Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза приказа Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 21 января 2009 г. N 21 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 24 марта 2009 г. N 140, от 07 декабря 2009 г. N 621, от 24 февраля 2010 г. N 61) (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области приказа Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 24 февраля 2010 г. N 61 "О внесении изменений в административные регламенты, утвержденные приказами Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 21.01.2009 N 20 "Об утверждении административного регламента Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области по предоставлению государственной услуги "Организация работы по приему граждан в режиме "одного окна" на территории Волгоградской области" и от 21.01.2009 N 21 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг"".
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утверждены административные регламенты Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области предоставления государственных услуг:
- предоставление ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда и приравненным к ним гражданам, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, гражданам, находившимся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы, ветеранам труда Волгоградской области (далее - Регламент N 1);
- выплата ежемесячного пособия гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Волгоградской области, ежемесячного социального пособия студенческим семьям, имеющим детей, и отдельным категориям студентов, ежемесячной денежной выплаты беременным женщинам, кормящим матерям и детям от одного года до трех лет, проживающим на территории Волгоградской области (далее - Регламент N 2);
- выплата мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (далее - Регламент N 3).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются общественные отношения, возникающие в области организации работы исполнительных органов государственной власти в сфере социальной защиты населения по предоставлению государственных услуг.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Гражданским кодексом Российской Федерации;
- Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 01.07.2005 N 78-ФЗ);
- Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 21.12.2009 N 327-ФЗ);
- Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" (в редакции от 24.07.2009 N 213-ФЗ);
- Федеральным законом от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (в редакции от 23.07.2008 N 160-ФЗ);
- Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции от 25.12.2009 N 341-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009 N 326-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации";
- Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (в редакции от 27.12.2009 N 363-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 N 779);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 N 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- Постановлением главы администрации Волгоградской области от 16.06.2006 N 725 "Об утверждении Положения об Управлении социальной защиты населения администрации Волгоградской области" (в редакции от 09.11.2009 N 1349).
В соответствии с пунктом "ж" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего заключения имеется в виду пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679, установлено, что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействие федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг рекомендовано руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим Постановлением.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно Приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Управление социальной защиты населения входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
Согласно пункту 2.1.1. Положения об Управлении социальной защиты населения администрации Волгоградской области, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 16.06.2006 N 725, Управление обеспечивает реализацию законодательных и других нормативных правовых актов Российской Федерации и Волгоградской области в части предоставления мер социальной поддержки и социального обслуживания, а также оказания различных видов помощи отдельным категориям граждан, нуждающимся в государственной социальной помощи или поддержке.
Абзацем 21 пункта 3.4. Положения установлено, что начальник Управления издает приказы и распоряжения в пределах компетенции Управления, обязательные для исполнения работниками Управления, территориальных управлений и подведомственных учреждений.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
Однако, в тексте рассматриваемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
Пунктом 5.6. Регламента N 1 определено, что обращение (жалоба) заявителя в письменной форме должно содержать следующую информацию:
- фамилия, имя, отчество гражданина, его место жительства или пребывания;
- наименование органа, должности, фамилия, имя и отчество работника (при наличии информации), решение и (или) действие (бездействие) которого обжалуется;
- предмет обращения;
- причины несогласия с обжалуемым решением, действием (бездействием), обстоятельства, на основании которых заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность, требования (об отмене решения, о признании незаконным действия (бездействия), а также иные сведения, которые гражданин считает необходимым сообщить.
К обращению (жалобе) могут быть приложены копии документов, подтверждающих изложенные в жалобе обстоятельства. В таком случае в обращении (жалобе) приводится перечень прилагаемых к ней документов.
Обращение (жалоба) подписывается заявителем.
Однако, пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определено, что гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Таким образом, выявленное несоответствие действующему федеральному законодательству заключается в определении субъектом Российской Федерации требований, которые предъявляются к письменным обращениям граждан не соответствующих требованиям, установленным федеральным законодательством, в части закрепления обязанности граждан указывать в письменном обращении должность, фамилию, имя и отчество работника (при наличии информации), решение и (или) действие (бездействие) которого обжалуется, расширения содержания понятия "суть обращения", установления для граждан необходимости в обязательном порядке прописывать в тексте обращения перечень прилагаемых к нему документов, отсутствия указания на необходимость простановки гражданином в тексте обращения даты подачи обращения.
Аналогичные несоответствия действующему федеральному законодательству выявлены в пунктах 5.6. Регламентов N 2 и N 3, утвержденных анализируемым нормативным правовым актом.
Содержание и форма анализируемого Приказа соответствуют правилам юридической техники.
В тексте исследуемого нормативного правового акта положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 28 января 2009 г. N 15.
Приказы Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 24 марта 2009 г. N 140, от 07 декабря 2009 г. N 621, от 24 февраля 2010 г. N 61, которыми вносятся изменения в исследуемый нормативный правовой акт, соответственно опубликованы в региональной газете "Волгоградская правда" от 01 апреля 2009 г. N 58, от 16 декабря 2009 г. N 236, от 10 марта 2010 г. N 41.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 21 января 2009 г. N 21 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 24 марта 2009 г. N 140, от 07 декабря 2009 г. N 621, от 24 февраля 2010 г. N 61) не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаем привести исследуемый нормативный правовой акт в соответствие с федеральным законодательством; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления Министерства |
М.А. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 6 апреля 2010 г. N 391н "На приказ Управления социальной защиты населения администрации Волгоградской области от 21 января 2009 г. N 21 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг" (в редакции от 24 марта 2009 г. N 140, от 07 декабря 2009 г. N 621, от 24 февраля 2010 г. N 61)"
Текст заключения официально опубликован не был