Постановление Правительства Забайкальского края
от 13 ноября 2009 г. N 418
"Об утверждении краевой долгосрочной
целевой программы "Электронное Забайкалье (2010-2014 годы)"
31 декабря 2010 г., 2 февраля, 16 декабря 2011 г., 17 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 25 февраля 2014 г. N 85 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148, в целях развития на территории Забайкальского края информационного общества Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Электронное Забайкалье (2010-2014 годы)".
Губернатор Забайкальского края |
Р.Ф. Гениатулин |
Краевая долгосрочная целевая программа
"Электронное Забайкалье (2010-2014 годы)"
(утв. постановлением Правительства Забайкальского края
от 13 ноября 2009 г. N 418)
31 декабря 2010 г., 2 февраля, 16 декабря 2011 г., 17 декабря 2013 г.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 17 декабря 2013 г. N 531 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
краевой долгосрочной целевой программы
"Электронное Забайкалье (2010-2014 годы)"
Наименование программы |
Краевая долгосрочная целевая программа "Электронное Забайкалье (2010-2014 годы)" (далее - программа). |
Дата принятия решения о разработке программы |
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 07 июля 2009 года N 427-р "О разработке краевой долгосрочной целевой программы "Электронное Забайкалье (2010-2014 годы)" (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Забайкальского края от 13 октября 2009 года N 660-р). |
Дата утверждения программы |
Постановление Правительства Забайкальского края от 13 ноября 2009 года N 418 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Электронное Забайкалье (2010-2014 годы)". |
Государственный заказчик - координатор программы |
Департамент информатизации и связи Забайкальского края. |
Государственные заказчики программы |
Министерство территориального развития Забайкальского края, Администрация Губернатора Забайкальского края, Министерство здравоохранения Забайкальского края, Министерство культуры Забайкальского края, Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство природных ресурсов и промышленной политики Забайкальского края, Министерство промышленности и энергетики Забайкальского края, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края, Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, Министерство экономического развития Забайкальского края, Департамент управления делами Губернатора Забайкальского края, Департамент по гражданской обороне и пожарной безопасности Забайкальского края, Департамент государственных закупок Забайкальского края, Департамент по делам архивов Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, Департамент информатизации и связи Забайкальского края, Государственная служба занятости населения Забайкальского края, Государственная экологическая инспекция Забайкальского края, Инспекция государственного строительного надзора Забайкальского края, Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Забайкальского края. |
Основной разработчик программы |
Департамент информатизации и связи Забайкальского края. |
Цель и задачи программы |
Цель: повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики Забайкальского края, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Задачи: создание и развитие архитектуры электронного правительства в Забайкальском крае для повышения эффективности функционирования систем государственного управления и местного самоуправления; повышение оперативности и качества предоставления государственных услуг, создание условий для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна"; повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в области развития и использования ИКТ; создание условий для развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление государственных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам вне зависимости от места их проживания и (или) места регистрации (места нахождения); повышение уровня использования ИКТ в ключевых сферах социально-экономического развития Забайкальского края (образование, здравоохранение и медицина, культура, социальное обслуживание населения, транспорт, потребительский рынок и услуги, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.); содействие развитию регионального сектора ИКТ, повышение его доли в общем объеме валового регионального продукта и структуре экспорта Забайкальского края; повышение качества подготовки специалистов в области развития и использования ИКТ с учетом потребностей регионального рынка ИКТ; повышение уровня доступности ИКТ для населения, прежде всего в сельской местности, малых городах и труднодоступных местах; развитие у населения навыков использования ИКТ и подготовка государственных гражданских служащих, работников бюджетной сферы и муниципальных служащих к использованию ИКТ в профессиональной деятельности; формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное использование ИКТ в системах государственного управления и местного самоуправления, деятельности бюджетных организаций, а также поддержку развития рынка ИКТ в Забайкальском крае; обеспечение информационной поддержки реализации программы. |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы |
Доля государственных органов Забайкальского края, Доля государственных органов Забайкальского края, подключенных к региональному фрагменту единой информационной системы мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, к 2014 году составит 70%; доля сотрудников государственных органов Забайкальского края, использующих единую систему электронного документооборота, к 2014 году составит 100%; количество первоочередных государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Забайкальского края (органами местного самоуправления) и учреждениями Забайкальского края (муниципальными учреждениями) в электронном виде, к 2014 году составит: на I этапе - 58 единиц; на II этапе - 52 единицы; на III этапе - 52 единицы; на IV этапе - 52 единицы; на V этапе - 36 единиц; доля сотрудников государственных органов Забайкальского края, использующих электронную подпись, к 2014 году составит 70%; доля лечебно-профилактических учреждений, использующих электронные медицинские карты пациентов, к 2014 году составит 5%; число персональных компьютеров в расчете на 100 работников учреждений сферы здравоохранения, использующих персональные компьютеры, к 2014 году составит 12 единиц; число персональных компьютеров в расчете на 100 работников учреждений сферы культуры, использующих персональные компьютеры, к 2014 году составит 25 единиц; объем электронного каталога библиотек к 2014 году составит 100% от общего объема фондов; объем электронного каталога музеев к 2014 году составит 100% от общего объема фондов; доля архивных документов, включенных в электронные описи, в общем объеме документов государственных архивов к 2014 году составит 100%; доля организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" (далее - сеть "Интернет") для участия в электронных торгах на закупку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, к 2014 году составит 100%; производительность Центра обработки данных Забайкальского края к 2014 году составит 1 терафлопс; количество организаций Забайкальского края, отсутствие у которых технической возможности подключения к информационно-телекоммуникационным сетям является основным или решающим фактором, сдерживающим использование сети "Интернет", к 2014 году составит 50%; доля услуг, оказанных организациями сектора ИКТ, в общем объеме платных услуг населению к 2014 году составит 3%; доля работников организаций сектора ИКТ в общем числе занятых в экономике к 2014 году составит 2,1%; доля руководителей государственных органов Забайкальского края и органов местного самоуправления, прошедших обучение или переподготовку в области управления и использования ИКТ в течение последних 5 лет, к 2014 году составит 10%; доля государственных и муниципальных служащих, прошедших обучение или переподготовку по использованию ИКТ в течение последних 5 лет, к 2014 году составит 30%; доля населения Забайкальского края, прошедшего подготовку и обучение навыкам использования ИКТ, к 2014 году составит 0,2%; доля организаций, испытывающих потребность в специалистах по ИКТ и привлекающих их со стороны, к 2014 году составит 53% от общего числа организаций; доля государственных органов Забайкальского края, имеющих штатные подразделения или уполномоченных по информационной безопасности, к 2014 году составит 100%; количество популярных статей и публикаций социальной рекламы в региональной прессе о мероприятиях программы к 2014 году составит 40 единиц. |
Сроки и этапы реализации программы |
2010-2014 годы. Программа реализуется в один этап. |
Потребность в финансировании программы |
Потребность в финансировании мероприятий программы составляет 502409,65 тыс. рублей за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе по годам: 2010 год - 29492,10 тыс. рублей; 2011 год - 40219,55 тыс. рублей; 2012 год - 144536,00 тыс. рублей; 2013 год - 143476,00 тыс. рублей; 2014 год - 144686,00 тыс. рублей. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Место Забайкальского края в рейтингах готовности регионов России к информационному обществу - не ниже семидесятого; место Забайкальского края в национальных рейтингах по уровню доступности региональной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже семидесятого; уровень доступности для населения базовых услуг в сфере ИКТ составит 20%; доля сектора ИКТ от валового регионального продукта к 2014 году составит 6%; различия между муниципальными районами и городскими округами края по интегральным показателям информационного развития сократятся до 4 раз; доля государственных услуг, которые граждане и хозяйствующие субъекты могут получить с использованием ИКТ, в общем объеме государственных услуг составит 30%; доля электронного документооборота государственных органов Забайкальского края в общем объеме документооборота к 2014 году составит 60%; доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов составит 70%; доля архивных документов, переведенных в электронную форму, составит 3%; доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек составит 3%; доля музейных фондов, переведенных в электронную форму, составит 3%; доля организаций, подведомственных государственным органам Забайкальского края, подключенных к информационно-телекоммуникационным сетям государственных органов Забайкальского края, к 2014 году составит 40%; доля официальных сайтов государственных органов Забайкальского края, обеспечивающих их интерактивное присутствие в сети "Интернет" и удовлетворяющих требованиям законодательства о раскрытии информации о деятельности государственных органов, к 2014 году составит 100%; доля лечебно-профилактических учреждений, использующих медицинские информационные системы, к 2014 году составит 3%; уровень использования населением линий широкополосного доступа в разрезе на 100 человек составит 32; число постоянных пользователей сети "Интернет" составит 220 тысяч; услугами сотовой телефонной связи будут охвачены жители всех населенных пунктов с населением более 500 человек; переход с аналогового на цифровое телерадиовещание позволит принимать десятки программ высокого качества с покрытием 98% территории края. |
Постановлением Правительства Забайкальского края от 16 декабря 2011 г. N 477 в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения
Раздел I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программным методом
Стратегия государственного развития реализуется на региональном уровне. Региональная политика направлена на управление экономической, социальной и политической жизнью регионов, координацию взаимоотношения центра и регионов, эффективное развитие региональных отношений.
Современная модель регионального управления должна базироваться на:
приоритетности решения задач, направленных на сохранение и улучшение условий жизнедеятельности населения;
комплексности анализа культурной, экономической, экологической, социальной и других сфер жизни общества;
системности в учете внешних факторов и внутренних взаимозависимостей;
выявлении и реализации доступных мер, направленных на защиту населения в рыночной среде;
рассмотрении задач развития региона в рамках развития Российской Федерации.
Необходимо признать, что основные задачи региональной политики в настоящее время не могут быть решены без всеобъемлющего информационного обеспечения, без использования самых современных ИКТ, на основе которых поиск необходимой информации, ее учет, анализ при решении вопросов регионального управления более совершенен и продуктивен.
Всесторонняя информатизация органов государственного управления и местного самоуправления, их полновесное обеспечение комплексной аналитической информацией, как оперативной, так и стратегической, лежат в основе полнокровного управления регионом. В основе процессов управления на любом уровне лежит глубокое и разностороннее информационное обеспечение. Для решения задач управления необходимо формирование системы принятия управленческих решений, которая должна обеспечивать эффективный мониторинг принимаемых решений и последствий их реализации. Для этого должны быть объединены различные компоненты принятия управленческих решений: общеэкономические, функциональные, отраслевые, территориальные, федеральные, правоохранительные и т.д. Для каждого из этих компонентов в интересах эффективной аналитической и прогнозной деятельности органов управления необходимо создать свою информационную базу, показывающую многолетнюю динамику.
Существующая потребность в централизованной, упорядоченной, строго организованной системе информационного обеспечения органов управления ведет к формированию концепции интегрированного информационного пространства России. Поэтому в настоящее время одним из основных политических курсов, определенных Президентом Российской Федерации, является формирование информационного общества. Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития ИКТ и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и государственными органами. В соответствии с федеральным законодательством в регионах разрабатываются и реализуются программы развития и использования ИКТ. Они определяют основные приоритеты, принципы и направления реализации единой политики в сфере информатизации, создают условия построения регионального информационного пространства как составной части глобального российского и международного информационного пространства.
Сущность информационного общества определяется рядом взаимосвязанных процессов:
информация и знания выступают важным ресурсом социально-экономического развития;
рынок информации и знаний приравнивается к рынкам природных ресурсов, труда и капитала;
стремительно растет удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу, обработку и использование информации;
развитая информационная инфраструктура определяет национальную и региональную конкурентоспособность;
развитие и активное внедрение во все сферы деятельности современных ИКТ существенно меняют модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.
В настоящее время высокий уровень информатизации является одним из существенных факторов успешного социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Настоящая программа является логическим продолжением реализуемых ранее на территории Читинской области областных целевых программ "Электронное Забайкалье (2004-2008 годы)" и "Электронное Забайкалье (2007-2010 годы). С момента начала реализации областных целевых программ их финансирование из регионального бюджета составило 9912,19 тыс. рублей из запланированных 274323,16 тыс. рублей, что составляет 3,61 %. Это отрицательно сказывается на состоянии развития информационного общества в Забайкальском крае.
В соответствии с рейтингом готовности регионов к информационному обществу в 2007-2008 годах, определяемом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Забайкальский край занимает 74 место по стране и 10 по Сибирскому федеральному округу, незначительно опережая республики Алтай и Тыва. Это вызвано недостаточным вниманием к развитию и использованию ИКТ, формированию электронного правительства, а также невысоким уровнем компьютерной грамотности государственных гражданских служащих в частности и населения в целом.
По мере развития и проникновения ИКТ во все сферы общественной жизни государственные органы все чаще используют их для организации эффективного управления и повышения качества предоставления гражданам и хозяйствующим субъектам государственных услуг. Использование таких технологий в современном информационном обществе является необходимым условием обеспечения соответствия государственного управления ожиданиям и потребностям населения.
В существующих информационных отношениях и информационной инфраструктуре Забайкальского края имеется ряд системных проблем, сдерживающих массовое эффективное использование ИКТ в общественных процессах. Сохраняются значительные различия между государственными органами Забайкальского края по использованию ИКТ в деятельности, результаты внедрения таких технологий носят преимущественно локальный ведомственный характер. Существует серьезное отставание государственных органов Забайкальского края от федеральных органов государственной власти по уровню информационно-технологического обеспечения административно-управленческих процессов, а также по уровню развития информационно-технологической инфраструктуры и государственных информационных систем. На начальной стадии развития находятся основные государственные информационные системы, содержащие учетную информацию о ключевых объектах государственного управления. Не внедрены информационно-аналитические системы планирования и мониторинга деятельности государственных органов Забайкальского края. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для планирования и определения целевых показателей результативности деятельности государственных органов Забайкальского края, а также единая информационная система их достижения. Отсутствует единая система планирования и мониторинга эффективности реализации государственных программ и проектов. Созданные в сети "Интернет" сайты государственных органов Забайкальского края не содержат в достаточном объеме сведений о необходимых условиях получения государственных услуг, что затрудняет взаимодействие граждан с органами власти. Недостаточными темпами развиваются инфраструктура публичного (общественного) доступа населения к сайтам государственных органов и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения. Получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью государственных органов Забайкальского края, в большинстве случаев требует их личного обращения в данные государственные органы, а также представления запросов и другой необходимой информации в бумажном виде. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения. Отсутствует необходимая нормативная правовая база предоставления государственными органами Забайкальского края гражданам и хозяйствующим субъектам требуемой информации. Не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия государственных органов Забайкальского края между собой, с населением и организациями. Отсутствуют доступные механизмы обеспечения "цифрового доверия" (удостоверяющий центр электронно-цифровой подписи).
Неконтролируемый рост объемов информации о гражданах, организациях и объектах хозяйственного оборота, содержащейся в государственных информационных системах Забайкальского края, в условиях отсутствия эффективных механизмов контроля ее использования создает также угрозу нарушения прав граждан. Проблема отсутствия инфраструктуры, решений и стандартов в области обмена данными в электронном виде на межведомственном уровне, а также с населением и организациями Забайкальского края становится особенно актуальной по мере дальнейшего проникновения ИКТ в социально-экономическую сферу и развития государственных информационных систем. Отсутствие единых требований к совершенствованию административных процессов на основе применения ИКТ, единых подходов к формированию ведомственных программ в этой сфере, а также системы мониторинга и контроля качества их реализации приводит к отсутствию должного эффекта от внедрения таких технологий и существенно снижает эффективность расходования бюджетных средств на эти цели. В настоящее время ситуация в сфере планирования и контроля эффективности бюджетных расходов на внедрение ИКТ ведет к дальнейшей дифференциации государственных органов Забайкальского края и невозможности обеспечения согласованного развития государственных информационных систем в соответствии с приоритетами модернизации государственного управления.
Опыт последних лет показывает, что решение таких задач, как развитие экономики, повышение эффективности государственного управления, выполнение многих социальных программ, невозможно без привлечения ИКТ.
Активное развитие и широкое применение ИКТ являются на сегодняшний день важными факторами для повышения уровня социально-экономического развития региона, обеспечения достижения целей реформирования исполнительных органов государственной власти, создания необходимых условий для включения в процесс перехода к информационному обществу.
Количество и качество информационных ресурсов, степень их использования в настоящее время становятся определяющими факторами уровня развития любого субъекта деятельности. ИКТ активно используются при автоматизации работы с документами, решении вычислительных задач, управлении технологическими системами, информационном обслуживании. В то же время динамично растущие информационные потребности общества намного превышают существующие возможности современной инфраструктуры Забайкальского края. Еще недостаточно широко используются ИКТ и технологии работы со знанием в управленческих, научно-образовательных, инновационных и иных целях.
Решение вышеизложенных проблем программно-целевым методом позволит:
обеспечить концентрацию ресурсов, выделяемых из бюджета Забайкальского края и привлекаемых из внебюджетных источников, при решении задач в области развития и использования ИКТ;
проводить единую техническую политику при решении задач в области развития и использования ИКТ в целях совершенствования деятельности государственных органов Забайкальского края;
повысить эффективность расходования бюджетных средств на развитие и использование ИКТ, в том числе за счет координации работ и ликвидации дублирования мероприятий в области развития и использования ИКТ, реализуемых в рамках различных программ и проектов;
обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие в области развития и использования ИКТ.
Программа нацелена на развитие и широкомасштабное использование в крае ИКТ и предполагает в ближайшие годы осуществление и стимулирование масштабных инвестиций в это направление. Примерную оценку влияния инвестиций в ИКТ на экономическое развитие Забайкальского края можно дать, опираясь на данные, которые приводились для оценки развитых стран.
Как показывают результаты экономических расчетов, опубликованные в докладе Организации экономического сотрудничества и развития, инвестиции в ИКТ в 1990-е годы обеспечили от 0,2 до 0,5 процентного пункта роста экономики в зависимости от страны. Во второй половине 1990-х вклад в данный показатель увеличился и уже обеспечивал от 0,3 до 0,9 процентного пункта роста в изученных странах. Учитывая, что эффект использования ИКТ наблюдается в различных по масштабам и социально-экономическим особенностям странах, эти оценки представляется обоснованным перенести на экономику Забайкальского края и предположить, что широкомасштабное использование ИКТ обеспечит около 0,9 % экономического роста в год.
Цели и задачи программы соответствуют приоритетам социально-экономического развития Забайкальского края.
Разработка настоящей программы осуществлялась с учетом основных положений распоряжения Правительства Российской Федерации от 03 июля 2007 года N 871-р "Об утверждении типовой программы развития и использования информационных и телекоммуникационных технологий субъекта Российской Федерации"; Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 07 февраля 2008 года N ПР-212; Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р; Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 года N 632-р; Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2008 года N 157-р, постановлений Правительства Российской Федерации от 28 марта 2008 года N 221, от 10 марта 2009 года N 219); Концепции информатизации Забайкальского края, одобренной Правительством Забайкальского края от 25 ноября 2008 года N 119-р; Плана реализации стратегии развития информационного общества в Забайкальском крае, одобренного распоряжением Правительства Забайкальского края от 23 декабря 2008 года N 213-р.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 16 декабря 2011 г. N 477 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики Забайкальского края, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования ИКТ.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
создание и развитие архитектуры электронного правительства в Забайкальском крае для повышения эффективности функционирования систем государственного управления и местного самоуправления;
повышение оперативности и качества предоставления государственных услуг, создание условий для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";
повышение уровня квалификации и профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих в области развития и использования ИКТ;
создание условий для развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление государственных услуг гражданам и хозяйствующим субъектам вне зависимости от места их проживания и (или) места регистрации (места нахождения);
повышение уровня использования ИКТ в ключевых сферах социально-экономического развития Забайкальского края (образование, здравоохранение и медицина, культура, социальное обслуживание населения, транспорт, потребительский рынок и услуги, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.);
содействие развитию регионального сектора ИКТ, повышение его доли в общем объеме валового регионального продукта и структуре экспорта Забайкальского края;
повышение качества подготовки специалистов в области развития и использования ИКТ с учетом потребностей регионального рынка ИКТ;
повышение уровня доступности ИКТ для населения, прежде всего в сельской местности, малых городах и труднодоступных местах;
развитие у населения навыков использования ИКТ и подготовка государственных гражданских служащих, работников бюджетной сферы и муниципальных служащих к использованию ИКТ в профессиональной деятельности;
формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное использование ИКТ в системах государственного управления и местного самоуправления, деятельности бюджетных организаций, а также поддержку развития рынка ИКТ в Забайкальском крае;
обеспечение информационной поддержки реализации программы.
Программа относится к числу комплексных программ технической и социальной направленности, рассчитана на пять лет с возможным последующим продолжением и будет реализовываться в один этап.
Формирование и эксплуатация подсистем электронного правительства в Забайкальском крае
В программе предусматривается реализация нескольких основных направлений, в рамках каждого из которых обеспечивается выполнение комплекса взаимоувязанных программных мероприятий, направленных на решение конкретных задач, сформулированных в программе:
1) формирование электронного правительства в Забайкальском крае;
2) использование ИКТ для социально-экономического развития Забайкальского края;
3) развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Забайкальского края;
4) создание условий для развития конкурентоспособного сектора ИКТ в Забайкальском крае;
5) подготовка населения и профессиональных групп в Забайкальском крае к использованию ИКТ;
6) реализация общесистемных и обеспечивающих мероприятий программы;
7) управление реализацией программы.
Формирование электронного правительства в Забайкальском крае
В подразделе содержатся программные мероприятия, направленные на формирование электронного правительства в Забайкальском крае.
Программные мероприятия реализуются в соответствии с основными принципами создания функциональных подсистем и элементов архитектуры электронного правительства, изложенных в Концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 года N 1024-р.
Мероприятия направлены на решение следующих задач:
1) повышение эффективности функционирования систем государственного управления в Забайкальском крае;
Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2010 г. N 540 подпункт 2 раздела 2 настоящей Программы изложен в новой редакции
2) поэтапное повышение эффективности предоставления государственных услуг в электронном виде гражданам и хозяйствующим субъектам:
на I этапе в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) размещается информация об услуге (функции);
на II этапе на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) размещаются формы заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, обеспечивается доступ к ним для копирования и заполнения в электронном виде;
на III этапе обеспечивается возможность для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций);
на IV этапе обеспечивается возможность для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции);
на V этапе обеспечивается возможность получения результатов предоставления услуги (исполнения функции) в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом;
3) обеспечение эффективной интеграции и межсистемного взаимодействия;
4) мониторинг социально-экономического развития Забайкальского края, в том числе по отдельным отраслям экономики.
Использование ИКТ для социально-экономического развития
Забайкальского края
Мероприятия подраздела направлены на развитие ИКТ в целях повышения эффективности их использования и функционирования в Забайкальском крае:
в сфере образования (развитие электронного образования);
в сфере здравоохранения (развитие электронного здравоохранения);
в сфере социальной защиты населения;
в сфере труда и занятости населения;
в сфере культуры (развитие электронной культуры) и архивного дела;
в отрасли жилищно-коммунального хозяйства;
в других отраслях экономики.
Развитие информационной и телекоммуникационной
инфраструктуры Забайкальского края
Мероприятия направлены на формирование в Забайкальском крае современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для предоставления качественных государственных услуг в электронном виде гражданам и хозяйствующим субъектам, а также для эффективного функционирования электронного правительства в Забайкальском крае.
См. текст подраздела
Подготовка населения и профессиональных групп
в Забайкальском крае к использованию ИКТ
Мероприятия подраздела направлены на подготовку специалистов в области развития и использования ИКТ, а также на повышение качества и уровня подготовки таких специалистов с учетом потребностей регионального рынка ИКТ.
Реализация общесистемных и обеспечивающих
мероприятий программы
Мероприятия направлены на решение следующих задач:
обеспечение информационной безопасности региональных информационных систем в Забайкальском крае.
разработка и развитие архитектуры электронного правительства в Забайкальском крае;
совершенствование нормативной правовой базы Забайкальского края в сфере развития и использования ИКТ, разработка стандартов и регламентов в области развития и использования ИКТ.
Управление реализацией программы
Мероприятия направлены на обеспечение эффективного управления реализацией программы, а также на решение следующих задач:
реализация организационных мероприятий, направленных на обеспечение эффективности реализации программы и развитие ИКТ;
формирование системы мониторинга и контроля за реализацией программы;
обеспечение информационной, аналитической и общественной поддержки реализации программы.
Целевые индикаторы и показатели реализации программы
Для контроля выполнения мероприятий программы определены целевые индикаторы и показатели реализации программы.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 16 декабря 2011 г. N 477 раздел 3 настоящей Программы изложен в новой редакции
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Потребность в финансировании мероприятий программы составляет 502409,65 тыс. рублей за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе по годам:
2010 год - 29492,10 тыс. рублей;
2011 год - 40219,55 тыс. рублей;
2012 год - 144536,00 тыс. рублей;
2013 год - 143476,00 тыс. рублей;
2014 год - 144686,00 тыс. рублей.
Для софинансирования проектов региональной информатизации могут быть привлечены средства федерального бюджета, предусмотренные в рамках государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года N 1815-р, других целевых программ и проектов, содержащих мероприятия по развитию и внедрению ИКТ, а также средства внебюджетных источников.
Формы и условия участия в реализации мероприятий программы федеральных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций определяются соглашениями между ними и государственными заказчиками программных мероприятий и/или государственным заказчиком - координатором программы.
При наличии соглашений привлекаемые средства учитываются в объемах финансирования программы.
Предложения по финансированию программы за счет средств бюджета Забайкальского края носят предельный (прогнозный) характер и ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета Забайкальского края на соответствующий год.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Достижение максимального эффекта при реализации программы осуществляется за счет наличия системы управления информатизацией Забайкальского края, включающей в себя:
1) государственного заказчика - координатора программы;
2) государственных заказчиков программы;
3) государственное учреждение "Забайкальский информационный центр" (далее - ЗИЦ), образованный распоряжением Правительства Забайкальского края от 23 июня 2009 года N 401-р "О некоторых вопросах, связанных с осуществлением деятельности государственными учреждениями "Забайкальский информационный центр" и "Фонд объектов и имущества гражданской обороны Забайкальского края";
4) Совет информатизации Забайкальского края, образованный распоряжением Правительства Забайкальского края от 25 ноября 2008 года N 130-р "О создании Совета информатизации Забайкальского края";
5) рабочие группы по реализации программы.
Государственный заказчик - координатор программы обеспечивает комплексное управление, контроль и координацию реализации программы:
координирует деятельность государственных заказчиков программы;
осуществляет контроль качества реализации программных мероприятий, в том числе путем экспертных оценок, посредством участия своих представителей на любой стадии реализации программных мероприятий (согласование технической и конкурсной документации, участие в мероприятиях по закупке товаров, работ и услуг, участие в сдаче-приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг);
осуществляет разработку, а также координацию разработки государственными заказчиками программы проектов нормативных правовых актов по вопросам реализации программных мероприятий;
осуществляет подготовку и представление в установленном порядке в Министерство территориального развития Забайкальского края отчетов о ходе реализации программы и эффективности использования финансовых средств;
в случае возможности привлечения средств федерального бюджета для софинансирования проектов региональной информатизации в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", других целевых программ и проектов, содержащих мероприятия по развитию и внедрению ИКТ, а также средств из внебюджетных источников организует необходимую работу по привлечению данных средств;
осуществляет организацию размещения в средствах массовой информации сведений о ходе и результатах реализации программы;
осуществляет организацию внедрения и обеспечение использования ИКТ в целях управления реализацией программы и контроля за ходом реализации программных мероприятий.
Государственные заказчики программы осуществляют текущее управление реализацией программы:
осуществляют конкретные программные мероприятия, в том числе организуют общее исполнение государственных контрактов и договоров, обеспечивают эффективность и целевое использование выделяемых финансовых средств, качество и соблюдение сроков реализации программных мероприятий;
разрабатывают и представляют государственному заказчику - координатору программы бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Забайкальского края для финансирования программных мероприятий на очередной финансовый год;
вносят при необходимости обоснованные предложения, связанные с корректировкой программных мероприятий (сроков их реализации, объемов и источников финансирования);
размещают государственные заказы на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Забайкальского края, в том числе разрабатывают и согласовывают с государственным заказчиком - координатором программы необходимые для этого документы;
заключают и обеспечивают исполнение государственных контрактов, договоров;
координируют работу исполнителей программных мероприятий;
выступают исполнителями мероприятий программы в части координации работ по их выполнению за счет средств, выделяемых на их текущее финансирование, без дополнительного финансирования по программе;
инициируют формирование рабочих групп по реализации программных мероприятий;
обеспечивают разработку проектов правовых актов по вопросам реализации программных мероприятий;
проводят мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
формируют и представляют государственному заказчику - координатору программы отчеты о реализации программных мероприятий и эффективности использования финансовых средств;
представляют государственному заказчику - координатору программы по его запросу иные сведения, связанные с реализацией программных мероприятий;
в случае возможности привлечения средств федерального бюджета для софинансирования проектов региональной информатизации в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", других целевых программ и проектов, содержащих мероприятия по развитию и внедрению ИКТ, а также средств из внебюджетных источников участвуют в работе по привлечению данных средств.
На ЗИЦ в сфере реализации программы возлагаются функции проектного управления и обеспечения реализации программных мероприятий:
осуществление независимой экспертизы и подготовка рекомендаций по вопросам предварительной проработки и реализации программных мероприятий;
организация и осуществление экспертизы выбора исполнителей программных мероприятий.
Совет информатизации Забайкальского края участвует в стратегическом управлении программой. На заседаниях Совета рассматриваются вопросы о ходе реализации программы в целом и отдельных программных мероприятий, а также об эффективности использования финансовых средств. По итогам проводимых заседаний Совет дает оценку реализации программы, формирует рекомендации по стратегическим решениям в сфере региональной информатизации, определению приоритетных направлений развития информационного общества Забайкальского края.
Рабочие группы реализуют отдельные программные мероприятия.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют заместитель председателя Правительства Забайкальского края, координирующий вопросы развития информационного общества, и Министерство территориального развития Забайкальского края.
Реализация программы осуществляется следующим образом:
1) государственный заказчик - координатор программы:
совместно с государственными заказчиками программы в установленные сроки подготавливает бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Забайкальского края для финансирования программы на очередной финансовый год;
формирует и утверждает перечень проектов, реализуемых в очередном финансовом году в рамках программных мероприятий. Перечень проектов составляется с учетом целей и задач программных мероприятий, формируемых на очередной финансовый год;
в установленном порядке представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края консолидированную бюджетную заявку на ассигнования из бюджета Забайкальского края для финансирования программы на очередной финансовый год;
при сокращении или увеличении планового финансирования программы совместно с государственными заказчиками программы и ЗИЦ определяет перечень приоритетных финансируемых мероприятий, объемы их финансирования, на основе чего корректирует перечень проектов. Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы утверждается законом Забайкальского края о краевом бюджете на очередной финансовый год;
с учетом выделяемых на реализацию программы финансовых средств и анализа реализации мероприятий программы ежегодно вносит предложения о внесении изменений, касающихся уточнения мероприятий программы и затрат на ее выполнение, целевых показателей, механизма реализации программы, состава участников реализации программных мероприятий.
В реализации программы могут принимать участие федеральные органы государственной власти, территориальные органы федеральных органов государственной власти, органы местного самоуправления и организации. Формы и условия участия в реализации мероприятий программы федеральных органов государственной власти, территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций определяются соглашениями между ними и государственными заказчиками программы и/или государственным заказчиком - координатором программы. Копии соглашений по факту их подписания направляются государственному заказчику - координатору программы и учитываются последним при реализации программы.
Мероприятия программы реализуются на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке с исполнителями программных мероприятий в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом государственные контракты, договоры заключаются по итогам размещения государственными заказчиками программы мероприятий государственных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Забайкальского края, а также при предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в порядке, установленном бюджетным законодательством. Копии заключенных государственных контрактов, договоров по факту их заключения государственными заказчиками программы направляются государственному заказчику - координатору программы. В целях адаптации положений и мероприятий настоящей программы к изменяющейся ситуации на основании результатов мониторинга ее выполнения, а также исследования качества и востребованности услуг гражданам и хозяйствующим субъектам Забайкальского края, предоставляемых за счет реализации программных мероприятий, государственный заказчик - координатор программы совместно с государственными заказчиками программы при участии ЗИЦ имеет право вносить в установленном порядке изменения в программу, уточнять целевые индикаторы и показатели программы, показатели результативности выполнения программных мероприятий, затраты по программным мероприятиям на очередной финансовый год.
В целях обеспечения согласованности, своевременности и актуальности принимаемых решений (технических, организационных, методических и т.д.) из состава представителей государственного заказчика - координатора программы, государственных заказчиков программы, ЗИЦ, заинтересованных государственных органов и органов местного самоуправления формируется рабочая группа по реализации программного мероприятия. Возглавляет рабочую группу председатель, назначаемый государственным заказчиком - координатором программы. Состав рабочей группы, цели, задачи и основные направления ее деятельности утверждаются совместным приказом государственного заказчика - координатора программы и государственного заказчика программы. План реализации программного мероприятия, состав работ и требования к ним, а также промежуточные и отчетные результаты их выполнения рассматриваются и утверждаются на заседаниях данной рабочей группы.
В рамках программы проводятся совещания, семинары, заседания Совета информатизации Забайкальского края и другие организационные мероприятия, способствующие решению поставленных задач и достижению поставленных целей.
Результаты выполнения программных мероприятий закрепляются принимаемыми в установленном порядке правовыми актами государственных органов власти Забайкальского края. Копии данных актов направляются государственному заказчику - координатору программы. Участие представителей государственного заказчика - координатора программы и ЗИЦ в приемке-сдаче выполненных работ, оказанных услуг, поставок товаров является обязательным.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 16 декабря 2011 г. N 477 в раздел 5 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности программы
Программа носит системообразующий характер для повышения эффективности использования ИКТ в государственном управлении и местном самоуправлении, а также для повышения результативности расходования бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Новое качество государственного управления как результат реализации программы является важным фактором социально-экономического развития Забайкальского края и повышения качества жизни населения.
Исключение неэффективных расходов, составляющих до 10 процентов всех бюджетных средств и выделяемых на внедрение ИКТ в деятельность государственных органов, за счет повышения результативности управления реализацией проектов создания государственных информационных систем, централизованного принятия решений для совместного использования государственными органами, формирования типовых решений и их последующего свободного распространения в интересах государственных органов, а также исключение дублирования соответствующих разработок на уровне отдельных ведомств за годы реализации программы даст бюджетный эффект в размере 23,6 млн. рублей.
Снижение затрат государственных органов на организацию обмена информацией на межведомственном уровне до 25 процентов за счет обеспечения доступности государственных информационных ресурсов для заинтересованных органов государственной власти и интеграции государственных информационных систем, а также за счет развития межведомственной системы электронного документооборота за годы реализации программы даст бюджетный эффект в размере 123,5 млн. рублей.
В программу включены мероприятия экономической, технической и социальной направленности. Поэтому в целях оценки эффективности реализации программы, а также эффективности расходования бюджетных средств целесообразно учитывать эффекты различных категорий.
Экономический эффект - рост коммерческой активности населения и юридических лиц на территории края, обусловленный упрощением процессов доступа к необходимой информации и ускорением процедур, необходимых для начала и ведения бизнеса в регионе. Это должно стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае, что в свою очередь должно способствовать решению проблемы занятости населения и повышения его благосостояния.
Технологический эффект - привлекательность региона для размещения и развития высокотехнологичных производств, сервисов и услуг, что станет основой для закрепления квалифицированных специалистов в регионе и развития собственных наукоемких производств.
Социальный эффект - повышение информированности населения, снижение информационного неравенства, улучшение качества образования и медицинского обслуживания, сокращение времени реагирования государственных органов на обращения граждан, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня удовлетворенности населения края качеством государственного управления и обеспечит снижение социальной напряженности в регионе.
Экологический эффект заключается в возможности принятия адекватных, оперативных и действенных мер в отношении защиты окружающей среды на основе оперативной, достоверной и целостной информации о состоянии экологической обстановки в регионе, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, и возможности использования телекоммуникаций.
Степень достижения установленных целей, реализации задач и мероприятий программы определяется на основе анализа достигнутых значений целевых индикаторов и показателей эффективности выполнения программных мероприятий.
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы:
место Забайкальского края в рейтингах готовности регионов России к информационному обществу - не ниже семидесятого;
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы:
место Забайкальского края в рейтингах готовности регионов России к информационному обществу - не ниже семидесятого;
место Забайкальского края в национальных рейтингах по уровню доступности региональной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже семидесятого;
уровень доступности для населения базовых услуг в сфере ИКТ составит 20%;
доля сектора ИКТ от валового регионального продукта к 2014 году составит 6%;
различия между муниципальными районами и городскими округами края по интегральным показателям информационного развития сократятся до 4 раз;
доля государственных услуг, которые граждане и хозяйствующие субъекты могут получить с использованием ИКТ, в общем объеме государственных услуг составит 30%;
доля электронного документооборота государственных органов Забайкальского края в общем объеме документооборота к 2014 году составит 60%;
доля размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд с использованием электронных торговых площадок в общем объеме размещаемых заказов составит 70%;
доля архивных документов, переведенных в электронную форму, составит 3%;
доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек составит 3%;
доля музейных фондов, переведенных в электронную форму, составит 3%;
доля организаций, подведомственных государственным органам Забайкальского края, подключенных к информационно-телекоммуникационным сетям государственных органов Забайкальского края, к 2014 году составит 40%;
доля официальных сайтов государственных органов Забайкальского края, обеспечивающих их интерактивное присутствие в сети "Интернет" и удовлетворяющих требованиям законодательства о раскрытии информации о деятельности государственных органов, к 2014 году составит 100%;
доля лечебно-профилактических учреждений, использующих медицинские информационные системы, к 2014 году составит 3%;
уровень использования населением линий широкополосного доступа в разрезе на 100 человек составит 32;
число постоянных пользователей сети "Интернет" составит 220 тысяч;
услугами сотовой телефонной связи будут охвачены жители всех населенных пунктов с населением более 500 человек;
переход с аналогового на цифровое телерадиовещание позволит принимать десятки программ высокого качества с покрытием 98% территории края;
Постановлением Правительства Забайкальского края от 17 декабря 2013 г. N 531 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
(тыс. рублей в ценах соответствующих лет)
Приложение
к краевой долгосрочной целевой программе
"Электронное Забайкалье (2010-2014 годы)"
См. текст приложения
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением утверждена краевая долгосрочная целевая программа "Электронное Забайкалье", целью которой является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики Забайкальского края, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и коммуникационных технологий.
В программе предусматривается реализация нескольких основных направлений: формирование электронного правительства в Забайкальском крае; использование информационных технологий для социально-экономического развития края; развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; создание условий для развития конкурентоспособного сектора информационных и коммуникационных технологий в Забайкальском крае; подготовка населения и профессиональных групп в Забайкальском крае к использованию указанных технологий; реализация общесистемных и обеспечивающих мероприятий программы.
Реализация программных мероприятий позволит увеличить рост коммерческой активности населения и юридических лиц на территории края, обусловленный упрощением процессов доступа к необходимой информации и ускорением процедур, необходимых для начала и ведения бизнеса в регионе. Это должно стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства в Забайкальском крае, что в свою очередь должно способствовать решению проблемы занятости населения и повышения его благосостояния. Также повысится привлекательность региона для размещения и развития высокотехнологичных производств, сервисов и услуг, что станет основой для закрепления квалифицированных специалистов в регионе и развития собственных наукоемких производств.
Программа относится к числу комплексных программ технической и социальной направленности, рассчитана на пять лет с возможным последующим продолжением и будет реализовываться в один этап.
Постановление Правительства Забайкальского края от 13 ноября 2009 г. N 418 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Электронное Забайкалье (2010-2014 годы)"
Текст постановления опубликован в Специальном выпуске еженедельной газеты Азия-Экспресс" от 23 ноября 2009 г. N 58
Постановлением Правительства Забайкальского края от 25 февраля 2014 г. N 85 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 17 декабря 2013 г. N 531
Постановление Правительства Забайкальского края от 16 декабря 2011 г. N 477
Постановление Правительства Забайкальского края от 2 февраля 2011 г. N 23
Постановление Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2010 г. N 540