6 октября 2011 г.
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формировании и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года N 205), Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Защита населенных пунктов от негативного воздействия паводковых вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)".
И.о. председателя Правительства Забайкальского края |
А.А. Холмогоров |
Краевая долгосрочная целевая программа
"Защита населенных пунктов от негативного воздействия паводковых
вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений,
расположенных на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)"
(утв. постановлением Правительства Забайкальского края
от 26 октября 2010 г. N 423)
6 октября 2011 г.
Паспорт
краевой долгосрочной целевой программы
"Защита населенных пунктов от негативного воздействия паводковых
вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений,
расположенных на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)"
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Защита населенных пунктов от негативного воздействия паводковых вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений является неотъемлемой частью государственной политики Российской Федерации в области использования, восстановления и охраны водных объектов, направленной на создание правовых, организационных и материальных условий для реализации требования статьи 9 Конституции Российской Федерации об использовании и охране водных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории.
В этой связи основными направлениями государственной политики в области использования и охраны водных объектов на территории Забайкальского края являются осуществление мер по рациональному использованию, охране и восстановлению водных объектов; обеспечение жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики на территориях, подверженных наводнениям и подтоплениям, а также другим видам негативного воздействия вод. Особого внимания требуют защита населенных пунктов от негативного воздействия паводковых вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, поскольку экономическая и экологическая безопасность региона находится в непосредственной зависимости от режима и состояния рек и гидротехнических сооружений, расположенных на них.
Забайкальский край - один из наиболее богатых водоемами субъектов Российской Федерации. На территории Забайкалья расположено около 15 000 озер, протекает более чем 40 000 рек. В пределах региона насчитывается 14 рек, относящихся к самым крупным водотокам России, длина которых более 500 км.
Территория Забайкальского края по своим природным условиям относится к паводкоопасным регионам, что отражено в Водной стратегии Российской Федерации. Условия формирования стока рек, протекающих по территории региона, приводят к тому, что в Забайкалье периодически наблюдаются наводнения, носящие зачастую катастрофический характер и причиняющие значительные убытки экономике региона. Большие наводнения, такие как в 1897, 1948, 1958, 1971, 1984, 1988-1991 и 1998 годах, охватывают одновременно огромные территории, причиняют значительный материальный ущерб, сопровождаются человеческими жертвами, ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки и состояния окружающей среды.
С другой стороны, сложные географические условия Забайкальского края обусловливают широкое использование речных долин для проживания населения, сельскохозяйственного и промышленного производства, создания транспортных коммуникаций. В поймах рек Ингода, Чита, Онон, Шилка, Аргунь расположена значительная часть городов и сел края. Таким образом, во время наводнений затоплениям подвергается значительное количество населенных пунктов (не менее 130, в том числе город Чита). При этом необходимо отметить, что большое количество гидротехнических сооружений, построенных в 70-80 годах ХХ века, имеют 80-90 % износа.
Эффективное решение проблем водохозяйственного комплекса возможно с применением программно-целевого метода - комплексного и системного подхода, обеспечивающего взаимосвязь научного обоснования приоритетных мероприятий, их проектирования и реализации, а также мониторинг ситуации и достигнутых результатов.
Разработка настоящей программы вызвана необходимостью безотлагательного решения ряда проблем, связанных с состоянием водных объектов Забайкальского края, и соответствует Плану мероприятий по реализации Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р. Указанным Планом мероприятий за органами государственной власти субъектов Российской Федерации закреплены разработка региональных программ в области использования и охраны водных объектов и реализация мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, обеспечению эксплуатационной надежности и безопасности гидротехнических сооружений. На федеральном уровне разрабатывается целевая программа по данному вопросу. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета, может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Привлечение средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы на реализацию мероприятий по обеспечению защиты населенных пунктов и хозяйственных объектов от вредного воздействия вод возможно только при наличии аналогичной краевой долгосрочной целевой программы.
Таким образом, решение обозначенной проблемы соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Забайкальского края и Российской Федерации в целом. Реализация мероприятий программы позволит привлечь средства федерального и местных бюджетов и обеспечит защищенность населения, проживающего на территориях, подверженных воздействию опасных гидрологических явлений, и устойчивое функционирование соответствующих объектов экономики.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является создание безопасных условий для жизнедеятельности населения, проживающего на паводкоопасных территориях.
Для достижения поставленной цели в рамках программы будет предусмотрено решение следующих задач:
обеспечение защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от береговой эрозии, подтопления и затопления за счет строительства новых, реконструкции существующих защитных сооружений;
обеспечение безопасности гидротехнических сооружений путем проведения их капитального ремонта, консервации, ликвидации.
Реализация мероприятий программы предполагается по следующим направлениям.
Обеспечение защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от подтопления и затопления
В рамках данного направления предполагается строительство и реконструкция гидротехнических сооружений. Планируется начать строительство в селе Дульдурга Дульдургинского района, селе Чара Каларского района, селе Усть-Карск Сретенского района, селе Дурой Приаргунского района, селе Газимурский завод Газимурско-Заводского района, поселке Кокуй Сретенского района, селе Домна Читинского района.
Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений
В целях предотвращения процесса переработки берегов, затопления и подтопления населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры в период половодий и паводков в Забайкальском крае построены сооружения инженерной защиты (более 42 объектов) общей протяженностью свыше 80 км. Большинство имеющихся защитных сооружений за более чем 30-летний срок эксплуатации выработали свой ресурс и не выполняют своего назначения с необходимой степенью надежности. Всего требуют ремонта 30 сооружений инженерной защиты протяженностью около 30 км. В рамках программы планируется завершить капитальный ремонт гидротехнических сооружений в городе Нерчинск Нерчинского района; начать ремонт сооружений в селе Архангельское Красночикойского района, городе Хилок Хилокского района, селе Доронинское Улётовского района, селе Улёты Улётовского района, селе Комсомольское Чернышевского района, селе Боржигантай Могойтуйского района.
На территории края находится 8 бесхозяйных хвостохранилищ, подлежащих консервации, на площади 219,6 га. В рамках программы планируется выполнить работы по консервации бесхозяйных хвостохранилищ, а именно в Шелопугинском районе - Верхне-Шахтаминского, Горнозерентуйского; в Нерчинско-Заводском районе - Кличкинского; в Александрово-Заводском районе - Акатуйского; в Калганском районе - Кадаинского; в Забайкальском районе - Абагатуйского; в Тунгокоченском районе - Верх-Усуглинского; в Могочинском районе - Давендинского.
Сроки реализации мероприятий программы: 2011-2015 годы. Программа реализуется в один этап.
Для контроля выполнения мероприятий программы определены следующие целевые индикаторы, характеризующие эффективность выполнения программных мероприятий:
Целевые индикаторы |
Показатели по годам |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
Протяженность возведенных гидротехнических сооружений, км |
2,5 |
5,5 |
8,0 |
10,3 |
14,1 |
Количество гидротехнических сооружений, приведенных к уровню безопасной эксплуатации, единиц |
1 |
2 |
4 |
6 |
7 |
Количество хвостохранилищ, на которых проведена консервация, единиц |
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Потребность в финансировании программы за счет средств краевого бюджета составляет 350,0 млн. рублей, в том числе по годам:
2011 год - 37,0 млн. рублей;
2012 год - 68,0 млн. рублей;
2013 год - 75,0 млн. рублей;
2014 год - 80,0 млн. рублей;
2015 год - 90,0 млн. рублей.
Объем расходов на осуществление мероприятий программы будет ежегодно уточняться исходя из возможностей краевого бюджета.
Реализация мероприятий программы позволит привлечь средства федерального и местного бюджетов.
Привлечение средств на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт гидротехнических сооружений из федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации путем подготовки обосновывающих материалов и последующей их защиты в Федеральном агентстве водных ресурсов в ходе ежегодных бюджетных проектировок.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 6 октября 2011 г. N 353 в раздел 4 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 4. Механизм реализации программы
Текущее управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик программы.
Государственный заказчик программы ежегодно в установленном порядке уточняет перечень финансируемых мероприятий программы на очередной финансовый год, определяет сроки их реализации и объемы финансирования, оценивает возможность достижения целевых индикаторов и показателей.
Государственный заказчик программы:
ежегодно в установленном порядке подготавливает сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
получает и распределяет в установленном порядке бюджетные ассигнования по получателям бюджетных средств;
осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по мероприятиям программы;
осуществляет ведение сводной отчетности и подготовку доклада о реализации программы;
несет ответственность за качественную и своевременную реализацию мероприятий программы, обеспечивают эффективное использование средств краевого бюджета, выделяемых на их реализацию.
Выполнение мероприятий программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком с исполнителями мероприятий программы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Реализация мероприятий программы в муниципальных образованиях осуществляется за счет средств краевого бюджета, предоставляемых в виде субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов, включенных в аналогичные муниципальные целевые программы, реализуемые за счет средств местных бюджетов. Критерием отбора муниципальных образований является наличие заявки, проектно-сметной документации. Условиями предоставления субсидий местным бюджетам из средств краевого бюджета являются:
наличие утвержденной в установленном порядке аналогичной муниципальной целевой программы;
наличие нормативного правового акта муниципального образования, подтверждающего расходное обязательство муниципального образования по финансированию аналогичной муниципальной целевой программы;
обеспечение софинансирования в размере не менее 5 % за счет средств местного бюджета.
Расчет субсидий местным бюджетам осуществляется государственным заказчиком программы с учетом:
общего размера субсидий, распределяемого между муниципальными образованиями в рассматриваемом финансовом году;
размера средств местного бюджета, предусматриваемого в местном бюджете на реализацию мероприятий аналогичной муниципальной целевой программы в рассматриваемом финансовом году.
Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных государственному заказчику программы для последующего перечисления в бюджеты муниципальных образований.
В случае если размер средств, предусмотренных в местном бюджете на финансирование мероприятий программы, не соответствует установленному уровню софинансирования, размер субсидии подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования.
Контроль за соблюдением условий предоставления субсидий осуществляется государственным заказчиком программы
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют Министерство территориального развития Забайкальского края и заместитель председателя Правительства Забайкальского края по промышленности и природным ресурсам.
Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности программы
За период реализации программы будет возведено 10 гидротехнических сооружений протяженностью более 14,1 км. Повышение безопасности гидротехнических сооружений будет обеспечено за счет капитального ремонта 7 гидротехнических сооружений, имеющих пониженный уровень безопасности; будут осуществлены меры по предотвращению негативного воздействия вод путем расчистки наиболее проблемных участков русел рек в населенных пунктах. Кроме того, будут проведены работы по консервации 8 бесхозяйных хвостохранилищ.
В результате реализации программы будет уменьшена доля территорий населенных пунктов, подверженных негативному воздействию паводковых вод, уменьшено количество аварийных гидротехнических сооружений.
Технология выполнения работ при реализации мероприятий программы предусматривает свести к минимуму вредное влияние на окружающую среду. Кроме того, мероприятия, снижающие уровень затопления жилых и промышленных объектов, уменьшат антропогенную нагрузку на водную экосистему и ихтиофауну во время прохождения паводков.
Реализация мероприятий программы позволит получить социальный, экономический и экологический эффект.
Оценка эффективности вложений в водохозяйственной сфере имеет ряд особенностей.
Во-первых, эффект от затрат на водохозяйственные мероприятия выражается в основном в виде предотвращенного ущерба. Предотвращенный ущерб в денежном выражении может быть определен, хотя и достаточно приближенно. По приблизительным оценкам, при возникновении чрезвычайных ситуаций на водных объектах (затопление территорий во время паводков, аварии на гидротехнических сооружениях и т.д.) затраты на ликвидацию негативных последствий как минимум в три раза превышают затраты на их предотвращение.
Во-вторых, большая доля социальных результатов водохозяйственной деятельности (снижение заболеваемости, улучшение условий труда и отдыха, повышение уровня жизни населения, сохранение природных ресурсов) трудно поддаются формализованной стоимостной оценке.
Реализация программы позволит:
снизить ущерб от наводнений;
уменьшить риск возникновения аварий на гидротехнических сооружениях;
законсервировать хвостохранилища, оказывающие негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека.
Экологическая эффективность реализации программы будет выражаться в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду, на жизнедеятельность человека вследствие аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях. Реализация мероприятий программы не повлечет негативных экологических последствий.
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
млн. рублей в ценах соответствующих лет
N п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Потребность в финансовых ресурсах |
|||||
всего |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
6.1. Обеспечение защиты населенных пунктов, объектов экономики и социальной инфраструктуры от подтопления и затопления | ||||||||
6.1.1 |
Строительство и реконструкция гидротехнических сооружений |
2011-2015 |
253,0 |
23,0 |
50,0 |
54,0 |
56,0 |
70,0 |
6.1.2 |
Проектные работы |
2011-2015 |
16,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
- |
|
Итого по подразделу |
|
269,0 |
27,0 |
54,0 |
58,0 |
60,0 |
70,0 |
6.2. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений | ||||||||
6.2.1 |
Капитальный ремонт или ликвидация гидротехнических сооружений |
2011-2015 |
52,0 |
6,0 |
8,0 |
10,0 |
13,0 |
15,0 |
6.2.2 |
Проектные работы |
|
8,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
- |
6.2.3 |
Консервация бесхозяйных хвостохранилищ |
2011-2015 |
17,0 |
1,0 |
3,0 |
4,0 |
4,0 |
5,0 |
6.2.4 |
Проектные работы |
|
4 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
- |
|
Итого по подразделу |
|
81,0 |
10,0 |
14,0 |
17,0 |
20,0 |
20,0 |
|
Итого по программе |
|
350,0 |
37,0 |
68,0 |
75,0 |
80,0 |
90,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 26 октября 2010 г. N 423 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Защита населенных пунктов от негативного воздействия паводковых вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, расположенных на территории Забайкальского края (2011-2015 годы)"
Текст постановления опубликован в Еженедельной газете "Азия-Экспресс" от 3 ноября 2010 г. N 79
Постановлением Правительства Забайкальского края от 28 октября 2013 г. N 465 настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 25 октября 2012 г. N 470
Постановление Правительства Забайкальского края от 6 октября 2011 г. N 353