Управление Министерства юстиции РФ по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02 августа 1999 года N 954 "Вопросы Министерства юстиции РФ" и Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 27 октября 2000 года N 314 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по Волгоградской области", в порядке ревизии провело юридическую экспертизу закона Волгоградской области от 26.06.2000 г. N 418-ОД "О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Волгоградской области" (далее Закон).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящий Закон определяет порядок квотирования рабочих мест для трудоустройства молодежи, круг лиц, для которых осуществляется квотирование, ответственность работодателя за неисполнение норм рассматриваемого Закона.
Данную сферу регулируют:
1. Конституция РФ;
2. Кодекс законов о труде РФ;
3. Закон РФ от 19.04.91 г. N 1032-1 "О занятости населения в РФ";
4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;
5. Федеральный закон от 24.06.99 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вопрос квотирования рабочих мест относится к сфере трудового законодательства.
Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ (пп."к" п.1 ст.72 Конституции РФ).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (п.2 ст.76 Конституции РФ).
Таким образом, субъект РФ вправе издать Закон в соответствии с федеральным законодательством.
Федеральным законом, регулирующим трудовые правоотношения, является Кодекс законов о труде РФ (далее Кодекс).
Норма о квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи содержится в ст.181 Кодекса, которая предоставляет право органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления устанавливать квоту.
Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства молодежи Кодексом не установлено.
Следовательно, субъект Российской Федерации вправе принять нормативный правовой акт по вопросу не урегулированному федеральным законодательством (п.2 ст.12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации").
При этом, ч.4 п.3 ст.3 Закона, определяющая, что в решении принимаемом представительным органом государственной власти Волгоградской области или местного самоуправления по квотированию рабочих мест для молодежи отражается форма договора, заключаемая соответствующими органами государственной службы занятости населения с субъектами правоотношений, указанными в п.2 ст.3 Закона вступает в противоречие с п."г" ст.71 Конституции РФ (установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их организации и деятельности находится в ведении Российской Федерации). Федеральная государственная служба занятости населения является организационно самостоятельной службой на территории Российской Федерации (п.1 ст.15 Закона РФ от 19.04.91 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"), территориальные органы службы занятости не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (п.2 ст.15 Закона РФ "О занятости населения в РФ").
Таким образом, устанавливать форму договора для реализации полномочий федеральными органами государственной власти органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе.
Также, пункту "г" ст.71 Конституции РФ противоречит статья 5 Закона, устанавливающая, что предложения по квотированию, в том числе по увеличению или уменьшению размеров квот, разрабатываются Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Волгоградской области.
Статья 7 Закона ("В случае увольнения по инициативе работодателя лиц в возрасте до 18 лет, трудоустроенных в счет квоты, работодатель обязан в течение трех дней после принятия решения об увольнении уведомить соответствующую городскую (районную) комиссию по делам несовершеннолетних, соответствующие территориальные органы государственной службы занятости") противоречит ст.183 КЗоТ РФ ("Расторжение трудового договора (контракта) с работниками моложе 18 лет по инициативе работодателя помимо соблюдения общего порядка увольнения допускается только с согласия государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних. При этом расторжение трудового договора (контракта) по основаниям, указанным в пунктах 1, 2 и 6 статьи 33 настоящего Кодекса производится лишь в исключительных случаях и не допускается без последующего трудоустройства. Увольнение работников моложе 18 лет по инициативе администрации допускается, помимо соблюдения общего порядка увольнения, только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних. При этом увольнение по основаниям, указанным в пунктах 1, 2 и 6 статьи 33 настоящего Кодекса производится лишь в исключительных случаях и не допускается без трудоустройства").
Противоречие заключается в том, что увольнение лиц моложе 18 лет возможно только после получения согласия органов, указанных в ст.183 Кодекса, а не уведомление соответствующих органов после принятия решения об увольнении.
Пункт 2 ст.8 Закона ("Работодатель обязан предоставить соответствующему территориальному органу службы занятости населения следующие сведения и в следующие сроки:
- о списочной численности работающих - на 1 октября текущего года;
- о движении квотируемых мест (их создание, выделение, ликвидация или перепрофилирование, увольнение работающих с квотируемых рабочих мест) - не позднее пяти дней со дня принятия решения;
- об исполнении квоты - ежеквартально, до 15 числа следующего за кварталом месяца") не соответствует ст.25 Закона РФ "О занятости населения в РФ", которой установлена обязанность работодателя предоставлять иную информацию органам службы занятости в отличие от предусмотренной в рассматриваемом Законе.
Пунктом 4 ст.8 Закона определено, что в случае нежелания, невозможности выделения или создания работодателем квотированных рабочих мест в счет установленной для него квоты, он обязан в течение 10 дней с начала действия решения о квотировании произвести перечисление на специальный целевой счет соответствующего бюджета обязательную плату за каждое необеспеченное квотированное место и за каждый месяц просрочки в размере однократного среднего уровня заработной платы по Волгоградской области, сложившегося на момент введения квотирования либо согласно условиям, оговоренным в соответствующем договоре (не установлена юридическая природа договора).
В то же время статьей 181 Кодекса установлено, что "за отказ в приеме на работу лиц, указанных в части первой настоящей статьи, работодатель несет ответственность в порядке, определяемом в законодательстве Российской Федерации".
В соответствии с п.6 ст.25 Закона РФ "О занятости населения в РФ" в случае отказа в приеме на работу без уважительных причин ранее заявленных выпускников учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год (с 01.01.2001 г. Государственный фонд занятости населения РФ ликвидирован.).
Пункт 2 ст.9 Закона устанавливает обязанность территориальных органов службы занятости формировать банк данных о вакансиях для трудоустройства лиц в счет установленных квот и в течение 5 дней со дня получения от работодателя извещения о создании (выделении) рабочих мест в счет установленной квоты направлять зарегистрированных социально нуждающихся в трудоустройстве лиц из числа молодежи, что противоречит п.1 ст.15 закона РФ "О занятости населения в РФ" и п."г" ст.71 Конституции РФ, которыми предусматривается, что государственная служба занятости является федеральной, а установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности находится в ведении Российской Федерации.
Также, противоречит пункту "г" ст.71 Конституции РФ и пункту 1 ст.15 Закона РФ "О занятости населения в РФ" пункт 4 ст.9 Закона ("В случае неисполнения работодателем договора о трудоустройстве им лиц, указанных в статье 2 настоящего Закона, соответствующий орган службы занятости обязан предъявить работодателю судебный иск").
Статьей 11 Закона устанавливается административная ответственность за неисполнение норм Закона, который является частью трудового законодательства.
Органы государственной власти субъектов РФ, в соответствии со ст.6 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, не вправе устанавливать административную ответственность по вопросам трудового законодательства.
Вывод: закон Волгоградской области от 26.06.2000 г. N 418-ОД "О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Волгоградской области" противоречит федеральному законодательству.
Предлагаем привести положения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством. Просим сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
И.о.начальника Управления -
советник юстиции I класса
Заслуженный юрист РФ |
В.М.Вологин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 1 июня 2001 г. N 01-10/136-01 "О Законе Волгоградской области от 26.06.2000 г. N 418-ОД "О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи в Волгоградской области"
Текст заключения официально опубликован не был