В соответствии с приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015 г. N 999 "Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации" и Методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2014 г. N ВМ-04-10/2554 приказываю:
1. Утвердить Методические рекомендации по переходу на новую систему оплаты труда работников учреждений спортивной подготовки (далее именуются - Методические рекомендации) (Приложение 1).
2. Отделу правовой работы, государственной службы и кадров Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области (Н.С. Перминой) направить Методические рекомендации главам муниципальных образований Челябинской области для использования в работе.
3. Рекомендовать Главам муниципальных образований Челябинской области в срок до 01 сентября 2016 г. разработать и принять нормативные правовые акты по переходу на новую систему оплаты труда, работников учреждений спортивной подготовки.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Л.Я. Одер |
Утверждены
приказом Министерства по физической
культуре и спорту Челябинской области
от 21 апреля 2016 г. N 21-Ю
Методические рекомендации
по переходу на новую систему оплаты труда учреждений спортивной подготовки
I. Основные положения
1. Методические рекомендации по переходу на новую систему оплаты труда учреждений спортивной подготовки (далее именуются - Методические рекомендации) подготовлены с целью оказания методической помощи физкультурно-спортивным организациям, реализующим программы спортивной подготовки в области физической культуры и спорта в целях совершенствования организации заработной платы, стимулирования деятельности физкультурно-спортивных организаций.
Методические рекомендации разработаны в соответствии с:
1) Трудовым кодексом российской Федерации;
2) Федеральным законом от 02.05.2015 N 122-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
3) Федеральным законом от 04.12.2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
4) Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30.10.2015 г. N 999 "Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации";
5) Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.04.2014 г. N 186н "Об утверждении профессионального стандарта "Спортсмен";
6) Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 07.04.2014 г. N 193н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер";
7) Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2014 г. N 630н "Об утверждении профессионального стандарта Инструктор-методист";
8) Методическими рекомендациями по организации спортивной подготовки в Российской Федерации Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2014 г. N ВМ-04-10/2554;
9) Положением об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству по физической культуре и спорту Челябинской области, утвержденное постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2010 г. N 101-П (с изменениями от 20.04.2004 г. N198-П) и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы оплаты труда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названных изменений N198-П следует читать как "20 апреля 2016 г."
2. Методические рекомендации определяют систему оплаты труда работников учреждений спортивной подготовки .
3. Система оплаты труда работников учреждений спортивной подготовки включает в себя размеры окладов (должностных окладов), выплаты компенсационного и стимулирующего характера и устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждений спортивной подготовки в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Челябинской области, содержащими нормы трудового права, а также с учетом мнения представительного органа работников Учреждения.
4. Система оплаты труда работников учреждений спортивной подготовки устанавливается с учетом:
1) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
2) тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих;
3) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;
4) государственных гарантий по оплате труда;
5) перечня видов выплат компенсационного характера, установленного настоящим Положением;
6) перечня видов выплат стимулирующего характера, установленного настоящим Положением;
7) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
8) мнения представительного органа работников Учреждения.
II. Особенности оплаты труда работников учреждений спортивной подготовки
5. В Методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2014 г. N ВМ-04-10/2554 предусмотрено четыре метода нормирования труда:
а) по выработке рабочего времени, затраченного на реализацию образовательной программы или программы спортивной подготовки в соответствии с табелем учета рабочего времени ("почасовой" метод);
б) по количеству занимающихся по каждому этапу (периоду) подготовки и избранному виду спорта, закрепленных за работником в соответствии с тарификацией ("подушный" или "подушевой" метод);
в) по количеству групп по каждому этапу (периоду) подготовки и избранному виду спорта ("групповой" метод) при условии наполняемости групп не ниже минимального;
г) по результатам спортивных достижений занимающихся за определенный период подготовки ("рейтинговый" метод).
Тарифицирование работников, участвующих в реализации программ с несколькими группами занимающихся, может осуществляться с применением разных методов по каждой группе.
Распределение (закрепление) работников, участвующих в реализации программ, рекомендуется проводить в соответствии с планом комплектования организации, осуществляющей спортивную подготовку, тарификационными списками работников (далее - тарификация), локальными нормативными актами организации, при этом используя:
а) бригадный метод работы (работа по реализации программы более чем одним специалистом, непосредственно осуществляющим тренировочный процесс по этапам (периодам), с контингентом занимающихся, закрепленным персонально за каждым специалистом).
Тарифицирование указанных работников рекомендуется осуществлять с учетом конкретного объема, сложности и специфики работы, с последующим распределением фонда оплаты труда по коэффициенту трудового участия каждого конкретного специалиста (норме отработанных часов) и вкладе в выполнение установленных для бригады норм и показателей результативности работы.
б) одновременная работа двух и более работников, реализующих программу с одним и тем же контингентом занимающихся, закрепленным одновременно за несколькими специалистами с учетом специфики избранного вида спорта (группы видов спорта), либо в соответствии с федеральными государственными стандартами или федеральными государственными требованиями.
Тарифицирование указанных работников осуществляется с учетом их одновременной работы с занимающимися.
6. Так же, предусмотрены повышающие коэффициенты к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы.
К минимальным окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам, с учетом обеспечения финансовыми средствами, рекомендуется применять следующие повышающие коэффициенты:
коэффициент квалификации;
коэффициент специфики работы;
персональный повышающий коэффициент.
Размеры повышающих коэффициентов в соответствии с нормативными правовыми актами публично-правовых образований могут быть изменены (увеличены).
Повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам), ставкам рекомендуется устанавливать на определенный период времени в течение соответствующего календарного года или на более длительный срок, например, олимпийский цикл - 4 года.
Повышающий коэффициент квалификации к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы работника рекомендуется устанавливать с учетом уровня его профессиональной подготовки, компетентности и квалификации. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу (должностному окладу) предлагается определять путем умножения размера оклада (должностного оклада) работника на повышающий коэффициент.
Размер выплат по повышающему коэффициенту к ставке заработной платы рекомендуется определять путем умножения ставки заработной платы с учетом объема фактической тренерской (педагогической - для тренеров-преподавателей) нагрузки на повышающий коэффициент.
В стимулирующие выплаты рекомендуется включать и повышающие коэффициенты к окладу (должностному окладу).
Рекомендуемые размеры коэффициента квалификации тренеров (тренеров-преподавателей) и иных специалистов, а именно: работники организации, осуществляющей спортивную подготовку, непосредственно не задействованные в организации, реализации и (или) контроле за реализацией программ спортивной подготовки, но обеспечивающих непрерывный процесс спортивной подготовки (например: административно-управленческий и обслуживающий персонал организации).
Для правового, психолого-педагогического, научно-методического и медицинского обеспечения спортивной подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку, организация, осуществляющая спортивную подготовку, может привлекать специалистов высших учебных заведений, других образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих научную подготовку, на условиях срочного трудового договора или гражданско-правового договора оказания услуг.
Рекомендуемые размеры коэффициента квалификации для выше перечисленных работников приведены в таблице N 1.
Таблица N 1
Рекомендуемые размеры коэффициента квалификации тренеров (тренеров-преподавателей) и других специалистов
Уровень квалификации |
Рекомендуемый размер повышающего коэффициента |
высшая квалификационная категория |
до 0,8 |
первая квалификационная категория |
до 0,5 |
вторая квалификационная категория (при наличии) |
до 0,3 |
Коэффициент квалификации по должностям спортсмен, спортсмен-инструктор и спортсмен-ведущий рекомендуется устанавливать в зависимости от наличия спортивного разряда (спортивного звания), рекомендуемые размеры которых приведены в таблице N 2.
Таблица N 2
Рекомендуемые размеры коэффициента квалификации для должностей спортсмен, спортсмен-инструктор, спортсмен-ведущий
Кандидат в мастера спорта |
Мастер спорта России, гроссмейстер России |
Мастер спорта России международного класса |
Заслуженный мастер спорта |
Победитель и призер официальных международных спортивных соревнований |
до 1 |
до 1,5 |
до 2 |
до 3 |
до 3 |
Рекомендуется при расчете повышающих коэффициентов специфики работы учитывать особенности деятельности организации, осуществляющей спортивную подготовку, а также наличие специализированных отделений по видам спорта внутри организации.
Коэффициент специфики работы для специализированных отделений, а также отделений по олимпийским видам спорта, рекомендуется устанавливать в размере 0,15 к окладу (должностному окладу) тренерского состава, имеющих непосредственное отношение к организации работы указанных отделений. При этом для тренеров, тренеров-преподавателей рекомендуется учитывать фактический объем тренерской (педагогической - для тренеров-преподавателей) нагрузки.
Персональный повышающий коэффициент к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы работника рекомендуется устанавливать на определенный период времени в течение соответствующего календарного года.
7. В Методических рекомендациях по организации спортивной подготовки в Российской Федерации Министерства спорта Российской Федерации от 12.05.2014 г. N ВМ-04-10/2554 предлагается при формировании фонда оплаты труда учитывать следующие подходы к формированию фонда оплаты труда работников организаций, осуществляющих спортивную подготовку:
1) формирование фонда оплаты труда осуществлять за счет средств бюджета соответствующего уровня и средств, поступающих от приносящей доход деятельности;
2) фонд оплаты труда работников организации формировать на календарный год;
3) оплата труда работников Учреждения включает в себя:
оклады (должностные оклады);
выплаты компенсационного характера;
выплаты стимулирующего характера.
Отдельным категориям работников Учреждения могут предусматриваться выплаты по персональному повышающему коэффициенту к окладу (должностному окладу).
4) экономию средств по фонду оплаты труда, образовавшуюся в ходе исполнения сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности организации, направлять на стимулирующие выплаты, премирование работников организации, оказание отдельных видов единовременной материальной помощи в соответствии с коллективными договорами и локальными нормативными актами организаций;
5) организация в пределах имеющихся у нее средств на оплату труда работников организации может самостоятельно определять размеры премий и других мер материального стимулирования;
6) на выплаты стимулирующего характера направлять (резервировать) не менее 30% фонда оплаты труда;
7) в случае если месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), окажется ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, то указанному работнику рекомендуется производить доплату до минимального размера оплаты труда;
8) оплату труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени, производить пропорционально отработанному времени либо в зависимости от выполненного объема работ. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой по совместительству, производить раздельно по каждой из должностей;
9) для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых организацией услуг, организация может привлекать помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работников на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности;
10) увеличение (индексация) окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников организаций производить в соответствии с локальными нормативными актами организаций, принимаемыми на основании соответствующих нормативных правовых актов.
8. Стимулирующие выплаты.
Работникам организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также внедрение и реализацию Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) рекомендуется устанавливать следующие виды выплат стимулирующего характера (с учетом особенностей оплаты труда тренерского состава):
за результативное участие в подготовке спортсмена в спортивных дисциплинах, включенных в программу Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр и иных значимых официальных международных спортивных соревнованиях;
выплаты молодым специалистам и наставникам;
выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
выплаты за качество выполняемых работ;
выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
выплаты за опыт работы и достижения работников в сфере физической культуры и спорта, образования в области физической культуры и спорта, отмеченные государственными и ведомственными званиями и наградами;
выплаты за высокие результаты работы по вовлечению населения в подготовку к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты стимулирующего характера рекомендуется осуществлять в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников организации, а также средств, поступающих от приносящей доход деятельности, направляемых организацией на оплату труда работников.
Рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы работника за подготовку и (или) участие в подготовке спортсмена высокого класса, как занимающегося в данной организации, осуществляющей спортивную подготовку, так и ранее проходившего подготовку, либо переданного для дальнейшего прохождения в другую организацию.
1) стимулирующие выплаты работникам за результативное участие в подготовке спортсмена в видах спорта (спортивных дисциплинах), включенных в программу Олимпийских игр, Паралимпийских игр, Сурдлимпийских игр и иных значимых официальных международных и всероссийских спортивных соревнованиях рекомендуется устанавливать:
тренерам (прежде всего первому тренеру), ранее участвовавшим в подготовке спортсмена, достигшего значимый спортивный результат на официальных международных и всероссийских спортивных соревнованиях, в том числе и в случаях перехода данного спортсмена в другую организацию, осуществляющую спортивную подготовку;
тренерам-консультантам, оказавшим практическую помощь тренеру (тренерам) при подготовке спортсмена, достигшего значимый спортивный результат на официальных международных и всероссийских спортивных соревнованиях;
заместителям руководителя организации, осуществляющей спортивную подготовку, непосредственно отвечавших за организацию подготовки спортсмена, достигшего значимый спортивный результат на официальных международных и всероссийских спортивных соревнованиях;
иным специалистам, оказавшим практическую помощь тренеру (тренерам) при подготовке спортсмена, достигшего значимый спортивный результат на официальных международных и всероссийских спортивных соревнованиях.
Рекомендуемые размеры стимулирующей выплаты работникам за результативное участие в подготовке спортсмена (команды) приведены в таблице N 3.
Таблица N 3
Рекомендуемые размеры стимулирующей выплаты работникам за результативное участие в подготовке спортсмена (команды)
Стимулирующая выплата к должностному окладу, ставке заработной платы работника за подготовку и (или) участие в подготовке спортсмена высокого класса предлагается устанавливать по наивысшему статусу официальных спортивных соревнований на основании протоколов или выписки из протоколов спортивных соревнований, а срок ее действия - с момента показанного спортсменом спортивного результата или с начала (финансового) года (соответственно, сдвигая срок действия) в течение одного календарного года, а по международным спортивным соревнованиям - до проведения следующих международных спортивных соревнований данного статуса (за исключением случаев их проведения в том же календарном году, в котором показан спортивный результат).
Если в период действия установленной стимулирующей выплаты к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы работника спортсмен улучшил спортивный результат, размер стимулирующей выплаты предлагается соответственно увеличивать и устанавливать новое исчисление срока его действия.
2) в целях привлечения и укрепления кадрового тренерского состава рекомендуется применять стимулирующие выплаты молодым специалистам, а также тренерам, тренерам-преподавателям, другим специалистам, осуществляющим наставничество над молодыми специалистами (далее - специалист-наставник).
Рекомендуется устанавливать следующие стимулирующие надбавки:
до 50% к должностному окладу - молодому специалисту;
от 10 до 15% к должностному окладу - специалисту-наставнику.
Для реализации кадровой политики, направленной на привлечение в отрасль выпускников профессиональных образовательных организаций в области физической культуры и спорта, рекомендуется указать о порядке материального стимулирования молодых специалистов и специалистов-наставников в локальном акте организации (например: в Положении о статусе молодого специалиста, Положении о материальном стимулировании работников, коллективном договоре, других локальных актах).
3) рекомендуемые размеры выплаты за интенсивность и высокие результаты работы устанавливаются работникам организаций, осуществляющим спортивную подготовку, непосредственно участвующим в обеспечении высококачественного тренировочного процесса, приведены в таблице N 4.
Таблица N 4
Рекомендуемые размеры выплаты за интенсивность и высокие результаты работы
Показатель |
Критерий |
Рекомендуемый размер стимулирующей выплаты в % от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы |
Выполнение программ спортивной подготовки |
Доля спортсменов, успешно выполнивших контрольно-переводные нормативы |
До 30 |
Качество спортивной подготовки |
Доля спортсменов, получивших спортивный разряд (звание) |
До 30 |
Победы на официальных межрегиональных спортивных соревнованиях: чемпионатах федеральных округов, первенствах федеральных округов, зональных соревнованиях с участием спортивных сборных команд (клубов) субъектов Российской Федерации, федеральных округов |
1 - 3 места |
До 40 |
Победы на официальных региональных спортивных соревнованиях: чемпионатах субъектов Российской Федерации, кубках субъектов Российской Федерации, первенствах субъекта Российской Федерации, других официальных спортивных соревнованиях субъектов Российской Федерации, а также официальных спортивных соревнованиях муниципального, городского уровней |
1 - 3 места |
До 35 |
4) выплаты за качество выполняемых работ:
Выплаты за качество выполняемых работ производятся в соответствии с достигнутыми показателями эффективности деятельности работников Учреждения.
Критерии оценки качества выполняемых работ (далее именуются - критерии оценки) для установления размера выплаты за качество выполняемых работ устанавливаются локальным нормативным актом Учреждения.
При определении критериев оценки для тренеров Учреждений, осуществляющих спортивную подготовку, рекомендуется руководствоваться следующими критериями:
на этапе начальной подготовки и на тренировочном этапе (этап спортивной специализации):
- стабильность состава занимающихся (контингента), а именно, при переходе из группы начальной подготовки до одного года сохранность контингента не менее 80%; при переходе из этапа начальной подготовки свыше одного года на тренировочный этап сохранность контингента не менее 70%;
на этапе совершенствования спортивного мастерства:
- выполнение спортсменом индивидуального плана подготовки (не менее 80 процентов принятых обязательств);
- динамика спортивных достижений, результаты выступлений на официальных региональных, всероссийских и международных соревнованиях;
- включение спортсменов в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (за каждого спортсмена);
на этапе высшего спортивного мастерства:
- включение спортсменов в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (за каждого спортсмена);
- стабильность выступлений спортсмена на официальных всероссийских и международных соревнованиях.
Можно также производить выплаты за качество выполняемых работ в соответствии с достигнутыми показателями эффективности деятельности организации:
за своевременность и полноту выполняемых обязанностей;
за соответствие качества выполняемой работы квалификационной категории и трудовым (должностным) обязанностям;
за личное участие в мероприятиях, проводимых учреждением (организацией);
за наличие положительных отзывов о работе;
по итогам работы учреждения (организации), например: занятые с 1 по 6 места в официальном смотре-конкурсе по итогам года среди учреждений (организаций) по профилю деятельности;
за организацию и проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий (более 10 мероприятий в год);
выполнение государственного (муниципального) задания учреждением (организацией).
5) стимулирующие выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет рекомендуется устанавливать в целях укрепления кадрового состава организации, осуществляющей спортивную подготовку, сохранения преемственности и тренерских традиций.
Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет рекомендуется производить работникам в зависимости от общего количества лет, проработанных в физкультурно-спортивных организациях и организациях и (или) образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, в процентах от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы.
Рекомендуемые размеры стимулирующих выплат за стаж работы, выслугу лет в процентах от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы приведены в таблице N 5.
Таблица N 5
Рекомендуемые размеры стимулирующих выплат за стаж работы, выслугу лет в процентах от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы
Показатель |
Рекомендуемые размеры стимулирующей выплаты в процентах к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы |
Стаж работы от 5 до 10 лет |
от 3 до 5 |
Стаж работы от 10 до 20 лет |
от 5 до 10 |
Стаж работы от 20 до 25 лет |
от 10 до 20 |
Стаж работы свыше 25 лет |
от 20 до 25 |
6) рекомендуемые размеры выплат за опыт и достижения работникам, имеющим государственные и ведомственные звания и награды, приведены в таблице N 6.
Таблица N 6
Размеры выплат за опыт и достижения работникам, имеющим государственные и ведомственные звания и награды
Наименование выплаты |
Рекомендуемые размеры выплат в процентах к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы |
За почетное звание "Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации", За государственные награды, включая почетные звания Российской Федерации и СССР, За почетные спортивные звания "Заслуженный тренер России", "Заслуженный мастер спорта России", "Заслуженный мастер спорта СССР" |
50 - 100% |
За почетный знак "За заслуги в развитии физической культуры и спорта" |
40 - 50% |
За спортивные звания "Мастер спорта России международного класса", "Гроссмейстер России", "Мастер спорта СССР международного класса", "Гроссмейстер СССР", За почетный знак "Отличник физической культуры и спорта" |
20 - 40% |
Другие ведомственные награды и звания (по усмотрению органа управления в сфере физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации на основании нормативного правового акта органа публично-правовых образований) |
10 - 20% |
7) при определении условий и размеров премиальных выплат по итогам работы следует учитывать:
успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей в соответствующем периоде работы, выполнение показателей государственного (муниципального) задания;
инициативу, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда;
качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью организации, осуществляющей спортивную подготовку (тренировочные сборы, соревновательные мероприятия, подготовка организации, осуществляющей спортивную подготовку, к новому тренировочному (спортивному) сезону, зимнему отопительному сезону и так далее);
участие работника в течение соответствующего периода в выполнении особо важных работ и мероприятий.
Работникам могут выплачиваться единовременные премии за выполнение особо важных заданий, не входящих в круг их основных обязанностей, за качественное и оперативное выполнение особо важных заданий руководства.
Премирование работников организации, осуществляющей спортивную подготовку, осуществляется по решению руководителя организации. Конкретный размер премиальных выплат может устанавливаться как в процентном отношении к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы работника, так и в абсолютном значении.
Премиальные выплаты, размеры и условия их осуществления рекомендуется устанавливать коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в пределах выделенных субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Премиальные выплаты по итогам работы рекомендуется осуществлять на основании распорядительного акта организации (приказа руководителя). При этом в локальном нормативном акте организации (например: в Положении о материальном стимулировании) целесообразно устанавливать максимальный размер премиальной выплаты по итогам работы (например: не более трех должностных окладов в год) и порядок определения размера премиальной выплаты по итогам работы:
в процентах к окладу (должностному окладу);
в абсолютном размере.
Премиальные выплаты по итогам работы рекомендуется осуществлять за счет и в пределах экономии средств, предусмотренных на оплату труда в организации на текущий год.
8) рекомендуемые размеры выплат за высокие результаты работы по вовлечению населения в подготовку к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) приведены в таблице 7.
Таблица N 7
Размеры выплат за высокие результаты работы по вовлечению населения в подготовку к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)
Наименование выплаты |
Рекомендуемые размеры выплат в процентах к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы |
За высокие результаты работы по вовлечению населения в подготовку к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) |
10 - 20% |
9. Компенсационные выплаты.
Выплаты компенсационного характера рекомендуется устанавливать к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным группам в процентах от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленного работнику за исполнение им трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц, а в случаях, предусмотренных законодательством, - в процентах от заработной платы работника.
Работникам организации устанавливается выплата компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) в соответствии со статьями 149 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации.
К выплатам компенсационного характера предлагается относить:
выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;
выплаты компенсационного характера за работу в сельской местности.
III. Особенности оплаты и нормирования труда тренерского состава
10. В расчет оплаты труда тренерского состава предлагается включать должностные оклады (ставки), рассчитанные с учетом установленной в организации (учреждении) системы нормирования труда, повышающие коэффициенты к окладам (должностным окладам), выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Предлагаются следующие варианты методик расчета оплаты труда тренерского состава.
1) При "почасовом" методе расчет выплаты (Рв) производится по формуле:
где, До - должностной оклад (оклад) по должности, предусмотренный локальными нормативными актами организации (например: Положением об оплате труда, коллективным договором).
Кн - количество часов в неделю, проводимых тренером (тренером-преподавателем) тренировочных (учебных) занятий согласно утвержденному в организации графику (расписанию) тренировочных занятий,
S - коэффициент специализации.
2) При "подушевом" методе расчет выплаты (Рв) производится по формуле:
, где:
где, До - должностной оклад (оклад) по должности, предусмотренный локальными нормативными актами учреждения (организации),
- количество занимающихся, зачисленных по каждому этапу (периоду) подготовки,
- расчетные нормативы за подготовку одного спортсмена по каждому этапу (периоду) подготовки,
- коэффициенты участия тренера (тренера-преподавателя) в реализации тренировочного (учебного) плана, являющегося соотношением установленного работнику объема работы со спортсменами по каждому этапу (периоду) подготовки к объему, установленному по программе на определенном этапе (периоде) подготовки (данные коэффициенты не могут превышать показатель равный 1),
- расчетный коэффициент вида спорта (спортивной дисциплины). Рекомендуемый расчетный коэффициент вида спорта (спортивной
дисциплины) () (кроме указанных ниже) - 1,0.
Для видов спорта (спортивных дисциплин) - 1,0.
Для базовых видов спорта (кроме командных игровых видов спорта) - 1,1.
Для командных игровых видов спорта, являющихся базовыми, - 0,9.
Для командных игровых видов спорта, не являющихся базовыми, - 0,8.
Для видов спорта (спортивных дисциплин) с недостаточно высоким уровнем соревновательной конкуренции в субъекте Российской Федерации - от 0,8 до 0,5. Уровень соревновательной конкуренции рекомендуется определять по следующим показателям:
- отсутствие более двух лет Чемпионата (первенства) Челябинской области по виду спорта (спортивной дисциплине);
- в течение более трех лет на официальных спортивных соревнованиях муниципального уровня и (или) уровня субъекта Российской Федерации не выполняются нормативы выше второго спортивного разряда по виду спорта (спортивной дисциплине);
S - коэффициент специализации.
3) при "групповом" методе расчет выплаты () производится по формуле:
где, До - должностной оклад (оклад) по должности, предусмотренный локальными нормативными актами учреждения (организации),
- количество групп подготовки по каждому этапу (периоду) подготовки,
- расчетные нормативы за работу с группой по каждому этапу (периоду) подготовки,
- коэффициенты участия тренера (тренера-преподавателя) в реализации тренировочного (учебного) плана, являющегося соотношением установленного работнику объема работы с группами по каждому этапу (периоду) подготовки к объему, установленному по программе на определенном этапе (периоде) подготовки (данные коэффициенты не могут превышать показатель равный 1),
Ks - расчетный коэффициент вида спорта (спортивной дисциплины),
S - коэффициент специализации.
4) при "рейтинговом" методе расчет выплаты () производится по формуле:
где, До - должностной оклад (оклад) по должности, предусмотренный локальными нормативными актами организации,
R - расчетная часовая ставка оплаты труда тренера (тренера-преподавателя), установленная ему локальными нормативными актами организации с учетом квалификации, опыта работы, достигнутых результатов (рейтинга).
Кн - количество часов в неделю, проводимых тренером (тренером-преподавателем) тренировочных (учебных) занятий согласно утвержденному в организации графику занятий,
S - коэффициент специализации.
Рекомендуемые размеры расчетных нормативов за подготовку одного спортсмена и для работы с группой приведены в таблице N 8.
Таблица N 8
Рекомендуемые размеры расчетных нормативов за подготовку одного спортсмена и для работы с группой
Этап спортивной подготовки |
Период |
Максимальное количество занимающихся в одной группе, человек |
Максимальный объем тренировочных занятий в группе (подгруппе), часов в неделю |
Расчетный норматив за подготовку одного спортсмена |
Минимально допустимый объем нагрузки из расчета ставки (равный коэффициенту при почасовом методе расчета) - расчетные нормативы для работы с группой |
Минимальное кол-во спортсменов при "подушном" методе, уравнивающее оплату труда с почасовым методом расчета (для сравнения), человек |
ВСМ |
Весь период |
8 |
32 |
39 |
1,78 |
1 |
ССМ |
свыше одного года |
8 |
28 |
28 |
1,5 |
3 |
до одного года |
10 |
24 |
24 |
1,33 |
6 |
|
Т(СС) |
Углубленной специализации (Т-2) |
12 |
18 |
15 |
1,00 |
10 |
Начальной специализации (Т-1) |
14 |
12 |
9 |
0,67 |
12 |
|
НП |
Свыше года (НП-2) |
20 |
8 |
6 |
0,44 |
15 |
До одного года (НП-1) |
25 |
6 |
3 |
0,33 |
20 |
|
СО |
Весь период |
30 |
6 |
2,2 |
0,33 |
25 |
Сокращения, используемые в таблице N 8:
СО - спортивно-оздоровительный этап;
НП - этап начальной подготовки;
Т (СС) - тренировочный этап (этап спортивной специализации);
ССМ - этап совершенствования спортивного мастерства;
ВСМ - этап высшего спортивного мастерства.
Уровень соревновательной конкуренции рекомендуется определять по одному или нескольким следующим показателям:
- отсутствие более двух лет Чемпионата (первенства) субъекта Российской Федерации по данному виду спорта (спортивной дисциплине);
- в проводимых официальных спортивных соревнованиях на муниципальном уровне или межмуниципальном уровне принимает участие недостаточное количество участников для выполнения спортивных разрядов по данному виду спорта, спортивной дисциплине;
- в течение более трех лет на официальных спортивных соревнованиях муниципального уровня и (или) уровня субъекта Российской Федерации не выполняются нормативы выше второго спортивного разряда по данному виду спорта (спортивной дисциплине).
Рекомендуемый коэффициент специализации:
для неспециализированных отделений - 1,00;
для специализированных отделений, не включенных в Перечень организаций, использующих наименование "Олимпийский" - 1,10;
для специализированных отделений, включенных в Перечень организаций, использующих наименование "Олимпийский" - 1,15.
В зависимости от используемой в организации системы нормирования труда тренерского состава также рекомендуется применять нормативы оплаты труда тренеров, тренеров-преподавателей за результативную подготовку спортсмена, приведенные в Таблице N 3.
Данные нормативы целесообразно применять либо при расчете оклада (должностного оклада) (при подушном методе расчета), либо при расчете стимулирующих надбавок и доплат.
Размер норматива оплаты труда тренера, тренера-преподавателя за результативную подготовку спортсмена рекомендуется устанавливать по наивысшему нормативу на основании протоколов (выписки из протоколов) официальных спортивных соревнований на календарный год, а за результативную подготовку спортсмена на официальных международных спортивных соревнованиях (раздел 1 Таблицы N 3) - до проведения следующих официальных международных спортивных соревнований данного уровня с момента, установленного локальными нормативными актами организации, осуществляющей спортивную подготовку.
Если в период действия установленного размера норматива оплаты труда тренера, тренера-преподавателя спортсмен улучшил спортивный результат, размер норматива оплаты предлагается соответственно увеличивать и устанавливать новое исчисление срока его действия в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами организации.
Тренерскому составу предлагается также устанавливать стимулирующие выплаты за качество выполняемых работ в соответствии с рекомендуемыми критериями оценки работы тренерского состава за качество выполняемых работ, указанными в таблице N 9.
Таблица N 9
Рекомендуемые критерии оценки работы тренерского состава за качество выполняемых работ
N п/п |
Критерии оценки работы тренерского состава за качество выполняемых работ |
Рекомендуемый размер выплаты в % от оклада (должностного оклада) |
1. Критерии оценки работы тренерского состава неспециализированных организаций, осуществляющих спортивную подготовку | ||
На спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки | ||
1.1. |
Стабильность состава занимающихся, регулярность посещения ими тренировочных занятий (не менее 80% из числа занимающихся в группе) |
10 |
1.2. |
Динамика прироста индивидуальных показателей физической и специальной подготовленности занимающихся (не менее чем у 80% занимающихся в группе) |
10 |
1.3. |
Выполнение занимающимися спортивных разрядов (не менее чем у 60% занимающихся в группе) |
10 |
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | ||
1.4. |
Стабильность состава занимающихся, регулярность посещения ими тренировочных занятий (не менее 70% из числа занимающихся в группе) |
10 |
1.5. |
Динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности занимающихся в группе в соответствии с индивидуальными особенностями (не менее чем у 80% занимающихся в группе) |
10 |
1.6. |
Результаты участия занимающихся в спортивных соревнованиях (улучшение спортивных результатов не менее чем у 80% занимающихся в группе в сравнении с предыдущим периодом) |
20 |
1.7. |
Передача спортсменов в УОР (за каждого спортсмена) |
20 |
1.8. |
Включение спортсменов в составы спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации (за каждого спортсмена) |
5 |
1.9. |
Включение спортсменов в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (за каждого спортсмена) |
50 |
На этапе совершенствования спортивного мастерства | ||
1.10. |
Выполнение спортсменами индивидуальных планов спортивной подготовки (не менее 80% от принятых обязательств) |
10 |
1.11. |
Динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных, всероссийских и международных соревнованиях (в сравнении с предыдущим периодом не менее 80% зачисленных на этап подготовки) |
20 |
1.12. |
Включение спортсменов в составы спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации (наличие) |
20 |
1.13. |
Включение спортсменов в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (за каждого спортсмена) |
50 |
1.14. |
Передача спортсменов в региональные ЦСП (ЦОП) (за каждого спортсмена) |
20 |
2. Критерии оценки работы тренерского состава СДЮСШОР (специализированных отделений спортивных школ), школ-интернатов спортивного профиля | ||
На этапе начальной подготовки | ||
2.1. |
Стабильность состава занимающихся, регулярность посещения ими тренировочных занятий (не менее 80% из числа занимающихся в группе) |
10 |
2.2. |
Динамика прироста индивидуальных показателей физической и специальной подготовленности занимающихся (не менее чем у 80% занимающихся в группе) |
10 |
2.3. |
Выполнение занимающимися спортивных разрядов (не менее чем у 60% занимающихся в группе) |
10 |
На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) | ||
2.4. |
Стабильность состава занимающихся, регулярность посещения ими тренировочных занятий (не менее 70% из числа занимающихся в группе) |
10 |
2.5. |
Динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической подготовленности (не менее чем у 80% занимающихся в группе) |
10 |
2.6. |
Результаты участия в официальных спортивных соревнованиях (улучшение спортивных результатов не менее чем у 80% занимающихся в группе в сравнении с предыдущим периодом) |
20 |
2.7. |
Передача спортсменов в региональные ЦСП (ЦОП) (за каждого спортсмена) |
20 |
2.8. |
Включение спортсменов в составы спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации (наличие) |
20 |
2.9. |
Включение спортсменов в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (за каждого спортсмена) |
50 |
На этапе совершенствования спортивного мастерства | ||
2.10. |
Выполнение спортсменами индивидуальных планов подготовки (не менее 80% от принятых обязательств) |
10 |
2.11. |
Динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных, всероссийских и международных соревнованиях (в сравнении с предыдущим периодом, не менее чем у 80% зачисленных на этап подготовки) |
20 |
2.12. |
Включение спортсменов в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (за каждого спортсмена) |
50 |
2.13. |
Передача спортсменов в региональные ЦСП (ЦОП) (за каждого спортсмена) |
20 |
На этапе высшего спортивного мастерства | ||
2.14. |
Включение спортсменов в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (за каждого спортсмена) |
50 |
2.15. |
Стабильность выступлений спортсменов в официальных всероссийских и международных соревнованиях в составе спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации и Российской Федерации (в сравнении с предыдущим периодом не менее чем у 80% зачисленных на этап подготовки) |
30 |
3. Критерии оценки работы тренерского состава колледжей-интернатов, колледжей, центров спортивной подготовки | ||
На этапе совершенствования спортивного мастерства | ||
3.1. |
Выполнение спортсменами индивидуальных планов подготовки (не менее 80% от принятых обязательств) |
10 |
3.2. |
Динамика спортивных достижений, результаты выступлений в официальных региональных, всероссийских и международных соревнованиях (в сравнении с предыдущим периодом не менее чем у 80% зачисленных на этап подготовки) |
20 |
3.3. |
Включение спортсменов в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (за каждого спортсмена) |
50 |
На этапе высшего спортивного мастерства | ||
3.4. |
Включение спортсменов в составы спортивных сборных команд Российской Федерации (за каждого спортсмена) |
50 |
3.5. |
Стабильность выступлений в официальных всероссийских и международных соревнованиях в составе сборных команд субъектов Федерации и Российской Федерации (в сравнении с предыдущим периодом у не менее 80% зачисленных на этап подготовки) |
40 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства по физической культуре и спорту Челябинской области от 21 апреля 2016 г. N 21-Ю "Об утверждении Методических рекомендаций по переходу на новую систему оплаты труда работников учреждений спортивной подготовки"
Текст приказа официально опубликован не был