Решение Волгоградского областного суда от 27 июня 2008 г. N 3-57/2008
(извлечение)
Именем Российской Федерации
3 августа 2005 года главой Администрации Волгоградской области принято Постановление N 779 "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области".
Названное Постановление опубликовано в газете "Волгоградская правда", N 150, 16.08.2005 года.
Постановление в настоящее время действует в редакции Постановления главы Администрации Волгоградской области N 279 от 16 марта 2006 года.
Индивидуальный предприниматель С.П.И. обратился в Волгоградский областной суд с заявлением в порядке статьи 251 ГПК РФ, в котором просил признать противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента его принятия Постановление главы Администрации Волгоградской области N 779 от 03.08.2005 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области" (в редакции Постановления главы Администрации Волгоградской области N 279 от 16.03.2006 года) в части утверждения в Приложении N 1 государственной кадастровой оценки земель в размере 8757,54 рублей за 1 квадратный метр по кадастровому кварталу 34:34:08 00 62 в отношении земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, под кадастровым номером 34:346:08 00 62:0003 (г. Волгоград, ул. П., д. 29"д").
В ходе рассмотрения дела по существу С.П.И. изменил исковые требования, и просил суд признать незаконным и недействующим с момента принятия Постановление главы Администрации Волгоградской области N 779 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области" от 03.08.2005 года (в редакции Постановления главы Администрации Волгоградской области N 279 от 16.03.2006 года) в части утверждения в Приложении N 1 результата государственной кадастровой оценки земель по виду функционального использования "Земли гаражей и автостоянок" в кадастровом квартале 34:34:08 00 62 в г. Волгограде в размере 8757,54 рублей за 1 квадратный метр.
В обоснование заявленных требований (с учетом поданного заявления об изменении предмета заявленных требований) сослался на то, что оспариваемое им в части Постановление противоречит пунктам 3 и 11 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2001 года N 316 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2006 года N 206), статье 57 Конституции РФ, статье 66 Земельного кодекса РФ, статье 3 Налогового кодекса РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, дату постановления Правительства РФ N 316 следует читать как 8 апреля 2000 г.
В судебном заседании представитель С.П.И. - Э.С.Б., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснив, что согласно пункту 3 выше указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. В противоречие с этим положением, оспариваемым в части Постановлением главы Администрации Волгоградской области в Приложении N 1 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель в кадастровых кварталах на основании данных, содержащихся в отчете ГУП "ФРКЦ "Земля", согласно которого, кадастровая оценка земель поселений Волгоградской области проводилась по состоянию на 1 января 2001 года. Таким образом, оспариваемое в части Постановление главы Администрации Волгоградской области основано на данных о кадастровой стоимости, полученных за пределами пятилетнего срока давности проведения государственной кадастровой оценки земель.
Кроме того, сослалась на то, что оспариваемое в части Постановление главы Администрации Волгоградской области противоречит пункту 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель.
На момент утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области действовала Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденная Приказом Росземкадастра РФ от 17 октября 2002 года N П/337, которая согласно пункту 11 выше указанных Правил должна была быть применена при утверждении результатов.
Между тем, согласно отчету ГУП "ФРКЦ Земля" при проведении государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области выше названная Методика не была использована.
Представленное ответчиком в материалы дела письмо Росземкадастра от 09.12.2002 года, в котором указывается на выполнение работ по государственной кадастровой оценки# земель поселений Волгоградской области в соответствии с Методикой, по мнению представителя заявителя, не может являться надлежащим доказательством, свидетельствующим о соответствии такой оценки Методике, поскольку Росземкадастру на согласование был представлен лишь отчет о государственной кадастровой оценке, в приложениях к которому отсутствовали первичные документы и статистические данные, на основании которых был произведен расчет показателей кадастровой стоимости земель поселений Волгоградской области.
Оспариваемым в части Постановлением утверждены экономически необоснованные результаты оценки земель, что повлекло установление кадастровой стоимости в оспариваемом кадастровом квартале, многократно превышающей рыночную стоимость, увеличение размера земельного налога и нарушение прав заявителя как плательщика названного налога.
В подтверждение доводов о неправильном определении кадастровой стоимости земель заявителем в судебное заседание был представлен отчет N 07/п-07 от 10 мая 2007 года по независимой оценке рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего на праве собственности С.П.И., выполненный ООО "О.", согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка ниже кадастровой стоимости, определенной оспариваемым Постановлением, что по мнению заявителя, противоречит действующему законодательству.
Представитель главы Администрации Волгоградской области Л.Р.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признал, полагая их необоснованными и подлежащими отклонению, пояснив, что оспориваемый# заявителем в части нормативный акт принят главой Администрации Волгоградской области в пределах своей компетенции, в требуемой форме и в полном соответствии с установленным порядком принятия нормативного акта и федеральным законодательством, регулирующим порядок проведения государственной кадастровой оценки земель и утверждения ее результатов. Данная норма не вступает в противоречие с пунктом 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, поскольку Постановление Правительства РФ от 11.04.2006 года, которым в названный пункт были внесены изменения и установлен срок проведения кадастровой оценки земель, вступило в законную силу 24.04.2006 года, в предыдущей редакции сроки проведения государственной кадастровой оценки земель установлены не были.
Работы по кадастровой оценке земель поселений на территории Волгоградской области осуществлялись в соответствии с действующими на тот период времени методическими и нормативно - техническими внутренними документами Росземкадастра, что соответствовало, как предшествующей, так и настоящей редакции пункта 11 выше названных Правил. Кроме того, отчет о проведении кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области, представленный на согласование Росземкадастру, был проверен последним на соответствие с утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 года N П/337 Методикой и признан ей соответствующим.
Представитель Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области (Роснедвижимость) Г.В.В., действующий на основании доверенности, дал объяснения аналогичные объяснениям представителя администрации Волгоградской области и просил заявителю в удовлетворении требований отказать.
Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Волгоградской областной прокуратуры Б.И.Б., полагавшей заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, выслушав судебные прения, Волгоградский областной суд находит заявление С.П.И. не подлежащим удовлетворению, исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 и части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного владения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного Кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 года N 111-ФЗ).
При этом для целей налогообложения в силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ устанавливается именно кадастровая стоимость земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" на Государственный комитет РФ по земельной политике (в настоящее время - Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) была возложена обязанность провести в 1999-2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценке# земель, в соответствии с которыми (в редакции, действовавшей до 25 апреля 2006 года) государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом РФ по земельной политике, ее территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями (п. 1). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета РФ по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценке# земель (п. 10).
Приведенные нормативные положения свидетельствуют об отнесении проведения государственной кадастровой оценки земель к компетенции Государственного комитета РФ по земельной политике, а утверждения результатов такой оценки - к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ.
С учетом указанных положений действующего законодательства, оспариваемое заявителем в части Постановление об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земель поселений Волгоградской области принято главой Администрации Волгоградской области как руководителем высшего органа исполнительной власти области по нормативному регулированию вопросов, относящихся к его ведению, путем издания Постановлений на основании и во исполнение Постановлений Правительства РФ в пределах его полномочий.
Данное обстоятельство по существу заявителем не оспаривается.
В связи с упразднением на момент проведения государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области Государственного комитета РФ по земельной реформе часть функций упраздненного комитета, а также его территориальные органы и находившиеся в его ведении организации а# соответствии с Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов власти" от 17 мая 2000 года, Постановлением Правительства РФ N 537 от 18 июля 2000 года были переданы в ведение Федеральной службы земельного кадастра России (далее Росземкадастр).
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, название Указа Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 следует читать как "О структуре федеральных органов исполнительной власти"
Согласно Положению о Федеральной службе земельного кадастра, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11.01.2001 года N 22, в полномочия Росземкадастра входило осуществление деятельности, связанной с государственной оценкой земель, обеспечение разработки и совершенствования методики государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с приказом Росземкадастра от 20.02.2001 года N П/21 "Об организации работ по государственной кадастровой оценки земель" на его территориальные органы была возложена обязанность провести работы по государственной кадастровой оценки# земель поселений субъектов РФ. Согласно представленному в материалы дела письму Росземкадастра о размещении заказа на выполнение в 2001 году работ по кадастровой оценке земель у единственного источника (поставщика) адресованному в территориальные органы Росземкадастра от 03.04.2001 года N НК/134, работы по государственной кадастровой оценке земель, проводимых в рамках реализации Федеральной целевой программы "Создания автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", осуществляются способом закупки продукции у единственного источника (поставщика): Федерального кадастрового центра "Земля" и его дочерних предприятий, РосНИИземпроекта, его зональных институтов и дочерних предприятий (л.д. 129).
Во исполнение выше приведенного приказа Росземкадастра Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Волгоградской области (ныне - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Волгоградской области) с ФГУП ЮРКЦ "Земля" 10 апреля 2001 года были заключены Государственные Контракты N 1 и N 2 на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель поселений Волгоградской области.
По результатам работы ФГУП ЮРКЦ "Земля" был представлен Отчет, который Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Волгоградской области был направлен в Росземкадастр, где он был принят и согласован в установленном порядке.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правила) от 08 апреля 2000 года N 316, как в предыдущей, так и в редакции Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 г. N 206, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 11 Правил предусмотрено, что для проведения кадастровой оценки земель установлена необходимость разработки и утверждения соответствующих методических указаний.
На момент проведения в 2001 году государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области действовали методические и нормативно-технические внутренние документы Росземкадастра, которые позволяли определить удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений в целом и кадастровых кварталах в составе поселений по виду функционального использования земель.
Материалами дела установлено, что Отчет, составленный ФГУП ЮРКЦ "Земля", отражал удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений по кадастровым кварталам (Приложение 4) и показатели кадастровой стоимости земель в поселениях по видам функционального использования земли (Приложение 5).
Соответствие проведенной оценки выше названным Рекомендациям подтверждается письмом Росземкадастра от 20 ноября 2002 года N АО/317, согласно которому представленный Комземом по Волгоградской области Росземкадастру отчет о кадастровой оценке земель поселений Волгоградской области выполнен в соответствии с Рекомендациями по государственной кадастровой оценки# земель поселений, утвержденными руководителем Росземкадастра 11 января 2002 года (л.д. 130).
После утверждения Приказом Росземкадастра 17 ноября 2002 года N ПУЗ 37 Методики государственной кадастровой оценки земель поселений, отчет о государственной кадастровой оценки# земель поселений Волгоградской области был проверен Росземкадастром на его соответствие с названной Методикой.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего решения допущена опечатка, дату и номер названного приказа Росземкадастра следует читать как 17 октября 2002 г. N П/337
Согласно Письму Росземкадастра от 09 декабря 2002 года N 00/1114, работы по государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области выполнены в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель, утвержденной Приказом Росземкадастра от 17.10.2002 года N П/337, согласованы с Росземкадастром и рекомендованы к утверждению органом исполнительной власти субъекта РФ (л.д. 131).
Из указанного следует, что результаты проведенной оценки были проверены и одобрены органом, в полномочия которого входит проведение государственной кадастровой оценки земель, и после согласования приобрели официальный характер.
Этому согласованию также предшествовала работа комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с ходом выполнения кадастровых оценочных работ, применением результатов кадастровой оценки земель для налогообложения и иных целей, установленных законодательством, созданной в соответствии с Постановлением главы Администрации Волгоградской области от 16 февраля 2001 года N 111 (с изменениями, внесенными Постановлением главы Администрации Волгоградской области от 30.07.2002 года N 600).
В ходе судебного заседания установлено, что материалы государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области были согласованы на заседании названной комиссии.
После процедуры подготовки и согласования результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области, проект нормативного акта был подготовлен Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Волгоградской области и представлен на утверждение главе Администрации Волгоградской области.
Постановлением главы Администрации Волгоградской области от 03 августа 2005 года N 779 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.
Названным Постановлением кадастровая стоимость земель поселений Волгоградской области устанавливалась для населенных пунктов без учета деления по кадастровым кварталам, где стоимость одного квадратного метра земли была утверждена в максимальном и минимальном пределах.
16 марта 2006 года Постановлением главы администрации Волгоградской области N 279 в Постановление главы Администрации Волгоградской области от 03.08.2005 г. N 779 были внесены изменения, в соответствии с которыми кадастровая стоимость земель поселений Волгоградской области была установлена для каждого кадастрового квартала с учетом вида их функционального использования.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что работа по государственной кадастровой оценке земель поселений Волгоградской области проведена в соответствии с нормами действующего законодательства, установившими порядок проведения такой оценки, с соблюдением при оценке земель нормативных положений и Методики, в полномочиях и компетентности проводившей оценку организации, в связи с чем, не имеется оснований для сомнений в правильности результатов кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, государственная кадастровая оценка земель поселений Волгоградской области проводилась в 2001 году.
Полученные результаты были утверждены Постановлением главы Администрации Волгоградской области N 779 от 3 августа 2005 года.
На момент принятия названного Постановления периодичность проведения данной государственной кадастровой оценки не была установлена ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 года N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", ни Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316.
11 апреля 2006 года Постановлением Правительства РФ N 206 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственной кадастровой оценки земель" внесены изменения.
Согласно пункту 3 Правил в новой редакции государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в 3 года.
Указанным выше Постановлением Правительства Российской Федерации данной норме Правил, установившей впервые требования к периодичности проведения государственной кадастровой оценки земель поселений, не была придана обратная сила.
Исходя из этого, пункт 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 года N 206) регулирует отношения, которые сложились после вступления в силу Постановления Правительства РФ N 206.
В этой связи, позиция заявителя касательно противоречия Постановления главы Администрации Волгоградской области N 779 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области" от 03.08.2005 года (в редакции Постановления от 16.03.2006 года N 279) пункту 3 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года (в редакции Постановления Правительства РФ от 11.04.2006 года N 206), является ошибочной и основана на неправильном толковании норм действующего федерального законодательства.
Доводы заявителя о незаконности Постановления в оспариваемой части, в связи с тем, что удельный показатель стоимости земель кадастрового квартала, в котором расположен земельный участок заявителя, значительно превышает рыночную стоимость этого участка, о чем свидетельствует отчет независимой оценки от 10 мая 2007 года, выполненный ООО "О.", не могут быть приняты во внимание.
Так, из пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ следует неравенство величины рыночной и кадастровой стоимости одного и того же земельного участка. При этом законодательно процентное соотношение этих величин не закреплено. Рыночная и кадастровая стоимость земли предусмотрены действующим законодательством как два самостоятельных вида оценки объектов, основанных на различных методах и подходах.
В связи с этим, представленный заявителем Отчет о рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего С.П.И. на праве собственности, по состоянию на 2007 год, не свидетельствует об ошибочности установленных в результате проведения государственной кадастровой оценки земель величин удельных показателей кадастровой стоимости этого земельного участка.
Кроме того, как видно из названного Отчета, оценки стоимости земельного участка, принадлежащего заявителю, включала в себя лишь исследование пяти объявлений в газете "Домино-недвижимость" от 01.05.2007 года о продаже земельных участков, при этом объекты - аналоги, исследованные оценщиком, находились за пределами района, в котором расположен земельный участок, принадлежащий заявителю. Помимо этого, один из пяти объектов - аналогов, расположен в другом муниципальном образовании - г. Волжском Волгоградской области, что не может свидетельствовать об объективности данного Отчета.
Позиция заявителя о необъективности и экономической необоснованности государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 34:34:08 00 62 и некорректности факторного анализа при ее производстве основана на многократном превышении кадастровой стоимости земельного участка заявителя рыночной стоимости.
Между тем, как указывалось выше, нормативными правовыми актами не установлено, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть меньше либо максимально приближена к его рыночной стоимости, а равно не установлена и презумпция равенства кадастровой и рыночной стоимости.
Необоснованным является и довод о несоответствии оспариваемого в части Постановления статье 3 Налогового кодекса РФ, поскольку этим Постановлением, не являющимся актом о налогах и сборах, налоги не устанавливались и отношения в сфере налогообложения не регулируются. Использование в налоговом законодательстве понятия кадастровой стоимости земельного участка как налоговой базы для исчисления земельного налога не может являться основанием для признания оспариваемого Постановления актом налогового законодательства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Постановление главы Администрации Волгоградской области N 779 от 03 августа 2005 года (в редакции Постановления главы Администрации Волгоградской области от 16 марта 2006 года N 279) "Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области" в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству или другому нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем о# соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление С.П.И. о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента принятия Постановления главы Администрации Волгоградской области от 3 августа 2006 года N 779 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель поселений Волгоградской области" (в редакции Постановления главы Администрации Волгоградской области от 16.03.2006 г. N 279) в части утверждения в Приложении N 1 результатов государственной кадастровой оценки земель по виду функционального использования "Земли гаражей и автостоянок" в кадастровом квартале 34:34:08 00 62 в г. Волгограде - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Волгоградский областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградского областного суда от 27 июня 2008 г. N 3-57/2008
Текст решения официально опубликован не был