12 июля 2010 г.
В целях совершенствования и дальнейшего развития системы патриотического воспитания населения Волгоградской области Администрация Волгоградской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Патриотическое воспитание граждан" на 2009-2011 годы.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Администрации |
Н.К. Максюта |
Долгосрочная областная целевая программа
"Патриотическое воспитание граждан" на 2009-2011 годы
(утв. постановлением Администрации Волгоградской области от 23 ноября 2009 г. N 422-п)
12 июля 2010 г.
Паспорт
долгосрочной областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан" на 2009-2011 годы
Наименование долгосрочной областной целевой программы |
- |
долгосрочная областная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан" на 2009-2011 годы (далее именуется - Программа) |
Дата принятия решения о разработке Программы |
- |
распоряжение Главы Администрации Волгоградской области от 30 июля 2009 г. N 733-р "О разработке долгосрочной областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан" на 2009-2011 годы" |
Государственный заказчик (координатор) Программы |
- |
Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области |
Государственные заказчики Программы |
- |
Комитет по образованию Администрации Волгоградской области, Комитет по культуре Администрации Волгоградской области, Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области, Комитет по печати и информации Администрации Волгоградской области, Комитет по физической культуре и спорту Администрации Волгоградской области, Комитет по управлению архивами Администрации Волгоградской области |
Основной разработчик Программы |
- |
Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области |
Цель и задачи Программы |
- |
цель Программы - совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания населения Волгоградской области, обеспечивающей формирование высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по поддержанию общественной стабильности, упрочению единства и дружбы народов; задачи Программы: создание целостной системы патриотического воспитания населения Волгоградской области; продолжение совершенствования нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания; формирование готовности к сознательному выполнению конституционных обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга; создание условий для пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей патриота и гражданина России; создание условий для участия общественных организаций (объединений) и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию; повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратив их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения; привлечение к участию в патриотическом воспитании научных учреждений, трудовых коллективов и отдельных граждан |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
- |
целевые индикаторы Программы представлены нравственно-духовными и количественными параметрами. Нравственно-духовные параметры: повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе; упрочение единства и дружбы народов; обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе; проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания. Количественные параметры - это количество: проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания, а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания; подготовленных организаторов и специалистов в сфере патриотического воспитания; действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных; граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров, военно-спортивных профильных лагерей; историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев предприятий, учреждений; проведенных мероприятий военно-шефской работы; проведенных выставок патриотической направленности; проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике; изданных книг патриотической направленности |
Сроки реализации Программы |
- |
2009-2011 годы |
Перечень мероприятий Программы |
- |
совершенствование процесса патриотического воспитания. Работа по патриотическому воспитанию в ходе подготовки к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов; работа по патриотическому воспитанию в связи с другими памятными датами и событиями истории России; развитие научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания; координация деятельности общественных объединений и организаций в интересах патриотического воспитания; информационное обеспечение в области патриотического воспитания; формирование и развитие патриотических чувств у населения Волгоградской области; деятельность органов государственной власти по использованию государственных символов России и Волгоградской области в патриотическом воспитании |
Исполнители Программы |
- |
государственные учреждения Волгоградской области; организации, не являющиеся бюджетными организациями Волгоградской области и выполняющие заказ в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов |
Объемы и источники финансирования Программы |
- |
финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и внебюджетных средств. Общий объем ассигнований по финансированию Программы на 2009-2011 годы из областного бюджета составит 30665,8 тыс. рублей, в том числе: в 2009 году - 4605,0 тыс. рублей; в 2010 году - 13022,8 тыс. рублей; в 2011 году - 13038,0 тыс. рублей. Объем средств из внебюджетных источников составит 2411,8 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- |
конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в регионе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепления экономической стабильности Волгоградской области и России, повышение ее международного авторитета |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- |
контроль за реализацией Программы, координация деятельности исполнителей Программы осуществляется в порядке, определенном разделом 7 Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 88-п "Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ" |
1. Содержание проблемы
Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитания в целом, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан России высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей.
Отрицательно влияет на решение проблем патриотического воспитания населения Волгоградской области следующее:
недостаточное программно-методическое обеспечение процесса патриотического воспитания в образовательных и культурных учреждениях;
слабая материально-техническая база учреждений социокультурной сферы, осуществляющих работу по патриотическому воспитанию молодежи;
недостаточное финансово-экономическое и правовое обеспечение патриотического воспитания;
незначительное реальное участие предприятий, предпринимательских структур в материально-техническом и финансовом обеспечении патриотического воспитания;
недостаточное вовлечение научных кадров региона в работу по патриотическому воспитанию, так как не удовлетворена потребность в научных исследованиях о совершенствовании форм и методов работы по патриотическому воспитанию;
низкий уровень научно-методического обеспечения подготовки и переподготовки специалистов патриотического воспитания;
нанесение значительного вреда нравственному воспитанию, психическому и физическому здоровью подрастающего поколения программными средствами, создаваемыми и используемыми в современных коммуникационных технологиях, существующими в открытом доступе сети интернет;
утрачивание традиций интернационализма на современном этапе, перерастание патриотизма в национализм в ряде районов области с компактным проживанием представителей различных национальностей;
недостаточное использование государственных символов, героических событий России и Волгоградской области в патриотическом воспитании молодежи.
На протяжении многих лет патриотическое воспитание молодежи рассматривалось как одно из направлений укрепления обороноспособности нашей страны. К сожалению, в последние десятилетия в силу ряда причин у общества изменилось отношение к военной службе. Стали утрачивать свою значимость такие важнейшие направления в воспитании подрастающего поколения как патриотизм и верность Отечеству. Семьи призывников предпринимают все меры для того, чтобы молодой человек не служил в армии. Сокращается число желающих связать свою судьбу со службой в Российской Армии, растет процент недобора призывников на срочную службу в армию. В ее рядах не уменьшается тенденция роста "дедовщины". В последнее время значительно ухудшилось физическое состояние и интеллектуальное развитие молодежи. Воспитание защитника Отечества сегодня - проблема социальная.
Назрела необходимость создания условий, способствующих совершенствованию личности молодого человека, воспитанию патриота своего Отечества и изменению массового сознания молодежи, поднимающего престиж Вооруженных Сил России.
В этом направлении значительную помощь могут оказать военно-патриотические объединения. Практика показывает, что полученные в них основы воинского воспитания, знания, навыки позитивно влияют на становление вчерашних призывников в воинских коллективах. Однако в 2007 году число уклоняющихся от призыва в Российскую Армию по Волгоградской области составило более 4 тыс. человек.
Признано годными к военной службе и годными с незначительными ограничениями 75 процентов от общего числа лиц, подлежащих призыву. В 2007 году возбуждено 28 уголовных дел на граждан, уклонявшихся от призыва на военную службу.
По состоянию здоровья не было призвано на службу 1969 человек. Более 70 процентов призывников не в состоянии выполнить школьные нормативы общефизической подготовки.
Систематически в Волгоградской области занимаются спортом 250 тыс. человек, что составляет около 10 процентов от общего количества населения области. Это явно недостаточно для полноценного оздоровления населения, решения проблемы занятости подростков и молодежи.
Наблюдается тенденция роста детской преступности. Более 2 тыс. детей и подростков в год совершают правонарушения, свыше 4 тысяч стоят на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.
Засилие рекламы на многих каналах телевидения, ее коммерческая направленность привели за последние 10 лет к уменьшению объема материалов патриотического характера более чем в три раза. С книжных прилавков практически исчезли книги героико-патриотической тематики. В объеме книгоиздания по Волгоградской области доля литературы патриотического характера составляет лишь 20 процентов.
Не были опубликованы ни разу 80 процентов документов и материалов, находящихся на хранении в государственных и муниципальных архивах Волгоградской области.
Создание системы патриотического воспитания в нашей стране в последние годы осуществлялось в ходе реализации государственных программ "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2001-2005 годы и "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2006-2010 годы.
Волгоградская область, имея славные исторические, боевые и созидательные традиции, была и остается одним из регионов, где патриотизм, нравственность передаются из поколения в поколение. Одной из таких традиций является военный подвиг при защите Отечества, Глубокие традиции боевого подвига запечатлены в названиях улиц, мемориальных и музейных комплексах, а также в памяти волгоградцев. Для сохранения и развития традиций патриотизма Волгоградская область имеет огромную базу, составляющую национальное достояние России, - государственный памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, государственный музей-панораму "Сталинградская битва", мемориал "Солдатское поле", около 1000 памятников, посвященных Сталинградской битве, к которым приезжают поклониться люди со всех регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.
В Волгоградской области имеются уникальные центры патриотического воспитания: Пост N 1, клубы юных моряков, клубы юных летчиков, мужской областной педагогический лицей, школьные музеи боевой и трудовой славы и другие.
Наличие в регионе частей и подразделений Российской Армии, казачьих формирований, ветеранской общественности, культурно-просветительных учреждений создает в целом предпосылки для создания эффективной системы патриотического воспитания.
Программа развития гражданственности и патриотизма молодежи Волгоградской области в последние годы постепенно охватывает все большие области деятельности. Но, несмотря на ее повышающийся темп, она еще не отработана, не установлена четкая и грамотная взаимосвязь патриотических структур, не определены приоритетные направления.
В этой связи все более неотложным становится продолжение решения всего комплекса проблем патриотического воспитания граждан программными методами.
2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания населения Волгоградской области, обеспечивающей формирование высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по поддержанию общественной стабильности, упрочению единства и дружбы народов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
создание целостной системы патриотического воспитания населения Волгоградской области;
продолжение совершенствования нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;
формирование готовности к сознательному выполнению конституционных обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
создание условий для пропагандистской деятельности с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей патриота и гражданина России;
создание условий для участия общественных организаций (объединений) и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию;
повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратив их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
привлечение к участию в патриотическом воспитании научных учреждений, трудовых коллективов и отдельных граждан.
Решение указанных задач будет осуществляться путем реализации программных мероприятий.
3. Этапы и сроки реализации Программы
Реализация Программы будет осуществлена в течение 2009-2011 годов.
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы исполнительных органов государственной власти Волгоградской области в целях обеспечения государственного влияния на процесс воспитания, пропаганды патриотизма в средствах массовой информации, консолидации общественных организаций (объединений), координации их деятельности.
Государственными заказчиками Программы являются Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области; Комитет по культуре Администрации Волгоградской области; Комитет по образованию Администрации Волгоградской области; Комитет по печати и информации Администрации Волгоградской области; Комитет по физической культуре и спорту Администрации Волгоградской области; Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области; Комитет по управлению архивами Администрации Волгоградской области, которые осуществляют следующие функции:
организуют и проводят конкурсный отбор исполнителей конкретных работ по реализации мероприятий Программы;
разрабатывают мероприятия патриотического воспитания, организуют их реализацию;
проводят совместно с органами местного самоуправления мероприятия по привлечению общественных организаций (объединений) к решению задач патриотического воспитания;
обеспечивают финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета с привлечением средств внебюджетных источников.
Имущество, создаваемое (приобретаемое) в ходе реализации мероприятий Программы, принимается на баланс государственных учреждений Волгоградской области, являющихся исполнителями мероприятий. Программой не предусматривается создание (приобретение) имущества при реализации мероприятий, исполнители которых определяются на конкурсной основе.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета и внебюджетных средств.
Общий объем ассигнований по финансированию Программы на 2009-2011 годы из областного бюджета составит 30665,8 тыс. рублей, в том числе:
в 2009 году - 4605,0 тыс. рублей;
в 2010 году - 13022,8 тыс. рублей;
в 2011 году - 13038,0 тыс. рублей.
Перечень мероприятий и работ по реализации Программы отражен в приложении 1. Средства из областного бюджета на реализацию Программы выделяются органам исполнительной власти Волгоградской области согласно приложению 2. С исполнителями, не являющимися бюджетными организациями Волгоградской области, заключаются государственные контракты о выполнении работ и оказании услуг, необходимых для выполнения областной целевой программы, на конкурсной основе.
6. Система организации контроля за исполнением Программы
Контроль за реализацией Программы, координация деятельности исполнителей Программы осуществляется в порядке, определенном разделом 7 Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 13 октября 2008 г. N 88-п "Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации долгосрочных областных целевых программ".
7. Оценка ожидаемой эффективности от реализации Программы
Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением граждан к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания, что позволит при проведении научно-практических конференций различных уровней, издании монографий, пособий, книг, мультимедийных изданий разработать научные подходы и выработать систему мероприятий, включающих весь комплекс мер патриотического воспитания населения Волгоградской области, а также:
увеличить с 222 до 320 единиц школьных паспортизированных музеев;
увеличить количество военно-патриотических клубов в муниципальных образованиях области. До 2011 года планируется открыть 15 военно-патриотических клубов в муниципальных образованиях области. Выполнение Программы позволит увеличить количество патриотических клубов и объединений учащейся молодежи, работающих на базе школ и учреждений дополнительного образования детей, с 80 до 125 единиц, а также количество кружков военно-патриотической направленности;
увеличить до 360 участников областного конкурса исследовательских работ по изучению истории Сталинградской битвы среди школьников и студентов к 2011 году;
снизить количество уклоняющихся от призыва на срочную службу граждан, создать 47 объединенных учебных пунктов в каждом районе Волгоградской области для обучения основам военной службы более 2 тыс. граждан в год;
увеличить количество населения, систематически занимающегося спортом, до 350 тыс. человек;
привлечь к работе по патриотическому воспитанию населения трудовые коллективы области;
создать условия привлечения общественности к участию в системе патриотического воспитания, что позволит более 5 тыс. человек пройти допризывную подготовку на базе воинских частей Волгоградского гарнизона и летних военно-патриотических лагерей;
создать межотраслевую систему управления процессом патриотического воспитания;
создать региональную нормативную правовую базу патриотического воспитания;
обеспечить подготовку кадров в системе патриотического воспитания;
активизировать взаимодействие со средствами массовой информации, участвующими в пропаганде патриотизма;
выпустить более 10 наименований книг, буклетов, методических пособий, направленных на улучшение патриотического воспитания населения;
выпустить четыре документальных и закупить более 10 художественных фильмов отечественного производства патриотической тематики в фонды Волгоградского областного киновидеоцентра; приобрести около 10 восстановленных копий фильмов о Сталинградском сражении.
Конечным результатом реализации Программы должна стать положительная динамика роста патриотизма и интернационализма в регионе, обеспечение на ее основе благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе, укрепления экономической стабильности Волгоградской области и России, повышение ее международного авторитета.
8. Перечень обобщенных оценочных показателей (индикаторов) реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве обобщенных оценочных показателей (индикаторов). Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
повышение толерантности, снижение степени идеологического противостояния в обществе;
упрочение единства и дружбы народов;
обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе;
проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;
уровень реализации творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в области патриотического воспитания.
Количественные параметры - это количество:
проведенных научно-исследовательских работ по проблемам патриотического воспитания, а также степень их внедрения в теорию и практику патриотического воспитания;
подготовленных организаторов и специалистов в сфере патриотического воспитания;
действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных;
граждан, регулярно участвующих в работе патриотических объединений, клубов, центров, военно-спортивных профильных лагерей;
историко-патриотических музеев, школьных музеев, музеев предприятий, учреждений;
проведенных мероприятий военно-шефской работы; проведенных выставок патриотической направленности;
проведенных фестивалей и конкурсов по патриотической тематике;
изданных книг патриотической направленности.
9. Технико-экономическое обоснование
Технико-экономическое обоснование определяет целесообразность выделения средств областного бюджета на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию граждан Волгоградской области. Общий объем финансовых средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы составляет 30665,8 тыс. рублей, из внебюджетных источников привлекается 2411,8 тыс. рублей. Это будет способствовать выявлению инновационных форм и методов работы по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи и по подготовке кадров, осуществляющих гражданское и патриотическое воспитание детей и молодежи на базе государственных учреждений и общественных организаций, повысит организационно-методический уровень процесса патриотического воспитания граждан, позволит в полной мере осуществить координацию деятельности поисковых объединений, патриотических молодежных общественных организаций.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 12 июля 2010 г. N 312-п в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 1
к долгосрочной областной целевой программе
"Патриотическое воспитание граждан"
на 2009-2011 годы
Перечень
мероприятий и работ по реализации долгосрочной областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан" на 2009-2011 годы
12 июля 2010 г.
Приложение 2
к долгосрочной областной целевой программе
"Патриотическое воспитание граждан"
на 2009-2011 годы
Средства из областного бюджета, выделяемые органам исполнительной власти Волгоградской области на реализацию долгосрочной областной целевой программы "Патриотическое воспитание граждан" на 2009-2011 годы
Государственный заказчик |
Объем финансирования (тыс. рублей) |
|||
всего |
в том числе: |
|||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области |
13285,0 |
1805,0 |
3815,0 |
7665,0 |
Комитет по культуре Администрации Волгоградской области |
11602,8 |
605,0 |
7617,8 |
3380,0 |
Комитет по образованию Администрации Волгоградской области |
930,0 |
520,0 |
200,0 |
210,0 |
Комитет по управлению архивами Администрации Волгоградской области |
440,0 |
- |
40,0 |
400,0 |
Комитет по печати и информации Администрации Волгоградской области |
3808,0 |
1575,0 |
1175,0 |
1058,0 |
Комитет по физической культуре и спорту Администрации Волгоградской области |
450,0 |
100,0 |
100,0 |
250,0 |
Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области |
150,0 |
- |
75,0 |
75,0 |
Итого |
30665,8 |
4605,0 |
13022,8 |
13038,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Волгоградской области от 23 ноября 2009 г. N 422-п "О долгосрочной областной целевой программе "Патриотическое воспитание граждан" на 2009-2011 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Волгоградская правда" от 2 декабря 2009 г. N 226
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Волгоградской области от 16 мая 2011 г. N 202-п
Постановление Администрации Волгоградской области от 22 ноября 2010 г. N 601-п
Постановление Администрации Волгоградской области от 23 августа 2010 г. N 373-п
Постановление Администрации Волгоградской области от 12 июля 2010 г. N 312-п