Основы
государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов
(утв. Президентом РФ 28 сентября 2006 г. ПР-1649)
Настоящие Основы фактически прекратили действие
См. Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения РФ и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 г., утвержденные Президентом РФ 15 ноября 2011 г. N Пр-3400
1. Настоящими Основами определяются цели и задачи, механизм и сроки реализации государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и повышении защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов.
2. Основные понятия, используемые в настоящих Основах, означают:
а) критически важные объекты - объекты, нарушение или прекращение функционирования которых приводит к потере управления экономикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях, на длительный период;
б) потенциально опасные объекты - объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожароопасные и взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также объекты гидротехники, которые создают реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации;
в) обеспечение безопасности населения и защищенности опасных объектов - обеспечение безопасности населения Российской Федерации и повышение, защищенности критически важных и (или) потенциально опасных объектов, (далее - опасные объекты) от угроз техногенного, природного характера и террористических актов;
г) персонал - производственный и обслуживающий персонал опасных объектов;
д) силы охраны - личный состав внутренних войск, сотрудники вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации и сотрудники ведомственной охраны.
3. Общее руководство реализацией настоящих. Основ осуществляют федеральные органы исполнительной власти во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
4. Основными факторами, определяющими государственную политику и области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов, являются:
а) возрастание опасности и интенсивности угроз техногенного и природного характера;
б) увеличение количества потенциально опасных объектов, многие. из которых расположены в крупных городах и густонаселенных районах;
в) физический износ и моральное старение систем, комплексов и средств защиты потенциально опасных объектов;
г) снижение уровня образования и профессиональной подготовки персонала, слабая технологическая дисциплина, низкая культура производства;
д) недостаточное, финансирование, деятельности по обеспечению безопасности населения и защищенности опасных объектов;
е) усиление угрозы международного и внутреннего терроризма, рост организованной преступности и наркомании в обществе;
ж) требования международных договоров Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов.
5. Целями государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов являются:
а) создание необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации;
б) повышение уровня безопасности технологий связанных с эксплуатацией потенциально опасных объектов, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций;
в) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, природного характера и террористических актов.
6. Основными задачами государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов являются:
а) совершенствование нормативно правовой базы включающее:
- приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с международными договорами Российской Федерации:
- законодательное разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления организаций, эксплуатирующих опасные объекты, а также собственников или балансодержателей этих объектов
- совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся государственного надзора и контроля;
- разработку и законодательное закрепление технических регламентов по вопросам безопасной эксплуатации и защищенности опасных объектов;
- законодательное закрепление мер социальной поддержки персонала и сил охраны опасных объектов, а также населения, проживающего вблизи от них;
- разработку и принятие нормативных правовых актов по вопросам формирования резервов финансовых средств и материальных ресурсов. создаваемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями и целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
б) развитие фундаментальной и прикладной науки, технологий и техники, включающее:
- совершенствование научных основ анализа воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на население, производственную, социальную инфраструктуру и окружающую природную среду, а также оценки и прогноза рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и оптимизации управления этими рисками;
- разработку и внедрение в практику: информационных и прогнозно-аналитических систем; систем, средств и методов технической диагностики отработавшего установленный ресурс эксплуатации оборудования опасных объектов; систем безопасности и для транспортных средств при перевозке особо опасных грузов;
- новых способов и технологий проведения аварийно-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций, а также новых образцов аварийно-спасательной техники и аварийно-спасательного оборудования; средств защиты информации в области организации обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов; средств индивидуальной и коллективной защиты населения от последствий аварий на потенциально опасных объектах, а также систем радиационного, химического и биологического контроля:
- специальных медицинских средств защиты и лечения пострадавших;
- экологически безопасных технологий утилизации опасных бытовых и промышленных отходов, реабилитации загрязненных ими территорий; новых технологий в области обеспечения гидрометеорологической безопасности;
в) повышение эффективности мероприятий но предупреждению чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствии, включающее:
- создание систем мониторинга состояния опасных объектов для оценки и оперативного прогнозирования последствий их разрушения (повреждения), сопряжение этих систем с едиными дежурно-диспетчерскими службами, локальными системами оповещения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органов управления организаций, эксплуатирующих опасные объекты а также собственников или балансодержателей этих объектов;
- поддержание в постоянной готовности сил и средств, предназначенные для локализации (ликвидации) возможных, чрезвычайных ситуаций и минимизации их последствии;
- проведение комплекса инженерных мероприятий по снижению уровня воздействия на население, производственную и социальную инфраструктуру, окружающую природную среду опасных факторов, возникающих при строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации потенциально опасных объектов;
- обеспечение устойчивого и, безопасного функционирования информационно-телекоммуникационных систем опасных объектов;
- создание и развитие в районах размещения опасных объектов систем информирования, локальных систем оповещения населения и сопряжение их с соответствующими территориальными системами, централизованного оповещения;
- совершенствование систем и средств охраны опасных объектов;
- обеспечение непрерывного контроля за состоянием систем электроснабжения и резервных источников электроэнергии на опасных объектах;
- совершенствование системы оказания экстренной медицинской помощи в условиях чрезвычайных ситуаций и террористических актов;
- создание системы обеспечения населения, проживающего вблизи от потенциально опасных объектов, средствами индивидуальной и коллективной защиты;
г) совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров и населения, включающее:
- создание и развитие на базе образовательных учреждений системы подготовки, переподготовки и аттестации персонала и сил охраны опасных объектов по вопросам защиты от угроз техногенного. природного характера и террористических актов.;
- формирование у населения культуры обеспечения безопасности жизнедеятельности, включая обучение способам защиты от последствий аварий на потенциально опасных объектах и мерам по их ликвидации;
- совершенствование преподавания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего и начального профессионального образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и введение, в этих учреждениях системы дистанционного обучения с помощью международной компьютерной сети "Интернет'';
д) повышение эффективности международного сотрудничества, включающее:
- совершенствование механизма учета, контроля и использования финансовых и иных средств, получаемых Российской Федерацией в рамках международных договоров Российской Федерации для обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов;
- совершенствование форм, способов и механизма международного сотрудничества при обеспечении безопасности населения и защищенности опасных объектов в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
- организацию безопасного обмена информацией об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций с компетентными органами иностранных государств и международными организациями;
- проведение учений, учебно-методических, научных и других мероприятий совместно с компетентными органами, иностранных государств и международными организациями:
- совершенствование механизма предоставления (получения) международной помощи при чрезвычайных ситуациях.
7. Настоящие Основы реализуются в рамках:
а) федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации на период до 2010 года" и других профильных федеральных целевых программ;
б) межведомственной комплексной программы фундаментальных поисковых и прикладных исследований в интересах обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов;
в) планов обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами управления организаций эксплуатирующих опасные объекты, собственниками или балансодержателями этих объектов.
8. В целях реализации настоящих Основ Правительству Российской Федерации необходимо;
а) в 2006 году утвердить:
- план мероприятий по реализации настоящих основ;
- федеральный план повышения защищенности критически важных объектов Российской Федерации от угроз технического, природного характера и террористических актов на период до 2010 года, а также порядок внесения изменений в указанный план и утвержденный перечень критически важных объектов Российской Федерации;
- федеральные целевые программы "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2007-2010 годы" и "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2006-2010 гг)".
б) в 2006 году обеспечить:
- реализацию Системного проекта по созданию единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- разработку ведомственных и региональных целевых программ (подпрограмм) и планов в области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов;
- проведение в Российской Федерации паспортизации опасных объектов (на основе типовых паспортов безопасности);
- завершение работ по формированию и утверждению планов повышения защищенности критически важных объектов;
- разработку перечня опасных объектов, подлежащих государственной охране;
- завершение разработки научно-методической базы для оценки состояния защищенности опасных объектов, прогноза возможных угроз и их негативных последствий, а также определения путей и способов предотвращения возможных негативных последствий;
- разработку мер направленных на создание технологий по снижению негативного воздействия на население потенциально опасных объектов, последствий техногенных аварий, природных катастроф, террористический актов, осуществлению работ по созданию унифицированных технологий утилизации опасных производственных и бытовых отходов;
- подготовку специалистов в области обеспечения безопасности населения и повышения защищенности опасных объектов.
в) в 2007-2008 годах обеспечить:
- создание и введение в эксплуатацию национального центра управления в кризисных ситуациях, а также первой очереди общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания;
- разработку механизма привлечения негосударственных финансовых материальных и других ресурсов, включая механизмы частно-государственного партнерства для решения инновационно-инвестиционных задач в области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов, становления нормативов приемлемых уровней рисков возможных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также рисков обусловленных террористическими актами;
- проведение инвентаризации опасных объектов в целях: оценки их состояния и степени оснащенности средствами защиты, уточнения зон защитных мероприятий и санитарно защитных зон; определение потребностей в создании и замене запасов средств индивидуальной и коллективной защиты населения от воздействия последствий аварий техногенного, природного характера и террористических актов;
- разработку предложений по совершенствованию деятельности контролирующих надзорных органов в части, касающейся обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов;
- создание системы гидрометеорологической безопасности;
- создание автоматизированных информационных и прогнозо-аналитических систем выявления и оценки возможных угроз, а также комплексной поддержки принятия решений в целях уменьшения количества источников потенциальной опасности техногенного, природного характера и террористических актов, снижения масштабов потенциальных очагов поражения;
- внедрение на опасных объектах эффективных инженерно-технических средств охраны и физической защиты, средств индивидуальной и коллективной защиты, а также систем сертификации работ по охране труда на указанных объектах;
- разработку технических регламентов по обеспечению безопасности населения и защищенности опасных объектов;
- создание системы сертификации информационно-коммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации на потенциально опасных объектов.
г) в 2009-2010 годах обеспечить:
- внедрение системы государственного планирования и управления в области обеспечения безопасности населения и защищенности опасных объектов с использованием комплексных показателей (критериев) рисков чрезвычайных ситуаций;
- создание и введение в эксплуатацию второй очереди общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания;
- установление нормативов приемлемых рисков возможных чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также рисков обусловленных террористическими актами;
- проведение инвентаризации опасных объектов в целях: оценки их состояния и степени оснащенности средствами защиты, уточнения зон защитных мероприятий и санитарно-защитных зон, определение потребности в создании и замене запасов средств индивидуальной и коллективной защиты населения от воздействия последствий аварий техногенного природного характера и террористических актов;
- разработку предложений по совершенствованию деятельности контролирующих и надзорных органов в части касающейся обеспечения безопасности населения и защищенности производственных объектов;
- создание системы гидрометеорологической безопасности;
- создание автоматизированных, информационных и прогнозо-аналитических систем выявления и оценки возможных угроз, а также комплексов поддержки принятия решений в целях уменьшения количества источников потенциальной опасности техногенного, природного характера и террористических актов снижения масштабов потенциальных очагов поражения;
- внедрение на опасных объектах эффективных инженерных и технических средств охраны и физической защиты, средств индивидуальной и коллективной защиты, а также систем сертификации работ по охране труда на указанных объектах;
- разработку технических регламентов по обеспечению безопасности населения и защищенности опасных объектов;
- создание системы сертификации информационно-коммуникационного оборудования и программного обеспечения, автоматизированных систем обработки информации на потенциально опасных объектах;
- разработку комплекса мероприятий по выводу (перебазированию) из густонаселенных районов, либо реформированию (ликвидации) потенциально опасных объектов, создающих постоянную угрозу безопасности населения.
д) в период после 2010 года обеспечить реализацию комплекса мероприятий по поддержанию организационной, экономической, научно-технической и технологической готовности государства к предотвращению угроз техногенного, природного характера и террористических актов.
Президент Российской Федерации |
В.В. Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российская Федерация стремится обеспечить безопасность населения и повысить защищенность критически важных и потенциально опасных объектов.
Определены цели, задачи и механизм реализации государственной политики в этой сфере.
Ситуация в указанной области осложняется из-за ряда факторов. В их числе - износ и моральное старение систем, комплексов и средств защиты; недостаточное финансирование; рост организованной преступности и наркомании, терроризм и т. д.
Необходимо усовершенствовать нормативно-правовую базу, развивать науку, технологии и технику, международное сотрудничество. Планируется повысить эффективность работы по предупреждению ЧС и ликвидации их последствий, улучшить подготовку кадров.
Установлено, какие меры следует принять Правительству РФ в 2006-2010 гг.
Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов (утв. Президентом РФ 28 сентября 2006 г. ПР-1649)
Текст документа официально опубликован не был
Настоящие Основы фактически прекратили действие
См. Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения РФ и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 г., утвержденные Президентом РФ 15 ноября 2011 г. N Пр-3400