Постановление Администрации города Волгограда от 29 апреля 1998 г. N 549
"Об утверждении Положения о социальном партнерстве в Волгограде"
Постановлением главы Волгограда от 3 ноября 2009 г. N 2821 настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с п.7.1 соглашения между администрацией Волгограда, областным советом профсоюзов и советом директоров (работодателей) (в дальнейшем - Соглашение) на 1998-1999 гг. от 23 января 1998 года и п.4 решения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений между указанными сторонами (в дальнейшем - Трехсторонняя комиссия) от 7 апреля 1998 г., руководствуясь ст.43 Устава города-героя Волгограда, постановляю:
1. Утвердить Положение о социальном партнерстве в Волгограде. (Прилагается).
2. Управлению по информационной политике администрации города в течение месяца опубликовать текст Положения о социальном партнерстве в Волгограде в средствах массовой информации.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на рабочую группу Трехсторонней комиссии от администрации города по решению неотложных вопросов выполнения Соглашения.
Глава администрации |
Ю.В.Чехов |
Положение
о социальном партнерстве в Волгограде
(утв. Постановлением главы администрации города Волгограда от 29 апреля 1998 г. N 549)
Положение о социальном партнерстве в Волгограде (далее - Положение) определяет правовые основы организации, функционирования и развития социального партнерства в Волгограде в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области и Уставом города-героя Волгограда. Устанавливает условия и принципы для содействия договорному регулированию социально-трудовых отношений и согласования социально-экономических интересов работников и работодателей и исполнительного органа местного самоуправления.
Статья 1. Основные понятия
1.1. Социальное партнерство - основа взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), исполнительным органом местного самоуправления, опирающаяся на законы Российской Федерации и Волгоградской области, с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира, общественного развития и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров, принятии совместных решений.
1.2. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-экономические отношения между работниками, работодателями и исполнительным органом местного самоуправления, заключаемый на уровне города (района) Волгограда, отрасли, профессии.
1.3. Стороны соглашений - работники, работодатели, исполнительный орган местного самоуправления города (района) Волгограда (администрации) в лице их полномочных представителей.
1.4. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем.
1.5. Социально-трудовые отношения - взаимоотношения работника и работодателя в процессе трудовой деятельности.
1.6. Организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности.
1.7. Работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта).
1.8. Работодатель - организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях.
1.9. Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.
1.10. Представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, а также полномочные органы объединений работодателей (ассоциации промышленников, предпринимателей и т.д.) при условии регистрации этих объединений и ассоциаций в управлении юстиции администрации Волгоградской области в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 19 мая 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
1.11. Представители органа исполнительной власти, органа местного самоуправления - руководители этих органов или другие полномочные в соответствии с уставами (положениями) лица, иные уполномоченные этими органами лица.
1.12. Система социального партнерства в Волгограде - совокупность постоянно действующих органов, формируемых социальными партнерами; определенного ими порядка взаимодействия и функционирования данных органов; совместных документов (соглашений, договоров), принимаемых социальными партнерами.
1.13. Исполнительный орган местного самоуправления - администрация Волгограда, администрации районов города и отраслевые структурные подразделения - в соответствии с Уставом города-героя Волгограда.
1.14. Генеральное соглашение - соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
1.15. Областное соглашение - соглашение между администрацией Волгоградской области, Советом директоров (работодателей) и Волгоградским областным Советом профсоюзов.
Статья 2. Правовая основа социального партнерства
2.1. Правовую основу социального партнерства составляют регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации (Гражданский Кодекс Российской Федерации, Кодекс законов о труде Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях", Закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Закон Российской Федерации от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях"), Устав города-героя Волгограда, Устав Волгоградской области, другие законы Волгоградской области, а также иные нормативные правовые акты, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами, федеральными законами.
2.2. В правовую основу социального партнерства в Волгограде входят также генеральное соглашение, областное трехстороннее соглашение, трехстороннее городское (районное) соглашение, отраслевые (межотраслевые), профессиональные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством Российской Федерации и распространяющие свое действие на организации Волгограда.
Статья 3. Цели социального партнерства
Целями социального партнерства являются:
- создание условий для реализации конституционного права населения Волгограда на занятость и развитие цивилизованного рынка труда;
- поэтапное повышение социальных гарантий граждан Волгограда;
- обеспечение роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики;
- реализация социально-экономических программ;
- предупреждение и преодоление негативных социальных явлений и конфликтов в сфере социально-трудовых отношений.
Статья 4. Основные принципы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства являются:
- соблюдение всеми участниками социального партнерства норм законодательства Российской Федерации, Волгоградской области и Волгограда;
- равноправие и взаимное уважение законов и иных правовых актов внутренней жизни участников социального партнерства;
- разрешение разногласий и конфликтов путем переговоров на законодательной основе;
- полномочия участников социального партнерства на ведение переговоров и заключение (подписание) соглашений или коллективных договоров;
- добровольность принятия обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых участниками социального партнерства;
- ответственность каждого участника социального партнерства за выполнение принятых обязательств;
- свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание соглашения или коллективного договора;
- систематичность контроля.
Статья 5. Участники (субъекты) социального партнерства
5.1. Участники социального партнерства Волгограда:
на уровне города:
- администрация Волгограда;
- областной Совет профсоюзов;
- Совет директоров (работодателей) города;
на уровне района:
- администрация района;
- координационный Совет профсоюзов;- объединения работодателей;
на уровне отрасли, профессии:
- отраслевые профсоюзы и их объединения; объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями органы; отраслевые отделы (комитеты) администрации города (района) Волгограда.
Статья 6. Объект и предмет социального партнерства
6.1. Объектом социального партнерства являются социально-трудовые отношения и социально-экономические интересы участников социального партнерства.
6.2. Предметом социального партнерства являются принятые взаимные обязательства сторон и способы их реализации, обусловленные взаимными интересами субъектов социального партнерства, исходя из целей и принципов социального партнерства.
Статья 7. Этапы осуществления социального партнерства
Основными этапами осуществления социального партнерства являются:
1-й этап: подготовка и заключение соглашения о партнерстве (III и IV кварталы предшествующего года);
2-й этап: контроль за исполнением соглашения (в соответствии с планом реализации в течение года);
3-й этап: подведение итогов (IV квартал текущего года).
Статья 8. Формы социального партнерства
В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное и иные, а также коллективный договор, заключаемый в организациях, филиалах и представительствах.
8.1. Городское (районные) соглашение:
- заключается администрацией города (районов) Волгограда, объединениями профсоюзов в лице полномочных представителей в городе (районах), городскими (районными) объединениями работодателей;
- разрабатывается на основе переговоров между сторонами соглашений в рамках городской (районных) трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- распространяется на работников, работодателей, администрацию города (района), которые уполномочили своих представителей разработать и заключить соглашение от их имени;
- условия, содержащиеся в городском (районных) соглашении учитываются при принятии нормативных правовых актов и бюджета на городском (районном) уровне, в организациях города (района).
Урегулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и выполнении городского (районного) соглашения производится в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Если соответствующие представители работодателей в течение 30 календарных дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей с момента получения предложения.
8.2. Городское (районные) соглашение не может ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, генеральным соглашением, и областным трехсторонним соглашением.
8.3. Момент подписания соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.
8.4. Отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников (отрасли) отраслей.
8.5. Профессиональное тарифное соглашение устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий, взаимные обязательства сторон по регулированию социально-экономических вопросов, связанных с территориальными особенностями города.
8.6. Коллективный договор включает взаимные обязательства работодателя и работников по вопросам оплаты труда, занятости, рабочего времени и времени отдыха, условий и охраны труда, обеспечения социальных гарантий.
8.7. Соглашение и коллективный договор по согласию сторон, участвующих в переговорах, могут быть двухсторонними и трехсторонними.
8.8. Соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих исполнительных органов местного самоуправления.
Статья 9. Содержание соглашений и коллективных договоров
9.1. Содержание и структура городского соглашения определяется трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
9.2. Содержание и структура отраслевого (межотраслевого) профессионального (тарифного) соглашения определяется отраслевой комиссией на основе предварительных консультаций между сторонами.
9.3. Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях".
9.4. Изменения и дополнения в соглашение или коллективный договор вносятся по взаимному согласию участников социального партнерства в порядке, определенном самим соглашением или коллективным договором.
Статья 10. Порядок формирования комиссий по регулированию социально-трудовых отношений
10.1. Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта городского (районного) соглашения между сторонами социального партнерства создаются постоянно действующие трехсторонние комиссии, в которые входят представители исполнительного органа местного самоуправления, объединений профсоюзов и объединений работодателей.
10.2. Положение о городской (районной) трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и сопредседатели комиссий утверждаются их полномочными органами после согласования с участниками социального партнерства.
10.3. Отраслевая профессиональная комиссия формируется на принципах паритетного и полномочного представительства сторон социального партнерства.
Статья 11. Подготовка и заключение соглашений
11.1. Участники социального партнерства, указанные в статье 5 настоящего Положения, на основе действующего законодательства Российской Федерации, Волгоградской области, социально-экономической ситуации в Волгограде на основе предварительных консультаций формируют взаимные обязательства по решению социально-экономических проблем в сфере труда.
11.2. Подготовка и заключение отраслевого, профессионального, тарифного соглашения ведутся в рамках отраслевой комиссии и ее рабочих групп с привлечением, при необходимости, экспертов.
11.3. Порядок, сроки разработки и заключение соглашений и коллективных договоров производится в соответствии со статьями 12 и 20 Федерального закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях".
11.4. Финансирование работ и мероприятий по подготовке и заключению отраслевого, тарифного, профессионального, территориального соглашения, организация контроля за его выполнением осуществляются сторонами на паритетных началах.
11.5. Финансирование работ и мероприятий по подготовке и заключению коллективного договора осуществляется за счет работодателя.
Статья 12. Действие соглашения и коллективного договора
12.1. Соглашения или коллективные договоры на новый период подписываются полномочными представителями сторон до конца текущего года и вступают в силу с момента их подписания сторонами либо со дня, установленного в документе.
12.2. Подписанное сторонами социального партнерства соглашение с приложениями в семидневный срок направляются в комитет по труду и занятости населения администрации Волгоградской области для уведомительной регистрации.
12.3. Коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляются в отдел по труду администрации Волгограда для уведомительной регистрации.
12.4. При осуществлении уведомительной регистрации соглашения или коллективного договора орган по труду выявляет условия, противоречащие законодательству о труде (если таковые имеются), и предлагает сторонам их устранить.
12.5. Стороны уведомляют органы по труду обо всех изменениях и дополнениях, внесенных в действующее соглашение или коллективный договор, в соответствии с действующим законодательством.
12.6. Срок действия соглашения или коллективного договора определяется сторонами и не может превышать трех лет.
Статья 13. Соотношение законодательства, соглашений и коллективных договоров
13.1. Условия соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации и правовыми актами Волгоградской области, недействительны.
13.2. Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, коллективными договорами и соглашениями.
13.3. В тех случаях, когда на городском (районном) уровне заключено отраслевое (тарифное) соглашение, профессиональное тарифное соглашение, в сферу действия которого включается не менее 50% работников отрасли (отраслей), заместитель руководителя администрации города (района) имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему.
13.4. В тех случаях, когда на работников одновременно распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.
Статья 14. Контроль и ответственность
14.1. Контроль за выполнением городского (районных) соглашений и коллективных договоров осуществляется непосредственно сторонами, представленными в соответствующих комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений.
14.2. Стороны соглашений и коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.
14.3. Стороны, заключившие соглашение или коллективный договор, вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение и неисполнение принятых обязательств, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения таких мер ответственности к сторонам предусматриваются в самом соглашении или коллективном договоре, или другом документе, принимаемом во исполнение соглашения, коллективного договора.
14.4. Для информирования населения города (района) о принятии соглашения, его текст официально публикуется без сокращения в двухнедельный срок после подписания официальным изданием средств массовой информации, профобъединения, объединения работодателей.
14.5. Городская (районная) трехсторонняя комиссия обязана предоставлять средствам массовой информации информацию, не содержащую государственную тайну, о ходе реализации соглашения.
Статья 15. Критерии эффективности социального партнерства
Критериями эффективности социального партнерства являются:
- реальное повышение благосостояния и жизненного уровня трудящихся Волгограда;
- повышение занятости трудоспособного населения Волгограда;
- улучшение организации производства и условий труда.
Статья 16. Порядок вступления Положения в силу
Настоящее Положение вступает в силу со дня его утверждения полномочными органами участников социального партнерства.
Отдел по труду администрации
Волгограда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Волгограда от 29 апреля 1998 г. N 549 "Об утверждении Положения о социальном партнерстве в Волгограде"
Текст постановления опубликован в газете "Добрый день", 1998 г., N 19
Постановлением главы Волгограда от 3 ноября 2009 г. N 2821 настоящее постановление признано утратившим силу