Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Волгоградской
городской Думы
от 14.07.2010 N 35/1037
Концепция патриотического воспитания молодежи Волгограда
Концепция патриотического воспитания молодежи Волгограда (далее - Концепция) - документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на государственную политику в сфере патриотического воспитания молодежи Волгограда.
В настоящей Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место местного самоуправления, социальных институтов, общественных объединений по патриотическому воспитанию молодежи Волгограда в современных условиях.
Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, одобренная на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.), постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422 "О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы", от 24 июля 2000 г. N 551 "О военно-патриотических молодежных и детских объединениях", Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 1760-р, и другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Настоящая Концепция призвана стать основой подготовки организационных и методических документов, программ деятельности органов местного самоуправления Волгограда, общественных организаций и других структур по патриотическому воспитанию молодежи Волгограда.
Основные понятия, используемые в настоящей Концепции
Воспитание - процесс целенаправленного систематического формирования личности, ее сознания (знаний, взглядов, убеждений, суждений, оценок, идеалов), морально-волевых качеств личности (намерений, установок, мотиваций, решений) и ориентированного поведения (действий и поступков, навыков и привычек).
Патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов власти, социальных институтов, общественных объединений по формированию у граждан чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие. Патриотическое воспитание включает в себя направления военно-патриотического, гражданского, духовно-нравственного и историко-краеведческого воспитания.
Военно-патриотическое воспитание - утверждение в сознании гражданина значимости выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества, формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы, воспитание уважения к боевому прошлому России.
Гражданское воспитание - воспитание политической и правовой культуры, формирование четкой гражданской позиции, социально значимой целеустремленности, личного чувства долга и ответственности, развитие потребности в труде на благо России, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями.
Духовно-нравственное воспитание - усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.
Историко-краеведческое воспитание - формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия, природного богатства России и родного края.
Военно-патриотическое молодежное или детское общественное объединение (военно-патриотический клуб) - созданное по инициативе граждан добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, осуществляющее в соответствии с уставом его деятельности военно-патриотическое воспитание молодежи, детей и имеющее в связи с этим право на финансовую поддержку указанной деятельности со стороны органов местного самоуправления Волгограда.
Содержание проблемы
Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитания в целом, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов местного самоуправления Волгограда и общественных организаций по формированию у молодежи Волгограда высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Отрицательно влияет на решение проблем патриотического воспитания молодежи Волгограда следующее:
недостаточное программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания в образовательных и культурных учреждениях;
слабая материально-техническая база учреждений социально-культурной сферы, осуществляющих работу по патриотическому воспитанию молодежи Волгограда;
недостаточное финансово-экономическое и правовое обеспечение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи Волгограда;
незначительное реальное участие предприятий, учреждений, организаций, предпринимательских структур в материально-техническом и финансовом обеспечении мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи Волгограда;
недостаточное вовлечение научных кадров Волгограда в работу по патриотическому воспитанию, так как не удовлетворена потребность в научных исследованиях по совершенствованию форм и методов работы по патриотическому воспитанию молодежи Волгограда;
низкий уровень научно-методического обеспечения подготовки и переподготовки специалистов, участвующих в патриотическом воспитании молодежи Волгограда;
нанесение значительного вреда нравственному воспитанию, психическому и физическому здоровью молодежи программными средствами, создаваемыми и используемыми в современных коммуникационных технологиях, существующими в открытом доступе сети Интернет;
утрачивание традиций интернационализма на современном этапе, перерастание патриотизма в национализм;
недостаточное использование государственных символов, героических событий России и Волгоградской области в патриотическом воспитании молодежи Волгограда.
На протяжении многих лет патриотическое воспитание молодежи рассматривалось как одно из направлений укрепления обороноспособности страны. К сожалению, в последние десятилетия в силу ряда причин у общества изменилось отношение к военной службе. Стали утрачивать свою значимость такие важнейшие направления в воспитании подрастающего поколения, как патриотизм и верность Отечеству. Семьи призывников предпринимают все меры для того, чтобы молодой человек не служил в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - ВС РФ). Сокращается число желающих связать свою судьбу со службой в ВС РФ, растет процент недобора призывников на срочную службу в ВС РФ, не уменьшается тенденция роста такого явления, как "дедовщина". В последнее время значительно ухудшилось физическое состояние и интеллектуальное развитие молодежи. Воспитание защитника Отечества сегодня - проблема социальная.
Назрела необходимость создания условий, способствующих совершенствованию личности молодого человека, воспитанию патриота своего Отечества и изменению массового сознания молодежи, поднимающих престиж ВС РФ.
В этом направлении значительную помощь могут оказать военно-патриотические объединения. Практика показывает, что полученные в них основы воинского воспитания, знания, навыки позитивно влияют на становление вчерашних призывников в воинских коллективах.
Создание системы патриотического воспитания в России в последние годы осуществлялось в ходе реализации государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2001-2005 годы и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2006-2010 годы.
Имея славные исторические, боевые и созидательные традиции, Волгоград остается одним из городов, где патриотизм, нравственность передаются из поколения в поколение. Одной из таких традиций является боевой подвиг при защите Отечества. Глубокие традиции боевого подвига запечатлены в названиях улиц, мемориальных и музейных комплексах, а также в памяти волгоградцев. Для сохранения и развития традиций патриотизма имеется огромная база, составляющая национальное достояние России, - федеральный государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва", мемориал "Солдатское поле", около 1000 памятников, посвященных Сталинградской битве, к которым приезжают поклониться люди со всех регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
В Волгограде имеются уникальные центры патриотического воспитания: муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей Центр "Пост N 1", детский морской центр имени Н.А. Вилкова, Центр "Качинец" им. В.А. Шаталова, государственное образовательного# учреждение "Волгоградский мужской педагогический лицей", школьные музеи боевой и трудовой славы и другие.
Наличие в Волгограде частей и подразделений Российской Армии, казачьих формирований, ветеранской общественности, культурно-просветительных учреждений создает в целом предпосылки для создания эффективной системы патриотического воспитания.
Программа развития гражданственности и патриотизма молодежи Волгограда в последние годы постепенно охватывает все большие сферы деятельности. Несмотря на ее высокий темп развития, она еще не отработана, не установлена четкая и грамотная взаимосвязь предприятий, учреждений, организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодежи Волгограда, не определены приоритетные направления работы в этой сфере.
В этой связи все более неотложным становится продолжение решения всего комплекса проблем патриотического воспитания молодежи программными методами.
Цели, задачи и принципы системы патриотического воспитания молодежи Волгограда
Цель патриотического воспитания молодежи Волгограда - содействие развитию у молодежи Волгограда чувства любви к Отечеству, причастности к его судьбе, ответственности за его состояние и развитие.
Задачами патриотического воспитания молодежи Волгограда являются:
создание эффективной системы патриотического воспитания молодежи Волгограда и механизма ее воплощения в жизнь;
проведение единой политики в организации патриотического воспитания молодежи Волгограда;
создание и обеспечение возможностей для активного вовлечения населения в организованный процесс освоения знаний, умений и навыков, обеспечение условий для самообразования и самовоспитания молодежи в сфере патриотического воспитания молодежи Волгограда.
Принципами патриотического воспитания молодежи Волгограда являются:
системность;
адресность;
активность и наступательность.
Принцип системности подразумевает организацию межведомственного взаимодействия различных структур Волгограда и объединение мер:
научно-теоретического обеспечения;
нормативно-правового обеспечения;
методико-педагогического обеспечения;
финансово-экономического и материально-технического обеспечения;
информационного обеспечения.
Организаторам мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи Волгограда следует знать и применять нормативные акты, составляющие правовую основу настоящей Концепции, принимать личное активное участие и привлекать специалистов других ведомств к осуществлению процесса патриотического воспитания, по каждому из перечисленных блоков ставить текущие и перспективные задачи, устанавливать взаимные связи в их решении, определять имеющиеся ресурсы, своевременно корректировать и оценивать эффективность принимаемых решений.
Принцип активности и наступательности предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения и ценностных установок молодежи, их ориентирования на национальные интересы России.
Основы функционирования субъектов системы патриотического воспитания молодежи Волгограда
Объектом системы патриотического воспитания является молодежь Волгограда. Комплекс мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи Волгограда предполагает участие всех категорий молодежи.
Субъектами системы патриотического воспитания молодежи Волгограда являются:
органы местного самоуправления Волгограда;
семья;
образовательные учреждения всех уровней;
муниципальные и государственные учреждения культуры и молодежной политики;
научные, научно-методические учреждения;
некоммерческие организации, в том числе ветеранские, молодежные и детские общественные объединения;
традиционные религиозные конфессии;
казачье войско;
национально-культурные общественные объединения;
социальные службы;
трудовые коллективы, профсоюзы;
органы военного управления, военные комиссариаты;
воинские коллективы;
правоохранительные органы;
средства массовой информации;
иные учреждения и организации.
Субъектом системы патриотического воспитания молодежи Волгограда может быть и отдельный человек, проявляющий патриотизм, верность своему гражданскому долгу и ставший побудительным примером и образцом для подражания.
Каждый из субъектов системы патриотического воспитания решает специфические задачи в отношении различных объектов системы патриотического воспитания своими средствами, но в тесной координации и на основе единой государственной политики.
При этом акцент делается на организацию патриотического воспитания:
молодежными и детскими общественными объединениями как ценной формой общественной активности и самовоспитания;
образовательными учреждениями как интегрирующими центрами совместной воспитательной деятельности государства, общества и семьи;
семьей как основой воспитательного процесса в целом.
Патриотические молодежные и детские общественные объединения являются действенным инструментом проведения молодежной политики, вовлечения молодежи в социальную деятельность.
Указанные объединения формируют у молодежи готовность к выполнению воинского долга, служению Родине через созидательный труд, добровольчество, ведут деятельность по сохранению и изучению российского исторического и культурного наследия, увековечению памяти погибших при защите Отечества, формируют опыт общественного самоуправления, а военно-патриотические клубы осуществляют в том числе и начальную военную подготовку допризывной молодежи.
Органам местного самоуправления Волгограда рекомендуется активнее развивать деятельность патриотических молодежных объединений, предусматривать различные льготы и меры поддержки, проводить конкурсы проектов в сфере патриотического воспитания, готовить квалифицированные кадры для таких объединений, централизованно снабжать необходимой материально-технической базой, изыскивать возможности снижения размера налогов и возмещения коммунальных платежей, разрабатывать формы поощрения активных руководителей, работников и воспитанников, освещать мероприятия в средствах массовой информации.
Воспитание будущих защитников Отечества проводится в учебных заведениях в условиях плановой педагогической деятельности в соответствии с государственными образовательными стандартами. Вся деятельность учебных заведений должна быть пронизана идеей патриотического служения своей великой Родине - России и малой родине - городу-герою Волгограду. Следует активно развивать систему музейной и поисковой работы силами учащихся и студентов, содействовать участию молодежи в военно-технических видах спорта, возрождать центры стрелковой подготовки, взаимодействовать с Российской оборонной спортивно-технической организацией (РОСТО) в подготовке по военно-учетным и гражданским техническим специальностям, вовлекать ветеранские организации в наставническую работу с молодежью, во взаимодействии с командирами воинских частей развивать и совершенствовать шефские связи учебных заведений, молодежных объединений с воинскими частями. Большие перспективы в области патриотического воспитания у кадетских учебных классов, кадетских учебных заведений.
Основа патриотического воспитания молодежи закладывается в семье. Органы местного самоуправления Волгограда, социальные службы, традиционные религиозные конфессии способствуют популяризации семейных ценностей в обществе, оказывают поддержку семьям во внедрении традиционных и новых методов семейного воспитания, способствующих развитию патриотизма. Средства массовой информации и коммуникации, литература, искусство призваны играть активную и позитивную роль в сфере патриотического воспитания молодежи в семье, формировать у населения потребность в активной жизненной позиции, рассказывать о примерах личного вклада родителей и детей в дело служения Отчизне, поднимать престиж Волгограда на примере достойных земляков, закреплять в сознании молодежи образ патриота как носителя высших общественных идеалов. Необходима наступательность пропаганды нашего историко-патриотического наследия через культурно-массовую, досугово-познавательную, развлекательную деятельность среди населения, в первую очередь, через социальную рекламу и средства массовой информации. Следует развивать систему краеведческой и музейной работы, на предприятиях и в учреждениях поддерживать имеющиеся и создавать новые музеи трудовой и боевой славы, уголки истории и государственной символики, организовывать семейные экскурсии, проводить познавательные туристические походы, направленные на изучение родного края, существующих традиций и обычаев.
Поскольку возраст молодежи - главной категории граждан в Волгограде, на которую направлен процесс патриотического воспитания, пересекается с призывным возрастом, то на первое место должна выступить подготовленность молодых людей к военной службе в ВС РФ. Она включает в себя морально-психологические аспекты, физическое состояние и конкретный уровень начальных военных знаний, умений и навыков, которые позволят будущему воину успешно и в короткие сроки адаптироваться в армейской среде. Эта готовность должна стать одним из важнейших критериев деятельности органов местного самоуправления Волгограда, педагогических коллективов учебных заведений, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений. Содействие и помощь в подготовке с учетом требований к физической подготовке к службе в видах и родах войск ВС РФ и на Военно-Морском Флоте Российской Федерации оказывают командиры воинских частей (учреждений) и военные комиссариаты.
Правоохранительные органы обеспечивают законность и соответствие нормам права всей деятельности по патриотическому воспитанию. Они призваны защищать права и свободы личности, отстаивать интересы государства, способствовать исполнению конституционных обязанностей. Правоохранительным органам рекомендуется оказывать содействие в организации военно-патриотических клубов. Работники правоохранительных органов организуют шефскую работу со всеми категориями подростков, воспитывают трудновоспитуемых подростков личным примером в ходе учебно-полевых сборов молодежи.
В соответствии с принципами системности, адресности, активности и наступательности, обозначенными настоящей Концепцией, трудовые и воинские коллективы также должны принимать деятельное и непосредственное участие во внедрении перечисленных и разработке новых форм патриотического воспитания.
Основным, но не исчерпывающим механизмом решения задач патриотического воспитания является реализация мероприятий постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 г. N 422 "О Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы" и постановления Администрации Волгоградской области от 23 ноября 2009 г. N 422-п "О долгосрочной областной целевой программе "Патриотическое воспитание граждан" на 2009-2011 годы". Субъектам системы патриотического воспитания молодежи Волгограда следует связывать собственную текущую деятельность с указанными мероприятиями, для чего предлагается концентрировать средства и ресурсы по отдельным направлениям с использованием программно-целевого метода планирования. Настоящая Концепция разработана с целью дальнейшего использования при разработке и реализации межведомственных программ, мероприятий субъектами системы патриотического воспитания молодежи Волгограда.
В целях реализации мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи Волгограда рекомендуется разработать идеологическое и технико-экономическое обоснования, содержащие цели и задачи в рамках соответствующего направления патриотического воспитания молодежи Волгограда, основные региональные и местные приоритеты, показатели результативности.
Универсальным и эффективным средством решения одной или нескольких задач, определяемых настоящей Концепцией, является механизм конкурсного отбора. На конкурсной основе может выбираться как исполнитель заранее обоснованного мероприятия, так и заявитель инновационного решения.
К организации и проведению конкурсного отбора могут привлекаться ведущие эксперты из числа государственных, общественных, научных организаций, имеющих большой опыт оценки и поддержки проектов, в том числе в области молодежной политики.
Другим механизмом, обеспечивающим решение задач, определяемых настоящей Концепцией, является расширение системы поощрения за значительные достижения и инициативу в сфере патриотического воспитания молодежи Волгограда. Развитие системы поощрения за успехи в патриотическом воспитании молодежи Волгограда рекомендуется для всех субъектов системы патриотического воспитания молодежи Волгограда.
Управление системой патриотического воспитания молодежи Волгограда
Органы местного самоуправления Волгограда, осуществляя руководство системой патриотического воспитания молодежи Волгограда, действуют в пределах своих полномочий и объединяют усилия в целях обеспечения эффективного его функционирования, контролируют исполнение принятых решений.
Администрация Волгограда взаимодействует с областными и федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения выполнения положений настоящей Концепции, государственных программ и планов патриотического воспитания; вносит предложения по совершенствованию системы патриотического воспитания молодежи Волгограда, разрабатывает долгосрочные муниципальные целевые программы (планы) патриотического воспитания молодежи Волгограда и осуществляет их реализацию, совместно с органами местного самоуправления проводит мероприятия по привлечению предприятий, учреждений, организаций, общественных и религиозных объединений к решению задач патриотического воспитания молодежи Волгограда, обеспечивает финансирование мероприятий разработанных программ.
Содержание управления системой патриотического воспитания молодежи Волгограда включает:
анализ, оценку, прогнозирование и моделирование состояния процесса патриотического воспитания молодежи Волгограда с учетом тенденций общественного развития;
определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности;
научно обоснованное планирование патриотического воспитания молодежи Волгограда;
подбор, обучение, расстановку кадров;
мониторинг состояния дел и эффективности принимаемых решений, систематическое информирование субъектов системы патриотического воспитания молодежи Волгограда о ходе реализации поставленных задач;
своевременную корректировку системы воспитательных воздействий;
научную организацию труда воспитателей и обеспечение субъектов системы патриотического воспитания молодежи Волгограда прогрессивными методами и технологиями воспитательной работы со всеми категориями молодежи.
Механизм управления системой патриотического воспитания молодежи Волгограда содержит нормативно-правовую и содержательную составляющие:
нормативные правовые акты и иные документы правового характера;
учебные программы;
сложившиеся нормы и правила, существующие в обществе, коллективе;
условия жизни, труда, учебно-познавательной деятельности;
личностные и коллективные стимулы - потребности и интересы; духовные и идеологические ценности.
Оценка эффективности и результативности патриотического воспитания молодежи Волгограда
Оценка эффективности и результативности патриотического воспитания молодежи Волгограда осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;
упрочение единства и дружбы народов;
обеспечение заинтересованности молодежи в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе;
проявление мировоззренческих установок на готовность молодежи к защите Отечества;
уровень реализации творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания молодежи Волгограда.
Количественные параметры - это количество:
проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания молодежи Волгограда, а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания молодежи;
подготовленных организаторов и специалистов в сфере патриотического воспитания молодежи;
действующих патриотических объединений, клубов, центров;
молодежи, регулярно участвующей в работе патриотических объединений, клубов, центров, военно-спортивных профильных лагерей;
историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев предприятий, учреждений, организаций;
проведенных мероприятий военно-шефской работы;
проведенных выставок патриотической направленности;
проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
изданных книг патриотической направленности.
Первый заместитель председателя |
А.И. Мордвинцев |
<< Назад |
||
Содержание Решение Волгоградской городской Думы от 14 июля 2010 г. N 35/1037 "О принятии Концепции патриотического воспитания молодежи... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.