инновационного опыта.
Поддержка лидеров из числа отдельных образовательных учреждений, в том числе реализующих инновационные образовательные программы, позволила продемонстрировать новые подходы к осуществлению образовательной практики. В Миасском городском округе с 2006 года финансовую поддержку из бюджетов всех уровней получили 33 образовательных учреждения.
В результате сформирована сеть образовательных учреждений, участвующих в инновационном развитии системы образования, созданы действующие образцы новых образовательных практик, обновлено представление о том, что такое современное образование.
Прежде всего, это повышение открытости образовательной системы, ее восприимчивости к запросам граждан и общества. Так, заявки на участие в конкурсах, проводимых в рамках реализации национального проекта и Программы развития образования, представляли органы государственно-общественного управления образовательных учреждений или профессиональные сообщества учителей. Это расширило практику создания в образовательных учреждениях попечительских, управляющих и иных советов. Доля образовательных учреждений Миасского городского округа, имеющих орган управления, реализующий государственно-общественный характер управления, в 2013 году составляет 100 процентов.
Вместе с тем количество образовательных учреждений, использующих инновационные подходы в своей деятельности, невелико, отсутствуют действенные механизмы распространения новых подходов к реализации образовательных программ. Ряд образовательных инициатив носит локальный характер и не может быть распространен на всю систему образования. В результате охват качественным образованием, модель которого апробирована в отдельном образовательном учреждении и которое необходимо для обеспечения равных стартовых возможностей всех обучающихся, продолжает оставаться недостаточным.
Дальнейшая модернизация образования требует масштабных изменений - вовлечения большей части образовательных учреждений в процессы инновационного развития системы образования, региона, страны в целом.
5. Механизмы и организационные формы поддержки, поощрения и стимулирования педагогических работников были обновлены в рамках национального проекта и продолжены в Программе развития образования. Поддержка в разных формах из бюджетов всех уровней оказана 836 педагогическим работникам Миасского городского округа.
Дала результаты система поддержки классных руководителей и молодых специалистов. Классный руководитель поставлен в равное положение с преподавателем общеобразовательных дисциплин. Это в значительной степени способствовало активизации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях.
Получены результаты в повышении престижа профессии учителя. Обновляется кадровый состав работников образования. Доля педагогических работников в возрасте до 30 лет, работающих в образовательных учреждениях системы общего образования, увеличилась в 2013 году до 17 процентов.
Переподготовка и повышение профессиональной квалификации педагогов и руководящих работников осуществляется посредством курсовой подготовки на базе ГБОУ ДПО ЧИППКРО, дистанционного обучения, модульных курсов по накопительной системе, научно-практических семинаров, межшкольного методического центра и других организаций, имеющих соответствующие лицензии.
С 2010 года отмечается увеличение спроса педагогических и руководящих работников на повышение квалификации и профессиональную переподготовку в связи с обновлением содержания образования, введением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО), новой системой аттестации, что предъявило новые, более высокие требования к профессионально-педагогической компетенции педагогических и руководящих работников.
При создании современных условий, моральных и материальных стимулов для качественной работы и профессионального роста педагога перспективными задачами являются:
1) формирование и предъявление новых требований к современному учителю;
2) внедрение новых подходов в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов с максимальной персонификацией программ за счет модульности и вариативности;
3) использование кадрового потенциала лучших учителей в решении задач национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" при внедрении федерального государственного образовательного стандарта общего образования нового поколения.
6. Обновление инфраструктуры образования произошло в результате реализации национального проекта, а в последующем - национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", проекта модернизации общего образования.
В 2006-2013 годах удалось значительно обновить учебное, спортивное, медицинское, технологическое оборудование, пополнить фонд школьных библиотек, укрепить информационно-коммуникационную составляющую образования.
Уровень оснащения школ оборудованием позволяет реализовывать в полном объеме образовательные программы, успешно проходить государственную аккредитацию и лицензирование.
Наряду с подключением всех школ к сети Интернет увеличилось количество в них компьютеров. Это позволило достичь соотношения 12 обучающихся в среднем на один компьютер. В 94,6 % школ созданы локальные вычислительные сети с выходом в сеть Интернет.
Произошло увеличение количества школ, в которых оснащены АРМами все учебные кабинеты до 18,92 %.
Внедрение в образовательный процесс современных информационно-коммуникационных технологий способствовало:
во-первых, формированию современного облика образования и нового качества предоставления образовательных услуг;
во-вторых, выравниванию учебных возможностей для всех обучающихся и условий труда для всех педагогов;
в-третьих, предъявлению иных требований к профессиональной деятельности педагога;
в-четвертых, расширению возможностей реализации индивидуальных образовательных программ для обучающихся и педагогических работников.
Приведение инфраструктуры образования к уровню, соответствующему современным стандартам, позволило бы перейти от масштабных государственных инвестиций к систематическому текущему финансированию, обеспечивающему поддержку всей инфраструктуры.
7. Создание в образовательных учреждениях современных условий обучения является наиболее заметным и значимым результатом реализации национального проекта.
В Миасском городском округе к началу 2013 года 72 процента обучающихся обучались в условиях, отвечающих современным требованиям.
Вместе с тем использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в современной образовательной и управленческой практике носит эпизодический характер. Не создана целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования. Необходимо создание технических и технологических условий, которые позволят педагогам и обучающимся получить эффективный доступ к источникам информации по всем отраслям науки и техники, использовать новые электронные образовательные ресурсы в процессе обучения, в том числе дистанционно.
8. Выявление и поощрение талантливой молодежи стало в образовательных учреждениях округа ядром широкой системной поддержки и сопровождения юных талантов.
Развитие получило олимпиадное движение. Обучающиеся школ Миасского городского округа являются участниками муниципального и регионального этап Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам, областных олимпиад, межрегиональных олимпиад.
Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам
Уровень/показатели |
2010-2011(чел./%) |
2011-2012(чел./%) |
2012-2013(чел./%) |
Муниципальный этап ВОШ (участники от всех учащихся 7-11 классов) |
1808 30,4 % |
1635 27,6 % |
1843 29,4% |
Муниципальный этап ВОШ (победители и призёры) |
363 20% |
449 27,5% |
468 25,4 |
Региональный этап ВОШ (участники/победители и призёры) |
78/22 28,2% |
91/24 26,4% |
103/35 34% |
Заключительный Всероссийский этап ВОШ (участники/победители и призёры) |
2/2 100% |
3/0 0 |
0 0 |
Современное образование открыто нововведениям, большое развитие получило ЛЕГО. В МГО проводятся муниципальная олимпиада по основам робототехники "Роботехническая олимпиада", соревнования ЛЕГО - роботов, турнир классических соревнований ЛЕГО - роботов, Турнир новичков и Кубок "Gree N City".
Команды Миасса успешно участвуют в областных, региональных, всероссийских, международных соревнования роботов.
Одарённость имеет множество граней, для реализации физических способностей, школьники участвуют во всероссийской олимпиаде школьников по физкультуре, Всероссийских спортивных соревнованиях "Президентские спортивные игры". По итогам областных Всероссийских соревнований "Президентские спортивные игры" команда Миасского городского округа стала 4 из 15 команд области.
Вместе с тем сохраняется необходимость развития системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В данной деятельности отсутствуют эффективные механизмы обеспечения непрерывности интеграции возможностей образовательных учреждений, недостаточно используются возможности научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.
Особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. В соответствии с инициативой "Наша новая школа" в любом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную социализацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с 273-ФЗ "Законом об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2013 г. N 273-ФЗ нормативно закреплено обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
9. Без решения вышеуказанных проблем, требующих комплексного подхода, противоречия в системе образования не только сохранятся, но будут нарастать.
Оптимальное решение проблем, указанных выше, может быть обеспечено применением программно-целевого метода, который основан на подчинении распределения ресурсов и мероприятий достижению определенной цели.
В Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года, Миасского городского округа до 2020 года, определены основные направления развития системы образования. Стратегической целью развития образования является повышение доступности качественного образования на основе инновационных технологий.
При этом стратегической целью государственной политики в области образования согласно Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы", является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Для достижения стратегических ориентиров прогнозируются объемные показатели образовательной системы, тенденции ее развития до 2020 года:
количество педагогического персонала для прохождения курсов повышения квалификации и переподготовки;
мероприятия в соответствии с задачами обновления содержания и поэтапного введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
динамика количества школьников, обучающихся в современных условиях, определение объемов средств на обновление оборудования и оснащение общеобразовательных учреждений, использование современных технологий обучения.
Общие перспективы развития различных сфер экономики помогают определить перспективы развития учреждений для детей с особыми образовательными потребностями и малокомплектных школ, заранее начать работу по обеспечению доступного качественного образования за счет ремонта зданий общеобразовательных учреждений, обеспечению дистанционного обучения в удаленных школах и подвоза обучающихся, использованию современных технологий обучения и другое.
Цель и задачи настоящей Программы, учитывая сроки ее реализации, соответствуют государственной программе "Развитие образования в Челябинской области" на 2014-2015 годы, Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы", государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р признано утратившим силу
См. Государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.