Постановление Правительства Забайкальского края
от 15 июня 2010 г. N 238
"Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы
"Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)"
7 сентября 2012 г.
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148 (с изменением, внесенным постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года N 205), в целях формирования современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышения занятости и уровня жизни населения Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)".
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Забайкальского края разработать муниципальные целевые программы по развитию туризма.
И.о. председателя Правительства Забайкальского края |
А.А. Холмогоров |
Краевая Долгосрочная Целевая Программа
"Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)"
(утв. постановлением Правительства Забайкальского края
от 15 июня 2010 г. N 238)
7 сентября 2012 г.
Паспорт
краевой долгосрочной целевой программы
"Развитие туризма в Забайкальском крае (2011 - 2013 годы)"
Наименование программы |
Краевая долгосрочная целевая программа "Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)" (далее - программа). |
Дата принятия решения о разработке программы |
Распоряжение Правительства Забайкальского края от 19 января 2010 года N 7-р "О целесообразности разработки краевой долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)". |
Дата утверждения программы |
Постановление Правительства Забайкальского края от 15 июня 2010 года N 238 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)". |
Государственный заказчик программы |
Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. |
Основной разработчик программы |
Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края. |
Цель и задачи программы |
Цель: формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня жизни населения Забайкальского края. Задачи: развитие научной базы туризма; создание положительного имиджа Забайкальского края как региона, благоприятного для туризма; содействие развитию высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса на территории Забайкальского края; увеличение числа туристов во внутреннем и въездном туризме Забайкальского края; создание новых рабочих мест в туристской индустрии; увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; пропаганда здорового, образа жизни и обеспечение отдыха для населения Забайкальского края; обеспечение безопасности туризма; сохранение и рациональное использование культурно-исторического наследия и природного богатства Забайкальского края; привлечение инвестиций в развитие туристской отрасли. |
Важнейшие целевые индикаторы программы |
Увеличение количества иностранных посетителей (нерезидентов) на 26,7 процента в 2013 году к базовому периоду 2010 года; увеличение количества туристов, направляемых по внутренним туристским маршрутам, на 23 процента в 2013 году к базовому периоду 2010 года; создание 165 дополнительных рабочих мест в туриндустрии Забайкальского края. |
Сроки и этапы реализации программы |
2011-2013 годы. Программа реализуется в один этап. |
Потребность в финансировании программы |
Объем финансирования за счет средств бюджета Забайкальского края на реализацию мероприятий программы на 2011-2013 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 39 589,4 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 29 292,2 тыс. рублей; 2012 год - 6 262,0 тыс. рублей; 2013 год - 4 035,2 тыс. рублей. |
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Увеличение количества иностранных посетителей, обслуженных туристскими организациями Забайкальского края, до 5700 человек; |
|
увеличение количества туристов, направляемых по внутренним туристским маршрутам туристскими организациями Забайкальского края, до 30800 человек; издание Единого кадастра туристско-рекреационных ресурсов Забайкальского края; определение объемов внутренних туристских потоков и величины потребительских расходов туристов на территории Забайкальского края путем проведения социологического обследования; создание комфортной среды пребывания для гостей и жителей Забайкальского края. |
Постановлением Правительства Забайкальского края от 7 сентября 2012 г. N 376 в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Туризм - неотъемлемая часть жизни современного человека, связанная с удовлетворением его духовных и интеллектуальных потребностей, восстановлением и развитием физических сил и поддержанием высокого уровня жизнедеятельности.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, стимулируя создание дополнительных рабочих мест, обеспечивая занятость и повышение качества жизни населения, что особенно важно во время экономического кризиса. Туристская индустрия оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности, таких как транспорт, связь, торговля, производство сувенирной продукции, сфера услуг, общественное питание, сельское хозяйство, строительство и других, выступает катализатором социально-экономического развития регионов.
Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, а также приказом Федерального агентства по туризму от 06 мая 2008 года N 51 "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года" определены ключевые направления государственной политики в сфере туризма как одной из приоритетных отраслей экономики России:
развитие туризма как необходимого условия достойной жизни и свободного развития человека в социальном государстве, решающего фактора нового качества жизни в современном обществе;
защита прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, обеспечение безопасности туризма;
формирование правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации;
развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия;
формирование представления о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма.
Основными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма - тех направлений, которые решают вопросы экономического и социального характера.
Отношения, связанные с развитием туризма и туристской деятельности в Забайкальском крае, регулирует Закон Забайкальского края "О туризме и туристской деятельности в Забайкальском крае".
Забайкалье обладает значительным потенциалом туристского предложения, базирующимся на уникальных природных ресурсах, ландшафтном и биологическом разнообразии территории, ресурсах познавательного и научного туризма, орнитологического туризма, геологической и палеонтологической истории края, сохранившихся памятниках археологии, культуры (таблица 1).
Таблица 1
Туристские ресурсы Забайкальского края
Наименование ресурсов |
Количество (единиц) |
Государственные природные биосферные заповедники федерального значения |
2 |
Государственные заказники федерального значения |
2 |
Памятники природы |
53 |
Природные заказники |
15 |
Научные объекты геологического наследия |
105 |
Целебные источники минеральных вод и грязей |
более 200 |
Музеи |
58 |
Театры |
12 |
Памятники истории, в том числе федерального значения |
846 16 |
Памятники архитектуры, в том числе федерального значения |
1923 22 |
Памятники археологии, в том числе федерального значения |
2779 3 |
Наличие железнодорожного и автомобильного сообщения между приграничными территориями, инфраструктура, обеспечивающая внешнеэкономическую деятельность и туризм, открытие сквозной автомобильной трассы Москва - Владивосток предоставляют новые возможности круглогодичных путешествий по России для российских и зарубежных авто- и велопутешественников.
Принадлежность монголов, бурят и китайцев, проживающих в Автономном районе Внутренняя Монголия (КНР), к единым этническим корням, их конфессиональное единство, сохранившиеся традиции являются важным ресурсом для развития приграничного туризма (паломнического, семейно-родственного, мемориального) в Забайкальском крае.
Сегодня Забайкальский край является основными "туристскими воротами" для граждан Китайской Народной Республики - страны с многомиллионным населением, с возрастающим уровнем жизни и, соответственно, с возрастающим количеством потенциальных туристов. В настоящее время более 90 процентов въездного потока на территорию региона составляют китайские туристы. Кроме того, географическое положение Забайкальского края определяет его в качестве транзитного коридора на пути следования иностранных путешественников к побережью озера Байкал и в европейскую часть России.
Специалистами доказано, что до 70 процентов доходов от въездного туризма остается в стране пребывания за счет прямого и мультипликативного эффекта от этого вида деятельности. Турист, посещающий наш регион, кратковременно пользуется предлагаемыми ресурсами. Туристская же инфраструктура, которая включает дороги, транспорт, гостиницы, музеи, рестораны и прочее, продолжает использоваться местным населением.
Несмотря на имеющиеся возможности развития въездного и внутреннего туризма, туристская деятельность в большей степени ориентирована на выездной туризм - жители региона массово выезжают в приграничный г. Маньчжурия, а также на отдых в КНР, где курорты характеризуются высоким уровнем качества сервиса и доступной ценовой политикой.
Наряду с этим прослеживается неравномерность спроса иностранных туристов на региональный туристский продукт, обусловленного влиянием внешних факторов, о чем свидетельствуют показатели въездного и выездного туризма, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Количество туристов,
обслуженных туристскими организациями Забайкальского края
в 2005-2009 годах по безвизовым туристским формальностям
Индикаторы |
Показатели по годам |
||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
Въездной туризм |
|
|
|
|
|
Количество китайских туристов (нерезидентов), тыс. человек |
18,81 |
12,11 |
6,29 |
6,11 |
2,09 |
в % к предыдущему году |
113,3 |
64,4 |
51,9 |
97,1 |
34,2 |
Выездной туризм |
|
|
|
|
|
Количество выезжавших в КНР жителей региона (резидентов), тыс. человек |
121,94 |
184,66 |
310,7 |
409,93 |
210,44 |
в % к предыдущему году |
95,2 |
151,4 |
168,3 |
131,9 |
51,3 |
По данным Всемирного совета по туризму, средние расходы одного нерезидента, въехавшего на территорию России, составляют 424 доллара США. При объеме въездного туризма в 2009 году 2,09 тыс. человек иностранные туристы инвестировали в экономику Забайкальского края порядка 26,5 млн. рублей. Кроме того, по экспертным оценкам, косвенно 3-4 иностранных туриста обеспечивают 1 рабочее место в региональной экономике, а 1 рабочее место, созданное в туристском секторе, ведет к появлению не менее 20 мест в сопутствующих отраслях, т. е. 2,09 тыс. иностранных туристов обеспечивали в 2009 году 522 рабочих места в Забайкальском крае.
В 2006-2007 годах отмечено значительное снижение количества китайских туристов, что обусловлено, по оценке, изменением законодательства КНР в части порядка оформления загранпаспортов. С конца 2008 года влияние мирового финансового кризиса отразилось на снижении показателей въездного туризма на территории Забайкальского края. Отрицательная динамика туристского обмена сохранялась в течение всего 2009 года. Наряду с вышеперечисленными факторами в регионе существуют не менее веские причины, сдерживающие развитие въездного туризма:
значительный физический и моральный износ большого числа объектов туристской индустрии, построенных еще в советское время;
недостаточное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры в местах туризма и отдыха;
постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий, ведущий к удорожанию туристских продуктов;
дефицит квалифицированных профессиональных кадров;
избыточные административные формальности, связанные с инвестициями в объекты туристской индустрии, в том числе сложности с оформлением земельных участков под строительство объектов;
отсутствие финансовых средств для продвижения внутреннего и въездного туризма.
Таким образом, государственной задачей региона является стабилизация объемов въездного туризма с увеличением их в последующие годы.
В качестве предпосылок и факторов, влияющих на развитие внутреннего туризма, выступают социально-экономическая ситуация в регионе и потребность населения в отдыхе. Численность постоянного населения Забайкальского края на 01 января 2009 года составляла 1117 тыс. человек, из них около 462,6 тыс. человек, средний возраст которых чуть выше 38 лет, были заняты в экономике. При увеличении транспортных расходов, повышении стоимости услуг проживания и питания, с учетом общего влияния мирового финансового кризиса ограничилась возможность доступа населения региона к известным рекреациям европейской части России. Вместе с тем доля выходных дней при пятидневной рабочей неделе составляет значительную часть в общем балансе времени. Кратковременный и долговременный отдых в близко расположенных рекреациях жителям региона наиболее доступен как в финансовом плане, так и в плане оздоровления. Можно предположить, что более 400 тыс. человек, занятых в экономике края, относящихся к активному туристскому возрасту (в большинстве стран Западной Европы этот возраст колеблется в пределах от 30 до 60 лет), нуждаются в отдыхе и готовы заплатить за него. Таким образом, в сложившихся условиях наиболее востребованной формой отдыха являются недорогие туристские услуги: походы выходного дня, экскурсии с детьми, спортивные кратковременные маршруты, оздоровительный туризм, отдых на турбазах Забайкальского края.
Выгода от развития внутреннего и въездного туризма очевидна: прибыль получат не только местные туроператоры и турагенты, но и, с учетом мультипликативного эффекта, все структуры сопутствующих отраслей, а также непосредственно население, напрямую предоставляющие услуги проживания, питания, экскурсионного обслуживания. Пополнится доходная часть краевого бюджета за счет налоговых поступлений, получит поддержку малый бизнес, увеличится число рабочих мест, будет востребована продукция народных промыслов.
Забайкальский край располагает значительными природными ресурсами, практически неисчерпаемыми ресурсами познавательного и научного туризма, которые однако не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в регионе, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения. Сегодня туристская инфраструктура края, не соответствующая международным стандартам, требует серьезных финансовых вливаний.
С целью снижения объема выездного туризма в пользу внутреннего и въездного необходимо создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры, при соответствующем уровне которой ресурсные возможности края позволят увеличить прием иностранных туристов в несколько раз, обеспечить качественный отдых для большего количества граждан края и приезжих из соседних регионов, что приведет к более интенсивному развитию туристской отрасли.
Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует множественных согласований и затягивается на два-три года.
Для Забайкальского края, имеющего слабо развитую туристскую инфраструктуру, значительный невостребованный туристский потенциал и существующий туристский продукт, особый интерес в сфере развития въездного туризма может представлять специализированный туризм как новое альтернативное направление для привлечения искушенного иностранного потребителя и способ диверсификации внутреннего туристского предложения: охота и рыбалка, туризм экологический, сельский, спортивный, экстремальный, приключенческий, паломнический, этнический, научный.
В настоящее время, с учетом ограниченных возможностей краевого бюджета, основные усилия следует направить на развитие наиболее посещаемых, перспективных рекреаций Забайкальского края с наибольшей степенью готовности туристской инфраструктуры, к которым можно отнести следующие территории:
Ивано-Арахлейский государственный природный ландшафтный заказник регионального значения;
приграничный поселок Забайкальск;
Каларский район;
Государственный природный биосферный заповедник "Даурский";
Дульдургинский район Агинского Бурятского округа Забайкальского края;
Красночикойский район.
Описание туристско-рекреационных ресурсов данных территорий приведено в приложении к настоящей программе.
Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные туристские рекреации определяют соответствующие им приоритеты в мероприятиях программы для развития туристской инфраструктуры края.
В соответствии с международной практикой повышение конкурентоспособности туристского продукта любого региона может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках, так как основными участниками туристского рынка являются предприятия малого и среднего бизнеса, каждое из которых продвигает и продает только свой собственный продукт. Следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от вложенных средств в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру проявляются через несколько лет постоянных вложений.
В настоящее время Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации разрабатывается проект концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)". Одним из основных условий включения мероприятий по развитию туризма в Забайкальском крае в указанную федеральную целевую программу является наличие краевой долгосрочной целевой программы по туризму. При этом задачи государственных органов власти заключаются в:
капитальном строительстве и модернизации объектов инженерной инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости (сети энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, отдельные объекты таких систем и т.п.);
проведении научно-исследовательских работ, связанных с развитием нормативно-правового регулирования, внедрением инновационных технологий, маркетинговыми исследованиями в области внутреннего и въездного туризма;
реализацию мероприятий по обеспечению широкомасштабной кампании, направленной на продвижение отечественного туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;
проведение мероприятий по повышению квалификации и подготовки кадров линейного звена и обслуживающего персонала туриндустрии, реализации программ "обучения обучающих";
реализацию мероприятий направленных на повышение престижности туристских профессий и привлечения квалифицированных специалистов в отрасль.
Таким образом, комплекс существующих задач по созданию конкурентоспособного регионального рынка туристских услуг необходимо решать программно-целевым методом, который позволяет координировать межведомственную деятельность исполнительных органов государственной власти, туристского бизнеса и других заинтересованных сторон.
Реализация программы соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития Забайкальского края.
Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня жизни населения Забайкальского края.
Исходя из цели программы определены следующие задачи:
развитие научной базы туризма;
создание положительного имиджа Забайкальского края как региона, благоприятного для туризма;
содействие развитию высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса на территории Забайкальского края;
увеличение числа туристов во внутреннем и въездном туризме Забайкальского края;
создание новых рабочих мест в туристской индустрии;
увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
пропаганда здорового образа жизни и обеспечение отдыха для населения Забайкальского края;
обеспечение безопасности туризма;
сохранение и рациональное использование культурно-исторического наследия и природного богатства Забайкальского края;
привлечение инвестиций в развитие туристской отрасли.
Срок реализации программы - 2011-2013 годы.
Программа реализуется в один этап.
Решение задач программы будет обеспечено за счет осуществления программных мероприятий по следующим направлениям.
Развитие научной базы туризма
Направление предполагает содействие в упорядочении процесса управления туристско-экскурсионной деятельностью, создании научной базы для развития туристской отрасли, применение комплексного подхода к развитию туризма в условиях сохранения историко-культурного наследия и природного потенциала Забайкальского края.
Развитие научной базы туризма предусматривает проведение социологического обследования с целью определения объемов внутренних туристских потоков и величины потребительских расходов туристов на территории Забайкальского края.
Во избежание проблем при подготовке планов хозяйственного освоения территории при планировании туристской деятельности в регионе, а также при разработке инвестиционных проектов развития туризма необходимы разработка и издание Единого кадастра туристско-рекреационных ресурсов Забайкальского края.
Формирование положительного имиджа Забайкальского края на российском и мировом рынках туристских услуг, создание комфортной информационной среды для туристов
Мероприятия ориентированы на формирование представления о Забайкальском крае как о регионе, благоприятном для туризма, что позволит увеличить объем туристского потока.
Кроме того, инвестиции в туризм вкладываются в первую очередь в тех местах, которые пользуются популярностью у туристов, то есть хорошо разрекламированы.
В рамках данного направления предусматривается:
обновление данных о наличии сервисной инфраструктуры муниципальных районов и городских округов Забайкальского края;
размещение материалов, направленных на продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках, в средствах массовой информации;
проведение ежегодных краевых конкурсов на лучший видеофильм о туристских ресурсах Забайкальского края, лучшую сувенирную продукцию, на лучшую разработку туристского брэнда Забайкальского края;
представление туристских ресурсов Забайкалья на международных туристских выставках;
выпуск туристских карт, атласа, книг, способствующих популяризации туризма среди населения Забайкальского края.
Развитие инфраструктуры туризма
Создание, модернизация и реконструкция туристской инфраструктуры будет способствовать интенсивному развитию туристской отрасли. Мероприятия данного направления ориентированы на развитие
инфраструктуры туризма в наиболее перспективных туристских рекреациях Забайкальского края и включают:
разработку проектно-сметной документации на строительство наружных магистральных инженерных сетей туристско-рекреационного комплекса "Русская деревня" в Забайкальском районе;
создание инженерной инфраструктуры, реконструкцию существующих объектов туризма в Дульдургинском районе;
создание агро-этнотуристского центра в поселке при станции Куанда в Каларском районе;
создание туристского комплекса в Красночикойском районе;
обеспечение питьевой водой обслуживающего персонала научного стационара и туристов на кордоне "Уточи" на территории Государственного природного биосферного заповедника "Даурский".
Обеспечение безопасности туризма
В рамках обеспечения безопасности туризма предполагается приобретение средств связи для туристских групп на маршрутах в Каларском районе.
Развитие детско-юношеского туризма
С целью пропаганды активных видов туризма как важного средства патриотического, физического и экологического воспитания молодежи в рамках развития детско-юношеского туризма запланированы следующие мероприятия:
проведение Межрегионального туристского фестиваля в Каларском районе;
разработка и издание учебно-методической и специализированной литературы для подготовки экскурсоводов;
подготовка резерва экскурсоводов на базе Краевой школы юных экскурсоводов;
оборудование туристского приюта на базе детского лагеря "Ракета" в пгт Атамановка Читинского района.
Развитие экологического туризма
В рамках данного направления предусматривается:
оборудование мест отдыха (с автомобильными стоянками, контейнерами для мусора, навесами, кострищами, скамейками) на озере Зун-Торей в Государственном природном биосферном заповеднике "Даурский";
обустройство экологических троп на территории Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного заказника регионального значения.
Для контроля выполнения мероприятий программы определены целевые индикаторы и показатели, характеризующие эффективность выполнения программных мероприятий:
Целевые индикаторы |
Показатели |
|||||
2009 год (факт) |
2010 год (оценка) |
2011-2013 годы |
||||
всего |
в том числе по годам |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
||||
Увеличение количества иностранных посетителей (нерезидентов), обслуженных туристскими организациями |
5,04 |
4,5 |
15,4 |
4,7 |
5,0 |
5,7 |
Забайкальского края, тыс. человек |
|
|
|
|
|
|
Темпы роста, процентов |
80,5 |
89,3 |
|
104,4 |
106,4 |
114,0 |
Увеличение количества туристов, направляемых по внутренним туристским маршрутам туристскими организациями Забайкальского края, тыс. человек |
23,9 |
25,0 |
85,1 |
26,3 |
28,0 |
30,8 |
Темпы роста, процентов |
126,4 |
104,6 |
|
105,2 |
106,5 |
116,5 |
Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств бюджета Забайкальского края.
Затраты на реализацию мероприятий программы за счет средств бюджета Забайкальского края составляют 39 589,4 тыс. рублей, в том числе:
2011 год - 29 292,2 тыс. рублей;
2012 год - 6 262,0 тыс. рублей;
2013 год - 4 035,2 тыс. рублей.
Объемы финансирования обеспечиваются в размерах, установленных законом о бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год.
Реализация программных мероприятий позволит дополнительно привлечь средства местных бюджетов и внебюджетных источников.
Привлечение средств местных бюджетов возможно в рамках муниципальных целевых программ, предусматривающих мероприятия по развитию туризма.
Раздел 4. Механизм реализации программы
Текущее управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик.
Государственный заказчик программы:
ежегодно в установленном порядке уточняет перечень финансируемых мероприятий программы на очередной финансовый год, определяет сроки их реализации и объемы финансирования, оценивает возможность достижения показателей целевых индикаторов;
ежегодно подготавливает и представляет в Министерство территориального развития Забайкальского края бюджетную заявку на финансирование мероприятий программы на очередной финансовый год и плановый период;
получает и распределяет в установленном порядке бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств;
осуществляет отбор в установленном законодательством порядке исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции для выполнения мероприятий программы;
осуществляет ведение отчетности о реализации программы и подготавливает годовой отчет для их представления в Министерство территориального развития Забайкальского края;
несет ответственность за качественную и своевременную реализацию мероприятий программы, обеспечивает эффективное использование средств краевого бюджета, выделяемых на их реализацию.
Мероприятия программы реализуются посредством заключения государственных контрактов между государственным заказчиком программы и исполнителями мероприятий программы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Реализация мероприятий программы в муниципальных образованиях осуществляется за счет средств краевого бюджета, предоставленных в виде субсидий местным бюджетам на реализацию муниципальных целевых программ, предусматривающих мероприятия по развитию туризма. Условиями предоставления субсидий местным бюджетам из средств краевого бюджета являются следующие:
наличие утвержденной в установленном порядке муниципальной целевой программы, предусматривающей мероприятия по развитию туризма;
наличие нормативного правового акта муниципального образования, подтверждающего расходное обязательство муниципального образования по финансированию муниципальной целевой программы, предусматривающей мероприятия по развитию туризма.
Методика расчета субсидий предусматривает:
наличие долевого участия средств муниципального образования в реализации мероприятия программы;
наличие необходимых условий для развития туризма в муниципальном образовании;
наличие транспортной доступности для российских и иностранных туристов.
Методика расчета субсидий утверждается государственным заказчиком программы.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляет Министерство территориального развития Забайкальского края.
Раздел 5. Оценка социально-экономической
и экологической эффективности программы
Реализация программы к концу 2013 года будет способствовать развитию сферы услуг, производства сувенирной продукции, таких отраслей экономики, как транспорт и связь, торговля и общественное питание, строительство, а также окажет положительное влияние на благоустройство городов и населенных пунктов Забайкальского края.
Экономический эффект программы будет достигнут путем привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации механизмов государственно-частного партнерства, а также увеличения туристского потока, в том числе увеличения количества иностранных посетителей, обслуженных туристскими организациями Забайкальского края, до 5700 человек, увеличения количества туристов, направляемых по внутренним туристским маршрутам туристскими организациями Забайкальского края, до 30800 человек. Увеличение количества иностранных туристов, посещающих Забайкальский край, позволит создать 165 дополнительных рабочих мест, пополнить бюджеты всех уровней за счет увеличения доходов от оказания прямых и косвенных услуг.
Увеличение внутреннего и въездного туристских потоков будет осуществлено за счет:
создания туристского брэнда и новых туристских маршрутов, формирования современных востребованных туристских продуктов и расширения перечня туристских услуг;
повышения туристской привлекательности Забайкальского края для иностранных граждан;
рекламных мероприятий некоммерческой направленности по продвижению туристских продуктов Забайкальского края на мировом и внутреннем туристских рынках.
Социальная эффективность реализации программы заключается в удовлетворении потребностей населения Забайкальского края в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также в повышении уровня экологического и патриотического воспитания молодого поколения.
В результате реализации программных мероприятий будут проведены: социологическое обследование с целью определения объемов внутренних туристских потоков и величины потребительских расходов туристов на территории Забайкальского края; три ежегодных Межрегиональных туристских фестиваля в Каларском районе; три ежегодных конкурса на лучший видеофильм о туристских ресурсах края, лучшую сувенирную продукцию с участием более пятидесяти организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц; конкурс на лучшую разработку туристского брэнда; организовано участие в трех международных туристских выставках, оборудовано 30 мест отдыха на территории Государственного природного биосферного заповедника "Даурский", обустроено две экологических тропы на территории Ивано-Арахлейского природного ландшафтного заказника регионального значения. Будет издан Единый кадастр туристско-рекреационных ресурсов Забайкальского края.
Реализация мероприятий программы не повлечет за собой негативных экологических последствий.
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
(тыс .рублей в ценах соответствующих лет)
N п/п |
Наименование мероприятия
|
Сроки реализации, годы |
Потребность в финансовых ресурсах |
||||
всего |
в том числе по годам |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
1. Развитие научной базы туризма | |||||||
1.1 |
Проведение социологического обследования с целью определения объемов внутренних туристских потоков и величины потребительских расходов туристов на территории Забайкальского края (в соответствии с приказом Федерального агентства по туризму от 18 июля 2007 года N 69) |
2011 |
300,0 |
300,0 |
|
|
|
1.2 |
Подготовка и издание Единого кадастра туристско-рекреационных ресурсов Забайкальского края |
2011-2013 |
4 800,0 |
1 800,0 |
1 500,0 |
1 500,0 |
|
|
Итого по подразделу |
|
5 100,0 |
2 100,0 |
1 500,0 |
1 500,0 |
|
2. Формирование положительного имиджа Забайкальского края на российском и мировом рынках туристских услуг, создание комфортной информационной среды для туристов | |||||||
2.1 |
Разработка и издание приложения "Сервисная инфраструктура муниципальных районов и городских округов Забайкальского края" к Реестру туристических ресурсов Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа |
2011 |
34,4 |
34,4 |
|
|
|
2.2 |
Размещение в средствах массовой информации материалов, направленных на продвижение туристского продукта Забайкальского края на внутреннем и внешнем рынках |
2011-2013 |
110,25 |
31,5 |
47,25 |
31,5 |
|
2.3 |
Проведение ежегодного краевого конкурса на лучший видеофильм о туристских ресурсах края, лучшую сувенирную продукцию |
2011-2013 |
90,0 |
30,0 |
30,0 |
30,0 |
|
2.4 |
Проведение конкурса на лучшую разработку туристского брэнда Забайкальского края |
2011 |
30,0 |
30,0 |
- |
- |
|
2.5 |
Представление туристского потенциала Забайкальского края на международных туристских выставках |
2011-2013 |
371,1 |
123,7 |
123,7 |
123,7 |
|
| |||||||
2.6 |
Выпуск книги "Рекреация и туризм Забайкальского края" |
2012 |
150,0 |
- |
150,0 |
- |
|
2.7 |
Выпуск туристской карты Забайкальского края |
2012 |
507,0 |
- |
507.0 |
- |
|
2.8 |
Издание туристских карт "Красночикойский район", "Читинский район" |
2012-2013 |
700,0 |
- |
300,0 |
400,0 |
|
2.9 |
Издание атласа туристов, охотников, рыболовов "Забайкальский край" |
2012 |
250,0 |
- |
250,0 |
- |
|
|
Итого по подразделу |
|
2 242,8 |
249,6 |
1 408,0 |
585,2 |
|
3. Развитие инфраструктуры туризма | |||||||
3.1 |
Разработка проектно-сметной документации на строительство наружных магистральных инженерных сетей туристско-рекреационного комплекса "Русская деревня" в Забайкальском районе |
2011 |
26 000,0 |
26 000,0 |
|
|
|
3.2 |
Реконструкция здания на территории Узонского дацана "Даши Тубдэнлинг" под пункт общественного питания для туристов и паломников, Дульдургинский район |
2012 |
200,0 |
|
200,0 |
|
|
3.3 |
Создание инженерной инфраструктуры для функционирования туристской базы "Юсэн туг" на территории Дульдургинского района |
2011-2012 |
380,0 |
280,0 |
100,0 |
|
|
3.4 |
Реконструкция коттеджного городка туркомплекса "Алхана-тур", Дульдургинский район |
2012-2013 |
600,0 |
- |
300,0 |
300,0 |
|
3.5 |
Создание агро-этнотуристского центра в поселке при станции Куанда в Каларском районе |
2013 |
950,0 |
- |
- |
950,0 |
|
3.6 |
Создание туристского комплекса "Усадьба семейского крестьянина" на территории муниципального района "Красночикойский район" |
2012-2013 |
1 060,0 |
|
670,0 |
390,0 |
|
3.7 |
Бурение и обустройство скважины питьевой воды на территории научного стационара на кордоне "Уточи" (южный берег озера Зун-Торей, ФГУ "Государственный природный биосферный заповедник "Даурский", Борзинский район) |
2011-2012 |
1 463,8 |
107,8 |
1 356,0 |
|
|
|
Итого по подразделу |
|
30 653,8 |
26 387,8 |
2 626,0 |
1 640,0 |
|
4. Обеспечение безопасности юности туризма | |||||||
4.1 Приобретение средств связи для обеспечения безопасности туристов на маршрутах в Каларском районе |
2012-2013 |
300,0 |
- |
150,0 |
150,0 |
||
|
Итого по подразделу |
|
300,0 |
- |
150,0 |
150,0 |
|
5. Развитие детско-юношеского туризма | |||||||
5.1 |
Проведение ежегодного Межрегионального туристского фестиваля в Каларском районе |
2011-2013 |
390,0 |
130,0 |
130,0 |
130,0 |
|
5.2 |
Издание Тетради юного экскурсовода, разработанной Забайкальским детско-юношеским центром |
2012 |
30,0 |
- |
30,0 |
- |
|
5.3 |
Разработка и издание перечня квалифицированных туристских маршрутов, рекомендуемых для детей и молодежи |
2012 |
30,0 |
- |
30,0 |
- |
|
5.4 |
Подготовка резерва экскурсоводов на базе Краевой школы юных экскурсоводов |
2011-2013 |
82,6 |
24,6 |
28,0 |
30,0 |
|
5.5 |
Оборудование туристского приюта на базе детского лагеря "Ракета", пгт. Атамановка, Читинский район |
2012 |
210,0 |
- |
210,0 |
- |
|
|
Итого по подразделу |
|
742,6 |
154,6 |
428,0 |
160,0 |
|
6. Развитие экологического туризма | |||||||
6.1 |
Оборудование 30 мест отдыха (с автомобильными стоянками, контейнерами для мусора, навесами, кострищами, скамейками) на оз. Зун-Торей (ФГУ "Государственный природный биосферный заповедник "Даурский", Борзинский район) |
2011 |
350,0 |
350,0 |
|
|
|
6.2 |
Обустройство экологических троп на территории Ивано-Арахлейского заказника регионального значения, Читинский район |
2011-2012 |
200,2 |
50,2 |
150,0 |
|
|
|
Итого по подразделу |
|
550,2 " |
400,0 |
150,0 |
0,0 " |
|
|
ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ |
|
39 589,4 |
29 292,2 |
6 262,0 |
4 035,2 |
Приложение
к краевой долгосрочной целевой
программе "Развитие туризма в
Забайкальском крае (2011-2013 годы)",
утвержденной постановлением
Правительства Забайкальского края
от 15 июня 2010 г. N 238
Описание туристско-рекреационных ресурсов
наиболее посещаемых рекреаций Забайкальского края
1. Ивано-Арахлейский государственный природный ландшафтный заказник регионального значения расположен в центре Забайкальского края на территории Читинского района на площади 210 тыс. га. Это уникальная рекреация, включающая 6 крупных и более 20 мелких озер. На побережьях Ивано-Арахлейских озер расположено более 210 баз отдыха, детских оздоровительных лагерей, турбаз и т. п.; ежегодно туристские услуги предоставляются для 500 тысяч отдыхающих.
Территория имеет прекрасные перспективы для развития практически всех видов туризма.
2. Приграничный поселок Забайкальск имеет все предпосылки для развития международного туризма с приграничным городом Маньчжурия, который ежегодно посещают около 5 млн. китайских туристов из различных провинций КНР. При наличии туристской инфраструктуры на территории Забайкальского района, актуальных маршрутов, рассчитанных на данную категорию туристов, этот туристский поток с пользой для региональной экономики можно перенаправить в ближайший с российской стороны (на расстоянии не более 10 км) приграничный поселок Забайкальск.
Территория наиболее перспективна для развития въездного туризма.
3. Каларский район - самое популярное место для любителей спортивного, экстремального туризма, здесь имеются идеальные условия для туристов-водников и альпинистов. Горные отроги хребтов с ледниками, сложными перевалами и бурными реками, многочисленные водопады и высокогорные озера, песчаная пустыня на вечной мерзлоте и потухшие вулканы, первозданная северная природа, самобытность культуры эвенкийских поселений - все это привлекает иностранных и российских туристов.
Территория характеризуется труднодоступностью, однако очень перспективна для развития агро-этнотуризма, спортивного, приключенческого и экстремального туризма.
4. Государственный природный биосферный заповедник "Даурский" расположен на юге Забайкальского края вблизи государственной границы России с Монголией. На территории заповедника в 45,1 тыс. га находятся горько-соленые Торейские озера, являющиеся остатками древнего Проторейского моря, существовавшего предположительно 150-80 млн. лет тому назад. По многообразию редких птиц (из 317 видов 37 включены в Красную книгу России и 20 - в Красный список Международного союза охраны природы) заповедник не имеет равных себе в Восточной Сибири; кроме того, здесь сохранен неповторимый животный и растительный мир. Для зарубежных гостей, наблюдающих за птицами, организовываются многодневные экскурсии. В многоводные летние периоды на берегах Торейских озер бывает до 30 тысяч посетителей.
Территория перспективна для развития ограниченного культурно-познавательного, экологического и научного туризма.
5. Дульдургинский район Агинского Бурятского округа Забайкальского края расположен в южной части Восточного Забайкалья. Привлекателен для посетителей многовековой культурой и бытом агинских бурят, наличием уникальных буддийских памятников, фантастически красивыми ландшафтами. Наиболее яркой составляющей бурятской культуры являются буддийские центры - дацаны, которые по монументальности не имеют себе равных в мире. На территории Дульдургинского района расположена жемчужина Агинского Бурятского округа - национальный парк "Алханай", созданный в 1999 году. Это первый национальный парк на территории Юго-Восточного Забайкалья. Ежегодно более 50 тыс. человек приезжают сюда поклониться священным местам и омыться в целительных источниках, освященных Далай-ламой XIV, посетившим Алханай в 1991 году. Такое внимание было оказано не случайно: ведь гора Алханай относится к числу пяти священных вершин северного буддизма.
Территория перспективна для развития паломнического, этнического, научного, экологического, сельского, активных видов туризма.
6. Красночикойский район - место создания национального парка "Чикой", расположен на юге Забайкальского края. Здесь сохранилось и существует более 20 типов ландшафтов, мощная концентрация редких видов флоры и фауны, реликтовых видов растений. Здесь сохранен уникальный литературный памятник буддийской культуры "Ганчжур" (с. Бурсомон Красночикойского района). В 2001 году культура "семейских" - потомков старообрядцев, знаменитых народным творчеством, - Комитетом Организации Объединенных Наций по делам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) включена в список "Шедевры устного и нематериального наследия".
Историко-культурная самобытность территории вместе с наличием уникальных памятников природы представляют мощный ресурсный потенциал для развития экологического, сельского, познавательного, экстремального, приключенческого туризма.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью программы является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах, повышение занятости и уровня жизни населения Забайкальского края.
Государственным заказчиком программы является Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Забайкальского края.
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет средств бюджета Забайкальского края.
Срок реализации программы 2011-2013 годы. Программа реализуется в один этап.
Реализация программы к концу 2013 года будет способствовать развитию сферы услуг, производства сувенирной продукции, таких отраслей экономики, как транспорт и связь, торговля и общественное питание, строительство, а также окажет положительное влияние на благоустройство городов и населенных пунктов Забайкальского края.
Постановление Правительства Забайкальского края от 15 июня 2010 г. N 238 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Развитие туризма в Забайкальском крае (2011-2013 годы)"
Текст постановления опубликован в Еженедельной газете "Азия-Экспресс" от 21 июня 2010 г. N 41
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 7 сентября 2012 г. N 376
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.