Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза приказа Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 19 октября 2009 г. N 523 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выплата гражданам государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений"" (в редакции от 24 марта 2010 г. N 160) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 24 марта 2010 г. N 160 "О внесении изменений в некоторые административные регламенты по предоставлению государственных услуг, утвержденные приказами Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден административный регламент Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области предоставления государственной услуги "Выплата гражданам государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений".
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в сфере социальной поддержке# отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в редакции от 23.07.2008 N 160-ФЗ);
- Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (в редакции от 24.07.2009 N 213-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 05.04.2010 N 40-ФЗ);
- Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 27.12.2009 N 378-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 885 "Об утверждении перечня поствакцинальных осложнений, вызванных профилактическими прививками, включенными в национальный календарь профилактических прививок, и профилактическими прививками по эпидемическим показаниям, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1013 "О Порядке выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений" (в редакции от 01.02.2005 N 49);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 N 779);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 N 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- Постановлением главы администрации Волгоградской области от 16.06.2006 N 725 "Об утверждении Положения об Управлении социальной защиты населения администрации Волгоградской области".
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего заключения имеется в виду пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1, абзацами 1 и 2 пункта 2 статьи 18 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" определено, что при возникновении поствакцинальных осложнений граждане имеют право на получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности.
Финансовое обеспечение выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций является расходным обязательством Российской Федерации.
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по реализации прав граждан на социальную поддержку по выплате государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений.
В соответствии с пунктом 5 Порядка выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1013, выплата государственного единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации гражданам при возникновении у них поствакцинального осложнения производится органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Пунктом 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679, установлено, что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг рекомендовано руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим постановлением.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно Приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Управление социальной защиты населения входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
Согласно абзацу 5 подпункта 2.2.1. пункта 2 Положения об Управлении социальной защиты населения администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 16.06.2006 N 725, Управление организует и обеспечивает предоставление мер социальной поддержки Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы, ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, вдовам погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, гражданам, уволенным с военной службы, лицам, пострадавшим от политических репрессий и другим категориям граждан, нуждающимся в особой поддержке государства, и дополнительные меры социальной поддержки гражданам указанных категорий, гражданам, награжденным нагрудными знаками "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР", гражданам с поствакцинальными осложнениями, гражданам, имеющим статус "Почетный гражданин Волгоградской области".
Абзацем 21 пункта 3.4. Положения установлено, что начальник Управления издает приказы и распоряжения в пределах компетенции Управления, обязательные для исполнения работниками Управления, территориальных управлений и подведомственных учреждений.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Однако, в тексте анализируемого Приказа выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. Приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)". В преамбуле исследуемого нормативного правового акта имеется ссылка на указанный акт федерального законодательства с использованием неточной формулировки его названия. В тексте Приказа название постановления Правительства Российской Федерации сформулировано следующим образом: "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг".
С целью устранения неточности в использовании названия федерального нормативного правового акта, предлагаем внести соответствующие изменения в рассматриваемый Приказ.
2. Пунктом 5.5 Регламента установлено, что должностное лицо, ответственный или уполномоченный работник, осуществляющие личный прием, обязаны выслушать претензии заявителя, принять решение об обоснованности обращения (жалобы).
В случае обоснованности обращения (жалобы) должностное лицо, ответственный или уполномоченный работник, осуществляющие личный прием, принимают меры по изменению действий и решений, повлекших за собой обращение (жалобу) заявителя, в течение рабочего дня.
В журнале по работе с обращениями граждан фиксируются факт обращения и результаты его рассмотрения в течение рабочего дня.
В случаях, когда принятие решения об обоснованности обращения (жалобы) затруднено или заявитель не удовлетворен полученной в ходе устного разъяснения информацией, то заявителю дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Вместе с тем, пунктом 3 статьи 13 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определено, что содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Таким образом, выявленное нарушение правил юридической техники заключается в отсутствии в тексте анализируемого нормативного правового акта указания на то, что содержание личного обращения заносится в карточку личного приема.
В тексте исследуемого нормативного правового акта, положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 28 октября 2009 г. N 202.
Приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 24 марта 2010 г. N 160, которым вносятся изменения в анализируемый нормативный правовой акт, опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 31 марта 2010 г. N 56.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 19 октября 2009 г. N 523 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выплата гражданам государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений"" (в редакции от 24 марта 2010 г. N 160) соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаю устранить выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Временно исполняющий обязанности |
О.А. Исамов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 21 апреля 2010 г. N 505с "На приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 19 октября 2009 г. N 523 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Выплата гражданам государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций при возникновении поствакцинальных осложнений" (в редакции от 24 марта 2010 г. N 160)"
Текст заключения официально опубликован не был