Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. N 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза приказа Управления противопожарной службы и гражданской защиты администрации Волгоградской области от 25 декабря 2009 г. N 359 "Об утверждении Административного регламента исполнения Управлением противопожарной службы и гражданской защиты администрации Волгоградской области государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств областного бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в собственности Волгоградской области" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Основанием проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области исследуемого нормативного правового акта.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом утвержден Административный регламент исполнения Управлением противопожарной службы и гражданской защиты администрации Волгоградской области государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств областного бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в собственности Волгоградской области (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования рассматриваемого Приказа являются бюджетные отношения в сфере осуществления финансового контроля.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции от 23.11.2009 N 261-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 29.03.2010 N 29-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в редакции от 27.12.2009 N 365-ФЗ);
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 N 679 "О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 N 779);
- Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н "Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности";
- Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету" (в редакции от 30.12.2009 N 152н);
- Уставом (Основным законом) Волгоградской области;
- Законом Волгоградской области от 28.04.2006 N 1220-ОД "О пожарной безопасности" (в редакции от 31.12.2009 N 1980-ОД);
- Законом Волгоградской области от 10.11.2008 N 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области";
- Законом Волгоградской области от 04.12.2008 N 1800-ОД "О финансовом контроле на территории Волгоградской области";
- Постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.08.2006 N 982 "Об утверждении положения об Управлении противопожарной службы и гражданской защиты администрации Волгоградской области" (в редакции от 30.06.2008 N 806);
- Постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.09.2009 N 1044 "Об утверждении Положения о противопожарной службе Волгоградской области".
Пунктом "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
Абзацем 3 части 1 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют полномочия по контролю за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.
Следовательно, исследуемый Приказ издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 10 Закона Волгоградской области "О финансовом контроле на территории Волгоградской области" определено, что реализация материалов ревизий и проверок производится путем направления органами финансового контроля проверенным бюджетополучателям, их вышестоящим и другим организациям (включая правоохранительные органы), в чью компетенцию входит проведение отдельных мероприятий, связанных с реализацией материалов ревизий и проверок, писем, предписаний, представлений и других поручений с предложениями о принятии мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.
Порядок реализации материалов ревизий и проверок устанавливается внутренними актами, издаваемыми органами финансового контроля, регламентирующими их контрольную деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно Приложению к Закону Волгоградской области "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" Управление противопожарной службы и гражданской защиты входит в систему органов исполнительной власти Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о противопожарной службе Волгоградской области, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 04.09.2009 N 1044, уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере пожарной безопасности это Управление противопожарной службы и гражданской защиты Волгоградской области.
Пунктом 2 статьи 9 Закона Волгоградской области "О пожарной безопасности" определено, что уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области является главным распорядителем бюджетных средств, а подразделения Противопожарной службы - получателями бюджетных средств, предусматриваемых в областном бюджете на пожарную безопасность.
В соответствии с пунктом 11 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
В тексте рассматриваемого нормативного правового акта несоответствий действующему федеральному законодательству не выявлено.
Однако, в тексте Приказа выявлено нарушение правил юридической техники, заключающееся в следующем.
В пункте 2 Регламента имеется ссылка на Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 N 145н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Вместе с тем, указанный нормативный правовой акт признан утратившим силу с 01.01.2010 в связи с изданием Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.02.2010 N 10н.
Таким образом, наличие ссылки в исследуемом Приказе на недействующий нормативный правовой акт, необоснованно.
В тексте исследуемого Приказа положений, способствующих проявлению коррупции, не выявлено.
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 17 марта 2010 г. N 46.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что приказ Управления противопожарной службы и гражданской защиты администрации Волгоградской области от 25 декабря 2009 г. N 359 "Об утверждении Административного регламента исполнения Управлением противопожарной службы и гражданской защиты администрации Волгоградской области государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств областного бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в собственности Волгоградской области" соответствует действующему федеральному законодательству.
Предлагаем устранить выявленное нарушение правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления Министерства |
М.А. Колесников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области от 12 апреля 2010 г. N 433с "На приказ Управления противопожарной службы и гражданской защиты администрации Волгоградской области от 25 декабря 2009 г. N 359 "Об утверждении Административного регламента исполнения Управлением противопожарной службы и гражданской защиты администрации Волгоградской области государственной функции по осуществлению контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств областного бюджета, а также материальных ценностей, находящихся в собственности Волгоградской области"
Текст заключения официально опубликован не был