Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 954 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", и Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 22 октября 2002 года N 286 "Об утверждении Положения об Управлении (Отделе) Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации", провело юридическую экспертизу Постановления главы администрации Волгоградской области от 14 апреля 1999 года N 259 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - постановление).
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящее постановление утверждает Положение о порядке взаимодействия учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним "Волгоградское областное регистрационное управление" с органами технического, кадастрового учета объектов недвижимости, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, нотариусами и другими специалистами Волгоградской области (далее - Положение).
Предметом правового регулирования рассматриваемого постановления главы администрации Волгоградской области являются отношения, возникающие в связи с деятельностью учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Волгоградской области.
Правовое регулирование данной сферы общественных отношений осуществляется:
1. Конституцией Российской Федерации;
2. Гражданским кодексом Российской Федерации;
3. Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
4. Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 года N 1378 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 288 "Об утверждении примерного положения об учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Вопросы, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются неотъемлемой частью гражданского законодательства.
В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" субъекты Российской Федерации принимают нормативные правовые акты о поэтапном создании органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Субъекты Российской Федерации поэтапно вводят систему государственной регистрации прав, в целях чего проводят необходимые структурные и функциональные преобразования и используют для государственной регистрации прав органы (организации), осуществляющие регистрацию тех или иных прав и учет объектов недвижимого имущества (абзац 3 пункта 2 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
На основании пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 ноября 1997 года N 1378 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить создание единой системы информации о недвижимом имуществе, основанной на материалах информационных баз данных и архивов органов технической инвентаризации, жилищных органов, органов градостроительства, органов по земельным ресурсам и землеустройству, органов по управлению государственным и муниципальным имуществом.
Следовательно, постановление принято с соблюдением требований Конституции Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В тексте постановления главы администрации Волгоградской области от 14 апреля 1999 г. N 259 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" противоречий федеральному законодательству не выявлено.
Вывод: постановление главы администрации Волгоградской области от 14 апреля 1999 г. N 259 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не противоречит действующему федеральному законодательству.
Примечание: В Положении, утвержденном рассматриваемым постановлением, допущена техническая ошибка - отсутствует пункт 12.
Начальник Управления -
государственный советник
юстиции II класса |
В.Р.Клейн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции РФ по Волгоградской области от 3 апреля 2003 г. N 01-11/88-03 "О Постановлении главы администрации Волгоградской области от 14.04.1999 г. N 259 "О дополнительных мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Текст заключения официально опубликован не был