Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза приказа Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 11 января 2009 г. N 3 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" или знаком "Почетный донор СССР"" (в редакции от 02 марта 2009 г. N 85, от 13 марта 2009 г. N 111, от 24 марта 2009 г. N 143, от 10 июля 2009 г. N 315, от 31 июля 2009 г. N 345) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 24 марта 2010 г. N 160 "О внесении изменений в некоторые административные регламенты по предоставлению государственных услуг, утвержденные приказами Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги "Предоставление ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" или знаком "Почетный донор СССР" (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в сфере организации исполнения органом государственной власти государственной услуги по предоставлению ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" или знаком "Почетный донор СССР".
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" (в редакции от 24.07.2009 N 213-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.03.2010 N 29-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2004 N 663 "О порядке награждения граждан нагрудным знаком "Почетный донор России" и предоставления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком "Почетный донор России";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 N 779);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 N 670 "О субвенциях на обеспечение мер социальной поддержки для лиц, награжденных знаком "Почетный донор СССР", "Почетный донор России" (в редакции от 31.12.2009 N 1181);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 N 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- Постановлением главы администрации Волгоградской области от 16.06.2006 N 725 "Об утверждении Положения об Управлении социальной защиты населения администрации Волгоградской области" (в редакции от 09.11.2009 N 1349).
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего заключения имеется в виду пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" законодательство Российской Федерации о донорстве крови и ее компонентов состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, а также предоставляет ему меры социальной поддержки.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, сдавшие бесплатно кровь сорок и более раз или плазму шестьдесят и более раз, награждаются нагрудным знаком "Почетный донор России" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения, в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти, и имеют право на:
- внеочередное лечение в государственных или муниципальных организациях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
- первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок для санаторно-курортного лечения;
- предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года;
- ежегодную денежную выплату в размере шести тысяч рублей в порядке, устанавливаемом указанным федеральным органом исполнительной власти.
Средства на данную выплату в виде субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, а также размер и сроки ее индексации предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Частью 4 статьи 11 указанного Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия на предоставление мер социальной поддержки гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России", установленных в настоящей статье.
Согласно пункту 11 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679, исполнение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации, преданных# им на основании федерального закона с предоставлением субвенций из федерального бюджета, а также части полномочий федеральных органов исполнительной власти по исполнению государственных функций (предоставлению государственных услуг), переданных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с соглашениями, осуществляется в порядке, установленном соответствующим административным регламентом.
Пунктом 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679, установлено, что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг рекомендовано руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим Постановлением.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего заключения допущена опечатка, название указанного постановления следует читать как "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)"
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Управление социальной защиты населения входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно абзацу 5 подпункта 2.2.1. пункта 2 Положения об Управлении социальной защиты населения администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 16.06.2006 N 725, Управление организует и обеспечивает предоставление мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, вдовам погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, гражданам, уволенным с военной службы, лицам, пострадавшим от политических репрессий и другим категориям граждан, нуждающимся в особой поддержке государства, и дополнительные меры социальной поддержки гражданам указанных категорий, гражданам, награжденным нагрудными знаками "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", гражданам с поствакцинальными осложнениями, гражданам, имеющим статус "Почетный гражданин Волгоградской области".
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
Абзацем 21 пункта 3.4. Положения установлено, что начальник Управления издает приказы и распоряжения в пределах компетенции Управления, обязательные для исполнения работниками Управления, территориальных управлений и подведомственных учреждений.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Однако, в тексте анализируемого нормативного правового акта выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
Пунктом 5.5 Регламента установлено, что должностное лицо, ответственный или уполномоченный работник, осуществляющие личный прием, обязаны выслушать претензии заявителя, принять решение об обоснованности обращения (жалобы).
В случае обоснованности обращения (жалобы) должностное лицо, ответственный или уполномоченный работник, осуществляющие личный прием, принимают меры по изменению действий и решений, повлекших за собой обращение (жалобу) заявителя, в течение рабочего дня.
В журнале по работе с обращениями граждан фиксируются факт обращения и результаты его рассмотрения в течение рабочего дня.
В случаях, когда принятие решения об обоснованности обращения (жалобы) затруднено или заявитель не удовлетворен полученной в ходе устного разъяснения информацией, то заявителю дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 13 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определено, что содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в отсутствии в тексте анализируемого нормативного правового акта указания на то, что содержание личного обращения заносится в карточку личного приема.
В тексте анализируемого нормативного правового акта положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 21 января 2009 г. N 9-10.
Приказы Управления социальной защиты населения от 02 марта 2009 г. N 85, от 13 марта 2009 г. N 111, от 24 марта 2009 г. N 143, от 10 июля 2009 г. N 315, от 31 июля 2009 г. N 345, от 24 марта 2010 г., которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 11 марта 2009 г. N 43, от 25 марта 2009 г. N 53, от 01 апреля 2009 г. N 58, от 16 сентября 2009 г. N 172, от 30 сентября 2009 г. N 182, от 31 марта 2010 г. N 56.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 11 января 2009 г. N 3 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" или знаком "Почетный донор СССР"" (в редакции от 02 марта 2009 г. N 85, от 13 марта 2009 г. N 111, от 24 марта 2009 г. N 143, от 10 июля 2009 г. N 315, от 31 июля 2009 г. N 345, от 24 марта 2010 г. N 160) соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем устранить выявленное нарушение правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Временно исполняющий обязанности |
О.А. Исамов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 21 апреля 2010 г. N 480с "На приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 11 января 2009 г. N 3 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" или знаком "Почетный донор СССР" (в редакции от 02 марта 2009 г. N 85, от 13 марта 2009 г. N 111, от 24 марта 2009 г. N 143, от 10 июля 2009 г. N 315, от 31 июля 2009 г. N 345, от 24 марта 2010 г. N 160)"
Текст заключения официально опубликован не был