21 мая 2012 г.
В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации краевых долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июля 2008 года N 148 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Забайкальского края от 25 мая 2010 года N 205), в целях развития молочного скотоводства, повышения качества жизни населения Забайкальского края и обеспечения продовольственной безопасности Правительство Забайкальского края постановляет:
утвердить прилагаемую краевую долгосрочную целевую программу "Развитие молочного скотоводства в Забайкальском крае (2011-2014 годы)".
Губернатор Забайкальского края |
Р.Ф. Гениатулин |
Краевая долгосрочная целевая Программа
"Развитие молочного скотоводства
в Забайкальском крае (2011-2014 годы)"
(утв. постановлением Правительства Забайкальского края
от 15 апреля 2011 г. N 125)
21 мая 2012 г.
Паспорт
краевой долгосрочной целевой программы "Развитие молочного
скотоводства в Забайкальском крае (2011-2014 годы)"
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
В агропродовольственной политике России с 2006 года сделан акцент на поддержку производства мяса и молока - наиболее ценных видов продовольствия, потребление которых за годы реформ сократилось в полтора раза. Молоко и молочные продукты являются важнейшей составной частью ежедневного рациона человека.
Максимальное производство молока в Читинской области (до образования Забайкальского края) было достигнуто в 1988-1990 годы, когда в хозяйствах всех категорий производилось 441,2-452,7 тыс. тонн. На долю колхозов, совхозов и межхозяйственных предприятий приходилось 50,8-53,7 % валового производства молока. Средний надой на 1 корову в этот период в сельскохозяйственных организациях достигал 1933-2068 кг.
К 2001 году производство молока в регионе в сравнении с уровнем 1990 года сократилось на 37 %, в сельскохозяйственных организациях - на 91,0 %. Удельный вес сельскохозяйственных организаций в общем объеме производства молока составлял 7,3 %.
С 2002 года по 2010 год валовое производство молока в хозяйствах всех категорий имеет ежегодный прирост (исключение составляет 2005 год, когда произошел спад на 2,7 %). В 2010 году произведено 307,9 тыс. тонн, что составляет 109,5 % к уровню 2002 года. Однако на фоне некоторой общей стабильности производства данного вида сельскохозяйственной продукции отмечается ежегодное сокращение объемов производства молока в сельскохозяйственных организациях, где за указанный период производство сократилось еще на 64,7 %, а доля данной категории хозяйств в валовом производстве молока в 2010 году составила 2,3 %. Основное производство сосредоточено в личных подворьях - 94,3 %, но товарность в них низкая (7,5-10 %).
Вследствие этого при высоком уровне формирования региональных ресурсов молока за счет собственного производства (92,8 %) рынок этого продукта находится в зависимости от продукции, поступающей из других регионов, так как на промышленную переработку поступает порядка 4-5% от объема произведенного молока.
К основным проблемам организационного и экономического характера для развития молочного животноводства в сельскохозяйственных организациях относятся:
сокращение молочного стада в результате отсутствия у многих сельскохозяйственных организаций экономической мотивации и неэффективности производства молока;
низкая молочная продуктивность (средняя молочная продуктивность по сельскохозяйственным организациям - 1681 кг, в племенном репродукторе - 3005 кг) и невысокий темп ее роста (101,8 % в 2010 году);
недостаточный уровень кормов по объему и качеству, что приводит к несбалансированности рационов кормления животных по питательным веществам (средний расход кормов коровам и быкам-производителям молочного стада - 34 ц корм. ед.; недостаточное количество сочных и зеленых кормов компенсируется за счет скармливания большего количества грубых кормов);
неразвитость племенной базы молочного скотоводства (в крае имеется один племенной репродуктор по разведению крупного рогатого скота симментальской породы молочного направления; по состоянию на 01 января 2011 года племенное поголовье в хозяйстве составляло 762 головы, из них коровы - 220 голов; в товарных стадах имеется 425 племенных коров молочного направления);
опережающий темп роста затрат на производство единицы продукции в сравнении с темпом роста цен сельскохозяйственных товаропроизводителей на реализованное молоко (по данным ведомственной отчетности, в 2010 году себестоимость 1 ц молока увеличилась на 10 %, цена - на 4,1 %);
отсталая технологическая база (начиная с 2006 года осуществлено строительство двух коровников в ОАО "Илимское" Нерчинского района и КФХ "Донбасс" Краснокаменского района, одного телятника в ПСК "Коллективное предприятие "Беклемишевское" Читинского района; в последнем произведена замена изношенного и устаревшего оборудования в четырех реконструированных коровниках, реконструирован коровник в ПК "Бургенский" Читинского района и в СХА "Березовская" Шилкинского района).
Общественный сектор молочного скотоводства является самой затратной и трудоемкой отраслью животноводства, в отрасли предъявляются самые высокие требования к продуктивным и племенным качествам животных. Отсутствие возможностей инвестирования в модернизацию и неэффективность производства привели к существенному сокращению сельскохозяйственных организаций, осуществляющих деятельность в молочном скотоводстве. Острота проблемы обусловливает необходимость участия государства в развитии молочного скотоводства и его части - общественного молочного скотоводства.
Реализация комплекса мер государственной поддержки, предложенных программой, позволит стабилизировать положение дел в отрасли и заложить основу для развития молочного скотоводства.
Экономическая сущность предлагаемых к реализации мероприятий -поддержка действующих эффективных сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, в молочном скотоводстве, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по закупу молока, поставляющих молоко заготовительным организациям, сконцентрированных вокруг крупных административных центров Забайкальского края и г. Читы, в целях создания вокруг них стабильного "молочного пояса".
Постановлением Правительства Забайкальского края от 21 мая 2012 г. N 214 в раздел 2 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы
Целью программы является создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли молочного скотоводства и увеличения объемов производства молока в хозяйствах всех категорий до 330 тыс. тонн в 2014 году.
Реализация прогнозируемых объемов производства продукции молочного скотоводства будет определяться темпами роста кормовой базы и дальнейшим развитием материально-технического обеспечения сельского хозяйства (производство комбикормов, кормовых добавок, технологического оборудования и др.), рациональным и эффективным использованием сельскохозяйственных кормовых угодий, направлением и уровнем селекционно-племенной работы со стадом, подготовкой квалифицированных кадров.
Для достижения цели предлагается решение следующих задач:
укрепление племенной базы молочного скотоводства;
техническое и технологическое перевооружение молочной отрасли;
улучшение кормовой базы;
реализация мер по регулированию рынка молока.
Укрепление племенной базы молочного скотоводства в рамках программных мероприятий планируется осуществить за счет поддержки племенного репродуктора по разведению крупного рогатого скота симментальской породы на базе ОАО "Илимское" Нерчинского района, в целях обеспечения товарных хозяйств племенным молодняком; создания на базе ПК "Бургенский" Читинского района племенного репродуктора (симментальская порода); завоза племенного молодняка из племенных хозяйств Сибири в количестве 1300 голов для повышения генетического потенциала животных, как в племенных репродукторах, так и в товарных стадах - для формирования в них чистопородного ядра.
Техническое и технологическое перевооружение отрасли планируется осуществить за счет строительства животноводческих помещений, приобретения и установки оборудования (доильные агрегаты с молокопроводами, танки для охлаждения и хранения молока, кормораздатчики и т.д.); внедрения информационных технологий ведения зоотехнического и племенного учета, включающих идентификацию животных, эффективные методы оценки, отбора и подбора животных; увеличения объемов искусственного осеменения маточного поголовья; модернизации парка кормозаготовительной техники.
Молочная продуктивность коров на 70 % определяется уровнем и полноценностью кормления. Для улучшения кормовой базы планируется увеличить производство высокобелковых кормов, расширить площади под многолетними и однолетними травами и многоукосными культурами, что позволит снизить стоимость кормов на 30-50 %, улучшить их качество и биологическую ценность. Укрепление кормовой базы предусматривается и за счет проведения мероприятий по улучшению естественных кормовых угодий, трансформации залежи в сенокосные и пастбищные угодья. Также планируется приобретение полноценных комбикормов.
Реализацию мер по регулированию рынка молока планируется осуществлять посредством выплаты субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности (кроме владельцев личных подсобных хозяйств), включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства, поставляющие молоко заготовительным организациям. За период реализации программы планируется, что объемы заготовок молока-сырья увеличатся с 10 тыс. тонн (2010 год) до 16,0 тыс. тонн (2014 год).
Основные целевые индикаторы программы представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные целевые индикаторы программы
Целевые индикаторы |
Ед. измер. |
Годы |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Поголовье фуражных коров в хозяйствах всех категорий |
тыс. гол. |
151,3 |
151,4 |
151,7 |
152,0 |
152,2 |
Производство молока во всех категориях хозяйств |
тыс. тонн |
307,9 |
319,6 |
327,6 |
335,8 |
353,2 |
Производство молока на душу населения |
кг |
2009 |
2111 |
2160 |
2209 |
2321 |
Реализация племенного молодняка из племенных хозяйств края |
голов |
79 |
80 |
82 |
83 |
84 |
Решение задач программы осуществляется посредством следующих мероприятий.
1. Государственная поддержка племенного скотоводства посредством предоставления субсидий на корову стада племенного репродуктора, имеющую теленка. Размер поддержки на корову в 2011 году составляет 2 тыс. рублей.
2. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме владельцев личных подсобных хозяйств) посредством предоставления субсидий на повышение генетического потенциала продуктивности молочного скота через покупку высокоценных племенных телок за пределами Забайкальского края. Размеры субсидий рассчитываются по ставке на 1 кг живой массы молодняка, установленной исходя из возмещения из средств краевого бюджета не более 50 % затрат на эти цели.
3. Государственная поддержка посредством предоставления субсидий на приобретение и содержание быков-производителей, приобретенных организацией, имеющей статус племенной в молочном скотоводстве, а также предприятием, организующим работу по искусственному осеменению маточного поголовья крупного рогатого скота.
4. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме владельцев личных подсобных хозяйств) посредством предоставления субсидий на приобретение племенного молодняка из племенных хозяйств края. Размеры субсидий рассчитываются по ставке на 1 кг живой массы молодняка, установленной исходя из возмещения из средств краевого бюджета не более 50 % затрат на эти цели.
5. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме владельцев личных подсобных хозяйств) посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретения техники и оборудования для молочного животноводства, кормоуборочной техники, средств механизации приготовления кормов, автоматизированных программ ведения учета, оборудования для идентификации животных и др.
По технике, оборудованию и племенным животным, приобретаемым за счет собственных средств, к возмещению принимается стоимость имущества по цене поставщика с учетом налога на добавленную стоимость, если получатель субсидии является плательщиком единого сельскохозяйственного налога или находится на упрощенной системе налогообложения; без учета налога на добавленную стоимость, если получатель субсидии находится на общей системе налогообложения, в размере 50 % стоимости. Если имущество приобретается за счет кредитных ресурсов, привлеченных в российских кредитных организациях, то возмещается 50 % от суммы платежа, установленного графиком погашения основного долга за текущий календарный год; если на условиях лизинга - за счет бюджетных средств осуществляется выплата первоначального лизингового взноса в размере 100 %, последующие лизинговые платежи в размере 50 %. Общий размер субсидий на возмещение части затрат на приобретение техники, оборудования и племенных животных не может превышать 50 % их стоимости.
6. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме владельцев личных подсобных хозяйств) посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на приобретение семян высокобелковых кормовых культур. Ставка субсидии определяется из расчета средней стоимости семян на посев 1 га высокобелковых культур. Стоимость семян различается кратно, различны и нормы их высева. Средняя стоимость семян на 1 га посева составила 930 рублей. Субсидии рассчитаны в размере 10 % на 1 га.
7. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме владельцев личных подсобных хозяйств) посредством предоставления субсидий на приобретение полноценных комбикормов. Поддержка предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям, имеющим дойное стадо не менее 200 голов.
8. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме владельцев личных подсобных хозяйств), включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы и крестьянские (фермерские) хозяйства, производящих (закупающих) молоко и поставляющих его заготовительным организациям. При расчете поддержки в 2011 году заложена ставка за 1 тонну молока (в пересчете на молоко базисной жирности) - 3500 рублей, при надое на 1 фуражную корову свыше 2000 кг и свыше 2300 кг молока (в пересчете на молоко базисной жирности) дополнительно - 1000 рублей и 1500 рублей за тонну соответственно.
9. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме владельцев личных подсобных хозяйств) на возмещение части затрат на строительство, реконструкцию молочных ферм.
В целях наращивания ресурсного и генетического потенциала крупного рогатого скота молочного направления в товарных стадах и в личных подсобных хозяйствах будет продолжена работа по искусственному осеменению маточного поголовья. Данная работа проводится через ФГУП "Читинское" по племенной работе, которое имеет банк семени высокопродуктивных сельскохозяйственных животных. По состоянию на 1 января 2011 года в крае работало 232 пункта искусственного осеменения, из них 28 - в хозяйствах края и 204 для скота из личных подворий. Финансирование мероприятия осуществляется в рамках краевой долгосрочной целевой программы "Поддержка и развитие агропромышленного комплекса Забайкальского края (2010-2012 годы)". В рамках настоящей программы предлагается дополнительная поддержка вышеуказанной программы.
10. Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая владельцев личных подсобных хозяйств, за голову рожденной от искусственного осеменения телочки.
Срок реализации программы - 2011-2014 годы. Программа реализуется в один этап.
Достижению запланированных результатов могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов. К основным рискам относятся:
1) внешние риски:
недостаточный уровень финансирования со стороны государства;
недостаточный уровень платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей для обеспечения инвестиций и привлечения заемных средств;
вступление России в ВТО;
неблагоприятная рыночная конъюнктура (увеличение разрыва в межотраслевом обмене), а также непредвиденно высокий рост цен на фуражное зерно, которые могут привести к существенному удорожанию молока и трудностям с его реализацией;
2) внутренние риски: производственные и технологические риски (обеспеченность полноценными кормами, ветеринарная защиты т.д.);
3) погодно-климатические риски: для региона, расположенного в зоне рискованного земледелия, характерны колебания погодных условий, которые могут серьезно повлиять на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства.
Снижение влияния рисков и управление рисками при реализации программы должно осуществляться за счет своевременного и полного финансирования из всех источников и соблюдения технологических процессов.
Риски, связанные с неоправданно высокими ценами на энергоносители, удобрения, фуражное зерно, другие товары и услуги для села, подлежат государственному управлению на федеральном уровне.
При определении суммы рисков (таблица 2) учитывалось возможное недополучение запланированных объемов молока из-за невыхода на прогнозируемые показатели среднего удоя на корову в год, и темпов снижения поголовья молочного скота. В качестве критериев невыхода на плановые показатели принят уровень 2010 года по производству молока на корову и выполнение только на 96 % (минус 4 % к плану) плана по численности коров.
В соответствии с расчетами, результаты которых отражены в таблице 2, риски от невыхода на плановые показатели по удою на корову в год и численности коров могут обернуться существенными экономическими потерями. Вследствие этого целесообразно свести к минимуму или исключить влияние рисков, для чего проводить мониторинг хода реализации программы и своевременно принимать соответствующие меры.
Таблица 2
Оценка рисков недополучения ожидаемого экономического эффекта
реализации программы в части объемов производства молока,
млн. рублей в ценах 2010 года*
Виды рисков |
Годы |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
От невыхода на плановую продуктивность (минус 13, 46, 61 и 77 кг молока на одну корову соответственно по годам) |
26,7 |
95,2 |
127,9 |
163,4 |
От невыхода на плановое поголовье молочного скота |
163,8 |
166,4 |
169,0 |
172,9 |
Общая оценка рисков: от невыхода на планируемое производство молока в год |
190,5 |
261,6 |
296,9 |
336,3 |
* цена реализации молока согласно ведомственной отчетности в 2010 году составила 13,1 тыс. руб./тонну
3. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование мероприятий программы будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых Министерству сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края.
Затраты на реализацию мероприятий программы за счет средств бюджета Забайкальского края составляют 399 431 тыс. рублей (таблица 3).
Таблица 3
Источники финансирования |
Потребность в финансировании (тыс. рублей) |
||||
всего |
в том числе по годам: |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Краевой бюджет |
399 431 |
65 949 |
92 401 |
110 444 |
130 637 |
Раздел 4. Механизм реализации программы
Организацию выполнения мероприятий программы осуществляет государственный заказчик программы, который ежегодно в установленном порядке вносит предложения по уточнению перечня мероприятий программы на очередной финансовый год, сроков их реализации, корректирует программные показатели и объемы финансирования мероприятий программы, а также механизм реализации программы. В течение финансового года в пределах средств, предусмотренных на реализацию программы, с учетом фактического выполнения мероприятий государственный заказчик программы имеет право самостоятельно перераспределять объемы финансирования в разрезе мероприятий без внесения изменений в программу в установленном порядке.
Государственный заказчик программы обеспечивает своевременное направление поступающих из бюджета Забайкальского края ассигнований на реализацию программных мероприятий. Порядок предоставления субсидий за счет средств краевого бюджета на реализацию мероприятий программы устанавливается Правительством Забайкальского края. Получателями субсидий являются организации по племенному животноводству, сельскохозяйственные товаропроизводители, осуществляющие племенную работу в молочном скотоводстве, занимающиеся разведением скота молочных пород и производством молока, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы, осуществляющие заготовку молока и поставляющие его заготовительным организациям в рамках мероприятий, предусмотренных программой.
Государственный заказчик программы ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным годом, представляет в уполномоченный орган доклад о ходе выполнения мероприятий программы и эффективности использования финансовых средств.
Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют заместитель председателя Правительства Забайкальского края по финансово-экономическим вопросам и Министерство территориального развития Забайкальского края.
Раздел 5. Оценка социально-экономической
и экологической эффективности программы
Для определения эффективности расходования бюджетных средств разработчиком программы определялось соотношение конечных результатов программы и затрат на ее реализацию.
Таблица 4
Расчет эффективности расходования бюджетных средств
Показатели |
Единица измерения |
Годы |
Всего |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||
Ежегодный прирост валового производства молока |
тыс.тонн |
2,1 |
7,0 |
6,3 |
6,7 |
22,1 |
то же в стоимостном выражении (ВП) |
млн. руб. |
27,5 |
91,7 |
82,5 |
87,8 |
289,5 |
Финансирование программы, всего |
млн. руб. |
244,0 |
308,0 |
353,0 |
399,3 |
1304,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
за счет расходов краевого бюджета |
млн. руб. |
65,949 |
92,401 |
110,444 |
130,637 |
399,431 |
за счет внебюджетных источников |
млн. руб. |
178,051 |
215,599 |
242,556 |
268,663 |
904,869 |
Эффективность общая |
% |
11,3 |
29,8 |
23,4 |
22,0 |
22,2 |
Эффективность расходования бюджетных средств |
% |
41,7 |
99,2 |
74,7 |
67,2 |
72,5 |
Значение показателя общей эффективности в среднем за период реализации программы составляет 22,3 %. Это означает, что на возмещение общих затрат по программе через прирост валового продукта отрасли потребуется 4,5 года.
Среднеарифметическая эффективность использования бюджетных средств составляет 72,5 %, что для программы, предназначенной создать стартовые условия для стабилизации и развития отрасли молочного скотоводства на средне- и долгосрочную перспективу, следует считать хорошим результатом. Последействие затраченных бюджетных средств будет проявляться после завершения программы еще минимум 3-4 года, так как продуктивное долголетие коров укладывается в эти сроки, а продолжительность использования технологически модернизированных ферм превышает указанные сроки.
Реализация программы в области экономики позволит создать экономические и технологические условия для развития отрасли молочного скотоводства и в 2014 году во всех категориях хозяйств произвести 330,0 тыс. тонн молока за счет увеличения поголовья фуражных коров до 162,0 тыс. голов и их продуктивности до 2037 кг, что будет способствовать укреплению продовольственного обеспечения края (потребление молока на душу населения Забайкальского края к 2014 году увеличится на 9,5%); в социальной сфере - приведет к увеличению экономической мотивации развития отрасли специализированного мясного скотоводства, что будет способствовать повышению уровня доходов сельского населения, сохранению рабочих мест, так как молочное скотоводство является одной из немногих отраслей сельского хозяйства, приносящих ежедневный доход; в сфере экологии - приведет к улучшению качества молока-сырья.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 21 мая 2012 г. N 214 в раздел 6 настоящей Программы внесены изменения
Раздел 6. Перечень мероприятий программы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Забайкальского края от 15 апреля 2011 г. N 125 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Развитие молочного скотоводства в Забайкальском крае (2011-2014 годы)"
Текст постановления опубликован в Специальном выпуске Еженедельной газеты "Азия-Экспресс" от 16 мая 2011 г. N 19/1
Постановлением Правительства Забайкальского края от 25 февраля 2014 г. N 85 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Забайкальского края от 29 января 2013 г. N 49
Постановление Правительства Забайкальского края от 21 мая 2012 г. N 214