Приказ комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 28 октября 2008 г. N 2445
"Об утверждении Регламента функционирования региональной системы оценки качества образования (РСОКО) Волгоградской области"
8 февраля, 26 апреля 2013 г., 21 октября 2015 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования" и в целях обеспечения функционирования региональной системы оценки качества образования приказываю:
1. Утвердить Регламент функционирования региональной системы оценки качества образования (РСОКО) Волгоградской области (приложение).
Приказом комитета образования и науки Волгоградской области от 21 октября 2015 г. N 15 в пункт 2 настоящего приказа внесены изменения
2. Комитету образования и науки Волгоградской области:
2.1. определить порядок разработки, хранения и использования контрольно-измерительных материалов, используемых для оценки деятельности общеобразовательных организаций, управленческих и педагогических кадров, индивидуальных достижений обучающихся;
2.2. организовать разработку системы показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования муниципальных районов и городских округов Волгоградской области.
Приказом комитета образования и науки Волгоградской области от 21 октября 2015 г. N 15 в пункт 3 настоящего приказа внесены изменения
3. Государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская государственная академия последипломного образования":
3.1. разработать контрольно-измерительные материалы для оценки деятельности общеобразовательных организаций, управленческих и педагогических кадров, индивидуальных достижений обучающихся;
3.2. обеспечить организационно-технологическое сопровождение мониторинговых исследований качества образования в муниципальных районах и городских округах по стандартизированным процедурам;
3.3. осуществить сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития системы образования в Волгоградской области.
4. Руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, рекомендовать:
4.1. оказывать содействие в проведении мониторинговых исследований качества образования в муниципальных общеобразовательных организациях;
4.2. определить круг лиц, участвующих в мониторинговых исследованиях качества образования.
Приказом комитета образования и науки Волгоградской области от 21 октября 2015 г. N 15 пункт 5 настоящего приказа изложен в новой редакции
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя председателя комитета образования и науки Волгоградской области Л.М. Савину.
И.о. председателя Комитета |
А.Г. Козырев |
Приказом комитета образования и науки Волгоградской области от 21 октября 2015 г. N 15 в настоящий Регламент внесены изменения
Регламент
функционирования региональной системы оценки качества образования (РСОКО) Волгоградской области
(утв. приказом Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 28 октября 2008 г. N 2445)
8 февраля, 26 апреля 2013 г., 21 октября 2015 г.
Раздел 1. Положение о региональной системе оценки качества образования Волгоградской области
1. Общие положения
1.1. Назначение.
Настоящее Положение о региональной системе оценки качества образования (РСОКО) Волгоградской области (далее - Положение) определяет целевые, структурные, организационно-технологические основы РСОКО, включая специфические характеристики общественной и профессиональной экспертизы качества образования в Волгоградской области.
1.2. Область применения.
Положение распространяется на органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов, общеобразовательные организации, имеющие государственную аккредитацию и расположенные на территории Волгоградской области.
1.3. Нормативные ссылки, определения и сокращения.
1.3.1. Положение разработано в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295, и учитывает приоритеты образовательной политики в Волгоградской области.
1.3.2. В Положении используются следующие определения и термины:
Качество - интегральная характеристика существенной определенности предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других; качество связано с предметом как целым, неотделимо от него и не сводится к отдельным его свойствам.
Образование - целенаправленная деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая в интересах обучающихся, общества и государства в соответствии с принципами образовательной политики, закрепленными в законодательстве РФ.
Качество образования - интегральная характеристика системы образования в целом, отражающая ее соответствие личностным ожиданиям субъектов образования, социальным запросам и государственно-нормативным требованиям.
Оценка качества образования - познавательно-оценочная деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям обучающихся.
Региональная система оценки качества образования (РСОКО) - система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления образованием, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
2. Основные цели, задачи и принципы функционирования РСОКО
2.1. Целью РСОКО является получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.
2.2. Основными задачами РСОКО являются:
1) формирование единого концептуально-методологического понимания проблем качества образования и подходов к его измерению;
2) информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга системы образования Волгоградской области;
3) разработка единой информационно-технологической платформы системы оценки качества образования;
4) определение форматов собираемой информации и разработка технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
5) формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования областной и муниципальных служб образовательной статистики и мониторинга качества образования;
6) выявление факторов, влияющих на повышение качества образования;
7) повышение квалификации педагогических и руководящих работников, специалистов системы образования по вопросам обеспечения лицензирования и аккредитации образовательных организаций, аттестации кадров, мониторинга и образовательной статистики региональной системы образования, индивидуальных достижений обучающихся;
8) подготовка общественных экспертов, принимающих участие в экспертных процедурах;
9) реализация механизмов общественной экспертизы, обеспечения гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования.
2.3. В основу РСОКО положены принципы:
- соблюдения преемственности и позитивных традиций российской системы образования;
- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;
- инструментальности и технологичности используемых показателей, минимизации их количества с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
- учета социально-экономических и этнокультурных особенностей отдельных территорий области;
- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей;
- повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа.
3. Организационная структура РСОКО
3.1. Организационно-управленческая характеристика.
В структуре РСОКО выделяются следующие элементы:
1) комитет образования и науки Волгоградской области;
2) органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов;
3) научно-исследовательский отдел "Центр оценки качества образования" государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская государственная академия последипломного образования" (далее именуется - НИО "Центр оценки качества образования");
4) информационно-методические службы областной системы образования;
5) образовательные организации, действующие в системе образования Волгоградской области;
6) общественные институты.
3.2. Функциональная характеристика.
3.2.1. Комитет образования и науки Волгоградской области:
1) осуществляет нормативное правовое регулирование процедур оценки качества образования в части установления порядка и формы его проведения;
2) устанавливает порядок разработки и использования контрольно-измерительных материалов для оценки деятельности образовательных организаций, управленческих и педагогических кадров, индивидуальных достижений обучающихся;
3) утверждает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Волгоградской области;
4) утверждает перечень образовательных организаций - опорных баз проведения стандартизированных массовых и выборочных контрольно-оценочных процедур;
5) определяет способы организации информационных потоков для пользователей РСОКО по вертикали и по горизонтали;
6) принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования;
7) обеспечивает ресурсную базу функционирования областной и муниципальных служб образовательной статистики и мониторинга качества образования;
8) обеспечивает проведение общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования.
3.2.2. НИО "Центр оценки качества образования":
1) разрабатывает методики оценки качества образования;
2) проводит подготовку специалистов органов управления образованием, работников образовательных организаций и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
3) разрабатывает систему показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Волгоградской области;
4) разрабатывает методические рекомендации по преподаванию отдельных предметов и дисциплин на основе результатов оценки индивидуальных достижений обучающихся;
5) проводит социологические и статистические исследования по вопросам качества образования;
6) обеспечивает организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам;
7) участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Волгоградской области;
8) осуществляет сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития системы образования в Волгоградской области, анализирует результаты оценки качества образования;
9) обеспечивает информационную поддержку РСОКО;
10) разрабатывает и вносит своевременные коррективы в областной банк инструментария педагогических измерений.
3.2.3. Органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов и городских округов:
1) обеспечивают проведение контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных организациях;
2) определяют из числа управленческих и педагогических кадров, представителей общественных структур круг лиц, участвующих в экспертных процедурах и мониторинговых исследованиях;
3) осуществляют ресурсную поддержку функционирования муниципальных служб образовательной статистики и мониторинга качества образования;
4) принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на муниципальном и окружном уровнях;
5) определяют способы организации информационных потоков для пользователей РСОКО на муниципальном и окружном уровнях.
3.2.4. Информационно-методические службы:
1) участвуют в проведении социологических и статистических исследований по вопросам качества образования на муниципальном и окружном уровнях;
2) принимают участие в организационно-технологическом и информационно-методическом сопровождении процедур оценки качества образования в муниципальных районах и городских округах;
3) участвуют в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Волгоградской области;
4) осуществляют сбор, хранение и статистическую обработку информации о состоянии и динамике развития системы образования в муниципальных районах и городских округах;
5) обеспечивают информационную поддержку РСОКО в муниципальных районах и городских округах;
6) используют результаты мониторинговых исследований в рамках РСОКО для определения приоритетных направлений повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в муниципальных районах и городских округах.
3.2.5. Образовательные организации:
1) обеспечивают участие обучающихся, родительской общественности, педагогических работников в процедурах оценки качества образования;
2) обеспечивают своевременную информированность всего родительского сообщества о результатах мониторинговых исследований в рамках РСОКО;
3) осуществляют ведение баз данных портфолио обучающихся и педагогических работников.
3.2.6. Общественные институты:
1) принимают участие в общественной экспертизе в рамках РСОКО;
2) принимают участие в обсуждении системы показателей и индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Волгоградской области;
3) принимают участие в обсуждении результатов проведенных исследований в рамках РСОКО.
4. Организационно-технологическая характеристика
4.1. Предусматривается три уровня организации оценочно-познавательной деятельности в рамках РСОКО: уровень образовательной организации, муниципальный (окружной) и региональный.
Оценка качества образования на каждом уровне включает инвариантную составляющую, обеспечивающую интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования, и вариативную составляющую, определяемую приоритетами развития образования на данном уровне, специальными потребностями субъектов РСОКО и особенностями контрольно-оценочных процедур.
4.2. Объектами РСОКО являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, деятельность педагогических и управленческих кадров, образовательные программы, деятельность образовательных организаций, муниципальных систем образования и системы образования области в целом.
4.3. РСОКО включает следующие компоненты: система сбора и первичной обработки данных; система анализа и оценки качества образования; система адресного обеспечения статистической и аналитической информацией. Деятельность по реализации каждого компонента регламентируется соответствующими нормативными правовыми документами.
4.4. Каждый из компонентов РСОКО, базируясь на едином концептуально-методологическом понимании проблем качества образования и подходов к его измерению и анализу, реализуется на всех уровнях оценивания.
4.5. Реализация РСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и оценки качества образования: государственной (итоговой) аттестации выпускников; мониторинга образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения; аттестации педагогических и руководящих работников; лицензирования образовательной деятельности; государственной аккредитации образовательных организаций; статистических и социологических исследований контроля и надзора в сфере образования.
4.6. Оценка качества образования в регионе на разных уровнях организации оценочно-познавательной деятельности в рамках РСОКО проводится по инициативе: федерального государственного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования и науки; государственного органа исполнительной власти области; органов местного самоуправления; образовательных организаций; общественных, профессиональных и иных объединений, физических лиц.
4.7. Периодичность проведения оценки качества образования определяется в зависимости от графика реализуемых процедур контроля и оценки качества образования.
4.8. Оценка качества образования осуществляется на основе принятой в регионе системы показателей и индикаторов, характеризующих сущностные аспекты качества образования (качество условий, качество процесса, качество результата).
4.9. Номенклатура показателей и индикаторов качества образования и их эталонные значения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
4.10. При оценке качества образования основными методами установления фактических значений показателей являются педагогическая экспертиза и измерение.
4.11. Процедуры проведения педагогической экспертизы и измерения устанавливаются нормативными актами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
4.12. Процедуры экспертизы и измерения определяются комплексом используемых методик оценки, компьютерных программ обработки данных, инструктивных материалов и документально зафиксированным алгоритмом их применения.
4.13. Технологии процедур измерения определяются видом избранных контрольных измерительных материалов, способом их применения. Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.
4.14. Информация, полученная в результате педагогической экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.
4.15. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в области, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках РСОКО устанавливаются нормативными правовыми документами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
4.16. Доступ к получению информации в рамках РСОКО определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование областной информационной системы образования.
5. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования
5.1. РСОКО предполагает широкое участие в осуществлении оценочно-познавательной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.
5.2. РСОКО обеспечивает реализацию механизмов формирования родительских и профессиональных сообществ, организаций и объединений, включенных в систему оценки качества образования на всех ее уровнях.
5.3. Общественная экспертиза качества образования способствует соответствию требований, предъявляемых к качеству образования в конкретной образовательной организации, социальным ожиданиям и интересам общества; формированию инструментария для реализации принципа государственно-общественного управления образованием и развитию механизмов независимой экспертизы качества образования.
5.4. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают: качество образования, обеспечиваемое образовательной организацией, включая учебные и внеучебные достижения обучающихся; общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития обучающихся, обеспечиваемый образовательной организацией; условия, созданные в организации образования в целях осуществления качественных образовательных процессов, сохранения и укрепления духовного, психического и физического здоровья обучающихся.
5.5. Профессиональная экспертиза качества образования способствует соответствию качества образования современным тенденциям его развития; формированию специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений обучающихся; развитию сетевого взаимодействия субъектов образования в рамках системы повышения квалификации, включающей государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская государственная академия последипломного образования", муниципальные методические службы, образовательные организации, профессиональные сообщества и ассоциации.
5.6. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают: качество образовательных программ, учебников, учебных и учебно-методических материалов; качество оснащения образовательных процессов; эффективность управления образовательными системами (образовательной организацией, муниципальной системой образования, системой образования области), в том числе в финансово-экономической сфере; условия, созданные в образовательной организации в целях стимулирования и поощрения творческой инициативы педагогических и руководящих работников, повышения их профессионального мастерства; условия, созданные для реализации программ воспитания и дополнительного образования детей, удовлетворения индивидуальных запросов обучающихся.
5.7. Доведение информации до общественности региона о результатах оценки качества образования осуществляется с привлечением СМИ посредством публикаций, публичных отчетов и аналитических докладов о состоянии качества образования на региональном и муниципальном уровнях.
Раздел II. Положение о научно-исследовательском отделе "Центр оценки качества образования" Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов "Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования"
См. текст раздела II
Начальник отдела дошкольного |
Р.В. Музыченко |
Проректор по организационно-методической |
Н.Н. Рождественская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях обеспечения функционирования региональной системы оценки качества образования утвержден Регламент функционирования региональной системы оценки качества образования (РСОКО) Волгоградской области.
Создание региональной системы оценки качества образования (РСОКО) в Волгоградской области направлено на формирование совокупности организационных и функциональных структур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений школьников и студентов, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты.
Регламент определяет целевые, структурные, организационно-технологические основы развития РСОКО на 2008-2011 гг.
Действие Регламента распространяется на органы управления образованием муниципальных районов и городских округов, образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и расположенные на территории Волгоградской области.
Волгоградская система оценки качества образования является составной частью общероссийской системы, к основным задачам которой относятся:
оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующую ступень обучения;
оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования;
формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели РСОКО.
Определены: основные задачи и принципы РСОКО; направления и механизмы развития РСОКО; сетевое распределение полномочий организационных структур РСОКО; организационно-управленческая характеристика РСОКО Волгоградской области; направления мониторинга по повышению объективности оценки качества регионального образования.
Приказ Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 28 октября 2008 г. N 2445 "Об утверждении Регламента функционирования региональной системы оценки качества образования (РСОКО) Волгоградской области"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области от 9 октября 2018 г. N 137
Изменения вступают в силу с 9 октября 2018 г.
Приказ комитета образования и науки Волгоградской области от 21 октября 2015 г. N 15
Приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 26 апреля 2013 г. N 529
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г., за исключением подпунктов 1.2, 1.3 пункта 1 названного приказа, которые вступают в силу со дня официального опубликования названного приказа
Приказ министерства образования и науки Волгоградской области от 8 февраля 2013 г. N 143