Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к Правилам технической эксплуатации
подъемно-транспортного оборудования
морских торговых портов
Стальные канаты для грузоподъемных кранов морских портов
1. Общие положения
1.1. Стальные канаты должны выбираться в соответствии с указаниями заводов-изготовителей грузоподъемных кранов на основе данных, приведенных в паспорте крана, с учетом требований Правил Госгортехнадзора России по кранам, а также с учетом рекомендаций, приведенных в настоящем приложении.
1.2. В качестве грузовых и стреловых канатов должны применяться стальные канаты с органическим сердечником, грузового назначения (обозначаются буквой Г), как правило, марки 1, и в особо ответственных случаях - марки В, нераскручивающиеся, крестовой свивки, без покрытия (из светлой проволоки), а также из оцинкованной проволоки, с маркировочными группами 1568 - 1794 МПа (160 - 180 ), соответствующей требованиям ГОСТа 3241-91 (ИСО 3108-74) "Канаты стальные. Технические условия".
1.3. Обязательным условием при установке стального каната является наличие сертификата завода-изготовителя об испытании каната в соответствии с ГОСТом 3241-91 (ИСО 3108-74) "Канаты стальные. Технические условия" и ГОСТом 18899-73 "Канаты стальные. Канаты закрытые несущие. Технические условия". При отсутствии сертификата завода-изготовителя канат должен быть испытан в соответствии с указанными ГОСТами.
2. Типы канатов
2.1. На грузоподъемных кранах с одно- или двухслойной навивкой каната на барабан следует применять канаты, соответствующие требованиям ГОСТа 2688-80 "Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6x19 (1+6+6/6)+1 о.с. Сортамент" и ГОСТа 7668-80 "Канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6x36 (1+7+7/7+14)+1 о.с. Сортамент", а при многослойной навивке (свыше двух слоев) - канаты, соответствующие требованиям ГОСТа 7669-80 "Канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6x36 (1+7+7/7+14)+7х7(1+6). Сортамент".
2.2. Канат ЛК-Р 6x19+1 о.с. по ГОСТу 2688-80, имеющий повышенную жесткость из-за наличия проволок сравнительно большого диаметра, рекомендуется применять, когда абразивное воздействие в процессе эксплуатации является главной причиной браковки каната. Если абразивный износ не играет решающей роли, то для повышения гибкости каната рекомендуется применение каната ЛК-РО 6x36+1 о.с. по ГОСТу 7668-80, имеющего большое количество проволок малого диаметра.
Канат ЛК-РО 6x36+1 м.с. по ГОСТу 7669-80, применяющийся при многослойной навивке каната на барабан и имеющий металлический сердечник, больше подвержен коррозии из-за ухудшения условий смазки.
2.3. Для грузоподъемных кранов, работающих в районах с холодным климатом, с температурой окружающей среды до - 50°С, следует применять канаты из проволоки марки В, имеющей большую пластичность по сравнению с проволокой марки 1.
2.4. Необходимое разрывное усилие каната в целом, принимаемое по данным сертификата, должно обеспечивать выполнение требований Госгортехнадзора России по минимально допустимой величине коэффициента запаса прочности, методика расчета которого приведена в Правилах Госгортехнадзора России по кранам. При выборе каната следует учитывать, что маркировочная группа проволоки не должна превышать значения, указанного в пункте 1.2.
3. Транспортировка, выгрузка, приемка и хранение каната
3.1. При подготовке к установке каната на кран следует осуществлять перегрузку барабана (катушки) или бухты каната краном или погрузчиком с помощью "Г"-образного захвата или стержня (трубы), пропущенной сквозь барабан (бухту), с тем, чтобы не повредить канат. Нельзя перемещать бухту перекатыванием.
3.2. Основные требования по поставке каната заводами-изготовителями регламентированы ГОСТ 3241-91 (ИСО 3108-74).
Не допускаются к применению канаты, при приемке которых обнаружено несоответствие параметров, указанных в сертификате каната, и данных, приведенных на бирке, прикрепленной к барабану (бухте), а также при отклонении диаметра от допустимого значения (допускается отклонение в сторону увеличения, но не более чем на 7%).
Не допускается установка каната при наличии дефектов, перечисленных в Правилах Госгортехнадзора России по кранам (обрывы, заломы и т.п.), при отсутствии слоя смазки и при обнаружении поверхностной коррозии.
Допускается использование каната без наружного слоя смазки, если канат изготовлен из оцинкованной проволоки.
3.3. Хранение каната непосредственно на земле без деревянных подкладок не допускается. Допускается хранение канатов (до 3 месяцев) на открытом воздухе, но с обязательной защитой каната от влаги. Длительное хранение каната рекомендуется осуществлять в сухих проветриваемых помещениях с температурой воздуха не более 25°С.
3.4. При длительном хранении канаты, независимо от условий хранения, следует не реже чем через 6 месяцев (ГОСТ 3241-91 (ИСО 3108-74)) осматривать, а при необходимости смазывать антикоррозионной смазкой.
4. Размотка, измерение длины и резка канатов
4.1. При размотке каната должны применяться приемы и приспособления, не допускающие образования петель, заломов, загрязнения и других повреждений каната.
Для резки стальных канатов следует применять армированные абразивные круги, дисковые пилы трения, аппараты газорезки, гидравлические ножницы или специальные приспособления и станки.
Газорезка может применяться в тех случаях, когда концы каната не подлежат сращиванию или заливке в конусной втулке, например для установки с помощью клинового зажима.
4.2. Не допускается размотка каната с лежащего на диске барабана или с лежащей бухты, а также путем сбрасывания витков через диск барабана, стоящего на двух дисках.
4.3. Длина канатов при резке должна определяться по данным завода-изготовителя крана. Измерение длины следует производить рулеткой или использовать специальное приспособление с автоматическим счетным устройством.
4.4. Перед резкой каната любой конструкции его необходимо перевязать по обеим сторонам у мест резки проволокой диаметром 1-2 мм или специальным бензельным канатом. Число перевязок, их длина и расстояние между ними регламентированы в зависимости от диаметра каната и его конструкции по ГОСТу 3241-91 (ИСО 3108-74).
4.5. Не допускается резать (рубить) канаты диаметром более 16 мм зубилом или другим аналогичным ударным инструментом.
5. Установка и снятие канатов. Ввод в эксплуатацию
5.1. Сертификат на вновь устанавливаемый канат должен храниться в паспорте крана весь срок службы каната.
5.2. При выборе и установке каната следует учитывать указания документации завода-изготовителя крана в части размещения каната различного направления свивки (правой или левой) на барабанах лебедки.
5.3. Канат следует навешивать на кран протяжкой через блоки вручную или с помощью крановой лебедки методом замещения старого каната новым. Если позволяют размеры желоба блока и защитных устройств, то старый канат сращивают с новым электросваркой или с помощью скоб. Для этой цели можно также использовать в качестве проводника трос небольшого диаметра.
5.4. Крепление каната на барабане лебедки, соединение кранового каната с канатами или элементами конструкции крана и сменного грузозахватного органа или съемного грузозахватного приспособления необходимо производить в соответствии с документацией завода-изготовителя и с применением способов, разрешенных Правилами Госгортехнадзора России по кранам.
5.5. Во избежание обрыва петли на конце каната, закрепленной с помощью обжимной втулки, рекомендуется проводить ежемесячный визуальный контроль обжимной втулки на отсутствие трещин и надежность крепления каната.
5.6. При закреплении конца каната с помощью конусной втулки и клина:
а) не допускается:
- применение втулки на канате, диаметр которого не соответствует паспортным данным втулки;
- изготовление и применение клина, отличающегося от конструкции клина, поставленного заводом-изготовителем крана;
- при замене изношенного каната наносить удары по клину, деформирующие крепежные детали.
б) рекомендуется:
- замену деформированных втулок и клиньев производить только деталями, изготовленными предприятиями, имеющими лицензию Госгортехнадзора России на ремонт кранов;
- перед установкой втулки и клинья очистить, а острые ребра и забоины удалить;
- производить тщательный осмотр мест крепления каната после каждой замены каната.
5.7. При креплении каната с помощью зажимов их количество определяется при проектировании, но должно быть не менее трех. Скобы (дужки) зажимов следует располагать на свободном конце каната.
5.8. Замена изношенного каната новым должна производиться под руководством инженерно-технического работника, ответственного за содержание крана в исправном состоянии.
6. Эксплуатация канатов
6.1. Для повышения надежности и долговечности канатов следует:
- не допускать резких пусков и остановок механизма подъема;
- следить за тем, чтобы канат плотно и правильно укладывался в канавки барабана;
- не допускать работу каната на поврежденных поверхностях блоков, барабанов и при неисправных канатоукладчиках;
- следить за тем, чтобы не возникало соприкосновение (трение) каната с элементами металлоконструкции.
6.2. При обнаружении признаков разрушения каната из-за заводского дефекта (расслоение прядей, местное уменьшение диаметра) канат следует немедленно снять с крана.
6.3. Во избежание повреждения каната вследствие схода с блоков и барабана необходимо следить за состоянием защитных устройств на блоках и канатоукладчика.
6.4. Направляющие и концевые блоки, на которых наблюдае
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.