Решением Волгоградской городской Думы от 23 ноября 2016 г. N 50/1486 срок контроля за исполнением настоящего решения продлен до 31 декабря 2017 г.
В соответствии со статьями 7, 24, 26 Устава города-героя Волгограда, статьей 23 Регламента Волгоградской городской Думы Волгоградская городская Дума решила:
1. Принять обращение депутатов Волгоградской городской Думы к депутатам Волгоградской областной Думы о необходимости выработки консолидированной позиции по внесению в федеральное законодательство изменений, направленных на расширение возможности для признания за гражданами права собственности на индивидуальные жилые дома, созданные на земельных участках, не отведенных для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданные без получения на это необходимых разрешений, утвердив его текст, (прилагается).
2. Направить вышеуказанное обращение председателю Волгоградской областной Думы В.В. Ефимову.
3. Опубликовать настоящие решение и обращение в официальных средствах массовой информации в установленном порядке.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Г.В. Мурылева - заместителя председателя Волгоградской городской Думы.
Председатель Волгоградской |
И.А. Карева |
Депутатам Волгоградской
областной Думы
Обращение
(утв. решением Волгоградской городской Думы от 30 ноября 2011 г. N 54/1638)
Уважаемые депутаты Волгоградской областной Думы!
На основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" подготовлена и решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07 октября 2009 г. одобрена концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации.
Согласно вышеуказанной концепции (подпункт 3.4.4 пункта 3.4 подраздела 3 "Право собственности" раздела IV "Законодательство о вещных правах") следует либерализовать правовой режим самовольной постройки (статья 222 "Самовольная постройка" части первой Гражданского кодекса Российской Федерации), на возведение которой не были оформлены, в том числе по вине уполномоченных органов, необходимые административные разрешения, если она возведена на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности и отведенном под строительство в установленном порядке. Необходимо также расширить возможности для признания права собственности застройщика на самовольную постройку, возведенную на не принадлежащем ему земельном участке.
Несмотря на то, что в последние годы в рамках реализации вышеуказанной концепции в нормативно-правовом регулировании вопросов оформления прав граждан на объекты недвижимого имущества, в том числе индивидуальные жилые дома и земельные участки, произошли значительные изменения, направленные на упрощение процедуры оформления прав на такие объекты, остается ряд проблем, которые не могут быть решены в рамках действующего законодательства.
Одной из таких проблем является оформление прав граждан на индивидуальные жилые дома, которые находятся у них в фактическом пользовании на протяжении длительного времени, созданные на земельных участках, не отведенных для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданные без получения на это необходимых разрешений.
В соответствии со статьей 222 "Самовольная постройка" части первой Гражданского кодекса Российской Федерации такие жилые дома признаются самовольной постройкой, право собственности на которую может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В то же время в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретают граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на этих земельных участках.
В категорию таких самовольных построек в Волгограде, который практически полностью был разрушен в годы Великой Отечественной войны, попадают, прежде всего, индивидуальные жилые дома, построенные в 40-80-е годы прошлого века. В военные и послевоенные годы, в первую очередь, стоял вопрос восстановления города, а действующим в то время гражданским законодательством не достаточно полно регулировались вопросы прав граждан на индивидуальные жилые дома и земельные участки, предназначенные для их строительства.
Как следствие, граждане, имеющие в фактическом пользовании на протяжении длительного времени индивидуальные жилые дома, как лица, осуществившие самовольную постройку, существенно ограничены в своих правах. Они не вправе распоряжаться этими домами - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки, не имеют возможности улучшать свое жилье, совершать иные действия, на которые требуется официальное разрешение или согласование.
В рамках действующего законодательства граждане могут признать свои права на самовольные постройки в судебном порядке и только в случаях, установленных гражданским законодательством, в частности, в порядке статьи 234 "Приобретательная давность" части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. К сожалению, судебная практика по вопросам признания права собственности граждан на самовольные постройки далеко не однозначна.
За защитой своих прав жители Волгограда обращаются к нам, депутатам Волгоградской городской Думы. Поскольку согласно статье 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации, мы, депутаты Волгоградской городской Думы, считаем, что решение данной проблемы возможно путем внесения в действующее федеральное законодательство изменений, расширяющих возможности признания за гражданами права собственности на индивидуальные жилые дома, созданные на земельных участках, не отведенных для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданные без получения на это необходимых разрешений.
Вместе с тем необходимо исключить возможность легализации самовольно возведенных гражданами индивидуальных жилых домов, которые построены с грубейшими нарушениями законодательства, действовавшего в период их строительства, или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, сохранение которых нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Так, например, действие данной "либерализации" может быть распространено только на случаи, когда владение индивидуальными жилыми домами началось до 01 января 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, по аналогии с действием статьи 234 "Приобретательная давность" части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Могут быть и иные условия и ограничения, которые, тем не менее, позволят либерализовать правовой режим индивидуальных жилых домов, возведенных гражданами без оформления необходимых разрешений на не принадлежащих им земельных участках.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации обладает Волгоградская областная Дума.
На основании вышеизложенного в целях обеспечения прав граждан на индивидуальные жилые дома, находящиеся у них в фактическом пользовании на протяжении длительного времени, обращаемся к вам о необходимости выработки консолидированной позиции по внесению в федеральное законодательство изменений, направленных на расширение возможности для признания за гражданами права собственности на индивидуальные жилые дома, созданные на земельных участках, не отведенных для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданные без получения на это необходимых разрешений, в рамках реализации права законодательной инициативы Волгоградской городской Думы в Волгоградской областной Думе и права законодательной инициативы Волгоградской областной Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Депутаты Волгоградской
городской Думы
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Волгоградской городской Думы от 30 ноября 2011 г. N 54/1638 "Об обращении депутатов Волгоградской городской Думы к депутатам Волгоградской областной Думы о необходимости выработки консолидированной позиции по внесению в федеральное законодательство изменений, направленных на расширение возможности для признания за гражданами права собственности на индивидуальные жилые дома, созданные на земельных участках, не отведенных для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданные без получения на это необходимых разрешений"
Текст решения опубликован в газете "Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград" от 6 декабря 2011 г. N 137
Настоящий документ снят с контроля