Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена повторная юридическая экспертиза постановления администрации Волгоградской области от 09 февраля 2009 г. N 19-п "Об утверждении Порядка расходования субвенций, поступивших из федерального бюджета в областной бюджет на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее - Постановление) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения повторной юридической экспертизы является изменение федерального законодательства.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Постановлением утверждается Порядок расходования субвенций, поступивших из федерального бюджета в областной бюджет на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок).
Предметом правового регулирования исследуемого Постановления являются финансовые отношения, возникающие в связи с расходованием средств областного бюджета.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 21.12.2009 N 327-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 24.07.2009 N 213-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 17.12.2009 N 326-ФЗ);
- Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (в редакции от 02.12.2009 N 309-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 "Об утверждении правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (в редакции от 22.12.2009 N 1068);
- Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 07.04.2006 N 56н "О введении отчетности о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (в редакции от 05.08.2009 N 87н).
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего заключения допущена опечатка, название указанного приказа следует читать как "О введении отчетности о расходовании субвенций, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов"
- Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.11.2008 N 128н "Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (в редакции от 09.11.2009 N 115н);
- Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 12.12.2008 N 285 "О порядке составления и представления отчета о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов";
- Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов" (в редакции от 30.07.2009 N 5н);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области.
В соответствии с пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Пунктом 2 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и абзацем 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614, перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Следовательно, исследуемое Постановление издано с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте Российской Федерации.
Согласно части 2 пункта 3 статьи 41 Устава (Основного закона) Волгоградской области администрация Волгоградской области издает в пределах своей компетенции правовые акты в форме постановлений, подписываемых главой администрации Волгоградской области.
Таким образом, администрация Волгоградской области как высший исполнительный орган государственной власти Волгоградской области вправе регулировать рассматриваемые отношения путем принятия нормативного правового акта в форме постановления.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Однако, в тексте анализируемого Постановления выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с пунктом 1 Порядка расходования субвенций, поступивших из федерального бюджета в областной бюджет на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного исследуемым Постановлением (далее - Порядок), настоящий Порядок разработан в соответствии с постановлением главы администрации Волгоградской области от 18 августа 2006 г. N 1022 "О форме и порядке реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Волгоградской области".
Вместе с тем, указанный в тексте анализируемого Постановления региональный нормативный правовой акт утратил силу в связи с изданием постановление главы администрации Волгоградской области от 14.09.2009 N 1078 "О признании утратившими силу некоторых постановлений главы администрации Волгоградской области".
Таким образом, наличие в тексте исследуемого Постановления ссылки на утративший силу нормативный правовой акт необоснованно.
Аналогичные нарушения правил юридической техники, заключающиеся в наличии в тексте рассматриваемого постановления ссылок на утратившие силу нормативные правовые акты выявлены в пунктах 4 и 5 Правил.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего заключения допущена опечатка, вместо "Правил" следует читать "Порядка"
2. Пунктом 2 Порядка определено, что субвенции, поступающие из федерального бюджета в областной бюджет на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставших на учет до 1 января 2005 г. (далее именуются - субвенции), отражаются в доходах областного бюджета.
Вместе с тем, пунктом 1 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 (в редакции от 22.12.2009 N 1068), установлено, что настоящие Правила определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г., а также вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее соответственно - субвенции, граждане).
С целью уточнения в тексте анализируемого нормативного правового акта категорий граждан, на реализацию мер социальной поддержки которых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субвенции, предлагаем внести изменения в части указания в тексте рассматриваемого Постановления на то, что субвенций# из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе, на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению жильем вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 18 февраля 2009 г. N 30.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что постановление главы администрации Волгоградской от 09 февраля 2009 г. N 19-п "Об утверждении Порядка расходования субвенций, поступивших из федерального бюджета в областной бюджет на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" соответствует действующему федеральному законодательству.
По-видимому, в предыдущем абзаце настоящего заключения пропущена часть текста, после "Волгоградской" следует читать "области"
Предлагаем устранить выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления Министерства |
М.А. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Повторное экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 30 марта 2010 г. N 352с "На постановление администрации Волгоградской области от 09 февраля 2009 г. N 19-п "Об утверждении Порядка расходования субвенций, поступивших из федерального бюджета в областной бюджет на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов"
Текст заключения официально опубликован не был